- Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
- Интерактивные технологии в образовании
- Уроки русского языка (14)
- Уроки русского языка
- ФГОС, методические приемы на уроках русского языка и литературы учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Уроки русского языка (14)
Интерактивная презентация «Буквы З и С на конце приставок» (ppt-1,4 Мб)
Ресурс для 5 класса — 5 тестовых заданий с выбором ответа и автоматической проверкой.
Дата публикации: 2011-08-08 20:32
Карточки по теме «Варианты морфем» (pdf — 123 Кб)
Дидактический раздаточный материал для учащихся 5 класса
Дата публикации: 2014-01-17 20:08
Лексико-орфографическая работа по теме «Буквы И и Ы после Ц» (ppt-4,2 Мб)
Презентация к уроку
Дата публикации: 2011-11-06 19:55
Проверочная работа по теме «Суффиксы действительных причастий настоящего времени» (doc -67,5 Кб)
Раздаточный материал для 7 класса.
Дата публикации: 2012-03-14 20:29
Проверочная работа по теме «Суффиксы страдательных причастий настоящего времени» (doc — 36 Кб)
Раздаточный материал для 7 класса.
Дата публикации: 2012-03-14 20:30
Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих и Ц»
Карточки (2 варианта) для 10 класса.
Дата публикации: 2011-10-16 16:01
Тренажёр «Чередующиеся гласные в корне» (ppt-2,9 Мб)
Тренажёр формирует умение работать с тестовым заданием, сформулированным в формате ГИА (задание В2, демонстрационный вариант 2011 года); презентация предназначена для отработки навыка распознавания слов с чередующимися безударными гласными в корне, развития умения отличать такие корни от омонимичных корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными, выбирать слово с учётом теоретических установок; презентация способствует развитию орфографической зоркости и самостоятельности при решении тестовых заданий. Тренажёр может быть использован как при подготовке к ГИА по русскому языку, так и на этапе повторения и обобщения изученных правил. Ресурс можно использовать как шаблон для создания презентаций с тестовыми заданиями группы В (со свободным выбором ответа) в формате ЕГЭ и ГИА.
Дата публикации: 2011-10-15 23:13
Урок в 10-м классе по теме «Орфограммы в приставках»
Авторская методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 10 классе. Урок проводится в компьютеризированном классе с подключением к сети Internet. Используется презентация Роwer Point и интерактивные тесты на сайте.
Урок в 11-м классе по теме «Средства выразительности языка»
Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного, вызывают у учащихся наибольшие трудности. Самое трудное – развить умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. Материалы данного урока можно использовать для контроля или коррекции знаний.
Урок в 5-м классе по теме «Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-«
Авторская методическая разработка урока объяснения нового материала в 5 классе с компьютерной поддержкой. На уроке используется презентация Роwer Point и интерактивная доска.
Источник
Уроки русского языка
Уроки русского языка [521] | Презентации по русскому языку [459] |
Мультимедийные тесты по русскому языку [100] | Печатные тесты по русскому языку [101] |
Внеклассные мероприятия по русскому языку [58] | Контрольные работы по русскому языку [142] |
Рабочие программы по русскому языку [137] | Компьютерные программы по русскому языку [2] |
Интерактивная доска (русский язык) [10] |
Данный материал предназначен для учителя, работающего по УМК Ладыженской. На уроке происходит знакомство учащихся с обстоятельством и его видами. На практике закрепляются полученные знания
Целевая аудитория: для 8 класса
Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме «Драгоценные частицы».
Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.
Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.
Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.
Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.
Целевая аудитория: для 7 класса
Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.
Цели и задачи урока:
- дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Целевая аудитория: для 7 класса
В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.
Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.
ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.
Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.
Целевая аудитория: для 5 класса
Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.
Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.
Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.
Целевая аудитория: для 5 класса
Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.
На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).
Целевая аудитория: для 8 класса
а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.
а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.
- интерес к предмету;
- языковую личность, владеющую разными видами компетенций;
б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.
Целевая аудитория: для 7 класса
- Обобщение знаний о существенных признаках глаголов как части речи;
- дать представление о роли глагола в речи;
- развивать умения распознавать роль глагола в тексте;
- обогащать словарный запас учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).
Форма урока: поисковая
Целевая аудитория: для 4 класса
Разработку можно использовать на уроках русского языка в 8 классе в конце изучения темы «Односоставные предложения» как повторение и закрепление изученного материала. Учащиеся класса делятся на команды, на экране появляется игровая таблица. Учитель задаёт вопрос, через 30 секунд обсуждения учащиеся отвечают. За правильный ответ получают баллы. Игра продолжается до тех пор, пока вся игровая таблица не будет пройдена. В конце учитель подсчитывает количество набранных баллов, подводит итоги игры.
Целевая аудитория: для 8 класса
Данная разработка полезна учителям русского языка, работающим в 8-х классах. методическая разработка содержит подробную технологическую карту урока, презентацию, карточки и иные дидактические материалы.
Источник
ФГОС, методические приемы на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Методические приемы на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_priemy_pri_realizatsii_fgos_na_krokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Казенное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« МКОУ Средняя общеобразовательная школа №4 имени Джамбинова З.Э»
«Методические приемы при реализации ФГОС на уроках
русского языка и литературы»
Агаева Деляш Г. Учитель:
русского языка и литературы
Цель моей работы :
— показать моделирование системы работы учителя — словесника, обеспечивающее реализацию творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО;
Объект – развитие творческой самостоятельности и решения проблемных ситуаций у учащихся в образовательной области «Филология».
Предмет – организация проблемного и развивающего обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся.
1. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.
2. Использовать различные методические приемы развивающего обучения для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.
3. Способствовать развитию у учащихся навыков анализа текста, построения самостоятельного мотивированного высказывания.
4. Создать ситуацию успеха при выполнении творческих работ на уроках русского языка и литературы.
5. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, ориентированных на современные формы обучения.
6. Осуществить отбор методов и приёмов работы с учащимися с учётом специфики предмета
« Русский язык и литература».
– способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром;
— формирование конкурентоспособной личности, имеющей активную жизненную позицию и глубокие, прочные лингвистические, языковедческие, литературоведческие знания;
— высокий уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений и навыков, способов учебной деятельности
— совершенствование работы по самообразованию, высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса; взаимная ответственность за результаты деятельности.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время сбережение и здоровье сбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения, поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип диалога
- Принцип сотрудничества
- Принцип сотворчества
- Принцип личного примера
Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. На этом и строятся методические приемы, используемые мною.
При использовании на уроках русского языка и литературы приемов развивающего обучения используются следующие подходы в обучении:
-коммуникативный или дискуссионный подход.
Процесс развивающего воздействия мною подразделяется на три уровня :
-мотивационный (позиция хочу);
-информационный (позиция знаю);
-операционный (позиция умею).
На мотивационном уровне реализуется этап инициирующий, проектировочный, проблемный. На информационном уровне реализуется преобразующий этап. На операционном уровне – созидающий, диагностический этап. Все это показывает сформирован21ность компетенции и компетентности способностей школьника.
Этапы решения проблемы
Американский ученый Дьюи Джон сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
“Решить проблему” — значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие методические задачи:
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Решить этот вопрос можно используя приёмы создания проблемной ситуации.
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Еще одна постановка проблемы на уроке- это сообщение темы с мотивирующим приемом, которое заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом ,либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Примеры создания проблемных ситуаций:
- Предлагается фраза «Тяжело в учении – легко в бою».
-Слышали ли вы это высказывание раньше?
-Кому оно принадлежит?
-Согласны ли вы с высказанной мыслью?
-О чем мог говорить Суворов?
-Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?
Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова. Возникает коллизия, формулируется проблема.
- Создание проблемной ситуации:
— на доске два словосочетания, сравните их дедушкин шарф, мой шарф
Запишите их в тетрадь,
— из каких частей речи состоят данные словосочетания?
-где главное, где зависимое слово?
-определите разряд прилагательного дедушкин
-знаете ли вы притяжательные прилагательные?
— на какой вопрос отвечает слово мой?
— указывает ли на чью-то принадлежность?
-как вы думаете, с чем нам сегодня необходимо познакомиться? (С притяжательными местоимениями).
-тогда какова тема и цель сегодняшнего урока? (Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)
3. Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»:
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить ее, не лелеять воспоминаний о ней?»
-Сегодня, дорогие ребята, у нас урок-мастерская по повести Л.Н. Толстого «Детство». В этой повести автор считал, что детство – главная пора в жизни человека и, судя по его словам, самая счастливая! Вы прочитали повесть «Детство».
-Какие вопросы у вас возникли при чтении повести? Что бы вы хотели обсудить?
Основными методическими приемами в своей работе считаю следующие:
Прием «Корзина» идей, понятий, имен.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:
Слово «синквейн» в переводе обозначает « пять строк».
Форма написания по алгоритму:
- Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
- Во второй строке — два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета.
- Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
- Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.
- В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.
Называют, изображают, не изменяются
Не чуя под собой ног
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;
«хочу узнать» — формулирование цели;
«узнал» — соотношение новой и старой информации;
«научился» — осознание результативности деятельности.
Верные – неверные утверждения
Предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.
Работа с текстом
Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).
Приём составления граф — схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.
Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.
Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.
Чтение с остановками
Открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?
Проектная и исследовательская деятельность
Создание учащимися литературных произведений и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро.
доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему «Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы».
Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы.
Материал для проведения уроков литературы в 7 классе по творчеству А.С.Пушкина предназначен для учителей русского языка и литературы.
Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время.
В выступлении отмечаются особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС «второго поколения», его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения .
Я — учитель русского языка и литературы. Мне повезло: ведь я занимаюсь любимым делом. Я люблю работать творчески. Мне нравится что-то искать, находить, открывать новое для себя, придумывать самой и уч.
Источник