Нот ведь всего семь

Почему нот семь?

7 нот — в гамме. А в распоряжении нашем — 12 нот.

Чтобы не запутаться, нужно понимать гамму как выборку из 12 возможных нот — это вариация.

Это как лестница.

Есть мажорная лестница. Есть минорная. И есть еще другие разновидности лестниц. И они все оперируют немного различными нотами из имеющихся в распоряжении 12-ти нот.

Но все гаммы-лестницы — это 7 ступенек. Поэтому и говорят, что есть 7 нот.

Первая ступень — это тоника. Основа.

Вторая ступень гаммы — может быть пониженная или обычная. Пониженная она в некоторых ладах, например в восточном.

Третья ступень — это всегда выбор: терция малая или большая — мажор или минор.

Четвертая — это кварта. Она просто есть.

Пятая — это квинта. Это обрамление аккорда. Аккорд — это 1-3-5 ступени.

Между 4 и 5 ступенью есть особая нота — тритон так называемый. В обычном мажоре/миноре ее нет, но в других вариациях «лестниц» вполне — например блюз.

Шестая — тоже малая или большая может быть, как терция. В миноре малая, в мажоре большая.

Седьмая — как шестая, так же.

Ну и восьмая — это то же что и первая. Октава. Та же тоника, только наверху.

Когда разберешься в этом всем, суть музыки становится очень ясной и понятной. Не нужно зубрить теорию музыки ни в коем случае. Нужно ее просто как следует осознать — ее логику и ее смысл. Это очень интересно и отнюдь не так сложно!

Можно понять теорию музыки и откуда взялась гамма, ноты, интервалы, мажоры и миноры и прочее — с точки зрения физики и логики. Понятно будет даже для тех, кто совсем не знаком с теорией музыки.

Источник

Почему выражение «в музыке всего семь нот» не соответствует действительности

Серия очерков: «Элементарные уроки музыки»

Вот в поп-музыке всё время говорят, мол, это плагиат. А там, на самом деле, похож только ритмический рисунок и гармоническая последовательность. То есть как раз то, что в попсе повторяется из песни в песню и называется «три аккорда» и «22 притопа».

Ну, жанр это такой, здесь так принято. А ещё говорят, мол, нот всего семь. Но ведь это не так!

Тут у меня в одном месте забавный спор вышел. Говорю: «Ну, как же семь нот, когда их гораздо больше».

А на другом конце провода отвечают: «Вы же не весь объём нот имеете в виду, а только одну октаву».

«Вот те раз, — говорю я. — Я, когда говорю «нот всего семь», я не уточняю, что «в одной октаве»! И никто не уточняет. Потому, как не все вообще знают, что такое октава».

Мне ничего не ответили на другом конце провода, но судя по лайку, со мной молчаливо согласились, хотя первоначально были против моей простой и трезвой мысли.

Получается, что нот ровно столько, сколько я могу использовать максимально в данный момент на определённом инструменте. Если я играю сейчас на фортепиано или на синтезаторе, значит 88 — максимальное количество клавиш. Опять-таки 88 основных тонов и производных к ним, только на полтона (диезы и бемоли)! А с производными на тон (об этом ниже), будет больше.

А вы говорите семь! То есть если их и семь, то надо уточнять, что в одной октаве.

Другими словами, «до» первой октавы, это совсем не «до» второй октавы, и уж тем более третьей.

Тогда: вопрос на засыпку: а «си-диез», это как?

Это вопрос для людей без музыкального образования. Для тех, кто хотя бы раз открывал учебник «Элементарной теории музыки», такого вопроса не существует. В моём дипломе значилось «педагог музыкальной школы, дирижёр оркестра», потому я обязан знать, что «си-диез» от «до» отличается только написанием. А как же тогда «ре-дубль бемоль»?

Для тех, кто не в курсе, повышать (или понижать) в музыке можно не только на пол тона — знаками альтерации диезом (решётка) или бемолем (фигурный мягкий знак), но и на тон — знаками альтерации дубль-диез (лежачий крестик) и дубль-бемоль (два бемоля).

Справка: знаки альтерации — знаки, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука.

Так вот «ре-дубль бемоль» — это всё та же нота «до». Что это означает? Только то, что говоря о количестве нот в октаве, мы также ошиблись. Их не семь. Их как минимум 12! То есть к белым клавишам добавляются чёрные!

Но. Хотите посадить в лужу умников и умниц? Ведь они любят, на фразу «нот-то всего семь», отвечать, что «вы не правы, нот 12». Заметьте: ни те, ни другие даже пытаются обозначить, что речь идёт об одной октаве, что уже в корне, как мы выяснили выше, не верно.

Так вот, когда вам ответят, что, мол, нот двенадцать и напомнят про чёрные клавиши, то бишь диезы и бемоли, то вы прибейте их вопросом: «А как же дубль-диезы и дубль-бемоли»?

А теперь простая математическая задачка: с учётом выше сказанного, сколько же всё-таки всего нот в одной октаве?

Если я не ошибся, у меня получилось. 35! С учётом диезов, бемолей, дубль-диезов и дубль бемолей — всего 35!

Вот так! Ни больше ни меньше! Посадите в лужу «знатока» музыкальной теории!

Это мы ещё не сказали о «бекарах»!? Хотя на самом деле «бекар» — это всего лишь отмена предыдущего знака альтерации. Но тут сложно: с одной стороны это можно назвать «другой нотой», а с другой стороны это только лишь отмена того, что было ранее.

Вот если речь вести о названиях нот, причём о чистых названиях, без названий с добавленными к ним знаками альтерации, то их действительно семь. Или если речь вести о количестве основных ступеней в октаве (тональности). Или о количестве только белых клавиш в октаве. И так далее.

В этом уроке, до того, что я хотел сказать о плагиате мы так и не добрались. Зато хорошо усвоили, что нот далеко не 7, и даже не 12, а гораздо больше.

Подписывайтесь на мой оригинальный одноимённый хештег серии # элементарные уроки музыки и узнаете все тайны и скрытые секреты тёмных запутанных музыкальных закоулков. И хотя аналогия с названием учебника «Элементарная теория музыки» на лицо, эта серия очерков, прежде всего: интересные музыкальные истории, нешаблонные взгляды на музыкальные стандарты и т.д. и т.п., а не набор скучных школьных правил.

Источник

Почему в нашей музыке семь нот?

Повторяющийся узор фортепианной клавиатуры из чёрных и белых клавиш известен всем и является одним из символов музыки вообще. Достаточно нарисовать на плакате 7 белых клавиш и 5 чёрных – и всем сразу же понятно, что речь пойдёт о чём-то музыкальном. А знаете ли вы, почему клавиши расположены именно таким образом, а не иначе? Почему белых клавиш семь, а чёрных пять? Давайте разбираться.

Где купить частотомер?

Чтобы разобраться в этом вопросе, нам потребуется помощь физики и математики. Начнём с того, что у каждого музыкального звука на фортепиано есть физическая характеристика – частота , а измеряется она в особых единицах – герцах (Гц). Например, нота «ля» первой октавы обладает частотой в 440 Гц. Для измерения частоты используется специальный физический прибор – частотомер или осциллометр, то есть «счётчик колебаний» .

Если хотите, вы тоже можете купить себе для экспериментов частотомер, стоит он недорого – только за ним нужно бежать вовсе не в магазин научного оборудования, а в магазин музыкальных инструментов. И называется он там не «частотомер», а «тюнер», то есть «инструмент для настройки» – но на самом деле тюнер представляет собой самый обычный частотомер, только чуть-чуть переделанный. Встроенный микрофон «слушает» ноту, которую мы играем или поём, и показывает нам её высоту на маленьком экранчике. Для настройки струн скрипки или гитары – самая удобная штука на свете!

Впрочем, если вам лень отправляться в магазин или вы не хотите тратить лишние деньги, можно воспользоваться достижениями современных технологий. Например, скачать для своего смартфона маленькое бесплатное приложение «Тюнер и метроном». Или «Sound Analyzer Free», или «Frequency Counter», таких приложений много, просто «Тюнер и метроном» – самое наглядное и (главное) весьма точное. Нажимаем на кнопочку «Тюнер» – и пожалуйста, вот вам прекрасный частотомер для экспериментов со звуком!

Первый эксперимент: что такое октава?

Если поднести частотомер к пианино, и нажать на клавишу «ля» первой октавы, то прибор покажет нам на экранчике частоту 440 Гц (если, конечно, пианино настроено и исправно). А теперь нажмём на клавишу «ля» второй октавы – прибор покажет нам частоту 880 Гц. Как любопытно, правда? Ведь 880 – это 440, умноженное на 2!

Может быть, это совпадение?

Нажмём на клавишу «ля» малой октавы и снова посмотрим на экранчик тюнера. Он тут же покажет нам частоту 220 герц. А 220 – это 440, разделённое на 2!

Значит, не совпадение, а строгая закономерность. Если мы продолжим наши эксперименты с нотами «ля» по всей клавиатуре пианино, получим такую вот таблицу частот:

Посмотрите, с помощью простых наблюдений за частотомером мы открыли один из самых главных законов теории музыки: частота нот на расстоянии одной октавы отличается ровно в два раза . Хотите ноту на октаву выше? Умножьте частоту на 2. Хотите ноту на октаву ниже? Разделите частоту на 2. Хотите ноту на две октавы выше? Умножаем частоту на 4, легко и просто!

Второй эксперимент: что такое квинта?

Хорошо. Если умножить частоту на 2, получим октаву вверх. Если умножить на 4, получим две октавы вверх. А что будет, если умножить частоту на 3?

Шикарный вопрос! Снова берём ноту «ля» 1-й октавы, частота равна 440 Гц. 440 умножить на 3 равно 1320. Какая это будет нота? Снова берём наш частотомер и находим ноту на клавиатуре пианино банальным методом перебора («научного тыка»). Оп! Есть! Это нота «ми» третьей октавы! Опустим её на октаву вниз, то есть разделим на 2, и получим частоту 660 Гц – «ми» второй октавы. Ноты «ля» первой октавы и «ми» второй октавы образуют красиво звучащий музыкальный интервал, квинту. Именно по квинтам, например, настраиваются струны скрипки. А если мы опустим нашу ноту «ми» ещё на октаву вниз (то есть разделим на 4), то получим «ми» первой октавы, 330 Гц.

Итак, чтобы получить квинту вверх, нам нужно нашу частоту умножить на 3 и разделить на 2, или умножить на дробь 3/2. А если мы умножим нашу частоту на обратную дробь, то есть 2/3? 440 умножить на 2 и разделить на 3 будет примерно 293. Опять включаем частотомер и ищем эту частоту на клавиатуре пианино. Есть! Вот она! Это нота «ре» первой октавы – а нота «ре» образует от ноты «ля» в точности такую же квинту, только сыгранную вниз! Получается, что ноты, из которых можно составлять красивые мелодии и вообще музыку, образуются не «сами по себе», не случайно, а по строгим математическим законам ! Вот это да!

Источник

Почему в нотной грамоте всего семь нот?

О том, что в нотной грамоте семь нот, всем хорошо известно. Вот только не все могут объяснить, почему их именно семь. Даже музыканты на этот вопрос вам вряд ли ответят. На самом деле это довольно давняя и интересная история, которая своими корнями уходит в глубокое прошлое. В те далекие времена люди еще не изобрели музыкальных инструментов, и о нотной грамоте представления не имели. Графическое обозначение музыкальных звуков появилось значительно позже. С современными нотами оно ничего общего не имело. Это были символы, в виде черточек, запятых и точек.

Такое обозначение было весьма неудобным. К тому же, у каждого народа оно было своим. Прочитать данные символы было весьма проблематично. По этой причине люди и стали задумываться о создании единой нотной грамоты. И она была создана. Это была довольно оригинальная система записи звуков, которая использовалась при католическом пении. Данные символы получили название «невмы». Они были достаточно примитивны, и отображали лишь направление и тональность звука, но не его точное звучание. По этой причине записанную с их помощью мелодию точно воспроизвести было невозможно. То, есть, соединить с помощью невмы два звука было весьма проблематично. А ведь от их правильного сочетания как раз и зависит мелодия.

Чуть позже по инициативе монаха Аретинского была введена нотная грамота. Она представляла собой нотный стан, состоящий из четырех параллельных полос, на которые наносились ноты, в виде квадратиков. Каждая нота имела свое название, которое соответствовала заглавным буквам гимна Иоанна Крестителя.

Первоначально нот было шесть: до, ре, ми, фа, соль, ля. Чуть позже появилась седьмая нота, «си», что позволило использовать современную октавную систему.

Так почему же, все-таки, нот семь?

Вероятнее всего свою роль здесь сыграла природная гармония. Посудите сами – в неделе семь дней, у радуги семь цветов, в году двенадцать месяцев. Вот по этой причине в октаве 12 звуков. То есть, к основным семи нотам были добавлены бемоли и диезы, которые позволяли повышать или понижать основной звук на полтона. Нотная грамота, состоящая из семи основных нот, оказалась очень удобной, и поэтому была принята всем мировым сообществом.

Источник

Всего семь нот

Всего семь нот пришли откуда?
Творец из рук своих вручил их нам.
И вот размыты образы и чувства.
Переживания расплылись по векам.

Да кто-то же диктует мне слова.
Слова из моих нот воспоминанья.
Из тысячи обид и тысячи причин.
Вот музыка,написано «анданте».

Семь нот, такая мощь и сила.
Такая разная и жуткая игра.
И вот органы фуги огласили.
И «Лунная соната» снизошла.

Эй, пианист, освободи мне место.
Либретто своей жизни напишу.
Часть первая звучит протяжно
В стиле «ларго», а впереди.

Там музыка звучит «импэтуозо».
Жизнь захлестнула бурная река.
Стаккато бьет — «кон форца»
Какая же задумка у Творца?

Ах, этот стиль «кон вигорэ».
Я разгадаю позже. Творец сказал:
«Не бойся, не проси. Люби и помни
Девиз отныне твой «кон аморэ».

Часть третья будет грандиозной.
Помпезной, полной торжества.
Очень чувствительной и страстной
Звучание мелодии форте.

Любовь меня нашла. Какое чудо!
Я не сломалась, до конца дошла.
Закончено мое либретто жизни.
И гамма чувств во мне заключена.

Всего семь нот события сложили.
За все благодарю я своего Творца.
Семь нот и мир лежит отныне
У ног моих — Богини бытия…

Семь нот – гармония простая.
Мажор-минор, а между Ты и Я.
Брависсимо! Финал мы отыграли.
И ты теперь со мной любовь моя…

Ирина Вайнер
06.05.2011

Andante (анданте) – не торопясь, спокойно.

libretto (либретто означает книжечка) — это полный текст музыкально-сценического сочинения.

Largo (ларго) – широко.

Impetuoso (импэтуозо) – стремительно, бурно.

Источник

Оцените статью