Нота арфа бах что это

Нота арфа бах что это

Арфа считается символом гармонии, изящества, спокойствия, поэзии. Один из самых красивых и загадочных инструментов, похожий на большое крыло бабочки, веками дарил поэтическое и музыкальное вдохновение своим мягким романтичным звучанием.

Что такое арфа

Музыкальный инструмент, выглядящий как большая рама треугольной формы, на которой закреплены струны, относится к струнной щипковой группе. Этот вид инструментов обязательно участвует в любом симфоническом выступлении, причем арфу используют для создания и сольной, и оркестровой музыки в разных жанрах.

В оркестре звучат обычно одна или две арфы, но случаются и отступления от музыкальных стандартов. Так, в опере русского композитора Римского-Корсакова «Млада» используются 3 инструмента, а в произведении Рихарда Вагнера «Золото Рейна» – 6.

В большинстве случаев арфисты аккомпанируют другим музыкантам, но бывают сольные партии. Солируют арфисты, например, в «Щелкунчике», «Спящей красавице» и «Лебедином озере» Петра Ильича Чайковского.

Как звучит арфа

Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта.

Звук арфы мягкий, негромкий. Регистры не выражены, тембровое разделение расплывчатое:

  • нижний регистр приглушенный;
  • средний – густой и звучный;
  • высокий – тонкий и легкий;
  • наивысший – короткий, слабый.

В арфовых звуках отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.

В арфовой игре нередко применяется эффект глиссандо – быстрого движения пальцев по струнам, благодаря чему извлекается чудесный звуковой каскад.

Тембровые возможности арфы поразительны. Ее тембр позволяет сымитировать гитару, лютню, клавесин. Так, в испанской увертюре Глинки «Арагонская хота» арфист исполняет гитарную партию.

Число октав – 5. Педальное строение позволяет воспроизводить звуки от контроктавы «ре» до 4-ой октавы «фа».

Устройство инструмента

Треугольный инструмент состоит из:

  • резонансной коробки высотой около 1 м, расширяющейся к основанию;
  • плоской деки, чаще всего изготавливаемой из клена;
  • узкой рейки из твердой породы дерева, прикрепленной к середине деки на всю длину, имеющей отверстия для вдевания струн;
  • большого изогнутого грифа в верхней части корпуса;
  • панели с колками на грифе для закрепления и настройки струн;
  • передней колоннообразной стойки, предназначенной для сопротивления колебаниям струн, натянутых меж грифом и резонатором.

Количество струн у разных инструментов неодинаковое. Педальная разновидность 46-струнная, причем 11 струн выполнены из металла, 35 – из синтетического материала. А в небольшой леверсной арфе 20-38 жил.

Арфовые струны диатонические, то есть бемоли и диезы не выделяются. А чтобы понизить или повысить звучание, применяют 7 педалей. Чтобы арфист быстро ориентировался в выборе нужной ноты, делаются разноцветные струны. Жилы, дающие ноту «до», красного цвета, «фа» – синего.

История арфы

Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.

Каждый древний народ имел инструмент оригинальной формы. Особой любовью арфа пользовалась у египтян, которые называли ее «прекрасная», щедро украшали золотыми и серебряными вставками, драгоценными минералами.

В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке. Его использовали бродячие артисты. В XVII веке европейская арфа стала выглядеть как тяжелая напольная конструкция. Средневековые монахи и служители храмов использовали инструмент для музыкального сопровождения богослужений.

В дальнейшем над строением инструмента многократно экспериментировали, стараясь расширить диапазон. Изобретенный в 1660 году механизм, позволяющий с помощью натяжения и отпускания струн ключами менять высоту звучания, был неудобен. Тогда в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер создал педальное устройство, в котором педали давили на крюки, натягивающие струны.

В 1810 году во Франции ремесленник Себастьян Эрар запатентовал тип двойной арфы, воспроизводящий все тона. На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.

В Россию арфа попала в XVIII веке, почти сразу стала популярной. Первый инструмент смогли привезти в Смольный институт, где был сформирован класс арфисток. А первой в стране арфисткой стала Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий.

Существуют следующие разновидности инструмента:

  1. Андская (или перуанская) – крупная конструкция с объемной декой, делающей зычным басовый регистр. Народный инструмент индейских племен Анд.
  2. Кельтская (она же ирландская) – небольшая конструкция. Играть следует, держа ее на коленях.
  3. Валлийская – трехрядная.
  4. Леверсная – разновидность без педалей. Регулировка осуществляется рычагами на колке.
  5. Педальная – классическая разновидность. Регулировка натянутой струны осуществляется давлением педалей.
  6. Саунг – дуговой инструмент, сделанный мастерами Бирмы и Мьянмы.
  7. Электроарфа – так стала называться разновидность классического изделия со встроенными звукоснимателями.

Интересные факты

Арфа имеет древнее происхождение, за многие века ее существования накопилось множество легенд и интересных фактов:

  1. Кельты считали, что бог огня и благоденствия Дагда меняет один сезон года на другой, играя на арфе.
  2. С XIII века арфа – часть государственной символики Ирландии. Инструмент есть на гербе, флаге, государственной печати и монетах.
  3. Существует инструмент, устроенный так, что на нем могут одновременно в четыре руки исполнять музыку два арфиста.
  4. Самая долгая игра арфистки заняла более 25 часов. Рекордсменка – американка Карла Сита, которой на момент рекорда (2010 год) было 17 лет.
  5. В неофициальной медицине есть направление арфотерапия, приверженцы которого считают звуки струнного инструмента целебными.
  6. Известной арфисткой была крепостная Прасковья Ковалева, в которую влюбился граф Николай Шереметьев, взял ее в жены.
  7. В СССР серийно производить арфы первой начала в 1948 году ленинградская фабрика имени Луначарского.

С античности до нашего времени арфа – волшебный инструмент, ее глубокие и проникновенные звуки очаровывают, завораживают, исцеляют. Ее звучание в оркестре нельзя назвать эмоциональным, сильным и первостепенным, но и в сольном, и в общем исполнении она создает настрой музыкального произведения.

Источник

Нота арфа бах что это

Курс арфы для «чайников».

Данная статья посвящена тем людям, которые только-только купили арфу и ничего о ней не знают. Я опять же повторяю, что не являюсь преподавателем и что предоставленный мной материал всего лишь попытка помочь начинающему арфисту познакомиться с арфой.

Итак, вы приобрели арфу. Для начала настройте её. Настраивать арфу можно совершенно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите играть. На видео, предоставленном ниже, арфа настроена в два бемоля – Ми и Си бемоль. Скажу честно, данная настройка удивила некоторых из наших преподавателей, но она вполне и вполне удобна, во всяком случае, лично мне. Так же можно настроить арфу в чистой ноте, а один из наших уважаемых преподавателей предложил настройку в три бемоля – Ми, Ля и Си бемоль.

Все леверсы во время настройки должны быть опущены вниз, ключ ни в коем случае не должен постоянно торчать в колке, если вы куда-то отлучаетесь от арфы. Правильная настройка арфы заключается в том, что вы настраиваете не всю октаву сразу, а по струне из каждой октавы. Это вроде как До второй и До третьей октавы и далее.

Этот метод тренировки был когда-то предложен мне одним юным арфистом, как передача знаний и опыта и в дальнейшем модернизирован мной. Начнём.

Ставим руки в положение «всё классно» — т. е, большие пальцы обеих рук должны смотреть вверх. Далее руки ставим на низкие струны До и Фа (До — красная, Фа – синяя или чёрная). И начинаем идти вверх, чередуя пальцы. Например, низкая До левой рукой, низкая Фа правой, До повыше левой, Фа выше правой. В итоге мы доходим до самых высоких струн и идём обратно точно так же, чередуя пальцы. Это упражнение не поможет вам правильно поставить руки, но поможет ориентироваться в «цветных» струнах. И повторять это упражнение каждый день по несколько раз.

Так же повторяем такое и с остальными пальцами. НО! Не забываем, что каждый палец (кроме больших пальцев) при игре отыгрывается в ладонь и что мизинец в игре не участвует.

Итак, это наше первое упражнение. А теперь второе.

У нас остаётся просто безумное количество нот, которые мы не затронули. А значит, надо исправляться. Для этого мы будем «дёргать» каждую струну, которая идёт до и после цветных струн. Например, Ре низкое Ми низкое, далее Соль низкое и Си низкое (Ля здесь, к сожалению, не участвует). В таком порядке. На видео это всё показано подробнее. Сначала будем всё это делать двумя большими пальцами, снова их чередуя, а потом и остальными, не забывая о том, что пальцы нужно отыгрывать в ладонь.

В итоге, каждый «чайник» получает возможность запомнить порядок струн и какая как идёт, что позволяет сориентироваться в «местности» и в дальнейшем поможет при обучении.

Возможно, через пару недель Вы сможете сыграть лёгкую импровизацию на тему группы Ария «Осколок Льда». Удачи!

Источник

Нота арфа бах что это

у меня к Вам два вопроса:

1. не подскажите ли Вы как (технически) выполняются Альтерации, случайные знаки, на маленькой арфе без педалeи — такой как у Вас на картинке;

2. некоторое время назад по Форуму ходило переложение Чаконы Баха для арфы. Возможно ли ее исполнить на современной педальной арфе, если да (или нет) — то какие там сложности, подводные камни.

На картинке изображена арфа без возможности мгновенного изменения тона, то есть возможно играть только в одной тональности (ладе)
Есть так называемые Lever harps, там высота каждой струны регулируется левой рукой, повышается на полтона. (поворачивается рычаг в верхней части струны, на колковой раме) это в основном арфы для народной музыки, кельтской, ирландской, уэльсской, шотландской. Причем основной строй таких арф (пустые струны), как правило — ми бемоль мажор. Моя мечта — приобрести такой инструмент, пока у меня нет такого.
Чакона Баха, я так понимаю — скрипичная? Много переложений скрипичной музыки Баха сделал французский арфист Марсель Гранжани. Это все непросто, но вполне играбельно. Я не нашёл на форуме Чакону, может пришлете ссылку? В моём репертуаре Итальянский концерт, сюита для лютни ми минор, прелюдии из ХТК, Органная токката ре минор (впрочем, говорят, что это — не Бах), соната для скр. и клавира до минор.

Спасибо за ответ, недавно на концерте я видел арфистку с маленькой арфой, которая там что-то левой рукой шебуршила, но я сидел далеко и было не видно, как она это делает. Ссылки на Чакону где-то в разделе скрипичной музыки. Они наверняка устарели, поэтому я Вам перезалью, как только найду на своем диске. Там играет Мартин Лютер Кинг на тройной (triple), надо сказать играет здорово, скрипачам бы у него поучиться. Особенно в последних вариациях — бедные скрипачи загоняют как испуганные зайцы, а здесь не то, здесь музыка.

Да, конечно, не Мартин Лютер!:-) Эндрю-Лоуренс Кинг. Один из лучших арфистов, играющих старинную музыку. А тройная арфа — это такая арфа с тремя рядами струн, поиграл я как то на такой в Уэльсе. Любопытно. Это тоже один из древних традиционных инструментов Уэльсских бардов. Три ряда — это бемоль, бекар, диез. Во время игры не перестраивается. Интересные возможности, но мне, когда я играл, пришлось закрывать глаза, играть на ощупь, тогда получается, а иначе рябит в глазах от уймы струн.:-P Но, кстати, интересно, что бродячие музыканты, арфисты, как правило, были слепы, :-oпоэтому им было все-равно, и они достигали высшей степени виртуозности на этом сложном инструменте, «видя струны пальцами».

Ага. Тем временем у меня несколько его дисков обнаружилось. если Вам интересно, то могу их выложить. Напишите, нужно или нет, а то уже выкладывал какую-то музыку и ноль интереса.

Ну, давайте. Правда я не люблю mp3, предпочитаю CD:roll:

Уважаемый Андрес,
я кажется, переоценил возможности моего интернета — каждый день пытаюсь залить куда-нибудь, и ничего не выходит.
Ну я продолжу попытки. Может, что и получится. Так что извините.
Может, частями, попробую.

у меня к Вам два вопроса:
1. не подскажите ли Вы как (технически) выполняются Альтерации, случайные знаки, на маленькой арфе без педалeи — такой как у Вас на картинке;

В двойных и тройных барочных арфах это достигается при помощи скордатуры, если альтерации многократные. Альтерации «на лету» сложны и избегаются, но в некоторых ехтремальных случаях можно прижать струну перстнем. В некоторых более ранних арфах можно поднять пол-тона прижав струну к углу колкового полена.

2. некоторое время назад по Форуму ходило переложение Чаконы Баха для арфы. Возможно ли ее исполнить на современной педальной арфе, если да (или нет) — то какие там сложности, подводные камни.

Заранее спасибо.
Toлько на педальной и возможно. На безпедальной нет.

Источник

🟠Три прелюдии Баха, из которых вам станет ясно, что музыка — это магия

Век живи — век учись убеждайся снова и снова, что Бах точно дан людям свыше. Иначе как можно объяснить эффект его музыки, которая так красива, так умна, так возвышенна и так совершенно сделана, что её автора невозможно представить себе толстым многодетным и абсолютно прагматичным саксонским бюргером. А ведь таким он и был, если смотреть со стороны.

Удивительно то, как Бах создаёт космические по глубине вещи посредством элементарных приёмов. Причём повторить эти приёмы с таким же результатом ещё никому не удавалось. Остаётся принять версию, что это магия гения.

Вот три самые известные прелюдии Баха с таким эффектом.

1. Прелюдия до минор, BWV 999

Эти странные буквы и магические девятки — всего-навсего аббревиатура каталога ( V erzeichnis) сочинений ( W erke) Баха ( B ach), в котором эта прелюдия значится под таким порядковым номером.

Бах написал эту прелюдию для лютни или лютневого клавесина. Но это выяснилось не сразу, и первые издания 19 века представляли её как клавирную пьесу. С тех пор пошла традиция исполнять её на фортепиано. Гитаристы и лютнисты-аутентисты подключились позже, но теперь количественное преимущество на их стороне.

Играют эту прелюдию по-разному: быстро и очень быстро, неторопливо и совсем медленно, тихо и громко, отчётливо и плавно. Как правильно — никто не знает, Бах не оставил никаких указаний на этот счёт. Но если не увлекаться скоростью, то эта музыка откроет свою философскую глубину.

Здесь нет мелодии, но с помощью магии повторяющихся ритмов и гармонических смен Бах за две минуты разворачивает перед нами ленту человеческой жизни.

Марион Хофнер , арфа.

Блуждающими ритмическими токами баховской прелюдии вдохновились музыканты группы Elbtonal Percussion. Их впечатляющая версия на грани шаманского ритуала, но Баху совершенно не противоречит.

Источник

Читайте также:  Ноты для гитары сормовская лирическая
Оцените статью