Правовой режим Арктики
Международными следует считать реки, которые протекают по территории двух или более государств, и их режим использования установлен международным договором. В отличие от международных, национальные реки расположены целиком в пределах одного государства и непосредственно не затрагивают интересы других стран.
Международное судоходство не является в настоящее время единственным критерием международной реки. Пересечение или разделение международной рекой территории нескольких государств создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Основным здесь является правило о том, что любое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все прибрежные государства в принципе имеют равные права не только на судоходство, но и на использование вод международной реки в интересах промышленности и сельского хозяйства. Использование международной реки в вышеперечисленных целях приводит к необходимости заключения соответствующего договора между всеми прибрежными государствами.
Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом — разделять. Также и режим международного судоходства может существовать на пограничной реке и отсутствовать на реке, пересекающей территории нескольких государств.
Судоходство по международным рекам. Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. В то же время в интересах своей торговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное не установлено в международном договоре.
Ряд положений относительно судоходства по международным рекам содержат Барселонская конвенция и Статут о режиме судоходных путей международного значения 1921 года, которые, однако, не получили большого признания. Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, которая разработала и приняла на своей Хельсинкской конференции в 1966 году проект статей относительно различных видов использования вод международных рек (Хельсинкские правила). Согласно этому документу, каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежньм государствам. Хельсинкские правила не являются официальной конвенцией, обязательной для государств, но многие их положения отражают тенденции развития международного права.
В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств. Подобные соглашения, как правило, предусматривают свободу судоходства для прибрежных государств, а иногда и для всех стран. В целях содействия выполнению этих соглашений создаются речные комиссии из представителей прибрежных государств.
Международное судоходство по Дунаю регулируется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 года. Согласно ст. 1, навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках — лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т.п.
Несудоходное использование международных рек.
К несудоходному использованию международных рек относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т.п. В последнее время подобные виды использования международных рек в. целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 г., которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. В основе всех этих видов использования лежит следующий принцип: использование вод международной реки одним государством не должно наносить ущерб водам той же реки, протекающим в пределах другого государства. В ином случае необходимо заключение соответствующего соглашения.
Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.
Во многих международных договорах, регулирующих проблемы ирригации, подразумевается, что при использовании речных вод в этих целях одно прибрежное государство не должно наносить ущерб другому государству. При этом на первое место выходит более конкретный вопрос — количественное распределение вод между прибрежными государствами. Согласно Хельсинкским правилам, каждое государство бассейна имеет право на разумную и справедливую долю вод.
В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.
Все виды несудоходного использования речных вод могут оказывать вредное влияние на рыбные ресурсы в пределах границ другого государства. Поэтому в случае возможности возникновения противоречий между прибрежньми государствами в этой области они также должны заключать соответствующие соглашения, что часто и делается.
Аналогичным образом решались подобные вопросы в соглашениях СССР с сопредельньми странами, например в соглашении СССР с Польшей о водном хозяйстве на пограничных водах 1964 года и в соглашении СССР с Финляндией о пограничных водных системах 1964 года. В первом, в частности, указывалось, что на пограничных водах не будут проводиться без взаимного согласования какие-либо работы одной из сторон, которые могут оказывать влияние на водное хозяйство другой стороны.
Арктика — район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. В нее входят окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с находящимися в его пределах островами, кроме прибрежных островов Норвегии, а также прилежащие части Атлантического и Тихого, океанов. Площадь Арктики составляет около 27 млн. кв. км, если ее южная граница проводится по южной границе зоны тундр. В том случае, если ее ограничивают Северным полярным кругом по 66° с.ш., площадь Арктики равна приблизительно 21 млн. кв. к.м.
Арктический бассейн прилегает к территориям пяти государств, имеющих непосредственные выходы к морям Северного Ледовитого океана: России, Канады, Норвегии, Дании и США. К арктическим государствам относят также Швецию, Финляндию и Исландию: небольшие части сухопутной территории Швеции и Финляндии расположены в границах Северного полярного круга, а Исландия граничит с ним. На берегах Северного Ледовитого океана, прежде всего в районах, принадлежащих России, находятся достаточно густонаселенные экономические центры и известные морские порты.
Арктические шельфы весьма богаты залежами нефти и газа. Большая часть шельфов покрыта водами морей Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.
Природа Арктики сурова: летом средняя температура не превышает 0° по Цельсию, а зимой опускается почти до минус 70°. Арктический бассейн покрыт полями пакового льда — ледяного припоя, окаймляющего морские берега и образовавшегося в результате замерзаний морской воды и примерзания ко льду дрейфующих айсбергов. Летом припой разрушается и взламывается, льды дрейфуют. От интенсивности этих процессов зависят и без того суровые условия мореплавания.
Первыми поморами, появившимися здесь, были русские и скандинавы. Они промышляли в примыкающих районах Арктического бассейна охотой на тюленей, моржей, китов и белых медведей, а в морях, в которых обитают рыбы, занимались рыболовством. Продвигаясь постепенно в глубь Арктики, поморы достигли Новой Земли, а в начале XVI столетия появились у Шпицбергена. После того как русский писатель и дипломат Д. Герасимов в 1525 году высказал предположение о существовании морского пути вдоль северных берегов Европы и Азии, в Арктику стали направляться изыскательские экспедиции. В 1553 году одну из таких экспедиций организовали англичане X. Уиллоби и Р. Чанселор, а несколько позже — голландцы, в частности В. Баренц в 1594-1597 гг. В это же время и позже русские мореходы активно осваивали морские пути к полюсу и вдоль берегов на восток. В 1648 году группа мореходов во главе с Ф.А. Поповым и С.И. Дежневым вышла в Тихий океан. В 1733-1742 гг российская Великая Северная экспедиция, в которой участвовали также братья Лаптевы, исследовала весь Северный морской путь от Архангельска до мыса Большой Баранов на востоке. В XIX и XX веках прославили себя открытиями и походами в Арктике Ф.П. Врангель, Ф.Ф. Матюшкин (лицейский друг А.С. Пушкина), норвежцы Ф. Нансен и Р. Амундсен, американец Пири, достигший по льду в 1909 году Северного полюса, швед А.Э. Норденшельд, Г.Я. Седов, С.О. Макаров, А.И. Вилькицкий, О.Ю. Шмидт и многие другие мореплаватели и ученые. Их имена увековечены в названиях арктических морей, заливов и проливов,земель и островов.
Арктические земли и острова осваивались прилежащими к Арктике государствами, как мы видим, на протяжении длительного исторического периода. Длительным был в Арктике и процесс территориального размежевания между арктическими государствами. Этот процесс завершился лишь в начале 30-х годов XX столетия. Так, к примеру, Дания не одно столетие ограничивалась оккупацией только юго-западной части огромного острова Гренландия. Но лишь между 1916 и 1920 годами ее суверенитет над всем островом был признан многими государствами. Одним из широко известных актов, касающихся установления прав суверенитета в Арктике, является нота-депеша российского правительства от 20 сентября 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». В этой ноте российское правительство сообщало («нотифицировало») о включении в состав территории России открытых экспедициями Вилькицкого в 1913 и 1914 годах земель и островов, «коим были даны наименования» земли императора Николая II, острова цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного.
Кроме того, в ноте подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова (Генриетта, Жанетта, Бенетта, Геральда, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др.), «расположенные близ азиатского побережья империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». Нота напоминала также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейского побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий».
Ни одно из государств, которым была направлена нота, не выразило своего несогласия с содержанием ноты России от 20 сентября 1916 г. и приведенными основаниями для включения перечисленных в ноте арктических земель и островов в состав территории России. Это означало признание с их стороны правового титула России на владение указанными территориями и на их включение в состав России.
России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут Пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».
Права, предоставленные Договором о Шпицбергене России, осуществлял Советский Союз, а после распада его права перешли к России.
Норвегия, получив по Договору права суверенитета над Шпицбергеном, не установила своего арктического «сектора», вероятно, потому, что норвежское побережье на Северном Ледовитом океане, которое должно было лежать в основании этого «сектора», имеет небольшую протяженность и, следовательно, площадь норвежского «сектора» оказалась бы по сравнению с канадским и особенно русским «сектором» весьма небольшой. К тому же зона распространения суверенитета Норвегии над Шпицбергеном, включая Медвежий остров, была и без того четко определена Договором 1920 года. Ее границы охватывают «все острова, расположенные между 10° и 35° восточной долготы от Гринвича и между 74° и 81° северной широты, в частности Западный Шпицберген, Северо-Восточную Землю, остров Баренца, остров Эдж, острова Уич, остров Надежды, или Хопен-Эйланд, и Землю принца Карла, вместе со всеми островами, островками и скалами, относящимися к ним».
В пределах Северного полярного круга Норвегия владеет, кроме того, небольшим островом в сравнительной близости от Гренландии — островом Ян-Майеном, который поэтому вряд ли был пригоден для создания «сектора».
Не создали американского «сектора» в Арктике и США, по-видимому, тоже из-за отсутствия практической целесообразности. США стали арктическим государством, купив в 1867 году у России Аляску — огромную территорию, включающую небольшое арктическое побережье. К тому же и Договор 1867 года о продаже Аляски Соединенным Штатам определил, в том числе и в Арктике, линию разграничения территорий России и США в связи с уступкой Аляски и примыкающих к ней островов. Эта линия, обозначенная в Договоре 1867 года как «западная граница», проходит через точку в Беринговом проливе под 65° 30′ с.ш. в ее пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна, или Ингалук, от острова Ратманова, или Нунарбук, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Северном Ледовитом океане. Эта линия русско-американского разграничения владений стала позднее, с установлением советского арктического района в 1926 году, его восточной боковой границей. В связи с этим напомним, что американский профессор Ч.Ч.Хайд в книге «Международное право: его понимание и применение Соединенными Штатами Америки» следующим образом изложил в свое время американское понимание территориального разграничения владений в Арктике:
«Учитывая суровый климат, следует смягчить требования международного права для приобретения права суверенитета над вновь открытыми землями в полярных районах. Необходимо признать, что в арктических районах суверен смежной территории, глубоко заходящей за Полярный круг, находится в сравнительно благоприятных условиях для того, чтобы дать почувствовать свое верховенство в пределах обширного, но еще не занятого пространства. Такие возможности обусловлены в значительной мере географическими обстоятельствами, усиливают возможность применения системы секторов в районах, расположенных вокруг Северного полюса».
В отличие от многих других районов земного шара, разграничение территориального суверенитета в бассейне Северного Ледовитого океана между заинтересованными государствами было осуществлено в мирных формах, и его результаты нашли понимание у государств этого региона после датско-норвежского спора о Восточной Гренландии, решенного 5 апреля 1933 г. Палатой международного правосудия, не возникло ни одного межгосударственного спора по вопросам государственной принадлежности какой-либо части Арктического бассейна. Однако позже и в этом районе не обошлось без проблем, которые были вызваны появлением исключительных экономических зон и континентальных шельфов — новых понятий международного морского права.
В пределах Арктического бассейна находятся морские пространства, как и в других районах Мирового океана, имеющие различный правовой статус и различные правовые режимы. В Арктике или вблизи от нее установление правового режима конкретных прибрежных морских районов обычно происходит с учетом их природных и иных особенностей. Так, там ввиду наличия широких и устойчивых полей пакового льда и изрезанности берегов часто невозможно отмерить ширину территориального моря от линии наибольшего отлива. И государства раньше и чаще, чем в других местах, стали здесь применять в этих целях прямые исходные линии, что нередко ведет к расширению внутренних вод прибрежного государства. Однако такое расширение не противоречит практике международного права. В частности, Норвегия отнесла к внутренним водам судоходный морской путь Индерлея в своем прибрежном морском районе. Этот путь в 1951 году был признан Международным Судом ООН в качестве внутреннего морского пути Норвегии, поскольку он был проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями Норвегии. Суд отметил также, что метод прямых исходных линий диктовался «специфической географией Норвежского побережья».
С 1 января 1986 г. Канада ввела правовой режим внутренних вод в проливах Канадского арктического архипелага тоже путем проведения по его периметру прямых исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки островов архипелага. Канадский закон разрешает плавание в этих водах только морским судам, отвечающим требованиям канадского законодательства. Эти правила были введены Канадой, несмотря на продемонстрированное США в 1985 году нежелание уважать канадские законы, поставившие проход иностранных невоенных судов под жесткий контроль и ограничения во время их следования через проливы северо-западного прохода. Эти меры, правда, касаются только торговых и ледокольных судов, они не относятся к проходу подводных лодок и надводных военных кораблей США. Так, по Соглашению о сотрудничестве в Арктике, заключенному Канадой и США в 1988 году, необходимость получения Соединенными Штатами от Канады разрешения на проход их гражданских судов не охватывает военные корабли и подводные лодки. Это связано с союзническими обязательствами Канады, состоящей членом НАТО и участником Объединенного американо-канадского командования аэрокосмической обороны. Нахождение под прикрытием американского «оборонительного зонтика» требует, как видно, жертв — отказа от некоторых прав территориального суверенитета.
Советский Союз, как Норвегия и Канада, тоже использовал прямые исходные линии для отсчета ширины территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Арктике, перекрыв ими в 1985 году входы в проливы Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова и Этериксн и утвердив в указанных проливах режим, который там сформировался исторически, — режим внутренних морских вод. В пределы внутренних и территориальных вод нашей страны включены также проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Маточкин Шар, Красной Армии. Все они на протяжении периода освоения Арктики не использовались для международного судоходства и не были международными морскими путями. США, хорошо понимая стратегическое значение для СССР Арктики, оспаривали, как и в случае с Канадой, право прибрежного государства на введение указанных выше ограничений иностранного судоходства в арктических проливах. Но в отношениях США с Российской Федерацией этот вопрос развития не получил. Установленные линии не были изменены. Вдоль арктического побережья Российской Федерации от Кольского залива на западе до Берингова моря на востоке простирается Северный морской путь. Его по праву называют «великим», настолько огромно его значение для нашего государства, в том числе для Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он — национальный по своему государственному значению, но он — национальный и с юридической точки зрения, поскольку пролегает в морских районах, находящихся под суверенитетом или под действием национальной юрисдикции нашей страны на всем его протяжении (около 3500 морских миль). Этот путь обустроен нашим государством, трудами и усилиями многих поколений людей в течение нескольких столетий.
Порядок доступа морских судов для плавания по трассам Северного морского пути определен внутренними «Правилами плавания по трассам Северного морского пути», введенными в действие с 1 июля 1991 г. Северный морской путь открыт, согласно указанному документу, для плавания судов любой национальности на недискриминационной основе. Его эксплуатация иностранными судами осуществляется с согласия и под контролем российских навигационных служб, а суда, допускаемые к плаванию, должны соответствовать специальным технико-экономическим требованиям. Регулирование эксплуатации Северного морского пути осуществляется специальной российской организацией — Администрацией Северного морского пути.
Однако за арктическими государствами признается международным правом не только прерогатива быть сувереном на имеющих для них большое значение внутренних морских полярных магистралях. За ними признаются также присущие только им права и полномочия в покрытых льдом районах исключительных экономических зон. В ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву говорится: «Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его».
Принятие международным сообществом концепции исключительной экономической зоны и континентального шельфа, как отмечено выше, вызвало к жизни проблему делимитации указанных пространств, в том числе и в Баренцевом море, где в этой связи встал вопрос об арктических секторах.
Переговоры о делимитации морских пространств в Баренцевом море между СССР и Норвегией начались в 1974 году. СССР предложил решить проблему делимитации Баренцева моря, приняв во внимание границы существовавшего тогда в Арктике советского полярного «сектора». Норвегия, сославшись на то, что она сама не имеет арктического района и не разделяет концепции полярных секторов, предложила взять за основу разграничения срединную, или равноотстоящую, линию. Переговоры Норвегии с СССР привели лишь к временному решению вопроса 11 января 1978 г.: это временное соглашение определило «серую зону», расположенную между линией сектора и равноотстоящей линией, в которой установлена общая квота вылова рыбы, а также предусмотрена квота для третьих стран, осуществляющих рыболовство в зоне по русской или норвежской лицензии. Обе заинтересованные стороны, теперь это Россия и Норвегия, время от времени предпринимают новые усилия с целью найти окончательное решение вопроса о разграничении между ними морских зон, но пока оно не найдено.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник