Нота до денис мацуев

Мацуев оценил завоевание Редькиным премии конкурса королевы Елизаветы

Народный артист России, пианист Денис Мацуев оценил успех российских пианистов на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе.

Как сообщалось, пианист Сергей Редькин получил вторую по значимости награду конкурса. Победителем стал француз Джонатан Фурнель. «Бронзовую» премию завоевал японец Кейго Мукава. Еще три награды разделили японец Томоки Саката, российские пианисты Виталий Стариков и Дмитрий Син.

По его словам, то, что представители России оказались вновь среди лауреатов этой престижной премии, говорит о том, что русская фортепианная школа продолжает держать планку на высоком уровне.

«Я рад за наших ребят и вообще за нашу русскую фортепианную школу, хотя сейчас говорить о «русской фортепианной школе» в лице только русских пианистов говорить не приходится, потому что настолько все перемешалось, и у многих замечательных иностранных музыкантов есть также русские педагоги. Далеко ходить не надо: та же Рена Шерешевская, которая воспитала двух французов, которыеодин стал лауреатом конкурса Чайковского, а второй победил на конкурсе Чайковского. Рад за наших ребят, безусловно. Конкурс королевы Елизаветы входит в когорту одних из самых важных конкурсов. Наших поздравляю, мы держим планку! Желаю нашим лауреатам, как я всегда говорю: да, у них сегодня успех, но самое важное начинается с завтрашнего днянужно подходить к своим инструментам и продолжать совершенствовать свое мастерство», — заявил Мацуев.

Читайте также:  Мэри поппинс детское пианино

Теперь, как отметил пианист-виртуоз, замечательные музыканты получили к своему имени бренд «лауреат конкурса королевы Елизаветы», и время все расставит на свои места.

«У любого из лауреатов есть шанс добиться успеха на международной сцене», — добавил он.

Источник

Нота до денис мацуев

5 миллионов рублей собрали на благотворительном вечере «Нота ДО» в Иркутске

11 сентября в рамках фестиваля «Звезды на Байкале» в Иркутске состоялся одиннадцатый благотворительный аукцион «Нота До». Вечер под названием «Нота До и все-все-все» был посвящен детским мультфильмам. Специальным гостем стал народный артист России Левон Оганезов.

Левон Оганезов:
— Талантливых детей просто необходимо поддерживать. Талант – это далеко не все, его надо развивать. Проводя такие аукционы, вы даете шанс ребятам расширить своими возможности.
Среди лотов были «Стойкий оловянный солдатик», «Золотая рыбка», «Ежик в тумане», «Ковер-самолет», картины, ювелирные изделия, посуда, предметы интерьера и елочные игрушки. Всего разыграли 18 эксклюзивных лотов на сумму 5 миллионов рублей. Все собранные деньги направят на покупку музыкальных инструментов для одаренных детей из малообеспеченных семей.

Елена Тен:
— В этом году три молодых музыканта из Иркутской области стали призерами Всероссийских Дельфийских игр. Мальчишки — балалаечники из Усть-Илимска Ваня Попов и Илья Шадрин взяли золото, Алексей Аксёнов, баянист из Черемхово завоевал бронзу.
За все время существования проекта более 800 детей получили в дар мастеровые скрипки, чанзы, гитары; баяны и аккордеоны самых известных фирм-производителей, пианино, побывали в творческих поездках, юные художники — на пленэрах. Номинанты «Ноты ДО» продолжают учебу в Московской государственной консерватории имени Чайковского, Санкт-Петербургском академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и других престижных вузах страны.
Организатором благотворительного аукциона «Нота До» является Благотворительный фонд имени Юрия Тена. «Нота До» ежегодно проходит в рамках фестиваля «Звезды на Байкале» под патронажем Дениса Мацуева.

Источник

«И классика, и джаз»: Денис Мацуев выступил в жемчужине Грозного

В Грозном сегодня – Денис Мацуев.

Первые аккорды звучат в полной тишине. Ни одного свободного места. На единственный концерт Дениса Мацуева в Грозном было, что называется, не попасть. Большой зал Дворца торжеств вмещает тысячу зрителей. Название программы «И классика, и джаз» красноречиво говорит само за себя.

Аплодисменты звучат после каждой композиции. Программа вечера, рассказывает Денис Мацуев, менялась в ходе репетиции, на которую знаменитый пианист отправился прямо из аэропорта. Часа такой подготовки хватило, чтобы почувствовать зал.

«Я был в 93 странах по многу раз. Для меня не важно, где я играю, будь то Carnegie Hall, Musikverein, маленький Дом культуры в районном центре или такой потрясающий зал. Только я вошел сюда, я уже понимаю масштаб этого дворца. Для меня сегодняшний концерт – это знакомство с новой публикой», – признался пианист.

Пригласить Дениса Мацуева в Грозный задумали в Министерстве культуры Чеченской Республики. Идея возникла у Айшат Кадыровой – заместителя руководителя ведомства.

«Услышать и увидеть такого пианиста, не покидая Грозный, – это, конечно, большая радость для всех нас. И очень хотелось, чтобы таких концертов в расписании нашей филармонии становилось все больше», – призналась Айшат.

Среди гостей, конечно, и глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Именно он несколько лет назад принял решение возвести это величественное здание. Дворец торжеств, в котором выступает Денис Мацуев, – настоящая жемчужина Грозного. Здание, возведенное словенскими и турецкими архитекторами, конечно, ниже небоскребов Грозный-Сити, тем не менее оно доминирует в столице Чеченской Республики.

Акустика большого зала впечатляет. Люстра высотой шесть метров и диаметром почти в пять – главное украшение. Ход строительства контролировал лично глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

— Это красивое здание называют Капитолием?

— В народе, может, и называют. Но мне нравится. Я сам посещал стройку. Сам делал изменения. Поэтому мне нравится. И работники культуры очень довольны, – отметил Кадыров.

Концерт Дениса Мацуева в Грозном снимает местное телевидение. Самые яркие его моменты покажут в новостях. А все выступление выйдет в эфир отдельной программой.

Источник

Свой Рахманинов: великий композитор глазами выдающегося пианиста

Сергей Рахманинов — один из величайших русских композиторов в истории. Денис Мацуев относится к числу выдающихся пианистов наших дней и, по общему мнению, является одним из лучших интерпретаторов творчества Рахманинова. По нашей просьбе он выбрал пять своих любимых произведений композитора и рассказал нам о том, что они для него значат.

Сюита ре минор

Я предлагаю вам послушать это произведение в первую очередь из-за истории, связанной для меня с этим произведением. Это одно из двух неизвестных произведений Сергея Васильевича, написанных им еще во времена студенчества.

Ко мне они попали фантастическим образом. В качестве подарка от внука Рахманинова, Александра Борисовича Рахманинова, который принес мне их в Париже на мой концерт. Ходит легенда, что Рахманинов хотел передать эти ноты Чайковскому, чтобы узнать его мнение о своей музыке, но в какой-то момент сюита и фуга были утеряны, и обнаружили их уже только в конце ХХ века в Музее М.И. Глинки.

До меня эти произведения не исполнял никто. Александр Борисович подарил мне не только эти уникальные ноты, но и право исполнить их на рояле самого Сергея Васильевича Рахманинова на его вилле Сенар в Швейцарии, где до сих пор обстановка, в которой жил композитор, сохранена нетронутой вплоть до последнего шпингалета.

Когда я записывал этот диск в гостиной на особенном «Стейнвее» (рояль марки Steinway & Sons. — прим. ТАСС) Рахманинова, Александр Борисович сидел в соседней комнате. Он пришел специально послушать, как я записываю эту прелюдию. Она у меня получилась практически с одного раза, потому что на рояле Рахманинова играть было невероятно, я до сих пор не могу для себя сформулировать те ощущения, только пианисты поймут, о чем я говорю.

Когда вы будете слушать сюиту, представьте себе, что вы вместе с Александром Борисовичем Рахманиновым сидите на вилле Сенар, из окон которой видно озеро и розовый сад, и наслаждаетесь бархатным и богатым звучанием рояля в гостиной.

Третий концерт для фортепиано с оркестром

Этот концерт красной нитью проходит через всю мою жизнь. С того момента, когда я впервые сыграл его в тринадцать лет в городе Иркутске, он стал моей визитной карточкой. Я сыграл его уже точно больше 300 раз с самыми лучшими оркестрами и дирижерами.

Тема, которая открывает этот концерт, вмещает в себя всю нашу Россию: ее боль, переживания, метания, широту, мощь и при этом сентиментальность. По насыщенности, по эмоциональности ни один фортепианный концерт даже близко нельзя сравнить с Третьим концертом. Это Эверест. В нем около 50 тысяч нот. И каждый раз, когда я выхожу его играть, — это исполнение с чистого листа. Этим и отличается гениальная музыка от просто талантливой — количество смыслов, эмоций и интерпретаций внутри неисчерпаемо.

Прелюдия соль минор

Это была любимая прелюдия моей бабушки. Впервые я услышал ее не в исполнении пианиста, когда я был маленький, а в фильме «Старший сын» по Вампилову, где играли Леонов, Караченцов и Боярский. Причем в фильме Мельникова была очень оригинальная аранжировка, в исполнении оркестра, который играет в кинотеатре перед сеансами, что очень меняет колорит этой прелюдии на самом деле. Появляется такой трогательный провинциальный налет.

Меня поразила эта маршеобразная музыка с совершенно удивительными гармоническими оборотами. И, конечно, когда я впервые сыграл это произведение на сцене в Иркутске, моя бабушка, по ее признанию, была самым счастливым человеком на свете. С тех пор прошло уже более тридцати лет, а я до сих пор исполняю эту прелюдию с особым чувством.

Симфонические танцы

Последнее произведение Рахманинова, которое он написал в Америке. Это совершенно другой Рахманинов.

Вообще тот Рахманинов, который писал музыку в Америке, и тот, который писал музыку в России, — это один человек, но два абсолютно разных композитора. В Америке он написал не так много произведений, потому что больше выступал в качестве солиста. Он очень тосковал по родине, и каждое его позднее произведение пропитано насквозь безысходной тяжелой ностальгией. А Симфонические танцы — еще и одно из самых трагических произведений.

Удивительно, но это то самое произведение, при исполнении которого Рахманинову не разрешили встать за дирижерский пульт и не позволили записать его, потому что посчитали, что Рахманинов был более интересен публике как солист, а не как дирижер. И это при том, что Рахманинов был великим дирижером, о чем мало говорят сейчас. Он был одинаково гениален в трех ипостасях — композитор, дирижер и пианист.

Источник

Семь нот из жизни пианиста. Денис Мацуев о доме, клятвах, ревности и… драке

12.06.2020 3 комментария Просмотры: 6 791

11 июня народный артист России, пианист Денис ­Мацуев празднует юбилей – 45 лет.

Что такое жизнь музыканта? Концерты, гастроли, ­аплодисменты. И – ноты, ноты, ноты…

До – дом

– Уже больше 25 лет мой дом – самолёт (смеётся). Выбирая профессию концертирующего музыканта, ты оказываешься обречён на кочевую жизнь. А ещё дом там, где твои родные. Они очень часто летают со мной на гастроли.

Последний мой дом был такой: ещё до пандемии у меня был концерт в Карнеги-холле. Родители прилетели в Нью-Йорк и прямо в отеле в день концерта налепили и наварили мне настоящих сибирских пельменей, чтобы я почувствовал вкус дома.

А если серьёзно, дом там, куда тебя тянет. А тянет меня в ­Иркутск, где я прожил до 16 лет и откуда со слезами на глазах уезжал в Москву учиться в ­Центральной музыкальной школе. Я и фестиваль «Звёзды на Байкале» сделал в том числе для того, чтобы почаще бывать в квартире, в которой рос, которую не продали в тяжёлые 90-е годы и где до сих пор пахнет так же, как пахло в детстве.

Ре – ревность

Не понимаю людей, которые говорят: «Я не ревнивый». Ты хочешь сказать, что не ревнуешь свою любимую женщину?

Да, по отношению к коллегам это скорее чувство белой зависти. Когда слышу, как кто-то очень хорошо играет, меня раздирает на части, и я быстро бегу к инст­рументу заниматься, потому что мне тоже хочется так играть. А вот чтобы к своим и не ревновать – ну как это можно? Я же всё-таки сибирский мужик!

Ми – миротворец

Я стопроцентный миротворец. С самого детства. ­Притом что у меня было домашнее воспитание – няня, какао с ­оладушками на фарфоре… А потом я выходил во двор и превращался в этакого ­Зорро.

В этом дворе собирались дети из разных семей. Иркутск, знаете, город такой… Там интеллигенции много, но и рабочего класса хватает. Но все конфликты «двор на двор» мне удавалось переносить на ­футбольное поле.

Эта история потом повторилась в Москве. ЦМШ тогда располагалась в довольно жутком районе на ул. Карбышева. Мест­ная шпана била музыкантов. Они называли нас ­музишенами. Особенно доставалось тем, кто носил скрипку и виолончель. А когда я приехал, мы с местными не только перестали драться и начали играть в футбол, но и сдружились с некоторыми так, что до сих пор общаемся.

Хотя драться приходилось. Если вижу, что по отношению к женщинам или к младшим творится несправедливость, что, в стороне буду стоять? Дважды даже руку ломал. Один раз – за девочку, а второй – за группу Modern Talking. Я доказывал одному мальчику, что эта группа – полные бездари, а он мне – что это гениальная музыка. Но теперь, глядя на то, что происходит на эстраде, могу сказать: эту группу уже можно назвать классикой (смеётся).

Фа – фанаты

В Сеуле был такой случай… В Южной Корее классическая музыка страшно популярна у молодёжи. У нас тоже молодых лиц в зале много, но там в пятитысячном зале 70% – это молодые девочки. И после ­одного из концертов они подняли мою машину и несли на руках. Я тогда почувствовал себя… очень странно!

А вообще слово «фанаты» я не люблю, скорее – «поклонницы». Они же от чистого серд­ца такие поступки совершают. Как в Московской консерватории, где однажды ко мне за автографом подошла молодая девушка. «Где расписаться?» – спрашиваю. «На мне!» – говорит она и распахивает блузку. Я спокойно расписался. От чего в обморок упали несколько моих пожилых поклонниц…

Соль – сольфеджио

У меня абсолютный слух. И перед сольфеджио никакого страха я не испытывал. Потому что все диктанты ты пишешь, прослушав отрывок раза ­четыре.

Это качество мне очень помогло. В ЦМШ меня взяли практически без экзаменов: я сыграл в классе перед директором школы, на что он сказал: «Быстро приезжай!» Я и приехал…

А в ЦМШ была преподаватель по гармонии Елена Николаевна Абызова, гроза и авторитет школы. Как-то она меня поймала в коридоре: «Так-так… Мацуев? Пойдём-ка в класс, проверим!» И сыграла нечто невообразимо сложное – четырёх­голосный диктант с подголосками… Какой-то авангард музыкальный. Но не на того напала! Я написал это повторений за 5–6. Она посмотрела и сказал: «Ну неплохо! Мальчик не безнадёжен! Можешь идти!»

Ля – Клятва

Клятвы… Начать новую жизнь… (вздыхает). Эта жизнь не менялась у меня до марта 2020 г. 250 концертов в год, ­каждый день выходишь на сцену. Сумасшедший график – но он даёт такой стимул. И вдруг – стоп! Пандемия! Все концерты отменены. И я понял, что это и есть самое страшное – ото­брать у музыканта сцену, живой зал. Потому что ни один ­онлайн-концерт не заменит этого обмена энергиями с публикой.

Тот концерт 20 марта 2020, который я дал в пустом Зале имени Чайковского, не забуду никогда. Да, в сети его посмотрели 4,5 млн человек, но в зале-то не было ни души! Эта глухая тишина – очень тяжело было её пробить. Поэтому хочется, чтобы такие концерты нам приходилось играть как можно реже.

А клятва… Наверное, это наша, сибирская: «Помогай и не обижай!» Это мне ещё от бабушек и дедушек перешло.

Си – Сибирь

Я часто в шутку говорю: «Сибиряк – это национальность». Ты остаёшься сибиряком, даже если давно там не живёшь. Это как джаз. Джаз – это необязательно вид искусства, он может зазвучать в каком-то сиюминутном поступке. Сибиряков же видно: у них очень добрые лица. Они всегда подставят плечо. А это дорогого стоит! И если в Нью-Йорке, Токио или Буэнос-Айресе ко мне подходит человек и говорит, что он из Сибири, для меня он тут же становится как родст­венник. Мы словно знаем друг друга всю жизнь, нам хватает пяти минут, чтобы наладить контакт и поговорить о нашей природе, о людях, о Байкале, байкальском омуле. Сибирь не истребить.

А ещё Сибирь – это кладовая и житница. И надёжный тыл. Для всей страны. Туда приезжаешь – и тебя там такое спокойствие охватывает. Там такая надёжность исходит – и от людей, и от природы. Если бы профессия моя не подразумевала постоянные гастроли, я бы оттуда никуда не уехал. Мне очень близки и понятны книги Распутина, Астафьева – та тяга к родной земле, к родному краю, про которую они писали.

У меня была тысяча возможно­стей уехать из России. Но я не могу! Меня тянет сюда. И тягу эту не объяснить словами. Как невозможно объяснить словами происходящее во время концерта между тобой и публикой – это реакция на каком-то химическом уровне. Я не могу из России уехать больше чем на месяц-полтора. Под конец мне становится уже очень плохо. Я хочу к своим кедру, Байкалу, омулю, к воде, к воздуху, к друзьям. Я не хочу ничего менять. Потому что мой дом здесь!

До – дочь

Кто обрадовался карантину, так это Анна Денисовна, которой сейчас 3,5 года. Она наконец получила возможность проводить с папой столько времени, сколько ей хочется. Потому что она папу так долго никогда рядом не видела.

Я специально посчитал: за прошлый год дома был всего 23 дня. Иногда заезжал, чтобы переодеться перед концертом и снова улететь. А в эти три месяца ужас от невозможности выйти на сцену компенсировался возможностью пообщаться с дочерью.

У неё сейчас такой интересный возраст! Каждый день мы устраивали спектакли: выставляли свет, натягивали ширму-занавес. Начинали с кукольного представления, потом появлялись герои из мультиков и книг, она придумывала им приключения, а я отвечал за музыкальное сопровождение. И это один из самых гениальных периодов в моей жизни – смотреть, как растёт твоя дочь.

Источник

Оцените статью