Нота фа диез басы баян

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

Басы на баяне

  • Сообщений: 536
  • Спасибо получено: 146

Освоение расположения басов и аккордов на баяне очень помогает в определении тональности музыкального произведения и в транспонировани его в тональность Ля-минор или До-мажор (т.е. в тональности для гармони).

Совершенно верно, так как басы на баяне расположены по вертикали таким образом, что музыкальный интервал между любыми соседними басами в ряду равен квинте (если отсчитывать его в восходящем направлении) или кварте (если в нисходящем). Именно в этом порядке располагаются и тональности (кварто-квинтовый круг). Если мы внимательно посмотрим на расположение басов в основных рядах гармони, то увидим, что и там соблюдается та же последовательность (те же фа, до, соль, ре, ля, ми, си снизу вверх)! Разница только в том, что на гармони в вертикальных рядах между кнопками основных басов находятся кнопки готовых аккордов и самих таких рядов два. Поскольку гармонь, в отличие от баяна (аккордеона), ориентирована на игру лишь в определённых тональностях, то, следовательно, и нет необходимости оснащать её слева готовыми аккордами всех трёх видов для каждого из басов. На левой клавиатуре гармони присутствуют только те аккорды, которые нужны для аккомпанемента в наиболее употребительных для неё тональностях.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сергей .
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 21
  • Спасибо получено: 1

В данной теме можно провести небольшой ликбез для тех, кто знаком с нотной грамотой и желает продвинуться в изучении тональностей.

Левая клавиатура баяна, а точнее басовый ряд является отличным наглядным пособием для определения тональностей и знаков альтерации (диезов #, бемолей b) в них.

Басы на баяне располагаются в следующей последовательности:

фаb, доb, сольb, реb, ляb, миb, сиb, фа, до, соль, ре, ля, ми, си, фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#.

Пусть не смущает некоторых существование фаb, доb, ми#, си#: (фаb (понижение фа на полтона) – это ми, доb (понижение до на полтона) – это си, ми# (повышение ми на полтона) – это фа, си# (повышение си на полтона) – это до) — так требует теория музыки.
Движение по этому ряду (вверх или вниз) начиная с клавиши до позволяет определить название мажорных тональностей и количество диезов или бемолей в них.

7 до# мажор – 7 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#.

6 фа# мажор – 6 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#;

5 си мажор – 5 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#;

4 ми мажор – 4 диеза — фа#, до#, соль#, ре#;

3 ля мажор – 3 диеза — фа#, до#, соль#;

2 ре мажор – 2 диеза — фа#, до#;

1 соль мажор – 1 диез — фа#;

0 до мажор не содержит знаков при ключе

1 фа мажор — 1 бемоль — сиb;

2 сиb мажор – 2 бемоля — сиb, миb;

3 миb мажор – 3 бемоля — сиb, миb, ляb;

4 ляb мажор – 4 бемоля — сиb, миb, ляb, реb;

5 реb мажор – 5 бемолей — сиb, миb, ляb, реb, сольb;

6 сольb мажор – 6 бемолей — сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb;

7 доb мажор – 7 бемолей – сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb, фаb.
Движение по этому ряду (вверх или вниз) начиная с клавиши ля позволяет определить название минорных тональностей и количество диезов или бемолей в них.

7 ля# минор – 7 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#.

6 ре# минор – 6 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#;

5 соль# минор – 5 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#;

4 до# минор – 4 диеза — фа#, до#, соль#, ре#;

3 фа# минор – 3 диеза — фа#, до#, соль#;

2 си минор – 2 диеза — фа#, до#;

1 ми минор – 1 диез — фа#;

0 ля минор не содержит знаков при ключе

1 ре — 1 бемоль — сиb;

2 соль – 2 бемоля — сиb, миb;

3 до – 3 бемоля — сиb, миb, ляb;

4 фа – 4 бемоля — сиb, миb, ляb, реb;

5 сиb – 5 бемолей — сиb, миb, ляb, реb, сольb;

6 миb – 6 бемолей — сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb;

7 ляb – 7 бемолей – сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb, фаb.
Как видим, диезы и бемоли проставляются в каждой тональности в строгой последовательности. Это та же схема: фа, до, соль, ре, ля, ми, си для диезов и наоборот — си, ми, ля, ре, соль, до, фа для бемолей.
Обратим внимание еще на одну закономерность: если при ключе проставлен один диез, то это будет только фа#, если два диеза, то это только фа# и до#, если три диеза, то это фа#, до#, соль# и т.д.

Аналогично и с бемолями. Один бемоль – значит это сиb, два бемоля – сиb и миb, три бемоля — сиb, миb, ляb и т.д.
Таким образом кварто-квинтовый круг (последовательность фа, до, соль, ре, ля, ми, си) позволяет самостоятельно без всякого зазубривания и заучивания определить название тональностей и знаки альтерации в них.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Нота фа диез басы баян

Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H

Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно — какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно — 6 выше 4 .

Буквы

  • б — мажорный аккорд
  • м — минорный аккорд
  • с — септаккорд

Например
6м — Ля минор, 1б — До мажор, 3с — Ми септ и так далее

На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.

Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.

Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд 6м играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд 6м играется на звук мелодии 6 (ля) .

Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .

Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна — четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.

Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов

Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.

Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .

Аппликатура мелодии

  • Клавиши 1 ряда — указательный палец
  • Клавиши 2 ряда — средний палец
  • Клавиши 3 ряда — безымянный палец
  • Клавиши 4 звука в септаккордах — мизинец

Источник

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

  • В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

  • Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

    Для кого подготовлены эти упражнения?

    — Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.

    — Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

    Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

  • В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

    Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

  • Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

    Цена 300 рублей

    По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru

    Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.

    Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

  • Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

    Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

    На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

    При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

    По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

    Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

    Источник

    Читайте также:  Бетховен лунная соната ноты для фортепиано распечатать
  • Оцените статью