Нота дипломатическая — тонкости международного общения
Дипломатическая нота — разновидность дипломатической переписки.
Дипломатическая нота бывает вербальной и личной. Первая прописывается в третьем лице без личной подписи. Содержит порядковый номер, дату, отправителя и город. Скрепляется печатью. Может обозревать широкий перечень вопросов в зависимости от традиций конкретного государства. Начинается с протокольного обращения. Например, «Посольство Российской Федерации свидетельствует свое уважение Министерству иностранных дел…» Заканчивается также традиционно: «Посольство возобновляет Министерству уверения в своем весьма высоком уважении». Отсутствие комплимента может указывать на необходимость в дипломатическом реагировании. При этом его не пишут в соболезнованиях или во время траура. Кроме того, при обмене вербальными нотами между правительствами нет формул вежливости.
Нота личная отправляется от одного лица другому. Содержит серьезные аспекты или пишется в связи с важным событием (например, выборы, изменение конституции или состава правительства). Также может отправляться, когда вопрос касается конкретно отправителя (например, награждение или уход с поста). Посредством личных нот общаются руководители дипломатических ведомств, консульств, международных организаций, делегаций и т. д., реже — послы и только в свете особых поручений. Пишется на специальной бумаге, отличающейся высоким качеством. Содержит город, дату, адрес получателя и его полную должность. Письмо вкладывается в конверт того же формата. При этом на нем дублируется адрес получателя. Печать в личной ноте не ставится.
Как с вербальной, так и с личной нотой могут отправляться меморандумы и памятные записки. Последняя не имеет обращения и комплимента и пишется на простой бумаге. Для меморандумов используют специальную бумагу. Однако и для него, и для памятной записки печати не применяются.
Источник
Нота основные протокольные положения
Протокол и этикет дипломатического и делового общения
ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ
§ 1. Понятие дипломатии
Само слово «дипломатия» происходит от греческого «диплома» — так на земле древней Эллады называли сдвоенные дощечки с нанесенными на них текстами, выдававшиеся посланцам в целях особого подтверждения их полномочий. И хотя дипломатия как специфическая сфера общественной жизни существует с незапамятных времен, для обозначения государственной деятельности в области внешних сношений это слово начинает применяться и прочно входит в обиход в Западной Европе лишь с конца XVIII века. Под дипломатией в наши дни принято понимать официальную деятельность глав государств, правительств, специальных органов внешних сношений и их зарубежных представительств по осуществлению переговоров, переписки, невоенных практических мероприятий с учетом конкретных условий и характера решаемых задач ради отстаивания внешнеполитических целей, защиты прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.
Характер и формы дипломатической деятельности государств позволили некоторым ученым и дипломатам определять дипломатию как «применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами государств» (Э.Сатоу); «науку о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле — науку или искусство переговоров» (Г.Мартенс); «науку о взаимных интересах в отношениях государств или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле — науку или искусство переговоров» (Гарден). (Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1947, с. 27).
И хотя переговоры являются ключевым методом осуществления дипломатии, последняя не может быть сведена только к ним. С точки зрения современных представлений о формах дипломатической деятельности они включают в себя:
— периодически проводимые встречи глав государств и их специально уполномоченных на это представителей дипломатические конгрессы, конференции и др.);
— дипломатическую переписку посредством обмена нотами, меморандумами, личными письмами и т. п.;
— подготовку и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих широкий круг вопросов межгосударственных отношений;
— постоянное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и иными миссиями, поддержание через них на регулярной основе контактов с дипломатическим ведомством страны пребывания;
— участие представителей государства в работе международных организаций, — и в первую очередь ООН, выделяющейся на фоне других как поистине универсальный форум глобального масштаба, на котором страны мира могут обсуждать на равноправной основе интересующие их проблемы;
— изложение в средствах массовой информации официальных позиций государства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, периодические публикации официальной информации о важнейших международных событиях, официальное, от имени правительства, издание международных документов.
Иногда понятия «дипломатия» и «внешняя политика» употребляют как тождественные, что не вполне правомерно. Цели и интересы государства, определяющие основные направления его деятельности на международной арене, (а это и составляет существо внешней политики), осуществляются посредством дипломатии и благодаря усилиям экономических, торговых, культурных и иных представительств как по государственной линии, так и поддерживаемых общественными и частными учреждениями и организациями (банками, фирмами, религиозными обществами ит.п.). Нельзя сбрасывать со счетов и то, что при определенном стечении обстоятельств прямым орудием осуществления внешней политики становятся вооруженные силы, которые могут служить как агрессивным, так и оборонительным, мирным целям.
Разумеется, среди всех средств внешней политики именно дипломатии принадлежит особое, исключительно важное место. Только для нее осуществление внешнеполитических целей и определение необходимых для их достижения путей и средств является единственной задачей. При этом дипломатические ведомства, добиваясь от своего центрального аппарата и зарубежных представительств искусного пользования формами сношений между правительствами и успешного политического воздействия на иностранные государства в рамках этих форм, как правило, одновременно координируют работу всех других государственных и негосударственных органов и учреждений, нацеленных на реализацию внешнеполитических функций. Ясно, что если государства строго придерживаются общепринятых принципов и норм во внешней политике и дипломатии, намного легче и безболезненнее решаются вопросы, возникающие между ними в процессе двустороннего и многостороннего общения. Необходимость неукоснительного следования этим принципам инормам становится особенно очевидной в ядерный век, когда со всей остротой встал вопрос о сохранении самой жизни на Земле, существовании человеческой цивилизации.
В Российской Федерации и большинстве других стран мира дипломатические ведомства носят название министерств иностранных дел. Встречающиеся различия в наименовании соответствующих ведомств (в США, например, — Государственный департамент, в Англии — Форин оффис, во Франции — Министерство внешних сношений) их существа и функций, естественно, не меняют.
Министерство иностранных дел РФ, осуществляя свою внешнеполитическую деятельность, представляет Россию на международной арене в контактах с другими государствами, перед дипломатическим корпусом в Москве. Оно координирует также деятельность других российских ведомств и органов, поддерживающих внешние связи.
На Министерство возложена обязанность получать, обобщать и анализировать информацию по различным аспектам международного положения, готовить на этой основе предложения по вопросам внешней политики РФ. В этих целях поддерживаются постоянные контакты с российскими посольскими и консульскими учреждениями за рубежом, осуществляются руководство их работой, а также связь с иностранными дипломатическими представительствами в Москве. МИД участвует в подготовке и приеме иностранных государственных и правительственных делегаций, в осуществлении визитов официальных российскихпредставителей в зарубежные страны. Представители Министерства принимают участие в работе международных форумов, разрабатывают проекты договоров и соглашений, защищают личные и имущественные интересы граждан и юридических лиц Российской Федерации, находящихся за границей.
§ 2. Дипломатия как наука и искусство
Вучебниках и наставлениях по дипломатии дипломатию нередко определяют как «науку о внешних сношениях» и «искусство переговоров». И в этом, несомненно, есть немалый смысл. Взвешенный анализмировой обстановки, правильный учет соотношения сил на международной арене являются важнейшим условием выработки подлинно научных, глубоко обоснованных рекомендаций в областивнешней политики. Необходимо внимательно изучать исторические тенденции, в полной мере учитывать различные направления и течения в международных отношениях, уметьискать ипривлекать на свою сторону союзников, добиваться изоляции наиболее агрессивных и враждебных кругов. Реально можнорассчитывать на успех только в том случае, если дипломатия действует принципиально и в то же время прагматично и гибко, избегает догматизма и сектанства, не боится компромиссов, идущих, в конечном счете, на пользу национальным интересам. Отсюда значимость овладения в полном объеме данными ряда наук: истории отдельных стран и международных отношений, международного права, комплекса наук, связанных с изучением мирового хозяйства и экономики отдельных стран, сравнительного государствоведения и правоведения, философии, психологии идр. Словом, дипломатия должна опираться на законы общественной жизни и учитывать выводы соответствующих наук.
Источник
Дипломатический протокол и церемониал
Выполнила: Орехова Наталья (модуль бизнес, группа №2)
Дипломатический протокол представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, иными официальными лицами в процессе международного общения.
Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» — совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства. Дипломатический протокол создает соответствующие условия для того, чтобы отношения между государствами, правительствами и их представителями могли развиваться в дружеской, мирной атмосфере и в обстановке взаимного уважения.
Основные принципы взаимоотношений между государствами по дипломатическому протоколу: уважение государственного суверенитета и национальной независимости, невмешательство во внутренние дела другого государства, соблюдение равенства между государствами, территориальная целостность, соблюдение условий международных соглашений и договоров, строгое выполнение взятых на себя обязательств.
Основой дипломатического протокола является выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице — к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.
Венский (1815) и Аахенский (1818) конгрессы впервые в международной практике приняли специальные постановления, касающиеся дипломатических отношений и, в частности, вопрос определения старшинства дипломатических представителей. Эти политические документы были первой попыткой наделить юридической силой и превратить в нормы международного права некоторые правила международной вежливости.
Ныне «Венская конвенция о дипломатических сношениях» (18 апреля 1961) является базовым международно-правовым документом, который регулирует дипломатическую деятельность субъектов международного права. В Конвенции зафиксированы рангах дипломатических представителей, порядок определения их старшинства, привилегии и иммунитеты дипломатов, их статус, права и обязанности и другие стороны дипломатической миссии государства и ее агентов. Ряд государств присоединилась к Конвенции путем ее подписания и ратификации, а некоторые даже инкорпорировали ее в своих национальных законодательств. Участниками Конвенции являются более 160 государств. Но и те страны, которые формально не присоединились к Конвенции, вынуждены считаться с нормами, зафиксированными в этом документе.
Кроме этого основного документа, можно назвать и другие, которые в той или иной мере определяют действия протокола. Это — «Венская конвенция о консульских сношениях» (1963), «Конвенция об иммунитетах и привилегиях ООН» (1946), «Конвенция Организации американских государств о дипломатическом убежище » (Каракас, 1954).
Дипломатический протокол включает в себя этикет и церемониал.
• Этикет — совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, культурой быта, общения и.т.д
• Церемониал — установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств и т. п.).
Церемониал (от лат. – торжественность) – это строгое соблюдение определенных формальностей. Церемониал имеет исключительно большое значение. Он основывается на традиции и учитывает национальные особенности, создавая нормальную обстановку и соответствующие условия для взаимоотношений должностных лиц разных рангов.
Известно, как тщательно правительства и официальные лица готовятся к важным международным встречам и в какой степени предварительная подготовка может положительно повлиять на успех. Внимание, которое официальные лица уделяют визигу главы государства или правительства, церемонии подписания соглашения или международного договора, празднования важного события, обставляя их с пышностью, свидетельствует о желании двух или более правительств продемонстрировать характер существующих между ними отношений и желаемое направление их развития.
Правилами церемониала и протокола руководствуются при проведении переговоров, заключении и вступлении в силу международных соглашений. Они определяют место каждого в политической и административной иерархии и обеспечивают возможность пользоваться надлежащими прерогативами, привилегиями и иммунитетами.
Дипломатические приемы играют важную роль в дипломатической службе; на них решаются как представительские задачи, так и информационные, специальные. В дипломатическом протоколе приёмы делятся на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом, с супругами и без них. Сегодня наиболее широкое распространение получили следующие виды приемов: завтрак, обед, ужин, обед-буфет (шведский стол), а также приемы типа фуршет и коктейль.
Любой приём должен быть подготовлен самым тщательным образом. В подготовку приёма входят: выбор вида приёма, составление списка приглашённых лиц, заблаговременная рассылка приглашений, составление плана рассадки за столом (на завтраке, обеде, ужине), составление меню, подготовка помещений, сервировка столов и обслуживание гостей, подготовка тостов или речей, составление схемы (порядка проведения) приёма.
Каждое государство, руководствуясь внутренним законодательством и национальными традициями, имеет свою классификацию визитов. Но, несмотря на эти различия и обобщая практику составления визитов, можно выделить следующие их виды:
1. Государственный визит.
2. Официальный визит.
3. Рабочий (деловой) визит.
4. Встреча «без галстуков».
5. Неофициальный визит.
6. Визит проездом.
7.Прибытие делегации или государственных деятелей на юбилейные мероприятия или по случаю знаменательного события
Каждый из перечисленных визитов имеет свои протокольные особенности. Так, например, официальный визит, по протоколу, делится на визит главы государства и главы правительства с предоставлением им соответствующих почестей.
Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. На сегодняшний день их можно подразделить на две системы:
1) Децентрализованная или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространённая система (США, Великобритания, ФРГ, Япония).
2) Централизованная система, в соответствии с которой в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примерами этой системы могут служить протокольные службы Франции и Италии.
Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации основаны на общепринятых нормах церемониала, этикета и международной вежливости. Она имеет собственные богатые традиции и глубинные исторические корни. Вместе с тем, опираясь на традиции, российский протокол учитывает современные тенденции международного общения, назревшие требования сегодняшнего дня, процессы глобализации и демократизации общественно-политических отношений.
Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел РФ выступает в Российской Федерации в качестве единого государственного протокола. Через него осуществляется протокольная деятельность ряда высших государственных органов. По вопросам, связанным с деятельностью Президента РФ, Департамент работает совместно со службой протокола Президента.
В своей деятельности Департамент руководствуется: Конституцией Российской Федерации, законами России, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства России, приказами, инструкциями и указаниями министра иностранных дел России.
В сентябре 2004 г. Указом Президента утверждены новые положения Государственной протокольной практики Российской Федерации.
22 сентября 2004 г. Министерство иностранных дел циркулярной нотой Департамента государственного протокола официально довело до сведения аккредитованных в Москве Посольств и Представительств Международных организаций новый текст “Основных протокольных положений”.
Таким образом, российский дипломатический протокол официально заформализован и получил новую правовую основу, учитывающую как назревшие в стране изменения, так и современные тенденции международного сотрудничества. В действующую протокольную практику внесены достаточно существенные коррективы, затрагивающие, прежде всего проведение визитов на высшем и высоком уровне и степень участия в них официальных должностных лиц.
Более четко обозначены критерии, определяющие характер и церемониальную сторону мероприятий, связанных с приемом в нашей стране высоких иностранных гостей. Вид визита в каждом отдельном случае определяется по взаимной договоренности сторон, исходя из критерия политической целесообразности.
Детально регламентируется объем мероприятий, включаемых в программу визита и их церемониал. На основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики решаются вопросы обеспечения безопасности, размещения, питания, транспортного и других видов обслуживания в ходе проведения визитов.
Список использованной литературы:
1) Вуд Дж., СерреЖ. Дипломатический церемониал и протокол: Принципы, процедура, практика: Пер. с англ. — М., 1974.
2) Афанасьев И. Деловой этикет. — К., 1998
3) Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонал. — М., 1995.
4) Зорин В. А. Основы дипломатической службы. — М., 1977.
5) Никольсон Г. Дипломатическое искусство: Четыре лекции по истории дипломаты: Пер. с англ. — М., 1962.
6) Авилов В. И. Официальные контакты дипломатов. — М., 1977.
7) Руденко Г. М. Основы дипломатического протокола. — К., 1996.
8) Семенов В. Л. Практика дипломатического протокола и этикета. — М.: Международное агентство «А.Б & Т2», 2002.
9) Фелътхэм Г. Дж. Настольная книга дипломата: Пер. с англ. — Минск: Новое знание, 2001.
10) Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. — М., 1998.
Источник