Нота с точкой это мама с дочкой

Дурацкие лимерики с музыкальным уклоном

1
Однажды Бемоль*
Учил свою роль
И думал: «Доколе, доколь?»
И мучали боли беднягу Бемоля —
В суставах скопился рассоль

2
А мистер Диез*
Носил ирокез*
Хоть был он брутален и без:
Под аханье прессы играл полонезы,
Наставив на прессу обрез.

3
Синьор Бекар*
Считал гонорар,
Но ныл, как голодный комар.
Был рыж и поджар тот скряга Бекар,
И ворон дразнил его:»Каррр!»

4
Нотный стан*
Рано встал,
Но умываться не стал.
Пять нотных линеек за десять копеек,
Немытый, на пончик сменял.

5
Партийный товарищ Фермата*
Умишком была не богата,
Зато по комплекции — (сливки + специи!),
На ласки весьма таровата.

6
Гражданка А-мольная Гамма*
Была хороша, но упряма:
Для тонкой фигуры глотала микстуры
Под вопли: «Ой, мамочки, мама!»

7
Скрипичный ключик* —
При штабе поручик,
Любитель интриг-закорючек.
Стоял на часах, от скуки зачах.
Басовый* был, впрочем, не лучше!

8
Малютки-ноты
Вместо работы,
Построившись дружно по ростику,
Шагали гуськом за пыльным возком,
Друг дружку схвативши за хвостики.

9
Четверть с точкой* — мама с дочкой.
Слыла средь коллег непорочной.
Но мучали грязные
Больные фантазии
Бедняжку maman еженощно!

10
Унылый Форшлаг*
Запачкав обшлаг,
Решился на экстренный шаг:
«Ушли» из общаги полпуда бумаги,
Засунутые за кушак.

11
Фройляйн Реприза*,
Милашка, каприза,
Мечтала пофоткаться в Пизе.
Но вытащил приз невзрачный маркиз.
Мein Gott!Ну полнейший тупизм, а?!

PS
Одиннадцать странных лимериков
На суд оголтелых сатириков
Я тут наваяла.
А совесть кричала:
— Да ну их! Вернись лучше к лирике!

****************************
1 Бемоль — знак в нотной записи, обозначающий понижение звук на полтона
2 Диез — знак в нотной записи, обозначающий повышение звук на полтона
Ирокез — в данном случае, причёска в виде огромного петушиного гребня, окрашенного в какой-нибудь кислотный цвет.
3 Бекар — знак в нотной записи, отменяющий действие бемоля или диеза
4 Нотный стан — пять нотных линеек, на которых пишутся ноты
5 Фермата — знак в нотной записи, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более.
6 А-мольная Гамма* — гамма ля-минор
7 Скрипичный ключ — этот знак ставится в начале нотного стана и обычно означает, что записаные после него ноты расположены начиная с первой октавы
9 Четверть с точкой — Нота длительностью в четверть, удлиняющаяся ещё вполовину.
10 Форшлаг — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило)
11 Реприза — знак повтора, парный знак, который ставится в начале и в конце нужного отрезка и обозначает, что его надо повторить

Источник

Как объяснить ребёнку теоретические термины на языке преподавателя фортепиано

«Как объяснить ребёнку теоретические термины на языке преподавателя фортепиано?»

На протяжении всего нашего творческого пути мы сталкиваемся с проблемой начального обучения. Ребёнок вступает на путь музыканта. Какой это ответственный момент! Каждый раз я ищу что – то новое и надеюсь, что это процесс никогда не остановится.

«А, что это, быть в музыке?

Быть в сказочной стране,

Где мы чуть — чуть волшебники

У клавиши на дне…»

Я все время думаю, как сделать, что бы слова Б. Пастернака «Музыка – язык души» стали для ребёнка истиной. Чтобы он это понял, почувствовал (для музыканта эти слова – синонимы). Какие найти слова для объяснения таких понятий, как затакт, пауза, фермата, нота с точкой и т.д.? Эти слова должны быть тесно связанными с музыкой, они должны помогать правильно произнести интонацию, музыкальное предложение – фразу. Хочу привести в пример слово, которое не нужно менять. Оно и точное, и образное, и звучит хорошо. Это – опевание. Мы очень часто его применяем.

Но как объяснить ребёнку слово «затакт»? По учебнику – «Отсутствие сильной доли в такте». Но ведь эта нотка или нотки как раз неразрывно связаны с сильной долей! Затакт – это вводная часть фразы, введение. И как вводный тон тяготеет к тонике, так «введение» направлено к своему продолжению, к сильным долям. Важно отметить, что тема, которая начинает с «введения», в дальнейшем тоже будет с него начинаться. В такте не будет «отсутствовать сильная доля». Но смысл начальных нот, фразы будет тем же. Ученику должно быть понятно, где конец фразы, а где «введение» — и это уже начало другой фразы. Ведь у нас нет знаков препинания, а разобраться в содержании музыки, фразирования необходимо.

Поговорим о тактовой черте. Что она нам показывает? Ребёнку объясняю так – двухдольность (четырёхдольность) или трёхдольность музыки (3/4 или 6/8). Угадываем, что я играю – марш или вальс? Определяем размер по нотному тексту, двигаемся под музыку. Дирижируем. Чувствуем сильную долю. Но непременно сразу объясняем, что мы не рабы тактовой чёрты. Вовсе не каждый «раз» — это акцент. Счет – это пульс музыки. Он идёт от музыки, а не наоборот. Объясняем ala breve. Объясняем, что учить кусочки нужно не от тактовой черты, а от начала фразы. Тогда в сознании проложится правильный след, ход музыкальной мысли будет ясен. На примере народных мелодий сразу нужно показать и переменный ритм, ритм пять четвертей. Нельзя допустить, чтобы в сознании закрепилась, только двухдольность и трехдольность. Мы растим свободного художника!

Перехожу к объяснению ноты с точкой. Хороводное движение помогает объяснить ритмический рисунок . Вначале шагаем ровными длительностями ТА – АЙ ТИ ТА и поём на мелодию песни «Как на Светы именины испекли мы каравай». Слова песни предлагаем такие (к примеру):

«Мы подарим нашей Маше

Бусы, серьги, сарафан

Будет Ма – а – ша

Маша выходит в круг и поёт на мелодию «Со вьюном я хожу»

Ритмический рисунок изменился, ведь Маша обрадовалась подарку! Мы говорим «чувство ритма». Но те, кто любит считать «раз и два и», забывают, что чувство при этом пропадает, исполнение становится формальным.

Песни – примеры: А я по лугу, Светит месяц, Во поле береза стояла и другие. Услышал ребёнок в ноте с точкой два шага, прохлопаем та – ай ти та в разных вариантах, теперь можно приступать к игре на рояле. Нота с точкой может иметь другой характер. В трёх дольном размере бывает, что «нота с точкой – мама с дочкой», то есть продлённая нотка. Научить активно длить ноты, петь внутри себя, играть их на рояле, как на скрипочке смычком очень важно.

Теперь подумаем о паузах. Читаю в учебнике «Пауза – знак смолчания», предлагаю «Пауза – это часть музыкальной фразы, которая парит над клавишами». Паузы могут быть вопросительные, пауза – удивление, восклицательные, задумчивые, пауза – вдох, соединяющая пауза и разделяющая пауза и т. д. Паузу необходимо наполнить содержанием. Н. Е. Перельман «Нигде так не видна глупость пианиста, как в паузах».

«Синкопа – это одна из нот ритмического рисунка, она рождается на слабой доле и прорастает в сильную». Поэтому она всегда активная – растёт! Синкопа делает музыку очень интересной. Бывает – задорной, бывает тревожной, но никогда скучной.

Фермата — — перевёрнутое ушко. Интересно, что изображается одинаково, а исполняется по — разному. Фермата может быть долгой, а может быть и совсем короткой. Она говорит «послушай» фермату, как и паузу, нужно напомнить смыслом. А сколько продлить паузу с ферматой или аккорд подскажет предыдущая фраза. «Твори, ты – свободный художник» — скажем ученику.

«Творите, придумывайте свои слова, определения, образы» — скажу всем нам, учителям.

Источник

Нота с точкой это мама с дочкой

1. Продолжение изучения понятия «размер» по заданию 15.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение понятия «нота с точкой».
Стихи в задании 16 облегчат ребенку усвоение этой довольно непростой темы.
4. Разучивание пьесы Е. Королевой «Выйди, выйди, солнце».
5. Слушание пьесы И. Гайдна «Скерцо».

Перемена. Чтение стихотворения Е. Королевой «Ансамбль скрипачей».

■ ЗАДАНИЕ 15
Обрати внимание на размер тактов в этих примерах, определи длительности нот и их счёт.

■ ЗАДАНИЕ 16
Выучи эти стихи.
Нота с точкой — Мама с дочкой.

Если мама — половинка,
Дочь у мамы четвертинка.
И считать половинную
ноту с точкой надо так:
раз-и, два-и, три-и.

Если мама — четвертная,
Дочка у неё восьмая.
И считать четвертную
ноту с точкой надо так:
раз-и, два.

Выйди, выйди, солнце (См. Приложение)
Слова народные

Выйди, выйди, солнце,
Под мое оконце.

Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко.

Соловей (См. Приложение)
Марийская народная песня

Инак реченька журчит,
Сад листвою шелестит.
Там среди густых ветвей
Звонко свищет соловей.

Скерцо (См. Приложение)
И. Гайдн

Раз на лугу под липкой
Нашел кузнечик скрипку.
Он взял ее несмело
И заиграл умело
Про кустик у дорожки,
Про гриб на толстой ножке,
Про серенькую пчелку
С мохнатой, длинной челкой.

Ту песню услыхали
Букашки и козявки,
Со скрипочками встали
На изумрудной травке.

И, отложив работу,
Домашние заботы,
Забыв про все печали,
С кузнечиком играли
Про яркие цветочки,
Про ягоды на кочке,
Про небо и про тучи,
Про край, что самый лучший.

А солнышко сияло
И грело горячей
От песни, что исполнил
Ансамбль скрипачей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучи, считая вслух, пьесу Е. Королёвой «Выйди, выйди, солнце»
2. Задание 17.

3. Выучи наизусть пьесу Е. Королёвой «Огуречик» (см. урок 14).
4. Разбери, считая вслух, русскую народную песню «Как на речке, на Дунае».
5. Принеси игровые карточки, которые ты сделаешь вместе с родителями.

■ ЗАДАНИЕ 17
Определи длительность нот в этих примерах. Для этого прежде вспомни, как считали свои шаги ребята-восмые, их мамы и папы-четверти, бабушки-половинки и прабабушк-целая.
Затем посмотри на верхнюю цифру размера в нотной записи, после этого сосчитай в каждом такте до двух, трёх или четырёх, но считай так: «раз-и, два-и, …» и т. д.

Как на речке, на Дунае (См. Приложение)
Русская народная песня

Задание для родителей
Переведите через копировальную бумагу карточки «Музыкальное лото». Наклейте карточки на плотную бумагу, разрежьте по контурным линиям. Выполняйте работу вместе с ребенком. «Музыкальное лото» и «Забавные картинки» (карточки с паузами) положите в разные конверты. Эти игры понадобятся ребенку на следующем уроке.

Источник

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре-Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми-Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа и т.д.

Чтобы графика нотного стана была понятна, и высота нот стала хорошо видимой, детям предлагается самим раскрасить ноты на линейках и между линейками двумя цветами на выбор. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – различение нот по их расположению.

Для маленьких музыкантов освоение нотной грамоты можно проводить в игровой форме. Дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова. Эти слова так и записываются — ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами, например: «ДОмик, ДОска, РЕка, РЕмонт, МИр, ФАра, ФАмилия, фаСОЛЬ, земЛЯ, СИла » и т. п.

Применяя словесный метод хорошо зарекомендовали себя рифмы-считалки. Главное, чтобы эти рифмы были не просто складными, а именно направляющими и помогающими ребенку сориентироваться в расположении той или иной ноты.

Самая добрая нотка. Добрый доктор Айболит на ДОбавочной сидит.

Самая скромная нотка. Под первой линейкой сижу снизу- вверх на всех гляжу.

Самая мирная нотка. На первой сижу «Миру — МИр» всем говорю.

Любимая взрослыми нотка. Между первой и второй ФА застряла с головой.

Самая соленая. Я вторую посолю, потому что очень СОЛЬ люблю.

Самая важная нотка. Я прекрасней всех на свете, потому что между второй и третей.

Самая уравновешенная нотка. Серединку я люблю вниз и вверх на всех гляжу.

Для быстрого определения нот вразброс можно применять нотные карточки, изготовленные преподавателем, и подключить родителей для домашней тренировки ребенка.

1 струна – нота «ми»

2 струна – нота «си»

3 струна – нота «соль»

4 струна – нота «ре»

5 струна – нота «ля»

6 струна – нота «ми»

На изучение нот отводится небольшая часть урока, т.к. основное закрепление происходит при проигрывании одноголосных пьес на гитаре.

Длительности нот считаются и проигрываются на инструменте одновременно. Ребенок слышит и осознает долготу звука во времени. Общеизвестны приемы сравнения целой длительности с целым предметом (обычно это яблоко, мандарин), который нужно разделить на доли.

При делении долей длительности нот сокращаются, и чтобы ребенок осознал долготу звука во времени можно связать длительности нот с движением, используя такую образную ассоциацию:

Целая – ты спишь;

Половинка – ты стоишь;

Четверть – ты прыгаешь на одной ножке;

Восьмая – ты идешь в школу;

Шестнадцатая – ты бежишь в школу, потому что опаздываешь.

Нота с точкой обычно вызывает у детей трудности с додерживанием длительности, и педагоги — практики для закрепления понятия о длительности звука прибегают не только к зрительным, но и к словесным образам. Существует удачный стишок о ноте с точкой:

Нота с точкой — мама с дочкой.

Если мама — половинка, дочь у мамы — четвертинка.

Если мама четвертная, дочка у неё восьмая.

Можно использовать картинку, на которой видно, что нота с точкой является суммой трех одинаковых долей. Для многих детей зрительный образ складывания долей вспоминается более быстро.

Не редко возникают проблемы с запоминанием внешнего вида пауз. Дети сами подсказали на что похожа каждая из пауз:

Целая – кирпич завис;

Половинная – кирпич лежит;

Четверть – червячок или кривой стул, на котором долго не посидишь;

Шестнадцатая – кудряшки.

Нельзя забывать, что пауза – это не просто знак молчания, это звук тишины, и она является частью музыкальной фразы и несет такую же эмоциональную окраску, что и звук. Паузы, как и тишина могут быть вопросительные, восклицательные, задумчивые; пауза – удивление, пауза – вдох, соединяющая и разделяющая пауза и т.д. Паузу необходимо слушать и наполнять содержанием.

Для того, чтобы ребенок запомнил знак альтерации, можно его связать со знакомым образом, включая рифму-считалку, например:

— Мы решетку накренили и диез мы получили.

— Мы сердечко поделили и бемоль мы получили.

— Чтоб два стула не упали мы бекар сюда позвали.

Чтобы разобраться с принципом расположения нот на грифе гитары учащийся сначала разучивает последовательность хроматических звуков на клавиатуре, т.к. она дает наглядную картину звукоряда, потом проговаривает наизусть от каждой ноты, и только потом считает ноты по восходящей хроматической гамме от каждой струны. Если довести до автоматизма, то в дальнейшем у ученика не возникнет трудностей с нахождением того или иного звука на грифе в верхних позициях.

На начальном этапе обучения теоретическая формулировка таких понятий, как такт, метр, размер, не всегда понятны для ребенка. Объяснение материала в доступной и понятной форме облегчают процесс восприятия учеником данных понятий.

Чтобы помочь ребенку правильно распределять длительности в такте многие преподаватели прибегают к образным ассоциациям, где такты сравнивают с квартирами или комнатами, в которых «живут» звуки разной длины. В своих методических рекомендациях Т. Смирнова предлагает такую форму объяснения этих понятий: «Такты — это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат в каждом доме (пьесе) чаще одинаковый. Он проставлен сразу за ключевым знаком; если размер комнат меняется, то его записывают в начале такта: 2\4; 3/4; 4/4; 5/4. Верхняя цифра означает количество «пульсов», а нижняя — чему равен пульс».

Есть и такой вариант: Такты – это вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например, 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). Какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Сложность понятия метра заключается в том, что ребенок в зрительном восприятии его не видит и значит «его нет», и в то же время все музыканты утверждают, что «он есть». Где? И в чем заключается важность присутствия этого метра? Как передать, что музыка строится прежде всего на пульсации. Официальная формулировка метра не дает полного понимания и осознания значимости этого термина. Слово «доля» не ассоциируется в уме ребенка ни с каким образом, поэтому преподаватели, чтобы облегчить процесс усвоения материала сравнивают долю с дыханием (вдох-выдох), с шагами, с пульсом.

Необходимо дать понятие метра не только с позиции ровности шага и количества его в такте, но и акцентировать внимание, что доли есть сильные и слабые и чередуются они в строгом определенном порядке. Например, четырехдольный метр: первая доля – сильная, вторая – слабая, третья — относительно сильная, четвертая – слабая. Трехдольный размер: первая – сильная, вторая – относительно сильная, третья – слабая. И как показывает практика, как только ребенок начинает играть не ритмично или ускоряет темп, прежде всего нужно наладить правильную метрическую пульсацию, т.е. соотношение сильных и слабых долей. Учащийся должен понимать на какую долю нужно опереться, от какой оттолкнуться, а которая служит «маленьким мостиком» к следующей сильной доле. Правильная организация метра создает равновесие в движении музыки, помогает юному гитаристу выровнять арпеджио в правой руке, преодолеть технические сложности, не напрягая и не зажимая игровой аппарат.

Метршаги (счет) в музыке. Каждый «шаг» метра называется долей. Чтобы узнать сколько «шагов» (долей) в такте посмотри на размер.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма, без которого практически невозможна никакая музыкальная деятельность — важнейшая задача педагога. Неразвитость метроритмического чувства затрудняет восприятие учащимся музыки как непрерывного движения, мешает осознанию и выражению мелодии, ее ритмического рисунка и в целом — музыкальной формы. Восприятие ритмической горизонтали, состоящей из различных ритмических групп, помогает воспитать и усвоить учащимися различные метроритмические рисунки, фигуры, комбинации, а также развить чувство соотношения длительностей. Умение ориентироваться в ритмических рисунках, охватывать взглядом как можно больше ритмических фигур на начальном этапе, готовит ученика к последующему чтению с листа уже полного нотного текста.

Работать над ритмическими схемами лучше отдельно, т.к. графика ритма в нотной записи выглядит более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот. Ритмические рисунки нужно отрабатывать до автоматизма, причем одна рука должна стучать пульс, а другая играть ритмический рисунок. Пульс может отсчитывать нога, а ритм отсчитывает рука. Когда у ребенка выработается связь между ритмической записью и внутренним чувством метрической пульсации, можно прекратить постукивание ногой. Более целесообразно начинать использовать ритмические схемы в размере 4/4, т.к. изучение системы деления длительностей строится на основе четырех долей. Цель работы заключается в приобретении свободной ориентировки в счете, паузах, длительностях, чтобы позже при разборе текста ритмическая сторона записи у ученика не вызывала затруднений.

Использование ритмических схем является одним их эффективных способов формирования чувства развертывания музыки во времени. Восприятие музыки в виде ритмической схемы дает возможность ученику сосредоточиться на прояснении временных отношений: как бы увидеть, запечатлеть музыкальное время в пространстве, получить наглядное представление о том или ином метроритмическом узоре произведения.

Простые ритмические рисунки

Техническое мастерство исполнителя всегда вызывает восхищение и уважение. И как показывает многолетняя музыкальная практика, именно гаммы и упражнения играют важную роль в развитии исполнительской техники. Систематическая работа над упражнениями прививает слуховой контроль к качеству звучания, воспитывает метроритмическую организованность, закрепляет точные ритмические и аппликатурные навыки, развивает координацию пальцев.

Подготовка и сдача технических зачетов важная и необходимая часть учебного процесса, но она не дает столь ощутимых результатов в решении этой проблемы как хотелось бы. На отработку сложных технических мест в произведениях уходит достаточно много времени и сил, и не все с этим справляются. Преподаватель заведомо знает с чем столкнется ребенок и какие технические приемы ему придется преодолеть. Поэтому, чтобы сократить сроки технического освоения музыкальных произведений необходимо включать упражнения с первого класса.

Здесь должен работать принцип сохранения систематичности и последовательности, постепенного повышения уровня трудности, где каждый шаг, или навык должен усваиваться полностью, отрабатываться до состояния свободного применения – и пока этого не произошло, двигаться дальше, требовать нового недопустимо. Техническая подкованность ребенка позволяет свободно и уверенно чувствовать себя на сцене, т.к. у него не возникает зажимов и комплексов в проигрывании сложных мест.

В данном Разделе даны постановочные упражнения для правой руки на контактный принцип звукоизвлечения с описанием необходимых приемов для работы над звуком. Упражнение № 6 лучше разучивать после устойчивого закрепления приема тирандо, а знакомство с апояндо лучше отложить на последующий период. Это связано с тем, что в основе гитарной техники итальянской классической школы игры лежит арпеджио, которое исполняется тирандо.

Испанская и итальянская гитарные школы отличаются, прежде всего, в приеме звукоизвлечения. Представители классической итальянской школы используют основной прием для пальцев imaтирандо, то есть щипок. В то же время, большой палец играет с опорой на соседнюю струну, применяя апояндо.

Представители испанской школы используют прием апояндо, а для большого пальца правой руки используют тирандо. Как правило, апояндо применяют для исполнения одноголосных мелодий, пассажей и гамм.

Современный гитарист должен в равной степени владеть двумя этими способами. Однако в работе с начинающими музыкантами следует основываться на классической итальянской школе игры, т.к. при игре большим пальцем апояндо, у правой руки появляется естественная опора в виде соседней струны, на которой можно остановиться. Рука при этом не напрягается, в то же время, фиксируется ее правильное положение. От этого зависит свобода и беглость исполнения, а также сила звука.

Знакомить с испанской школой следует позже, когда рука уже установилась, то есть на втором, третьем или даже четвертом году обучения, в зависимости от возраста ученика. Особенно важно владение испанской техникой для профессионально ориентированных учащихся. Игра апояндо, умение использовать этот способ звукоизвлечения в сочетании с басом, обогатит исполнение новыми тембровыми возможностями, позволит разнообразить звучание инструмента и придаст ему полифонизм и оркестровку.

В процессе освоения и закрепления различных видов арпеджио и аккордов на открытых струнах дается установка, что «каждому пальцу принадлежит своя струна».

Дата добавления: 2018-05-01 ; просмотров: 4031 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью