Пунктирный ритм
Литература : Turk D. G., Klavierschule, Lpz.-Halle, 1789, 1802, переизд. Э. Р. Якоби, в кн.: Documenta musicologica, Bd 1, TI 23, Kassel (u. a.), 1962; Ваbitz S., A problem of rhythm in Baroque music, «MQ», 1952, vol. 38, No 4; Harisch-Schneider E., Ьber die Angleichung nachschlagender Sechzentel an Triolen, «Mf», 1959, Jahrg. 12, H. 1; Jaсkоbi E. E., Neues zur Frage «Punktierte Rhythmen gegen Triolen. «, в кн.: Bach-Jahrbuch, Bd 49, 1962; Neumann Fr., La note pointйe et la soi-disant «Maniиre franзaise», «RM», 1965, vol. 51; Collins M., The perfomance of triplets in the 17th and 18th century, «JAMS», 1966, v. 19.
В. А. Вахромеев.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Пунктирный ритм» в других словарях:
ПУНКТИРНЫЙ РИТМ — (от лат. punctum точка) в музыке ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счет двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты … Большой Энциклопедический словарь
пунктирный ритм — (от лат. punctum точка) (муз.), ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счёт двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты: (рис.) и т. п. * *… … Энциклопедический словарь
пунктирный ритм — ритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. Обозначается точкой справа от ноты … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Ломбардский ритм — (от назв. итал. провинции Ломбардия, Lombardia) острый синкопированный ритм, в основе к рого лежит последование короткого ударного звука и долгого безударного ( обращенный пунктирный ритм). Этот ритмич. рисунок характерен не только для… … Музыкальная энциклопедия
ритмический рисунок — (муз.), последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). В соответствии с данным метром длительности часто объединяются в ритмические группы (восьмых, шестнадцатых и … Энциклопедический словарь
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
Хорнпайп — горнпайп (англ. hornpipe, от horn рог и pipe труба), пибгорн (гэльское, валлийское, шотл. pibgorn, pibcorn, от piob, pib труба и gorn, corn рог). 1) Древний валлийский и шотл. нар. дух. язычковый муз. инструмент. Представлял собой … Музыкальная энциклопедия
Пунктир — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить шаблон карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику. Добавить иллюстрации. До … Википедия
Источник
Музыкальная энциклопедия
Пунктирный ритм
Пунктирный ритм (от лат. punctum — точка) — чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей. Формы П. р. разнообразны. Удлинение сильного времени обозначается посредством добавления точки к осн. длительности (ноте), увеличивающей её протяжённость наполовину, или двух точек, увеличивающих сильную долю на три четверти её осн. длительности. В этом случае акцент, падающий на сильную долю, обостряется. Изредка применяется и П. р. с 3 точками. Иногда точка заменяется равной ей по протяжённости паузой; характер П. р. от этого не утрачивается. Встречается П. р., в к-ром слабое время дробится на несколько более коротких нот.п. р. применяется в музыке разл. жанров, преим. торжественного, танцевального и др. подвижного характера.
До сер. 18 в. в нотной записи фиксировалось только однократное пунктирование, однако пунктированные фигуры исполнялись свободно — в соответствии с характером муз. пьесы, выраженным в ней аффектом (см. Аффектов теория).
Л. Бетховен. Соната для фп. No 5, 1-я часть.
Й. Гайдн. 2-я «Лондонская» симфония, вступление.
Ф. Шопен. Полонез для фп. ор. 40 No 1.
Часто, особенно в пьесах медленного темпа, пунктированные фигуры, вопреки их нотной записи, заострялись, причём между долгой и короткой нотой могла вставляться не обозначенная в нотах пауза; фигура
при исполнении превращалась в
и др. Об условности записи в прошлом фигур П. р. свидетельствуют многочисл. случаи, когда их фактически совпадающие короткие звуки записывались в разл. голосах стоящими друг над другом нотами разных длительностей. Но и в случаях, когда такие ноты записывались не друг под другом, по свидетельству виднейших музыкантов прошлого, предусматривалось их одноврем. исполнение (с укорочением более протяжённого короткого звука). Напр., согласно Д. Г. Тюрку, фраза должна была исполняться так:
В быстрых полифонич. пьесах пунктирование, напротив, зачастую смягчалось, так что фигура
фактически превращалась в
. В старинной музыке встречаются случаи, когда последний звук триоли в одном голосе совпадает с последним звуком пунктированной фигуры в другом.
Ф. Шопен. Прелюдия для фп. ор. 28 No 9.
В последующее время, в частности в эпоху романтизма, «подгонка» друг к другу одноврем. звучащих пунктированных фигур утратила прежнее значение; действительное несовпадение таких фигур зачастую составляет важный выразит. эффект, предусмотренный композитором. См. также Ритм.
Литература: Turk D. G., Klavierschule, Lpz.-Halle, 1789, 1802, переизд. Э. Р. Якоби, в кн.: Documenta musicologica, Bd 1, TI 23, Kassel (u. a.), 1962; Ваbitz S., A problem of rhythm in Baroque music, «MQ», 1952, vol. 38, No 4; Harisch-Schneider E., Ьber die Angleichung nachschlagender Sechzentel an Triolen, «Mf», 1959, Jahrg. 12, H. 1; Jaсkоbi E. E., Neues zur Frage «Punktierte Rhythmen gegen Triolen. «, в кн.: Bach-Jahrbuch, Bd 49, 1962; Neumann Fr., La note pointйe et la soi-disant «Maniиre franзaise», «RM», 1965, vol. 51; Collins M., The perfomance of triplets in the 17th and 18th century, «JAMS», 1966, v. 19.
Источник
ПУНКТИРНЫЙ РИТМ
Большой Энциклопедический словарь . 2000 .
Смотреть что такое «ПУНКТИРНЫЙ РИТМ» в других словарях:
пунктирный ритм — (от лат. punctum точка) (муз.), ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счёт двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты: (рис.) и т. п. * *… … Энциклопедический словарь
Пунктирный ритм — (от лат. punctum точка) чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей. Формы П. р. разнообразны. Удлинение сильного времени обозначается посредством добавления точки к осн. длительности (ноте), увеличивающей её протяжённость… … Музыкальная энциклопедия
пунктирный ритм — ритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. Обозначается точкой справа от ноты … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Ломбардский ритм — (от назв. итал. провинции Ломбардия, Lombardia) острый синкопированный ритм, в основе к рого лежит последование короткого ударного звука и долгого безударного ( обращенный пунктирный ритм). Этот ритмич. рисунок характерен не только для… … Музыкальная энциклопедия
ритмический рисунок — (муз.), последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). В соответствии с данным метром длительности часто объединяются в ритмические группы (восьмых, шестнадцатых и … Энциклопедический словарь
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
Хорнпайп — горнпайп (англ. hornpipe, от horn рог и pipe труба), пибгорн (гэльское, валлийское, шотл. pibgorn, pibcorn, от piob, pib труба и gorn, corn рог). 1) Древний валлийский и шотл. нар. дух. язычковый муз. инструмент. Представлял собой … Музыкальная энциклопедия
Пунктир — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить шаблон карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику. Добавить иллюстрации. До … Википедия
Источник
Нота с точкой это пунктирный ритм
Соотношение длительностей звуков в их последовательности называется ритмом. Здесь под последовательностью звуков понимается их появление и исчезновение с течением времени, например, сначала появился первый звук, затем второй звук, затем возникла пауза, после которой возник третий звук и т.д. Любая музыкальная композиция представляет собой чередование различных звуков и пауз между ними.
Наряду с ритмом в музыке используется понятия метра. Метр — абстрактная пульсация времени, которая определяет закономерное чередование сильных и слабых долей. Представьте, что кто-то равномерно, но неслышно бьёт по столу пальцем, чередуя сильные и слабые удары в четко определенной последовательности, например, первый удар производится сильнее, а второй — слабее, затем опять удар сильнее, а второй слабее и т.д. Мы не слышим эти удары, но они существуют. Метр как и время невидимы, но ход времени можно увидеть благодаря равномерному движению секундной стрелки, а метр можно услышать благодаря метроному — прибору, который равномерно воспроизводит щелчки в момент появления долей.
Зачем нужен метр? Он задаёт ход длительностей подобно тому, как эталонные часы задают ход времени. Представьте ситуацию, когда длительность секунды в разных часах различна. В одно и тоже время в одном и том же месте у одного человека часы показывают 4 часа утра, а у другого уже 8 вечера, у третьего 23:15, а у четвёртого 13:00 — обед. Поезд приходит на вокзал в 14:00. Можно ли по часам всех этих людей определить время прихода поезда? Нет, но это можно сделать, если все часы синхронизировать друг с другом для отображения ими одинакового времени. Теперь представьте, что каждый музыкант в оркестре будет играть длительности так, как захочет. Один будет играть четвертную 3 секунды, а другой — 1 секунду. Моментально возникнет рассинхронизация и какофония. Метр позволяет это устранить.
Расстояние от одной сильной доли до другой сильной доли называется тактом. Такты в нотной записи отделяются друг от друга вертикальной тактовой чертой. Закономерность чередования долей метра выражается в следующем:
- первая доля — сильная (самая сильная), остальные — слабые.
- расстояние между сильными долями одинаково по времени
- количество долей в одном полном такте в точности равно указанному с помощью размера значению. Размер — дробная величина, в числителе которой указано количество длительностей, а в знаменателе — сама длительность. Например, размер 4/4 (четыре четверти) указывает на то, что сумма длительностей (нот и пауз) в одном такте должна быть в точности равна сумме длительностей четырех четвертных нот.
Метр — это своего рода координатная сетка, а ритм — различные фигуры, которые могут быть построены на данной координатной сетки. Метр и ритм взаимосвязаны между собой, в чем легко можно убедиться. На рис. 1 показана простая последовательность длительностей.
Рис. 1. Последовательность длительностей.
Где в этой последовательности сильные доли, сколько долей в такте и как эти длительности расположены в такте? На эти вопросы ответить невозможно. У нас есть последовательность длительностей, но нет закона их чередования. В зависимости от размера длительности можно распределить по тактам различным образом.
Рис. 2. Группировка длительностей с использованием разных размеров.
На рис. 3 показан закон чередования долей с размером четыре четверти. Красными штрихами показаны сильные доли, синими — слабые. Третья доля в размере 4/4 — относительно сильная доля, но сейчас это не важно.
Рис. 3. Закон чередования долей.
Здесь картина другая: закон чередования долей известен, но не определены длительности. Для получения разных ритмических фигур необходимо распределить выбранные длительности по долям метра (рис. 4).
Рис. 4. Различные ритмические фигуры.
Закон чередования длительностей, выраженный при помощи размера, остаётся неизменным все три такта на рис. 4, а длительности и их последовательность может изменяться.
Основа ритмического рисунка часто создаётся при помощи трёх элементов ударной установки: бочки, ведущего и хай-хета. Удар по каждому из них — событие, которое в музыкальных редакторах обозначается в виде ромба. Среди всего множества ритмических рисунков можно выделить два основных: игра восьмыми и игра шестнадцатыми в размере четыре четверти. Запись партии ударных можно начать с записи партии любого элемента, но проще всего данную запись начать с определения координатной системы для привязки событий при игре восьмыми или шестнадцатыми. Для этого можно использовать бумагу в клеточку. Координатная сетка при игре восьмыми показана на рис. 5, где вертикальные линии обозначают моменты времени игры восьмых (при размере 4/4 в одном такте может находиться 8 восьмых). Красные вертикальные линии обозначают 4 доли. Игра восьмыми означает то, что восьмая является минимально возможной длительностью, поэтому события могут располагаться только на вертикальных линиях. Получается наглядная привязка событий к вертикальным линиям сетки.
Рис. 5. Система координат для записи партии ударных при игре восьмыми.
При игре восьмыми партия хай-хета часто состоит из равномерно чередующихся восьмых, поэтому смело рисуем восемь ромбов на каждой вертикальной линии. События бочки и ведущего записываются исходя из того, какой ритмический рисунок требуется получить. Некоторые базовые ритмические рисунки показаны на рис. 6.
Рис. 6. Базовые ритмические рисунки при игре восьмыми.
Источник