Нота с точкой снизу что это

Нота с точкой снизу что это

Уфа, Степана Кувыкина, 17

Знать, где пишется точка по отношению к ноте.
  • Знать, как влияет точка на разные длительность.
  • Знать, как влияет на длительности две точки.
  • Точка

    Точка – точка, которая стоит рядом с нотой, всегда с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.

    Одна четвертная нота (счёт: 1 и) делится на две восьмые. Значить половина четвертной ноты — это одна восьмая. А если мы поставим справа от четвертной ноты точку , то получается полторы четверти + (счёт: 1 и 2).

    Ноты с двумя точками

    Увеличивают длительность наполовину и на четверть от её основной длительности. Пример: длительность ноты равна сумме длительностей следующих нот: + + (счёт: 1 и 2 и 3 и 4)

    Лига (легато)

    Лига – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс», она просто присоединяет и все.

    Напрашивается вопрос: зачем же нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту? Ответ такой: лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.

    Читайте также:  Хорошие девчата ноты трехголосие

    Также лига, применяется для обозначения беспрерывного звучания смежных нот (легато):

    Итак, мы рассмотрели три знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:

    Пример: ; длительность будет равна сумме длительностей: +

    Примеры для самостоятельной работы:

    Урок №3 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.) >>

    Тестовое занятие

    Ваша заявка принята!
    Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

    Источник

    Точка под нотой

    Стакка́то (итал. staccato — отрывисто) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.

    Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.

    Акцентированное стаккато (также называемое staccatissimo или «стаккато клином») — разновидность этого штриха, обозначающая ещё более отрывистое исполнение звуков. Обозначается клиньями (откуда русское название штриха) — короткими вертикальными, заострёнными к ноте чёрточками.

    Стаккато может применяться к нотам любой длительности, обозначая в общем случае уменьшение её примерно вдвое.

    Содержание

    Стаккато на разных инструментах

    Струнно-смычковые

    Стаккато при игре на струнных инструментах — отрывистое движение смычка с остановкой; имеет ряд разновидностей — saltando, sautillé и др.

    • Обыкновенное стаккато — «без настоящих пауз, при помощи одной артикуляции, достигаемой посредством перемены штриха (самый обыкновенный вид стаккато [non legato], особенно употребительный в оркестровой игре и применяемый в случае отсутствия дуг и точек)» [1] . По артикуляции стаккато исполняется по-разному. Например, на скрипке стаккато исполняли: [2]
      • Йозеф Иоахим — только кистью;
      • Анри Вьетан — кистью и предплечьем;
      • Генрик Венявский — только плечом.
    • Большое стаккато — «отрывисто прижимая и отпуская струну при постоянно меняющемся штрихе (большое стаккато, grand détaché)» [1] .
    • Летучее стаккато или staccato volant (saltato, sautillé). При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн. Выполняется кистью [1] .

    Выполнение: ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для коротких штрихов detache. Принцип действия:

    • Смычок продолжает движение по струне;
    • Смычок, потеряв фиксацию пальцев, совершает начальное вращательное движение вокруг пальцев и струны, продавливая её;
    • Сила давления струны на волос смычка возрастает, производя резкий звук;
    • Струна отталкивает смычок от себя.

    Ошибки:

    • Выполнение резких движений (препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию);
    • Увеличение давления на смычок (препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки).
    • Спиккато (итал. spiccato — отрывать, отделять) — прыгающий штрих, выполняемый броском в сторону [3] .
    • Сотийе (фр. sautiller — подпрыгивать) — прыгающий штрих, выполняемый мелкими движениями только одной точкой смычка (близ его середины) в быстром темпе и при небольшой силе звучания [4] .
    • Стаккато пикэ (фр. Staccado piqué — отрывистый) — прыгающий штрих. Исполняется посредством чуть заметных движений кистью на продолжающемся смычковом штрихе, — настоящее виртуозное стаккато. Обозначается рядом точек под дугой [1][5] .

    Клавишные

    • По принципу ударных. На фортепиано исполняется посредством ударов по клавишам.
    • По принципу щипковых. Клавесин.

    Духовые

    Для исполнения стаккато на духовом инструменте используется язык для резкого прерывания струи воздуха. Обычно используют несколько повторений:

    Источник

    Решаем проблему мелких длительностей! Восьмая с точкой.

    Можно обозначить две основные проблемы, которые приводят к трудностям воспроизведения ритма с листа. Во-первых, это неправильный счет. Во-вторых, отсутствие представления о том, как звучат те или иные ритмические группы. Количество вариантов группировки 16-х нот весьма исчерпывающе. Давайте рассмотрим все возможные варианты ритмических фигураций, возникающих в пределах группы из четырех шестнадцатых нот , посчитаем их правильно и найдем хорошие музыкальные примеры для слуховых ассоциаций.
    Данный урок имеет видео-подкрепление !

    Помним, что шестнадцатые в инструментальной музыке группируются по четыре штуки под одной крышей. Такая группа соответствует по длительности звучания одной четверти .

    Предлагаю начать считать шестнадцатые на слоги ТА-КА-ТА-КА. Чем примечательна эта система? Она полезна в первую очередь для струнников, которые используют переменный штрих медиатором. Слог «ТА «- это нисходящий, а слог «КА «- восходящий удар. Пока мы учимся проигрывать мелкие длительности в медленном темпе, то просчитываем каждую ноту. Благодаря этому мы можем исключать или объединять любые звуки из этой группы, не нарушая чередование штриха.

    Точка — знак увеличения длительности

    Давайте начнем с ритма, в котором встречаются восьмые ноты с точкой. Точка — увеличивает звучание длительности ровно на ее половину. Мы знаем что восьмая нота = шестнадцатая + шестнадцатая. Значит восьмая с точкой продлевает звучание восьмой на шестнадцатую. Таким образом восьмая с точкой — это длительность, объединившая в себе три шестнадцатых ноты. Поскольку в этой теме мы рассматриваем ритмические фигуры из четырех шестнадцатых, до полной группы нам нужно добавить к этой длительности одну шестнадцатую ноту. Таких комбинаций существует всего две, обе они приведены на рисунке.

    Пунктирный ритм

    Первая ритмическая фигура: восьмая с точкой + шестнадцатая , называется пунктирный ритм. Мы должны как бы «склеить» первые три шестнадцатые, продлив звучание первой из них. Я приравняла эту ритмическую фигуру к группе из четырех шестнадцатых для наглядности.

    Чередующийся штрих

    Вверху над каждой нотой в группе написала штрихи для струнных (П — вниз, V — вверх). Перечеркнутые штрихи означают, что мы продолжаем незаметно совершать движения медиатором в воздухе, счет продолжается, рука ходит как маятник, но не в коем случае не останавливается. Остановки сделают ритм неровным, приведут к нарушению штриха. Ноты, которые вы «пропускаете», удлиняя звучание других, вы продолжаете играть «про себя» и считать. Тогда вы навсегда избавите себя от проблем с неправильным штрихом — сколько бы «пропусков» вы не сделали, следующая сыгранная нота будет исполнена в «нужном направлении».

    Исполнять этот ритм нужно следующим образом. Сначала проиграйте ровные шестнадцатые и просчитайте их ТА-КА-ТА-КА, чтобы почувствовать ровную пульсацию. Затем уже переходите к ритму. Восьмая с точкой звучит, пока вы считаете: ТА-КА-ТА (штрих: вниз- вверх-вниз ), и КА (вверх) — шестнадцатая нота .

    Второй ритм — взять длительности в обратном порядке — шестнадцатая + восьмая с точкой. Исполняется еще проще. На ТА-КА (вниз-вверх) играете две шестнадцатые, и досчитываете про себя еще ТА-КА (две ноты, которые продлевают вторую шестнадцатую)

    Чтоб научиться быстро читать ритм, неплохо иметь его слуховые ассоциации. Оба ритмических рисунка похожи на ритм сердцебиения. Попробуйте простучать их по столу и убедится в этом сами.

    Источник

    Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз

    В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.

    Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.

    Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).

    Как точки могут увеличить длительность ноты?

    ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.

    Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.

    Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.

    ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.

    Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.

    Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.

    Что такое фермата?

    ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.

    Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:

    1. В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
    2. В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.

    Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.

    Плюсующая лига

    ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс» , она просто присоединяет и все.

    Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?

    Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.

    Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами , то лигой соединяются только длительности нот . Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.

    Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:

    ЗНАК ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА
    ТОЧКА удлиняет ноту или паузу наполовину
    ДВЕ ТОЧКИ увеличивают длительность на 75%
    ФЕРМАТА произвольное увеличение длительности
    ЛИГА соединяет длительности, заменяет знак «плюс»

    В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!

    Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!

    Источник

    Оцените статью