Нота советского правительства великобритании

Нота советского правительства великобритании

Нота СССР премьер — министру иностранных дел Великобритании
Макдональду

От имени Правительства Союза Советских Социалистических Республик имею честь довести до сведения Вашего Превосходительства, что мое Правительство с удовлетворением ознакомилось с содержанием британской ноты от 1 февраля 1924 года, в которой Британское Правительство признает де-юре Правительство Союза Советских Социалистических Республик, чья власть распространяется на все территории бывшей Российской империи, за исключением территорий, отделившихся с согласия Советского Правительства и образовавших самостоятельные государства.

Выражая волю П съезда (Советов) Союза Советских Социалистических республик, заявившего, что дружественное сотрудничество народов Великобритании и Советского Союза является одной из первых забот Правительства Союза, последнее выражает свою готовность обсудить и решить в дружественном духе все вопросы, вытекающие прямо или косвенно из факта признания.

Документы внешней политики СССР. Т. 7. С. 55.

Даты: 1924
Источник: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней./ Сост. .А.С. Орлов и др. М., 2000
Опубликовано в INTERNET: 2002, май

© Заметки на полях. УМК. 1999 — 2008

Источник

Нота советского правительства великобритании

Правда, 5 августа 1953, № 217 (12785), стр. 2

15 июля Посольствами СССР в Вашингтоне, Лондоне и Париже были получены ноты Правительств США, Великобритании и Франции относительно созыва совещания Министров Иностранных Дел США, Великобритании, Франции и Советского Союза.

4 августа Министерство Иностранных Дел Союза ССР направило Посольствам США, Великобритании и Франции в Москве ответные ноты Советского Правительства.

Ниже публикуются текст ноты Правительства США от 15 июля 1953 г. и текст ответной ноты Советского Правительства от 4 августа 1953 г.

Нота Правительства США от 15 июля 1953 года

Государственный секретарь свидетельствует свое уважение Временному поверенному в делах Союза Советских Социалистических Республик и просит его передать своему Правительству следующее.

Развитие международной обстановки и недавние события в Восточной Германии и Берлине усилили всеобщее желание сделать мир более прочным и уменьшить существующее напряжение путем, соответствующим основному праву на свободу.

Признавая тот факт, что прочный мир может быть обеспечен в конечном счете лишь тогда, когда будут урегулированы некоторые основные проблемы, такие как находящееся под контролем разоружение. Правительство Соединенных Штатов желает в настоящее время решить те проблемы, которые могут быть урегулированы в скором будущем.

Заключение германского и австрийского договоров, которое сильно запоздало, представляет собой существенный злемент в вопросе европейского урегулирования, который Правительство Соединенных Штатов рассматривает как важный вклад в дело мира.

Германский мирный договор может быть выработан только при участии свободного и представительного обшегерманского правительства, имеющего возможность свободно обсуждать такой договор. Такое правительство может быть образовано только в результате свободных выборов.

Условия, при которых такое правительство должно быть образовано и при которых оно будет иметь полную свободу действий, представляют собой проблему, поддающуюся решению в скором будущем, если будет проявлена добрая воля всеми сторонами. Ровным образом является ясным, что не может быть достигнут действительный прогресс о направлении общего ослабления напряженности в Европе, пока эта проблема остается нерешенной.

В своих нотах Советскому Правительству, последней из которых была нота от 23 сентября 1952 г. и ответ на которую еще не получен, Правительство Соединенных Штатов сделало конструктивные предложения, которые нашли полное отражение в резолюции германского бундестага от 10 июля сего года. Эти предложения направлены к тому, чтобы удовлетворить единодушное желание германского народа к объединению в условиях свободы.

Имея в виду еще большую неотложность, которую придали вопросу об объединении Германии недавние события, Правительство Соединенных Штатов полно решимости сделать новое усилие с тем, чтобы положить конец ненормальному положению, в котором вынужден находиться германский народ. Было решено, поэтому после консультации с Германским Федеральным Правительством и немецкими властями в Берлине, предложить Советскому Правительству созвать совещание Министров Иностранных Дел Франции, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Советского Союза. Это совещание ограниченной продолжительности могло бы начаться примерно в конце сентября, в месте, которое должно быть взаимно согласовано. Вопросами, подлежащими обсуждению, должны быть следующие:

1. Организация свободных выборов в Федеральной Республике, в Восточной зоне Германии и в Берлине. Это повлечет за собой обсуждение наряду с другими вопросами вопросов о необходимых гарантиях свободы передвижения, свободы действий для политических партий, свободы печати и прав на основные свободы всех немцев до выборов, в ходе выборов и после выборов.

2. Условия образования свободного общегерманского правительства со свободой действий во внутренних и внешних делах.

Таковы существенные шаги, которые должны предшествовать открытию совещания с Советским Правительством по вопросу о германском мирном договоре, являющемся самим по себе важным элементом в деле общего урегулирования.

Правительство Соединенных Штатов считает также, что на этом первом совещании должно быть наконец достигнуто соглашение по австрийскому договору.

Нота Советского Правительства от 4 августа 1953 года

15 июля Советское Правительство получило ноту Правительства США и одновременно с этим ноты правительств Англии и Франции, из которых видно, что на июльском совещании министров иностранных дел США, Англии и Франции в Вашингтоне было решено созвать совещание министров иностранных дел указанных трех держав и Советского Союза. При этом в нотах сообщались предлагаемая тремя министрами повестка дня и время созыва совещания министров иностранных дел США, Англии, Франции и Советского Союза.

Из сказанного выше следует, что министры иностранных дел США, Англии и Франции, вопреки международным обычаям, взяли на себя предварительное рассмотрение вопросов совещания министров иностранных дел четырех держав, сделав это без участия представителя Советского Союза. Такое положение нельзя признать нормальным. К тому же оно находится в явном противоречии с имеющимися соглашениями о совещаниях министров иностранных дел. Кроме того, предварительный сговор трех министров иностранных дел может оказать отрицательное влияние на весь ход совещания министров иностранных дел четырех держав. Такой вывод, естественно, вытекает из того, что три участника этого совещания заранее связали себя сепаратными соглашениями, даже не попытавшись осуществить, — как это неоднократно делалось ранее, — свободное и не стесненное теми или иными частными обязательствами обсуждение назревших международных проблем.

В настоящих международных условиях совещания держав имеют большое значение для урегулирования спорных международных вопросов. Именно теперь, когда усилия миролюбивых государств сделали возможным положить конец войне в Корее и заключить перемирие, создались благоприятные условия, чтобы добиться уменьшения напряжения в международной обстановке. Разумеется, успешное разрешение этой задачи зависит от усилий всех больших и малых миролюбивых государств. Однако ответственность на поддержание мира и международной безопасности лежит, прежде всего, как это видно из Устава Организации Объединенных Наций, на пяти державах — Соединенных Штатах Америки, Англии, Франции, Советском Союзе, Китайской Народной Республике. Игнорировать это обстоятельство было бы не в интересах поддержания и укрепления мира и международной безопасности. С другой стороны, придавать какое-то особое значение таким событиям, как фашистская авантюра в Берлине 17 июня, которая была делом рук иностранных наймитов и уголовных элементов,— значит предаваться иллюзиям и отвлекать внимание от фактов, действительно важных и имеющих положительное значение для разрядки в международных отношениях.

Ввиду приведенных выше соображений, Советское Правительство высказывается за то, чтобы на совещании министров иностранных дел был рассмотрен вопрос о мероприятиях, содействующих общему уменьшению напряженности в международных отношениях, включая вопросы сокращения вооружений и недопущения иностранных военных баз на территории чужих государств. При этом не следует исключать возможность рассмотрения вопроса о том, в каком именно составе должны быть обсуждены те или иные проблемы международных отношений.

Необходимость рассмотрения упомянутых вопросов диктуется не только положением дел в Европе. Известно, что и положение стран Азии, с ее важными актуальными проблемами, привлекает к себе внимание международных кругов. Из этого также следует, что в обсуждении вопросов о мероприятиях по уменьшению напряженности в международных отношениях необходимо участие Китайской Народной Республики. Великий китайский народ, как никогда объединенный и сплоченный Китайской Народной Республикой, с полным основанием ныне требует восстановления своих законных прав во всех международных делах, и недооценивать важности безотлагательного решения этого вопроса также было бы не в интересах укрепления мира и международной безопасности.

В связи с нотой Правительства США от 15 июля, Советское Правительство выражает свое согласие рассмотреть на совещании министров германский вопрос. Однако в американской ноте от 15 июля, как и в опубликованном коммюнике о Вашингтонском совещании трех министров иностранных дел, вместо действительного рассмотрения германского вопроса все дело фактически сводится к повторению предложения, которое содержалось в американской ноте от 23 сентября прошлого года, не считавшейся с необходимостью решения основных проблем Германии.

Как известно, германский народ заинтересован прежде всего, в решении таких вопросов как осуществление национального объединения Германии и заключение мирного договора. Но именно решение этих основных вопросов Германии и обходит американская нота от 15 июля сего года, ссылающаяся на ноту от 23 сентября 1952 года, которая также игнорировала необходимость решения этих основных вопросов. Нота Правительства США от 15 июля подменяет решение этих основных вопросов Германии предложением об общегерманских выборах, а сам вопрос о выборах в свою очередь, — согласно американской ноте от 23 сентября прошлого года, — подменяется предложением о назначении так называемой нейтральной комиссии из представителей иностранных государств «по расследованию с целью создания условий» для проведения этих выборов. Из сказанного следует что нота США от 15 июля не только не ставит своей целью содействовать решению основных вопросов Германии, а сводит дело к затяжным обсуждениям— обследовать или не обследовать положение Германии теми или иными иностранными представителями, как и для чего производить все эти унизительные для германского народа «обследования» и т. п. Кроме ненужных и ничего не обеспечивающих переговоров по таким вопросам нельзя ничего и ждать от такого рода предложений.

Все это определяет отношение Советского Правительства к упомянутому предложению Правительства США.

Советское Правительство считает, что такое предложение не только не может содействовать объединению Германии и созданию Общегерманского демократического правительства, а также заключению мирного договора с Германией, но и влечет за собой оставление Германии расколотой на Западную и Восточную части, попрежнему затягивая заключение мирного договора. А одновременно с этим проводятся мероприятия по ремилитаризация Западной Германии, с опасностью чего не могут не считаться миролюбивые народы Европы и особенно соседние государства. Если все это проводится при согласованных консультациях с боннским правительством Аденауэра, как об этом говорится в ноте от 15 июля, то это может только окончательно подорвать доверие германского народа к такому правительству, не говоря уже о других народах Европы.

Несмотря на высказанные выше соображения по поводу ноты Правительства США от 15 июля, Советское Правительство придает большое значение совместному обсуждению державами германского вопроса и при этом надеется, что такое обсуждение даст возможность всесторонне рассмотреть соответствующие проблемы, относящиеся к восстановлению единства Германии и, вместе с решением вопроса о мирном договоре с Германией, будет содействовать упрочению мира в Европе.

Исходя из сказанного, Советское Правительство предлагает:

1. Рассмотреть на совещании министров иностранных дел, с учетом при этом вышеизложенного, мероприятия по уменьшению напряженности в международных отношениях;

2. Обсудить на совещании германский вопрос, включая проблему восстановления единства Германии и заключение мирного договора.

Что касается австрийского договора, то позиция Советского Правительства по этому вопросу изложена в его нотах от 30 июля, направленных Правительствам США, Англии и Франции. Само собой разумеется, что возможные успехи в разрешении германской проблемы могли бы также способствовать решению и австрийского вопроса.

Аналогичные ноты Советское Правительство направляет также Правительствам Англии и Франции.

Источник

Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США.

28 октября 1921 г.

Брюссельская конференция представителей держав 1 , по сведениям западноевропейских газет, поставила условием предоставления кредитов Российскому Правительству для помощи голодающим признание им долгов прежних русских правительств. О постановлениях этой конференции Россий­скому Правительству до сих пор ничего не сообщено. Рос­сийское Правительство, однако, перед лицом голодающих народных масс не желает считаться с тонкостями диплома­тического этикета и полагает своим непременным долгом немедленно заявить о своем отношении к брюссельским ре­шениям.

Английский премьер-министр г. Ллойд-Джордж в своей речи от 16 августа в британском парламенте назвал дьяволь­ским замыслом предложение использовать голод в России для того, чтобы принудить ее признать долги царского пра­вительства. Тем не менее Брюссельская конференция, вполне осведомленная о том, что, ввиду размеров голодного бедствия в России, Советское Правительство не в состоянии собствен­ными силами спасти пострадавшее население от гибели, по­ставила условием предоставления России кредитов, без ко­торых серьезная помощь голодающим невозможна, призна­ние Советским Правительством старых долгов.

Обращая внимание трудящихся масс всех стран и всех граждан, которым дороги соображения человеколюбия, на эти действия Брюссельской конференции, Российское Прави­тельство в то же время заявляет, что предложение признать на известных условиях старые долги идет в настоящее время навстречу его собственным намерениям. С самого начала своего существования Советское Правительство ставило одной из основных целей своей политики экономическое со­трудничество с другими державами. Оно всегда заявляло о своей готовности предоставлять достаточно прибыли ино­странным капиталистам, которые помогли бы ему в разра­ботке естественных богатств России и в восстановлении ее хозяйственного аппарата. В настоящее время оно констати­рует, что в официальных заявлениях как президента Северо-Американских Соединенных Штатов, так и великобританских министров постоянно высказывается та мысль, что по исте­чении трех лет после окончания мировой войны все еще нет настоящего мира, нужда народных масс становится все бо­лее острой, увеличиваются государственные долги и растет разруха.

Совершенно очевидно, что нельзя думать об установле­нии полного мира без России с ее 130-миллионным населе­нием, что нельзя побороть разруху, оставляя в России разва­лины, и что вопрос о взаимоотношениях между Россией и остальным миром, являющийся первостепенным мировым во­просом, не может быть разрешен без соглашения с Советским Правительством. С точки зрения длительных интересов и постоянных потребностей всех государств и всех народов хозяйственное восстановление России есть первостепенная не­обходимость не только для нее, но и для них. Без экономи­ческого взаимодействия с другими странами задача экономи­ческого возрождения России оказывается чрезвычайно затрудненной, и ее выполнение должно будет растянуться на гораздо более долгий период. Рабоче-Крестьянское Прави­тельство лучше всякого другого может выполнить эту задачу. Своекорыстные интересы отдельных групп капиталистов не мешают ему в работе восстановления народного хозяйства.

Интересы самых широких народных масс, которые озна­чают по существу интересы общества в целом, непосредст­венно руководят рабоче-крестьянской властью. Ставя себе целью удовлетворение интересов всего трудящегося народа России, Рабоче-Крестьянское Правительство, победоносно вышедшее из неслыханных испытаний гражданской войны и интервенции, открывает возможность частной инициативе и капиталу сотрудничать с властью рабочих и крестьян в раз­работке естественных богатств России. Советское Правитель­ство восстановило частную торговлю, частную собственность на мелкие предприятия, право концессий и аренды на круп­ные. Советское Правительство предоставляет иностранному капиталу правовые гарантии и достаточную часть прибыли для удовлетворения его интересов, чтобы привлечь его к участию в экономической работе в России. Идя по этому пути, Советское Правительство стремится к экономическим соглашениям со всеми державами, для чего, в конечном счете, абсолютно необходимо заключение окончательного мира между Россией и другими государствами.

Ставя перед собой эту задачу, Советское Правительство встречает со стороны других держав требование признания старых долгов царского правительства. Советское Правитель­ство заявляет, что, по его твердому убеждению, никакой на­род не обязан оплачивать стоимость тех цепей, которые он носил в продолжение веков. Но в своем непоколебимом ре­шении прийти к полному соглашению с другими державами Российское Правительство готово сделать ряд существенных и значительных уступок в этом вопросе. Оно тем самым идет также навстречу желаниям многочисленных мелких держа­телей русских государственных займов, в особенности во Франции, для которых признание царских долгов представ­ляет существенный интерес.

Исходя из этих требований, Российское Правительство заявляет, что оно готово признать за собой обязательства перед другими государствами и их гражданами по государ­ственным займам, заключенным царским правительством до 1914 года, при предоставлении ему льготных условий, обеспе­чивающих ему практическую возможность выполнения этих обязательств. Само собой разумеется, что непременным усло­вием этого признания является одновременное обязательство великих держав безусловно положить конец всяким дейст­виям, угрожающим безопасности Советских Республик и дружественной Дальневосточной Республике, их суверенным правам и неприкосновенности их границ, и безусловно со­блюдать принципы их полного суверенитета и территориаль­ной неприкосновенности. Другими словами, Советская Рес­публика может принять на себя эти обязательства лишь в том случае, если великие державы заключат с ней оконча­тельный всеобщий мир и если ее Правительство будет при­знано другими державами.

Для этой цели Российское Правительство предлагает ско­рейший созыв международной конференции, которая бы рас­смотрела требования других держав к Российскому Прави­тельству, а также требования Российского Правительства к этим державам и выработала бы между ними окончатель­ный мирный договор. Лишь после созыва этой конференции может быть достигнуто всеобщее умиротворение.

В наступающую четвертую годовщину существования Советского Правительства все вынуждены будут констати­ровать, что усилия многочисленных внешних и внутренних врагов лишь укрепили в России Рабоче-Крестьянское Пра­вительство, как истинного защитника и представителя инте­ресов трудящихся масс всей России и ее независимости. Новые интервенционистские замыслы против Советской Рос­сии, на существование которых указывают многочисленные заявления руководящих органов печати стран Антанты, еще более закрепят неразрывную связь трудящихся масс России с представляющим их волю Рабоче-Крестьянским Прави­тельством. Но попытка осуществления этих замыслов может еще более увеличить страдания трудящихся масс и отсро­чить окончательное хозяйственное восстановление России, тем самым нанося удар также и интересам всех других на­родов.

То предложение, с которым выступает Российское Пра­вительство, является лучшим доказательством его стремле­ния к миру со всеми государствами и к налажению с ними ничем не нарушаемых экономических сношений. Проведение в жизнь этого предложения отвечает интересам всех прави­тельств и всех народов.

Российское Правительство выражает твердую надежду, что в результате его предложения будет в ближайшем буду­щем достигнуто окончательное установление экономических и политических отношений между Россией и другими госу­дарствами 2 .

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Печат по арх. Опубл. в газ, «Известия»

№ 243(1386), 29 октября 1921 г.

1 Брюссельская конференция, в которой участвовали представители Великобритании, Франции, Бельгии, Италии, Германии и ряда других стран, заседала с 6 по 8 октября 1921 г. Официальной целью созыва кон­ференции было обсуждение вопроса о помощи России в связи с голодом 1921 г.

Конференция одобрила решение так называемой комиссии Нуланса (см. док. № 209 и прим. 76) относительно «обследования» положения в Советской России. В качестве условия предоставления кредитов для борь­бы с голодом конференция выдвинула требование о признании Советским правительством внешних долгов царского и Временного правительств и о «достаточной гарантии в соблюдении будущих обязательств». «Никакое экономическое решение, зависящее от действия правительств, — говори­лось в резолюции конференции, — не будет возможным до тех пор, пока в России не будут установлены нормальные условия экономической жизни».

Решения Брюссельской конференции подтвердили, что у ее участников имеются планы использовать голод 1921 г. для свержения Советской власти и реставрации капиталистического строя в стране.

Характеризуя политику империалистических держав в вопросе о по­мощи голодающим, В. И. Ленин в октябре 1921 г. писал:

«Капиталисты, управляющие сейчас сильнейшими государствами в мире — как Англия, Америка, Франция — правда заявили нам. что они-де тоже хотят помогать нашим голодающим крестьянам, но на таких усло­виях, которые означают передачу в их руки всей власти над нашей ра­боче-крестьянской республикой. Дело понятное. Когда же видано, чтобы кровопиец рабочего человека, капиталист и ростовщик помогал ему беско­рыстно. Голодом трудового человека класс капиталистов всегда пользо­вался, чтобы закабалить его тело и душу. И нашим голодом хотят сейчас воспользоваться, чтобы уничтожить нашу кровью добытую свободу, на­веки вырвать власть из рук рабочих и крестьян и посадить над их голо­вами снова царя, помещика, хозяина, станового пристава и чиновника» (Ленинский сборник XXXIV, стр. 425).

2 В. И. Ленин, принимавший непосредственное участие в подготовке данной ноты, в своих замечаниях о проекте ноты особенно подчеркивал важность выдвижения встречных советских претензий к империалистиче­ским державам. Он указывал: «Главное: надо сказать и тонко и точно о наших к ним претензиях» (Ленинский сборник XXXV, стр. 284).

Вопрос о внешних долгах бывших правительств России и советских контрпретензиях явился предметом обсуждения на Генуэзской и Гаагской конференциях.

Источник

Читайте также:  Ноты для колыбельной спят усталые
Оцените статью