Нотная грамота для аккордеона для начинающих

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

А.Варфоломос — Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов

Пособия, самоучители для обучения игре на баяне и аккордеоне

_
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 1
Музыкальный звукоряд, Нотное письмо
«МУЗГИЗ», 1967г.

Настоящее пособие предназначено для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, культпросветучилищ, вузов, имеющих факультет общественных профессий, а также для руководителей хоровых коллективов, широко использующих в своей практике баяны и аккордеоны, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на этих инструментах по самоучителям.

Пособие издано пятью отдельными выпусками. Каждый выпуск посвящен определенным разделам курса и распадается на главы, в которых изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур и звучания баяна и аккордеона.
Содержание пособия, охватывая широкий круг музыкально-теоретических вопросов, необходимых для начинающих музыкантов, образует в то же время базу, опираясь на которую возможно дополнительное расширение и углубление теоретических знаний и навыков непосредственно по учебникам элементарной теории музыки, гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений, предназначенных для профессиональных музыкальных учебных заведений.
При разработке учебного пособия использован опыт преподавания музыкальной грамоты в самодеятельных коллективах и школе баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда, а также отдельные положения, формулировки и методические установки, изложенные в современных учебниках, популярной литературе и научных исследованиях, связанных с вопросами теоретического музыкознания.

Для подкрепления теоретических положений в пособии использованы народные песни, отрывки из произведений советских композиторов и классической музыки, во многом заимствованные из сборников музыкальных пьес для баяна и аккордеона. Типовые упражнения, приводимые в пособии, способствуют более прочному усвоению материала. В этих же целях может быть использован „Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки» В. Хвостенко (Музгиз, М., 1960).
Успешное овладение музыкальной грамотой возможно лишь в сочетании с параллельной работой над развитием слуха. Поэтому усвоение того или иного теоретического положения, развитие технологических навыков необходимо связывать с исполнением на инструменте всех приводимых примеров и систематическим выполнением упражнений по развитию слуха, исходя из установочных методических указаний, приводимых в упражнениях в конце многих глав пособия.

Пособие по музыкальной грамоте строится таким образом, что без прочного и осознанного усвоения предшествующего материала не может быть усвоен последующий. По мере усвоения материала же,лательно периодически обращаться к помощи квалифицированных музыкантов с целью проверки усвоения материала и развития слуховых навыков. В тех случаях, когда это оказывается невозможным; для проверки правильности выполнения упражнений, связанных с высотным соотношением звуков (интервалы, аккорды, все виды гамм) следует обращаться к «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, изданным в виде приложения ко второму выпуску этого пособия.
Автор выражает благодарность художественному руководителю школы баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда П. И. Говорушко за ряд ценных советов, а также благодарит всех, приславших в издательство свои отзывы и пожелания по настоящему пособию.
А, Варфоломос
Ленинград, 1966

  • Глава первая. Музыкальный звукоряд
    • § 1. Музыкальные звуки и их свойства
    • § 2. Музыкальный звукоряд. Основные ступени звукоряда и их названия. Клавиши правой клавиатуры баяна и аккордеона, соответствующие названию основных ступеней звукоряда.
      Октавы
    • Упражнения
  • Глава вторая. Нотное письмо. Запись высоты звука
    • § 3. Нота. Нотный стан. Обозначение нот на нотном стане. Ключи
    • § 4. Добавочные линейки
    • § 5. Запись нот одной и той же октавы в различных ключах.
    • § 6. Запись музыки для баяна и аккордеона
    • § 7. Обозначение музыкальных звуков в различных октавах нотами и буквенным способом
    • Упражнения
  • Глава третья. Запись длительности звуков
    • § 8. Форма ноты. Длительность нот
    • § 9. Правила записи нот различной высоты и длительности
    • § 10. Пауза. Длительность пауз
    • § 11. Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
    • § 12. Способ, облегчающий точное исполнение нот согласно их длительности („счет»)
    • § 13. Затакт
    • § 14. Размещение в такте нот и пауз
    • Упражнения
  • Глава четвертая. Система высотной организации музыкальных звуков
    • § 15. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон
    • § 16. Правая клавиатура баяна и аккордеона
    • § 17. Производные ступени. Знаки альтерации
    • § 18. Случайные и ключевые знаки альтерации
    • § 19. Буквенное обозначение знаков альтерации
    • § 20. Энгармонизм
    • § 21. Левая клавиатура баяна и аккордеона. Музыкальный звукоряд в основном и вспомогательном рядах
    • § 22. Диатонический и хроматический звукоряды. Диатонические и хроматические полутоны, тоны
    • Упражнения
  • Глава пятая. Знаки сокращения и упрощения нотного письма
    • § 23. Знаки сокращения нотного письма
    • § 24. Различные приемы упрощения нотного письма
    • § 25. Мелизмы
    • Упражнения
  • Вкладыш:
    • Сравнительная таблица записи нотами звуков всех октав правой клавиатуры баяна и аккордеона. Левая клавиатура баяна и аккордеона.

Скачать пособие


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 2
Интервалы, Аккорды
«МУЗГИЗ», 1962г.

Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов, выходящая в свет отдельными выпусками, предназначена для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, вузов, имеющих факультеты музыкального воспитания, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на баяне и аккордеоне по самоучителям.

В каждом выпуске, охватывающем определенные разделы курса, изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур баяна и аккордеона.
Первый выпуск издан в 1961 году. В него вошли главы:

I. Музыкальный звукоряд.
II. Нотное письмо. Запись высоты звука.
III. Запись длительности звуков.
IV. Система высотной организации музыкальных звуков.
V. Знаки сокращения и упрощения нотного письма.

Второй выпуск включает в себя главы:
VI. Интервалы.
VII. Аккорды.

Наряду с изложением основных теоретических положений в выпуске затрагиваются вопросы: использования интервалов и аккордов в различной фактуре; исполнения их на правой и левой клавиатурах; образования на левой клавиатуре дополнительных аккордов, отсутствующих в готовом виде, и т. д.
В конце каждой главы для закрепления пройденного материала приводятся упражнения, а для развития слуха — установочные методические указания. Выполнять упражнения рекомендуется систематически. Для проверки правильности выполнения упражнений (в том числе и упражнений по развитию слуха) следует периодически обращаться к помощи квалифицированных или более подготовленных музыкантов.

Лица, занимающиеся самостоятельно, смогут проверять правильность выполнения упражнений по «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, приложенным к пособию.
По таблицам можно установить правильность выполнения заданий, связанных с высотным соотношением звуков (энгармонизм, интервалы, аккорды и их обращения, энгармонизм аккордов, а в связи с материалом последующих выпусков — все виды гамм, разрешения интервалов, аккордов и т. д.)- Правила пользования таблицами приведены в конце пособия.
В последующих выпусках «Музыкальной грамоты для баянистов и аккордеонистов» будут даны основные сведения о ладовой организации отдельных звуков, интервалов и аккордов музыкального произведения; указаны различные приемы транспонирования музыкального произведения из одной тональности в другую; расширены затронутые в первом выпуске сведения о ритме; изложены основные сведения о мелодии и структуре музыкальных произведений.
Автор выражает благодарность всем приславшим в издательство свои отзывы и пожелания по первому выпуску настоящего пособия.
Л. Варфоломос
Ленинград, 1962

  • Глава шестая. ИНТЕРВАЛЫ
    • § 26. Понятие об интервалах
    • § 27. Названия интервалов. Простые и составные интервалы
    • § 28. Виды интервалов
      • Определение и построение чистых, больших и малых интервалов
      • Определение и построение увеличенных и уменьшенных интервалов
      • Определение и построение различных видов составных интервалов
    • § 29. Обращение интервалов
    • § 30. Консонирующие и диссонирующие интервалы
    • § 31. Энгармонизм интервалов
    • § 32. Интервалы на клавиатурах баяна и аккордеона
      • Интервалы на правой клавиатуре баяна
      • Интервалы на правой клавиатуре аккордеона
      • Интервалы на левой клавиатуре баяна и аккордеона
      • Упражнения.
  • Глава седьмая. АККОРДЫ
    • § 33. Понятие об аккорде
    • § 34. Трезвучия
      • Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия
      • Обращение трезвучий
      • Структура трезвучий и их обращений
    • § 35. Септаккорды
      • Виды септаккордов. Септаккорд в основном виде
      • Обращения септаккордов
    • § 36. Нонаккорды
    • § 37. Энгармонизм аккордов.
    • § 38. Применение аккордов в музыке. Фактура
    • § 39. Аккорды на клавиатурах баяна и аккордеона
      • Аккорды на правой клавиатуре баяна.
      • Аккорды на правой клавиатуре аккордеона
      • Аккорды на левой клавиатуре баяна и аккордеона
      • Правила записи басов и аккордов
      • Условные обозначения басов и готовых аккордов в нотной записи
      • Сочетание басов и готовых аккордов
  • Упражнения.
  • Приложение
    • Т. Сотников. Самозачетные таблицы по музыкальной грамоте
    • Правила пользования «Самозачетными таблицами»
    • Вкладыш — «Самозачетные таблицы» Т. Сотникова и таблица «Расположение басовых звуков и аккордов на левой клавиатуре»

Скачать пособие


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 3
Ладовая организация звуков, интервалов и аккордов
издание 3-е
«Музыка», 1990г.

В третьем выпуске продолжающегося издания приводится методический материал для изучения музыкальных ладов, интервалов и аккордов с учетом особенностей клавиатуры и звукоизвлечения на баяне и аккордеоне. Основные методические положения иллюстрируются нотными примерами и таблицами.

  • От автора
  • Глава девятая. Лад.
    • § 49. Общее понятие о ладе. Разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Звукоряд лада. Название ступеней лада.
    • § 50. Наклонение лада. Лады мажорный и минорный.
    • § 51. Тональность. Гамма
  • Глава десятая. Мажорный лад
    • § 52. Мажорный лад. Виды мажорного лада. Натуральный мажор
    • § 53. Диезные тональности
    • § 54. Бемольные тональности
    • § 55, Энгармонизм мажорных тональностей
    • § 56. Гармонический мажор
    • Упражнения
  • Глава одиннадцатая. Минорный лад
    • § 57. Минорный лад. Виды минора. Параллельные тональности.
    • § 58. Гармонический и мелодический минор. Тональности гармонического и мелодического минора..
    • § 59. Энгармонизм минорных тональностей.
    • § 60. Одноименные тональности. Сходство и различие ступеней одноименных тональностей
    • § 61. Определение тональности музыкального произведения.
    • Упражнения
  • Глава двенадцатая. Лады народной музыки. Другие лады.
    • § 62. Мелодические и гармонические лады
    • § 63. Пентатоника
    • § 64. Особые виды семиступенных ладов
    • § 65. Переменный лад
    • § 66. Лад с двумя увеличенными секундами
    • § 67. Однотерцовые тональности
    • § 68. Одноименный мажоро-минорный лад
    • § 69. Полиладовость и политональность
  • Упражнения
  • Глава тринадцатая. Интервалы на ступенях зажора и минора
    • § 70. Интервалы устойчивые и неустойчивые, консонирующие и диссонирующие, диатонические и хроматические
    • § 71. Разрешение интервалов
      • Разрешение неустойчивых консонирующих интервалов.
      • Разрешение диссонирующих интервалов
    • Упражнения
  • Глава четырнадцатая. Аккорды на ступенях мажора и минора
    • § 72. Трезвучия на ступенях мажора и минора
    • § 73. Септаккорды на ступенях мажора и минора
    • § 74. Нонаккорды на ступенях мажора и минора
    • § 75. Разрешение аккордов. Гармоническое тяготение
      • Разрешение неустойчивых консонирующих трезвучий.
      • Разрешение диссонирующих трезвучий
      • Разрешение септаккордов
      • Разрешение нонаккордов
  • § 76. Ладовые функции аккордов. Функциональный кругооборот
  • § 77. Ладовые функции интервалов
  • § 78. Гармонический анализ
  • Упражнения

Скачать самоучитель


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 4
Модуляция, Транспонирование, Ритм
«Музыка», 1990г.

  • Глава пятнадцатая. Модуляция
    • § 79. Общее понятие о модуляции. Родственные тональности
    • § 80. Ладовая и модуляционная альтерация
    • § 81. Виды модуляций
    • § 82. Осуществление модуляции
    • § 83. Некоторые случаи использования модуляции и отклонения в современной музыке
    • Упражнения
  • Глава шестнадцатая. Транспонирование
    • § 84. Транспонирование и его применение
    • § 85. Транспонирование с предварительным переписыванием нот
    • § 86. Транспонирование без предварительного переписывания нот
    • Упражнения
  • Глава семнадцатая. Ритм. Группировка. Темп
    • § 87. Общие сведения о ритме и метре
    • § 88. Такт. Доли такта. Затакт
    • § 89. Размер
    • § 90. Выразительное значение ритма
    • § 91. Синкопа
    • § 92. Условное деление длительностей. :
    • § 93. Группировка нот
    • § 94. Приемы точного исполнения ритмических последовании.
    • § 95. Темп. Темповые обозначения
    • § 96. Дирижирование
    • § 97. Ритм в многоголосной музыке
    • § 98. Метрическое объединение тактов
    • Упражнения

Скачать самоучитель


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 5
Структура музыкальных произведений Выразительность исполнения
«Музыка», 1966г.

Глава шестнадцатая. Музыка как вид искусства
§ 80. Содержание музыки. Художественный образ
§ 81. Музыкальные жанры
§ 82. Образно-интонационная природа музыки
§ 83. Тема и художественный образ
§ 84. Музыкальная форма.

Глава семнадцатая. Мелодия
§ 85. Мелодия — основа музыки
§ 86. Важнейшие стороны мелодии. Мелодический рисунок. Кульминация
§ 87. Мелодическая фигурация
Упражнения

Глава восемнадцатая. Единство и расчлененность музыкального произведения. Виды строения и приемы развития музыкальной мысли
§ 88. Расчлененность мелодии музыкального произведения.
§ 89. Мотив
§ 90. Приемы мелодического развития
Упражнения

Глава девятнадцатая. Одночастная форма
§ 91. Период. Предложение. Фраза. Типичная форма классического периода. Каданс
§ 92. Период повторного и пеповторпого строения
§ 93. Период неквадратной структуры
Упражнения

Глава двадцатая. Простые двухчастные и трехчастные формы
§ 94. Простая двухчастная форма
§ 95. Простая двухчастная безрепризная и репризная формы
§ 96. Простая трехчастная форма
Упражнения.
Глава двадцать первая. Сложная трехчастная форма. Форма рондо. Вариационная форма
§ 97. Сложная трехчастная форма
§ 98. Форма рондо
§ 99. Вариационная форма
Упражнения
Глава двадцать вторая. Полифония. Полифонические формы
§ 100. Полифония и гомофония
§ 101. Имитационная и неимитационная полифония
§ 102. Приемы имитационного письма
§ 103. Полифонические формы
Упражнения

Глава двадцать третья. Выразительность исполнения
§ 104. Предпосылки образного исполнения музыки
§ 105. Динамические оттенки
§ 106. Термины, обозначающие характер исполнения
§ 107. Исполнительские штрихи
§ 108. Фразировка.
Заключение

Скачать самоучитель

Источник

Читайте также:  Нота послу иностранного государства
Оцените статью