Нотная грамота для фортепиано начинающему

Урок 1.Нотная грамота — первые шаги

Как запомнить ноты

Сразу предлагаю вам ознакомиться со статьтей «Правильное положение рук при игре на фортепиано». Лучше об этом узнать раньше, чем позже. Переучиваться потом будет довольно трудно. Ну а теперь по теме.

Основным видом деятельности на этот период времени, пока вы будете учиться читать ноты, для вас станет запоминание. На самом деле, очень важно ЗАПОМНИТЬ где какая нота расположена. Тогда остальное обучение пойдет гораздо быстрее и эффективное. На данный момент мы не ставим цели научиться чтению с листа. Мы просто разбираемся в нотной грамоте.

Если вы жаждете научиться играть на пианино, то наверняка у вас уже есть какие-нибудь ноты.(если нет, то можно зайти в наш раздел «ноты» и скачать ноты для начинающих).

Итак, берем ноты и внимательно смотрим. Видите вот эти черные кругляшки? Вот они и называются нотами :). Надеюсь, вы знали это и без меня.

Ноты располагаются на нотоносцах. Нотоносец – это вот этот набор из пяти линеек:

Слева мы видим скрипичный ключ (обычно он располагается на верхнем нотоносце) и басовый ключ – на нижнем. Обычно ноты, расположившиеся на верхнем нотоносце играют правой рукой, а на нижнем – левой.

Пусть на верхнем нотоносце будет скрипичный ключ, а на нижнем басовый. Объедините нотоносцы акколадой — фигурной скобкой слева. (Это делается, чтобы было понятно, что это партии правой и левой руки, которые играются одновременно).

2. Дорисуйте ключи, чтобы на странице получились пары объединенных нотоносцев. Это будет ваш лист для запоминания нот.

3. Здесь на картинке обозначены все ноты по порядку. Видите ноту, расположенную в самом низу на дополнительной линеечке нота До. Последняя нота тоже До — второй октавы. Стоит запомнить на слух очередность нот. В этом помогает фраза из детства «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си – кошка села на такси».

4. Давайте теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано или синтезатора и найдем наши ноты на ней. Первая нота на картинке – это нота До, белая клавиша справа от нее — Ре, следующие белые клавиши — Ми, Фа и т. д.

5. Попробуйте поиграть Все ноты подряд правой рукой от До до Си и обратно. В нотной записи это будет выглядеть так:

6. Теперь потренируйтесь в записи нот в нотной тетради. Нарисуйте гамму, которую вы только что играли, проговаривая вслух или про себя названия нот. Тренируйтесь! Когда запомните очередность ,попробуйте рисовать не все ноты подряд, а , например, через одну, через две или просто в любом порядке, обязательно называя их. Предлагаю небольшой диктант. Запишите нотами: Ре – Соль –До –Фа –Си –Ми — Ре –Фа –Ля — Соль. Проверьте здесь, вот что должно было получиться. Теперь попробуйте сыграть это на клавиатуре по своим записям.

7. Сыграйте ноту До. Посмотрите на клавиатуру. Ту клавишу, что справа от нее мы уже знаем – это нота Ре. А что же за нота слева? Это нота си из соседней октавы. Как же ее обозначить? Можно было бы так (иногда так и делают)Но тогда пришлось бы дорисовывать очень много линеек для всех остальных нот. Вот так.

8. Неудобно, согласитесь. К счастью, это не нужно. Вот как обозначают ноты малой октавы.(Они располагаются в басовом ключе. Вот они от До до До.

Теперь видно, что два нотоносца представляют собой единое целое. Добавочная линейка с нотой До является связующим звеном между ними.

Второй диктант. Теперь для двух рук: правой( в скрипичном ключе): ми-до-ми-до-фа-ми-ре, продолжение для левой руки (в басовом ключе): соль-соль-соль-ля-си-до-до-до. Попробуйте сыграть, поймете, что это за песенка.

9. Практикуйтесь как можно чаще. Играйте ноты, глядя на нотную запись и проговаривая названия. Так вы «скоординируете» название, обозначение и положение на клавиатуре. Играйте и правой и левой рукой. Недостаточно будет выучить ноты только первой октавы. Учите сразу все — тогда дальше будет легче. Составьте для себя диктанты, играйте детские песенки из сборников для 0 или 1 класса музыкальной школы. Успехов!

Источник

Нотная грамота для фортепиано начинающему

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор

Бемольные тональности

Источник

Читайте также:  Высокие лады для гитары
Оцените статью