Нотная грамота для гитары с нуля для начинающих

Учимся играть по нотам

Добрый день, дорогие читатели! Эта статья для тех, кого ещё мучают сомнения, а также для тех, кто не знает с чего начать. Насколько необходима нотная грамота для гитары музыканту?

Для чего нужны ноты?

Можно всю жизнь сочинять музыку, записывать в студии песни, выступать на сцене, совсем не зная нот. Однако, здесь есть один существенный момент.

К примеру, возьмём иностранный язык. Представим, что человек уехал в другую страну, где говорят на неизвестном ему языке. Сможет ли он адаптироваться, стать полноценным гражданином? Где-то лет через пять будет свободно общаться.

Но, когда понадобится нечто большее – например, написать статью или книгу, то у него возникнут проблемы. Отсутствие знания грамматики, основ культуры речи, жанровой стилистики. Он будет говорить простыми фразами, его словарный запас окажется недостаточным. После первой же публикации станет понятно, что он просто неуч.

Современному музыканту саморазвитие доставляет значительно большее удовольствие, чем сцена или деньги. Знания дают гораздо больше – творческую свободу, неограниченные возможности. Можно общаться с профессиональными музыкантами, обмениваться идеями. А теперь подумайте — необходимо ли знать ноты, если вы хотите стать музыкантом, который способен общаться на языке музыки.

Могу вас уверить, что если этим заниматься, то умение читать ноты приходит очень быстро. Это все равно, что алфавит. Кто вспомнит, как когда-то начинал учить алфавит? Ведь каким-то образом он запомнился.

Читайте также:  Песенки для пианино 1 класс

Нотная грамота для гитары мало чем отличается. Только знаков поменьше. Главное не бояться нот. Если практиковаться, они так или иначе начинают сами запоминаться.

Как появились ноты?

Нотам уже много лет. В неизменном виде как сегодня они существуют примерно с 16 века. Но сначала это были церковные песнопения, Григорианские хоралы Гвидо д’Ареццо. Управляя церковным хором, он столкнулся с проблемой, которая его беспокоила.

Каждый раз, когда приходили новенькие, он помогал им учить вокальные партии. На следующий день всё начиналось с нуля — никто ничего не помнил. Мало кому удавалось с первой репетиции выучить мелодии. В то время запоминали только по слуху.

Гвидо д’Ареццо тратил много времени и сил. Каждый раз приходилось возвращаться, показывать всё заново. Тогда он придумал нотную систему с помощью, которой стало возможным записывать музыку. Теперь каждый участник хора имел при себе ноты. Глядя в них он мог исполнить свою вокальную партию.

История говорит о том, что сам Папа Римский проявил к этому интерес. После того как он познакомился с нотами их стали применять во многих католических храмах.

С чего начать?

Представьте обычные уличные провода, свисающие вежду столбами. Представили? Назовём их линейками. Теперь вообразим, что на проводах сидят птички. Назовём их нотами.

Итак, провода – это неподвижные линейки, а птички, наоборот, всё время перемещаются, издают разные звуки и поют. Переносим это на бумагу.

Из чего состоит нотный стан?

Место, где располагаются ноты, называется нотным станом, состоящим из 5 линеек.

Что такое ноты?

Знаки, с помощью которых музыканты знают, какой звук следует играть и сколько по времени он длится. Внешне они выглядят как точки на линейках.

Расположение и добавочные линии

Положение на нотном стане обозначает высоту звука, а внешний вид показывает время звучания.

Диапазон музыкальных звуков, которые воспринимает наше ухо, невозможно разместить на пяти линейках. К тем, которые выходят за пределы добавляются короткие линии. Их называют добавочными и пишутся они на самой ноте, под ней или над ней.

Что такое гамма?

Что обозначает скрипичный ключ?

Указывает линейку, на которую назначена определенная нота.

Самообучение приносит хорошие плоды, когда теория и практика идут вместе, не отставая друг от друга.

Возьмите нотную тетрадь или лист бумаги. Сначала нарисуйте 5 параллельных линеек, а затем ноты. После этого напишите название каждой.

Повторите это несколько раз.

Назовите вслух все ноты из упражнения №1, как вверх, так и вниз. Потом поднимитесь на одну ступень вверх и подряд назовите от Ре до следующего Ре. Далее от Ми до следующего Ми. Так постепенно поднимаясь, пройдите всю гамму, к самому верхнему звуку До.

Желательно не только проговаривать названия вслух, но и записывать их на бумаге. Когда достигните уверенности в написании, сделайте также, но в обратном порядке.

Что такое тон и полутон?

К семи ступеням прибавились пять производных (черные клавиши), они получают свои названия от повышения или понижения основных.

Знаки альтерации

На грифе гитары

Пожалуй, это самое необходимое для начинающих изучать нотную грамоту. Но только одним чтением не обойтись. Во всем изложенном следует разобраться и выучить.

Продолжение темы в следующей статье. Где мы детально рассмотрим, как это применяется на гитаре.

Пишите отзывы, задавайте вопросы.

Источник

Нотная грамота для гитары с нуля для начинающих

Очевидно, если вы взяли в руки гитару с целью изредка поиграть любимые песни в кругу друзей и не планируете в ближайшем будущем стать новым Стивом Ваем или Джимми Хендриксом – вы можете отложить изучение нот на грифе на неопределённый срок и ограничиться только информацией, которую мы даём в наших разборах.

Если же ваши цели лежат в иной плоскости и подразумевают взаимодействие с другими музыкантами, сочинение музыки или импровизацию – вам безусловно нужно было начать учить ноты на грифе гитары ещё вчера.

Если вы уже бывали на сайте guitar-geek.ru, то наверняка обратили внимание, что в аппликатурах аккордов во всех разборах песен выделены тоники (синие кружки). Тоника – это основная нота аккорда, от которой этот аккорд построен. Если вы внимательно изучали эти аккорды, то наверняка уже ориентируетесь, где какая нота на 6 и 5 струнах, а если не ориентируетесь – придётся потратить чуть больше времени на изучение грифа.

Итак, как уже говорилось – вы должны знать каким нотам соответствуют струны вашей гитары. Сейчас мы рассматриваем 6 струну (Ми) и 5 струну (Ля). Кроме того, к этому моменту вы уже должны свободно проговаривать ноты восходящей и нисходящей гаммы До мажор.

Теперь осталось уяснить, что между нотами Ми и Фа, и между нотами Си и До – полутон (1 лад на гитаре), а между всеми остальными нотами – тон (2 лада на гитаре). Этих данных достаточно, чтобы вы смогли самостоятельно найти все ноты гаммы До мажор на 6 и 5 струнах. Это ваше первое задание. Возьмите гитару и найдите все ноты гаммы До мажор, начиная с открытых струн и до 12 лада. Нашли? Теперь взгляните на изображения ниже и проверьте себя.

До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности – разложим все ноты на 4 группы.

Когда будете играть эти группы нот – старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.

Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).

Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах.

Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).

Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре – всегда получите ноту Ми.

Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне – от VII до X лада.

Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа – полутон, а между нотами Фа и Соль – тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе – следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон – вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.

В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон – вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль – получите ноту Ля.

На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.

Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать – ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.

Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.

Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:

  • играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
  • как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
  • когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу – используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро – заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
  • когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая – вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.

Обязательно сохраните эту публикацию в закладках вашего браузера (Ctrl + D), чтобы вернуться сюда позже и продолжить. А если вы уже выучили ноты на 6 и 5 струнах – давайте разбираться дальше.

Возможно, для вас это будет сюрпризом, но если вы выучили ноты на 6 и 5 струнах, то вы уже выучили весь гриф. Просто вы пока об этом не знали.

Дело в том, что если вы знаете аппликатуры октав на грифе гитары – вы можете найти любую ноту, взяв октаву от ноты на уже изученных вами струнах. С интервалами, в том числе с октавами, я уже знакомил вас в статье «Как пользоваться кварто-квинтовым кругом». Если кратко, октава – это интервал между двумя нотами, при котором частота одного из них либо в два раза выше, либо в два раза ниже другого.

Гитара – это очень удобный инструмент, как вы уже могли убедиться, когда изучали аппликатуры разных групп нот. В случае с октавами ситуация практически идентичная – аппликатурно октавы выглядят одинаково по всему грифу, за исключением некоторых изменений, вызванных строем инструмента. Об этом дальше поговорим подробнее.

Это, пожалуй, самая распространённая октавная аппликатура, поэтому стоит начать именно с неё. Если выразить эту форму словами, то чтобы найти октаву – вам нужно зажать указательным пальцем ноту на 6 струне, а безымянным пальцем зажать ноту, внимание, через струну и через лад.

Например, если взять ноту Ля на V ладу 6 струны, то нота Ля на октаву выше будет на VII ладу 4 струны.

Теперь для лучшего восприятия давайте всё это визуализируем.

Октавные аппликатуры для поиска нот на 2 и 1 струнах несколько отличаются от тех, которые мы уже использовали для поиска нот на 4 и 3 струнах. Это связано с особенностью настройки гитары. На этот раз вам нужно будет зажимать ноты указательным пальцем и мизинцем и формула будет выглядеть так: через струну и через 2 лада.

Кроме того, вы знаете, что 6 и 1 струны гитары настраиваются на ноту Ми, т.е. все ноты, которые вы уже выучили на 6 струне в точности повторяются на 1.

Рассмотрим ещё одну аппликатуру, которая не так распространена, но всё равно будет очень полезна для изучения нот на грифе гитары. На этот раз формула такая: через 2 струны и через лад.

Если раньше мы строили октавы от основания к вершине, то теперь будем брать ноту на 1 или 2 струне, а безымянным пальцем или мизинцем брать октаву на 4 или 5 струнах.

Теперь давайте это визуализируем.

При прочтении этой статьи и вас мог возникнуть логичный вопрос: «Как быть с участком грифа после XII лада?». Действительно, стоит остановиться на этом подробнее, ведь мы рассмотрели гриф только до XII лада.

Дело в том, что после XII лада все ноты на грифе повторяются. Если вы зажимаете любую струну на XII ладу, то звучит та же нота, которая звучала бы на открытой струне, просто на октаву выше.

Это значит, что совершенно всё, что мы изучали ранее справедливо и для участка грифа после XII лада. Вы можете представить, что XII лад – это ваша открытая струна. Тогда первая метка на грифе после XII лада (на XV ладу) будет соответствовать III ладу и так далее. Кроме того, это значит, что все аппликатуры после XII лада тоже сохраняются.

Для лучшего понимания я это проиллюстрирую, а вы попробуйте найти 5 отличий.

Источник

Оцените статью