- Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
- Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
- Схема с обозначениями
- Подробное описание схемы
- Что обозначает сетка аппликатуры?
- Номера пальцев левой руки
- Обозначение верхнего порожка на сетке
- Буква обозначающая аккорд
- Точки на сетке
- Точки за сеткой аппликатуры
- Цифры на точках
- Буквы на точках
- Что означает символ «X»
- Обозначение баррэ
- Номера ладов
- Примеры популярных аккордов
- Как читать цифровки и аккорды
- Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов
- Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов
- Первая буква в названии – основной тон
- Дополнительные буквенные сокращения
- Цифры в названии аккордов
- SUS2 и SUS4
- Альтерированные надстройки
- Сокращения «add» и «no»
- Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
- Дробные аккорды
- Таблица: как записывать и читать основные аккорды
Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
Если начинающий музыкант хочет изучать новые песни и расширять границы своих технических возможностей, то ему просто необходимо задаться вопросом как читать аппликатуры аккордов. Это один из ключевых моментов самостоятельного изучения инструмента. Даже если он занимается с преподавателем или перенимает опыт у более мастеровитых товарищей, то чтение аппликатур поможет сделать качественный рывок вперёд. Научиться это делать – несложный процесс. Но он должен входить в обязательную программу тех, кто хочет расширить свои знания в эстрадной, поп, рок-музыке.
Схема с обозначениями
На этой схеме сосредоточены основные обозначения, знание которых уже поможет ориентироваться в большинстве песен.
Подробное описание схемы
Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.
Что обозначает сетка аппликатуры?
Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.
Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.
Номера пальцев левой руки
Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.
Часто номера пальцев специально прописывают, когда рисуют аккорды для начинающих . Неопытный музыкант может неправильно поставить пальцы и заучить неудобную и даже вредную для суставов аппликатуру. Кроме того, одна и та же гармония может зажиматься разными способами, которые и обозначаются такими цифрами.
В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.
Обозначение верхнего порожка на сетке
Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.
Буква обозначающая аккорд
Сверху подписывают общепринятое обозначение данного аккорда. Это буквы С, D, E, F, G, A, B (от «До» до «Си»). Это мажорные аккорды. К минорным подписывают «m» и так далее, в зависимости от самой гармонии. Часто встречающиеся гармонии обычно пишут как раз буквами, чтобы каждый раз не прописывать аппликатуры аккордов .
Точки на сетке
Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.
Точки за сеткой аппликатуры
«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.
Цифры на точках
Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.
Буквы на точках
Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.
Что означает символ «X»
Он означает названия струн , которые не следует играть. Чаще всего это басовые ноты, которые не входят в состав аккорда. Но нередко бывают и «крестики» среди играющихся нот. Их необходимо глушить, изгибая сустав пальцев левой руки или используя ребро (подушечки пальцев) правой ладони. Обратите внимание, что «кресты» могут чередоваться с круглыми точками (которые играются).
Обозначение баррэ
Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.
Номера ладов
Как раз если отойти от открытых аккордов, то можно встретить обозначения цифрами и сокращениями «fr» — от слова «fret» — «лад». Например, 5 fr – это пятый лад. Иногда номера обозначают римскими цифрами.
Примеры популярных аккордов
Конечно, начинать обучение следует с самых простых аккордов. Две точки (вроде Em) без дополнительных знаков. После того, как читать аппликатуры станет проще, можно приступать к более трудным гармониям с приглушёнными струнами, баррэ и комбинированными вариантами.
Источник
Как читать цифровки и аккорды
Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления.
В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе.
Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.
Почему нота ля? Ответ на этот вопрос можно найти, взглянув на клавиатуру классического фортепиано. Нота A — самая низкая нота применяемая в классической музыке, поэтому ее и взяли в качестве точки отсчета. Также до появления темперированной системы звуков, в любой ладовой системе, независимо от реального звучания, нижнюю ноту обозначали буквой A. При появлении названий нот в виде ДоРеМиФаСольЛяСи -буквенная система была адаптирована под нее таким образом, что буква A стала обозначать ноту Ля.
Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A — ля — мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B — си, С — до и т. д.
Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB.
Сразу обратите внимание, что нота B — это си, а встречающееся обозначение ноты си как H используется в русской и немецкой системе. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.
Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.
Большие буквы обозначают всегда мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор». Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты.
Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда.
Любые видоизменения трезвучий рассматриваем как альтерированные. Для этого я использую знаки «+» и «-«, или, соответственно, «♯» и «♭». Отсюда следует, что для обозначения уменьшенного трезвучия используем обозначение альтерации 5 ступени минорного аккорда (поскольку уменьшенное трезвучие является, по сути, минорным с пониженной 5 — с точки зрения эстрадной гармонии) и получаем -5 или ♭5.
Например, Cm-5 или Сm♭5
Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.
Я не использую обозначение ♯5 поскольку возникнет обозначение C♯5, то есть C♯ квинта, если же написать С5♯, то не понятно к какой ступени относиться диез, так как по правилам написания и чтения цифровок альтерация относиться в следующей за ней ступенью. Например, С7♯9 . Поэтому для обозначения увеличенного трезвучия используем +5 или сокращение «aug» (увеличенное). Получаем С+5 или Caug.
Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов — это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.
Для их обозначения используются сокращения «add» — добавленая или «sus» — задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 — это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.
Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 — при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:
обозначается как С add♯11
Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:
Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда — Cmaj9 — Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.
Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) — как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.
Минорные септаккорды обозначаются как m7
Полууменьшенные 7♭5 или 7 -5
Малый мажорный септаккорд просто 7
Уменьшенный dim или o — например, С♯0
Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержанная.
Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 — пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 — здесь все достаточно прозрачно.
Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 — причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:
Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9
Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.
Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.
Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре — для избежания неоднозначных трактовок.
При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 — это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.
Последнее обозначение — это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений — например С7/B♭ и политональных аккордов — A/B.
Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.
Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.
Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье
Детальное описании буквенно-цифровой системы аккордов вы можете найти в курсе Гармония 100: как читать аккорды
Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов
В данном курсе 12 уроков, которые проведут Вас от основ и базовых правил до редких вариантов обозначения, с которыми Вы можете встретиться в своей практике.
Урок 1 — Введение
Урок 2 — Большие буквы
В этом уроке рассматривается строение мажорных трезвучий и правила использования больших букв для обозначения аккордов.
Источник
Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов
Буквенно-цифровая система – способ обозначения аккордов при помощи латинских букв, цифр и специальных знаков. Этим символьным набором в названии аккорда указывается вся необходимая информация о его строении. От какой ноты построен, к какому типу аккордов относится (мажорный, минорный, уменьшённый, септаккорд и т.д.), какие ступени добавлены, альтерированы (повышены или понижены).
Например, C – до мажор, Am – ля минор, E7#9 – ми мажор септаккорд с повышенной 9-ой ступенью, Bb13 – терцдецимаккорд от ноты си-бемоль и др.
Система предназначена не только для шестиструнной гитары, для фортепиано, но и для других музыкальных инструментов.
А вот так выглядит буквенно-цифровое обозначение аккордов в различных вариантах записи аккомпанемента:
Над словами песни:
Ритм-партия в виде слэш-нотации:
Аккорды дополнительно обозначены в нотах и табулатуре для гитары:
Над нотами мелодии указаны аккорды аккомпанемента:
Далее в статье: подробно изучим буквенно-цифровые обозначения, как посредством этой системы записываются названия простых и сложных аккордов.
Если вы хотите больше узнать о строении сложных аккордов с надстройками, ознакомьтесь с этой статьёй (в картинках, сетки, чтобы показать пальцовку; как построить – ноты, схемы).
Первая буква в названии – основной тон
Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.
Для каждой ноты соответственно своя буква:
Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.
«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.
Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).
В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.
Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность.
1 вариант:
2 вариант:
Обязательно выучите наизусть ноты буквенными обозначениями. В том числе, и два варианта для нот «си» и «си-бемоль».
Дополнительные буквенные сокращения
Дополнительные буквенные сокращения указывают тип аккорда. Добавляются к латинской большой букве (основному тону).
Через запятую аналог сокращения в виде специального символа. Также распространённый вид «компактной» записи.
Названия аккордов и их обозначения:
- m, «–» – минорный
- m Ø – полууменьшенный септаккорд
- dim, ° – diminished – уменьшённое трезвучие
- aug, + – augmented – увеличенное трезвучие
- maj, Δ – major – большой септаккорд (большая септима к мажорному или минорному аккорду)
- sus – suspended – «задержанный», или аккорд с задержанием
Для обозначения мажорных аккордов (без надстроек) не используются дополнительные буквенные сокращения и спецсимволы. Они записываются только большими латинскими буквами (по основному звуку).
Например, C – до мажор, Eb – ми-бемоль мажор, A# – ля-диез мажор, F – фа мажор и т.д.
Цифры в названии аккордов
Цифры – это добавляемые ступени, надстройки. В названии аккорда выписываются после буквенного обозначения.
Расшифровка цифрового обозначения:
- 5 – чистая квинта
- 6 – большая секста
- 7 – малая септима
- maj7 – большая септима
- 9 – большая нона
- 11 – чистая ундецима
- 13 – большая терцдецима
Примеры записи: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11
По надстройке в названии можно определить, какой это тип аккорда: 6 – секстаккорд; 7 – малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд; maj7 – большой мажорный септаккорд, m7 – малый минорный септаккорд, 9 – нонаккорд и т.д.
SUS2 и SUS4
Для задержанных аккордов цифра с приставкой «sus» указывает, какая ступень вместо терцового тона в аккорде:
- sus2 – вместо терции 2-ая ступень, большая секунда (тоника + большая секунда (2) + чистая квинта)
- sus4 – вместо терции 4-ая ступень, чистая кварта (тоника + чистая кварта (4) + квинта).
Альтерированные надстройки
Альтерированные добавляемые ступени в названии аккорда указываются с соответствующими знаками альтерации:
- #, или «+» – повышенная на полтона ступень.
- b, или «–» – пониженная на полтона ступень.
Надстройки с обозначениями:
- b5/#5 (-5/+5) – пониженная/повышенная 5-ая ступень аккорда
- b9/#9 (-9/+9) – пониженная/повышенная 9-ая ступень
- b13 – пониженная 13-ая
- #11 – повышенная 11-ая
Сокращения «add» и «no»
Если добавляемая надстройка с сокращением «add» в названии, к трезвучию (мажорному или минорному) добавляется только указанная ступень.
Например, С add9 – к до мажору добавляется только 9-ая (нона).
А вот если обозначение С9 (без add) – тогда это уже полный нонаккорд: мажорное трезвучие + 7-ая ступень (малая септима) + 9-ая (нона).
«no5» в названии – в составе аккорда опускается квинта, т.е. без 5-ой ступени.
Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
Если в аккорде несколько надстроек, они выписываются подряд в названии после большой буквы (тоники), или после маленькой буквы «m» (в минорном аккорде).
Варианты оформления:
В строку: Cmaj9#11, F13b9, Fm9
Как индекс: E 7#9 , F #5b9 , Am 9
Две неальтерированные ступени записываются через косую черту (слеш): C6/9, D9/11
В названии большого минорного септаккорда надстройка «maj7» записывается обычно в скобках: Bm (maj7), Abm (maj7)
Если большой мажорный септаккорд с добавляемой ступенью (9, 11 или 13), в названии к тонике добавляется только приставка «maj» (имеется в виду большая септима) и надстройка. Cmaj9, Ab maj13 и др.
Дробные аккорды
Если самый низкий звук (в басу) аккорда не тоника, а другая нота, для названия используется дробный формат записи.
Такие аккорды ещё называют «дробными», «с дробью» или «аккорды с дополнительным басом».
Первая часть названия – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе. А вторая часть – через косую черту указывается нота большой латинской буквой, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).
Давайте в качестве примера разберём несколько названий аккордов с дробью (нотное обозначение баса через «/»):
- Am/G – Ля минор с соль в басу
- С/B – До мажор с си в басу
- E7/G# – Ми мажор септаккорд с соль-диез в басу
В аппликатурах для 6 струнной гитары басовая нота дробного аккорда обычно берётся на 6-ой, 5-ой или 4-ой струне.
Таблица: как записывать и читать основные аккорды
Таблица с информацией по каждому обозначению – список аккордов и их названия:
- 1 столбец – «Обозначение» – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе, через запятую другие варианты обозначения для аккорда.
- 2 столбец – «Название» – название аккорда (в скобках второй вариант названия)
- 3 столбец – «Строение аккорда по интервалам» – звуки аккорда в виде интервальной схемы.
В схемах (3-ем столбце) интервалы обозначены цифрами. Повышенные и пониженные ступени указаны с соответствующими знаками альтерации (b и #). 3 – большая (мажорная) терция, b3 – малая (минорная) терция, b7 – малая септима, maj7 – большая септима.
Подчёркнутые ступени (цифры в схеме с нижним подчёркиванием) можно пропустить при построении аппликатур сложных аккордов на 6 струнной гитаре.
Иногда сыграть все тона аккорда на 6 струнах довольно сложно или просто невозможно (когда аккорд состоит из 7 звуков). И в таком случае убираются ступени, без которых аккорд всё равно сохраняет свою окраску. Довольно часто пропускается квинта (5). А в аккордах с 11-ой, 13-ой ступенями – ещё и нона (9).
Например, maj9: 1 – 3 – 5 – maj7 – 9
Квинту (5) можно пропустить (цифра подчёркнута в схеме). Фактически для построения аккорда на грифе можно использовать звуки – 1 – 3 – maj7 – 9
Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.
На сегодняшний день буквенно-цифровое обозначение аккордов – общепринятый стандарт. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Для начинающих гитаристов рекомендуется к изучению в обязательном порядке. Сразу, конечно, не обязательно заучивать все какие есть аккорды. Можно начать с обозначения минорных, мажорных аккордов, септаккордов и секстаккордов. И затем уже постепенно продвигаться дальше – осваивать более сложные аккорды с надстройками.
В любом онлайн-песеннике, в табах, нотах, учебниках наверняка вы увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать, понимать эти обозначения. Это несложно. И всегда пригодится – в любой гитарной практике.
Источник