Нотный архив носова гитара

Гитарная Школа
Андрея Носова

Всё для начинающих гитаристов и профессионалов

Самообразование по классу классической гитары,
ноты для гитары всех стилей, жанров и составов.

Дорогие друзья, рад приветствовать вас

на сайте Гитарной Школы А.Носова!

В двух словах обрисую суть проекта.

Гитарная Школа А.Носова включает в себя два основных раздела – «Уроки игры на гитаре» и «Библиотека гитариста».

Уроки игры на гитаре. За этим скромным термином скрывается полная ШКОЛА ИГРЫ НА ГИТАРЕ, написанная в форме самоучителя…

Школа – место, где учат. Этим я и буду заниматься, передавая вам свой опыт и знания в письменной форме, и посредством видео. 1-й урок можно свободно скачать в разделе «Уроки», равно как и содержание уроков, в котором прописана вся ваша будущая учебная жизнь.

Также, в рамках обучения, могу предложить упражнения, направленные на развитие и совершенствование различных видов гитарной техники. Упражнения, за исключением традиционных гамм, эксклюзивны и входят в состав моего учебника. Скачать их можно в разделе «Полезные материалы» > «Упражнения».

Стоимость обучающих материалов: 1-й урок бесплатный; уроки предыдущей версии – 40 руб. каждый; уроки последней версии (New) – 100 руб. каждый.

Библиотека гитариста – это собрание нот для гитары соло, гитарных ансамблей и голоса в сопровождении гитары. Библиотека гитариста состоит из двух отделов – бесплатного и платного.

Бесплатный отдел включает в себя ноты для классической гитары двух направлений – классической и популярной музыки. Любое произведение можно не только скачать, но и прослушать.

Платный отдел представлен тремя рубриками – ноты для гитары соло («Ноты + Табы»), ноты для гитарных ансамблей («Гитарные ансамбли»), ноты для голоса и гитары («Песни и романсы») – и состоит из моих (Андрея Носова) аранжировок. Стоит ли их играть? Те, кто уже делал это, ответят утвердительно (а таковых наберётся немало, так как проект «Гитарная Школа А.Носова» был запущен в 2004 году). Да, стоит, поскольку:

  • а) аранжировки для гитары соло создают реальный эффект звучания нескольких инструментов, столь желанный для сольной игры;
  • б) переложения для гитарных ансамблей передают неповторимую палитру звучания оркестра;
  • в) песенные обработки несут все черты оригинала, включая инструментальные вступления, проигрыши и коды;
  • г) переложения удобны в исполнении и качественно оформлены.

Не верите? Проверьте! Вход в платный отдел СВОБОДНЫЙ. Доступно прослушивание и просмотр 1-й страницы каждой композиции.

Теперь о цене вопроса. Любое произведение для гитары соло или голоса в сопровождении гитары – 30 рублей. Ноты для гитарного секстета – 500 рублей, для квартета – 200 рублей, для трио – 150 рублей, для дуэта – 100 рублей. Согласитесь, стоимость платных материалов не может служить препятствием к их покупке. А акции, периодически объявляемые, сделают их ещё дешевле. Подробности приобретения платного контента прописаны в разделе «Информация» > «Оплата». Ну, а если возникнут вопросы, рад буду помочь: мои реквизиты находятся в разделе «Контакты». Так что, пишите, звоните…

Желаю приятного путешествия по страницам сайта!

Школа игры на гитаре А.Носова состоит из авторских материалов и охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение контента сайта в любом объёме без письменного разрешения автора (Андрея Носова) запрещается. Любые попытки нарушения будут преследоваться по закону.

Источник

Гитарная Школа
Андрея Носова

Всё для начинающих гитаристов и профессионалов

Самообразование по классу классической гитары,
ноты для гитары всех стилей, жанров и составов.

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с самоучителем игры на гитаре, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице веб-сайта, чтобы знать, что представляет собой Гитарная Школа А.Носова в принципе, и чего ждать от обучения в частности.

#Струны. #Установка струн. #Уход за гитарой. #Настройка гитары. #Посадка гитариста. #Постановка правой руки. #Начальные действия указательного и среднего пальцев правой руки. #Проверка правильности постановки руки. #Чего никогда не нужно делать при игре.

1-й урок состоит из 61 страницы формата А4, PDF. Ссылка на видео во 2-м уроке.

#Порядок работы над упражнениями, направленными на повышение подвижности пальцев. #Темп музыки (ознакомление). #2-е упражнение: чередование среднего-безымянного пальцев правой руки. #Нотный стан, добавочные линии, ноты, октавы.

2-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Чего никогда не нужно делать при игре. #2-е упражнение: чередование среднего-безымянного пальца правой руки (продолжение – начало во 2-м уроке). #3-е упражнение: чередование указательного-среднего пальцев (окончание – начало в 1-м и 2-м уроках). #Длительность звучания нот. #Группы длительностей. #Паузы и их длительность.

3-й урок состоит из 38 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Аппликатура правой руки. #Как исполнять ноты различной длительности.

4-й урок состоит из 37 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Ключ, такт, тактовая черта. #Размер (метр) музыкального произведения. #Сумма длительностей. #Как играть по нотам. #Чего никогда не нужно делать при считывании нотного текста. #Смешанный метр. #Переменный размер. #Исполнение упражнения 5-го урока по нотам.

5-й урок состоит из 52 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#1-е упражнение: упражнение для левой руки. #2-е упражнение: чередование большого, среднего, указательного пальцев правой руки. #Настройка гитары (продолжение).

6-й урок состоит из 30 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#До мажорный аккорд. #2-е упражнение: чередование указательного-среднего пальцев правой руки, при удержании до мажорного аккорда. #Тон, полутон.

7-й урок состоит из 21 страницы формата А4. Ссылка на видео прилагается.

#Соль мажорный септаккорд (соль7). #2-е упражнение: чередование большого, указательного, среднего пальцев правой руки, при удержании соль мажорного септаккорда. #Знаки альтерации.

8-й урок состоит из 15 страниц формата А4. Ссылка на видео прилагается.

#Техника смена до мажорного и соль мажорного септаккорда. #2-е упражнение: смена до мажорного и соль мажорного септаккорда. #Общие правила смены аккордов. #Расположение пальцев правой руки при игре на соседних струнах. #3-е упражнение: чередование указательного-среднего пальцев правой руки на соседних струнах. #Ноты на 1-й струне по V-й лад включительно.

9-й урок состоит из 20 страниц формата А4. Ссылка на видео прилагается.

#2-е упражнение: смена до мажорного и соль мажорного септаккорда, при чередовании указательного-среднего пальцев правой руки, на соседних струнах. #Созвучия. #Техника исполнения созвучий большим и указательным пальцем правой руки. #3-е упражнение: исполнение созвучий большим и указательным пальцем правой руки. #Ноты на 2-й струне по V-й лад включительно.

10-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Ля минорный аккорд. #Ми мажорный аккорд. #Техника смены ля минорного и ми мажорного аккорда. #2-е упражнение: смена ля минорного и ми мажорного аккорда. #3-е упражнение: исполнение аккордов большим, указательным и средним пальцем правой руки. #Ноты на 3-й струне по V-й лад включительно.

11-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#2-е упражнение: смена ля минорного и мажорного аккорда, при чередовании среднего-указательного пальцев на соседних струнах. #3-е упражнение: исполнение аккордов большим, указательным, средним и безымянным пальцем правой руки. #Ноты на 4-й струне по V-й лад включительно.

12-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#2-е упражнение: чередование большого, указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, до мажор, ля минор, соль мажорный септаккорд, до мажор, ми мажор, до мажор). #Соль мажорный аккорд. #»ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» (1-й – 4-й такты).

13-й урок состоит из 38 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео и звуковой файл прилагается.

#2-е упражнение: чередование большого, безымянного, среднего и указательного пальцев правой руки. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, до мажор, соль7, соль мажор, до мажор, соль мажор, до мажор). #Ми минорный аккорд. «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» (5-й – 8-й такты).

14-й урок состоит из 24 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео и звуковой файл прилагается.

#2-е упражнение: чередование пальцев правой руки по схеме: указательный, средний, безымянный, средний. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ми минор, ми мажор, ля минор, ми минор, ля минор, соль мажор, до мажор). #Ля мажорный аккорд. «ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ» (1-й – 8-й такты). #Ноты на 5-й струне по V-й лад включительно.

15-й урок состоит из 25 страниц формата А4, PDF.

#2-е упражнение: чередование пальцев правой руки по схеме: указательный, средний, безымянный, средний, с подключением большого пальца. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ля минор, ми минор, ля минор, ми минор, ля мажор, ми минор). #Си мажорный септаккорд. #»ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ» (9-й – 17-й такты). #Ноты на 6-й струне по V-й лад включительно. #Обработка, переложение, аранжировка, транскрипция (описание). #Табулатура. #Дополнительное произведение «Перепёлочка» (автор неизвестен).

16-й урок состоит из 42 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два звуковых файла.

#2-е упражнение: арпеджио – 1-й и 2-й вид. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ми минор, си7, ми минор, ля мажор, ми минор, си7, соль мажор). #Ре минорный аккорд. #ЭТЮД Х.Сагрераса (1-й – 4-й такты). #Правила использования пальцев правой руки в двухголосии.

17-й урок состоит из 35 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два звуковых файла.

#2-е упражнение: арпеджио – 3-й и 4-й вид. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, ля мажор, ре минор, ля минор, ре минор, соль7, до мажор). #Ре мажорный аккорд. #ЭТЮД Х.Сагрераса (5-й – 9-й такты). #Дополнительное произведение «Ты пойди, моя коровушка, домой» (Русская народная песня).

18-й урок состоит из 29 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются четыре звуковых файла.

#2-е упражнение: арпеджио – 5-й и 6-й вид. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ре мажор, ля мажор, ми мажор, ля мажор, ре мажор, ми мажор). #ЭТЮД Ф.Сора (1-й – 4-й такты).

19-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два звуковых файла.

#3-е упражнение: исполнение «малого баррэ» на трёх первых струнах. #ЭТЮД Ф.Сора (5-й – 8-й такты).

20-й урок состоит из 30 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.

#3-е упражнение: исполнение «полубаррэ» на четырёх первых струнах. #ЭТЮД Ф.Сора (9-й – 12-й такты).

21-й урок состоит из 22 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: исполнение «большого баррэ» на пяти струнах. #ЭТЮД Ф.Сора (13-й – 16-й такты). #Дополнительное произведение «Ходила младёшенька» (Русская народная песня).

22-й урок состоит из 62 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются 2 звуковых файла.

#3-е упражнение: исполнение «большого баррэ» на шести струнах. #»В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА» Л.Бекмана (1-й – 4-й такты).

23-й урок состоит из 29 страниц формата А4, PDF.

#Аккорды с использованием приёма «баррэ». #3-е упражнение: А) смена ми минорного и ля минорного аккорда; Б) имитация ми мажорного аккорда. #»В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА» Л.Бекмана (5-й – 9-й такты). #Дополнительное произведение «Прелюдия» (А.Иванов-Крамской).

24-й урок состоит из 53 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются 2 звуковых файла.

#3-е упражнение: А) смена ми мажорного и ля мажорного аккорда; Б) имитация соль мажорного септаккорда. #»С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ» П.Хилл и М.Хилл (1-й – 4-й такты).

25-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) смена соль мажорного и до мажорного септаккорда; Б) имитация ля минорного аккорда. #»С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ» П.Хилл и М.Хилл (5-й – 8-й такты).

26-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.

#3-е упражнение: А) смена ля минорного и ре минорного аккорда; Б) имитация ля мажорного аккорда. #»ANDANTE» Ф.Сора. (1-й – 8-й такты).

27-й урок состоит из 10 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) смена ля мажорного и ре мажорного аккорда; Б) имитация до мажорного аккорда. #»ANDANTE» Ф.Сора. (9-й – 16-й такты).

28-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) смена до мажорного и фа мажорного аккорда; Б) имитация ре минорного аккорда. #»ANDANTE» Ф.Сора. (17-й – 32-й такты).

29-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.

#3-е упражнение: А) смена ре минорного и соль минорного аккорда; Б) имитация ре мажорного аккорда. #»ПОЛЬКА» М.Иванова. (1-й – 8-й такты).

30-й урок состоит из 11 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, ре минор, ля минор, ми7, ля минор, ми7, ля минор). #»ALLEGRO» М.Джулиани (1-й, 2-й такты).

32-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) Смена ре мажорного и соль мажорного аккорда. #»ПОЛЬКА» М.Иванова (9-й – 16-й такты).

31-й урок состоит из 10 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ре мажор, ля мажор, ми7, ля мажор, м7, ля мажор). #»ALLEGRO» М.Джулиани (3-й, 4-й такты).

33-й урок состоит из 7 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ре минор, соль минор, ре минор, ля мажор, ре минор, соль минор, ре минор). #»ALLEGRO» М.Джулиани (5-й – 12-й такты).

34-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ре мажор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, ре мажор, соль мажор, ре мажор). #»СОБАЧИЙ ВАЛЬС». Переложение А.Носова. #Ноты на 1-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

35-й урок состоит из 11 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (соль мажор, соль минор, фа мажор, соль минор, фа мажор, соль мажор, фа мажор). #»ГРУСТНЫЙ НАПЕВ» А.Иванова-Крамского (1-й – 8-й такты). #Ноты на 2-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

36-й урок состоит из 13 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: 10 упражнений, направленных на освоение техники исполнения «восходящего легато». #»ГРУСТНЫЙ НАПЕВ» А.Иванова-Крамского (9-й – 16-й такты). #Ноты на 3-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

37-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ГРУСТНЫЙ НАПЕВ» А.Иванова-Крамского (17-й – 28-й такты). #Ноты на 4-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

38-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»МОЙ КОСТЁР» (1-й – 10-й такты). #Ноты на 5-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

39-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»МОЙ КОСТЁР» (11-й – 26-й такты). #Ноты на 6-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

40-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

Мысли по поводу…

О школе игры на гитаре. Те уроки игры на гитаре, изучением которых вы занимаетесь (или планируете заняться), являются фрагментом моей (Андрея Носова) школы игры на гитаре. Что такое ШКОЛА,…

в принципе, хорошо представляете? Школа – это место, где вкладывают фундаментальные практические и теоретические познания, дают ответ на каждый интересующий вопрос, и в итоге выпускают готового исполнителя. У меня так, поэтому я смело могу назвать свою методику обучения школой игры на гитаре. Но почему называют себя ШКОЛАМИ видео-ресурсы, предлагающие освоить исполнение песен под гитару, по принципу: «Смотри и повторяй», если они ничего не объясняют, а лишь показывают несколько несложных аккордов и простейших рисунков «боя» (заметьте, из многотысячной массы)? Совершенно непонятно. С тем же успехом мог назвать своё умение школой игры паренёк, освоивший пару аккордов и делящийся этими познаниями с товарищами. Но ему, разумеется, это и в голову не придёт…

Дело, конечно, не в названии – пусть именуются, как хотят, – а в том, что подобные видео-ресурсы выхолащивают племя гитаристов-исполнителей. Скажете, перебор? Отнюдь. Там, где не внедряют навыков посадки с гитарой, не прививают правильную постановку рук и не доводят до сведения требования о техническом состоянии инструмента, обучение игре обречено на провал. Кто-то отсеивается сразу же, не сумев, элементарно, прижать струны к грифу: проблема, возможно, была в слишком большом зазоре между струнами и грифом или слишком сильном натяжении струн; но он-то этого не знал, и посчитал, что неспособен к гитаре. Кто-то обретает ложное чувство неспособности к игре на гитаре позже, когда вырастает из аккомпанемента аккордами и пробует играть соло: отрицательный результат, в этом случае, вызван отсутствием привычки правильного расположения гитары и рук, о чём ему никто не поведал при первом опыте общения с инструментом. Вот так и прощаются гитаристы с мечтой о большом исполнительском искусстве. Скажете, ни о чём подобном вы не мечтаете, и вам бы только несколько аккордиков разучить, чтобы спеть под гитару? Не спешите. Придёт время, и гитара позовёт вас с неодолимой силой, как зовёт большинство тех, кто к ней когда-либо прикасался. Подумайте над этим и сделайте выбор в пользу академического обучения, независимо от того, где оно предлагается, в музыкальной школе или на моём веб-сайте. Там вы найдёте и столь любимые начинающими аккорды, и произведения для гитары соло, и многое другое, подпадающее под понятие «Игра на гитаре». Только нау́читесь управлять своими руками так, чтобы обеспечить своё будущее: техническое совершенствование и творческий рост.

О выборе гитары. Выбор гитары – дело чрезвычайной важности. Знаете, как часто выбирают гитару в магазине люди несведущие? Просят продавца: «Проведите пальцем по струнам этой гитары. Теперь этой». Ага, здесь звук лучше (сочней, насыщенней), беру. Это, в общем, правильно, но… этого мало. Нужно ещё чтобы гитара была пригодна для игры, иначе намучаетесь.

Помню, пришёл в компанию и, как обычно, просят сыграть. Дают гитару, вижу огромный зазор между струнами и грифом, превышающий все разумные пределы, и отказываюсь: на этой гитаре играть нельзя. Как нельзя, говорит хозяин дома и берёт аккорд в районе трёх первых ладов. Ну, а в средней части грифа смогли бы, заинтересованно спрашиваю я? А там никто не играет, был ответ. Нет, уважаемые, играют и в середине грифе и на ладах с более высокой нумерацией. Так что, выбор гитары – дело первостепенной важности. Ну, а как довести гитару до приемлемого состояния своими руками, если она у вас, мягко говоря, не очень, читайте в 1-м уроке. Заодно, выучите части гитары, чтобы общаться с гитаристами на одном языке.

О посадке гитариста и постановке рук. Очередными важнейшими моментами являются посадка гитариста и постановка рук. Не много ли всего важного? Не много. В начале обучения иначе не бывает. В моих уроках всё прописано предельно подробно, с учётом различных величин гитар и габаритов исполнителей (включая полных), поэтому подробности опущу. Скажу лишь, как сядете, так и заиграете. Никаких натяжек: неподходящая посадка повлечёт за собой неподходящую для игры постановку рук, а та, в свою очередь, снижение исполнительских возможностей. И это, не говоря о таких «пустяках», как болевые ощущения в разных частях тела, не позволящих вам трудится так долго, как это требуется или хочется. Как вам такая логическая цепочка? Говорю же, мелочей нет!

О натяжении струн и настройке гитары. Что ещё, кроме посадки с гитарой, влияет на правильность постановки рук, и, следовательно, позволяет надеяться на дальнейший исполнительский успех? – Натяжение струн. Натяжение струн, в период становления левой руки, прижимающей струны к грифу, должно быть посильным (кстати, если вы левша, радуйтесь, и даже не помышляйте направить гитарный гриф в правую сторону, потому что именно в левой, сильной для вас руке, осуществляется силовая гитарная работы). Иначе, в стремлении справиться с натяжением струн, руке придётся, во-первых, пребывать в постоянном напряжении. Во-вторых, занимать невыгодное положение, подходящее только для выполнения текущей задачи. Но… игра на гитаре состоит из вереницы приёмов, заключающихся в разнообразии действий пальцев, в том числе, при активном перемещении левой руки вдоль грифа. И как вы всё это будете делать при том колоссальном, заметьте, необязательном напряжении, которое сами же создаёте, в придачу с неестественным положением руки по отношению к грифу? Так что, мой вам совет, настройте гитару так, чтобы было удобно прижимать струны (но не так слабо, чтобы у струн пропал голос). Величина эта индивидуальная и подбирается опытным путём. Привыкнув к этому натяжению струн, будете изредка подтягивать, пока не доведёте настройку гитары до стандартной (подробности в уроках).

Казалось бы, разумное предложение: бери, пользуйся. Так нет, обязательно найдутся любители возразить. Аргументы приводят следующие: «А мы можем слух (музыкальный) испортить», «А нам надо пальцы тренировать». Бред какой-то… Как можно испортить слух, если звуковые интервалы открытых струн, а вместе с ними и звуковые интервалы исполняемых произведений не претерпят изменений? Единственно, что произойдёт, звучание будет несколько ниже, вот и всё. Но это уже вопрос тональности, которая никак не влияет на узнаваемость произведения, и, разумеется, не портит музыкальный слух (подробности о тональности в уроках).

А бороться с непосильным натяжением струн ради тренировки пальцев вообще, мягко говоря, странная идея. Ничего, кроме сильнейших болевых ощущений и испорченной постановки левой руки, ответственной за прижатие струн к грифу, не будет (особенно, если зазор между струнами и грифом больше рекомендованного). И ведь проверено всё это не одним поколением начинающих гитаристов, так нет же… А интересно, как поведут себя эти любители «тренировок», впервые придя в спортзал: возьмут снаряд, превышающий их физические возможности, или, всё-таки, выберут что-то посильное? Вопрос риторический… Любой начнёт с лёгкого для себя веса и будет прибавлять по мере надобности (в спорте – это принцип прогрессивной нагрузки). И правильно, лучшего способа развить мышцы не существует. При игре на гитаре тоже мышцы работают, улавливаете? Поэтому и тренировать их нужно по апробированному в спорте принципу: для начала организовать посильное натяжение струн, а затем постепенно увеличивать. Прислушайтесь к моему совету и приобретёте постановку левой руки, подходящую для прогресса в обучении, убережётесь от сильных болевых ощущений в кончиках пальцев левой руки, неизбежных в начале обучения, и добьётесь успеха гораздо раньше тех, кто не желает замечать очевидного.

О выборе струн. На каких струнах остановить свой выбор, на металлических или синтетических? Для начала обучения, однозначно, пригодна только синтетика: она мягче, меньше утруждает пальцы и позволяет без проблем освоить приёмы игры, связанные с извлечением звука одной левой рукой (при незначительном участии правой или вовсе без оной). Ах, на вашей гитаре синтетика звучит хуже? А яркий звук-то вам зачем в период освоения базовых приёмов игры? Во главу угла сейчас надо ставить технику, а когда освоите, тогда и решите, что подходит больше. Подробности в уроках…

Об обучении игре на гитаре по самоучителю. Можно ли научиться играть на гитаре по самоучителю? Можно, если самоучитель информативен, а вы имеете мотивацию к обучению. А, вообще, самообразование даёт куда больший эффект, чем обучение с преподавателем. Ведь вы вынуждены вчитываться в каждую строчку, пытаясь докопаться до истины. А потому истина открывается гораздо раньше.

Есть в обучении по самоучителю и ещё один плюс. В информативном учебнике, таком, например, как мой, столько материала в каждом уроке, сколько не даст ни один учитель. Не то чтобы он этого не знал, просто, элементарно, не успеет изложить всё это в рамках урока. Поэтому читайте, учитесь и не переживайте, что не можете брать уроки у частных преподавателей или в музыкальном учебном заведении. Толковый самоучитель даст не меньший эффект. Только, пожалуйста, помните, в процессе обучения участвуют двое – учитель и ученик, поэтому старайтесь относиться критично не только к авторам обучающих пособий, но и к самим себе.

О нотной грамоте. И чего только не придумают веб-сайты, подвизающиеся на ниве массовой гитары, чтобы зазвать к себе потенциальных учащихся: «Приходите, мы ведём обучение без использования нотной грамотой!». Они что, считают, что нотация – способ записи музыки нотными знаками – не нужна? Или уверены, что вы не поймёте? Или не умеют доходчиво объяснить, как читать ноты? Или не имеют читать ноты сами?

Вопросов много, но ответить нужно на другой: «Что было бы лично с вами, если бы вы вдруг разучились читать?». А я вам скажу что. Наступила бы информационная блокада. Не полная, конечно, но значительная: ни тебе смс-ку прочесть, ни меню в гаджете, ни нужную книгу (которую грамотные люди могли бы и озвучить, но по каким-то причинам не хотят). Ощутили? Вот в такой информационной блокаде находится и исполнитель, не знакомый с нотацией. Но… не подозревает об этом и оттого счастлив. А самая большая проблема этого счастливчика заключается в сложности разучивания новых произведений и, как следствие, накоплении репертуара. Почему, догадаться нетрудно. Чтобы разучить новую вещь, он должен видеть и слышать, как она играется. Нет образца – нет новинки. Другое дело нотация. Здесь есть всё необходимое для разучивания, включая ритм, информацию об используемых приёмах игры и пальцовку (аппликатору). Так что, viva нотация! И, пожалуйста, не верьте тем, кто уверяет, что овладеть нотной грамотой сложно. Читать ноты не трудней, чем читать обычный текст. Но вы же читаете, правда? Подробности в уроках…

О способах извлечения звука. С чего лучше начинать обучение, с «Apoyando» или с «Tirando»? Этим вопросом часто задаются новички, начавшие обучение с «Tirando», но обнаружившие, что «Apoyando» даёт более громкий и красочный звук. Не сбивайтесь с верного пути, друзья! Да, звук извлечённый «Apoyando» сочней и ярче. Но… в силу необходимости опоры на соседнюю струну, в заключительной фазе движения пальца, используется в классической гитаре ОГРАНИЧЕННОЕ игровое время. А если точней, способ «Apoyando» показан только для исполнения одноголосых мелодий или пассажей (в том числе, скоростных). Ни для чего другого данный метод непригоден, поскольку опора пальца на соседнюю струну (для большого пальца – более тонкую, для остальных пальцев – более толстую): а) приглушает её, убивая многозвучие, характерное для гитары соло; б) катастрофически затрудняет извлечение звука, в том числе, при исполнении распространённейшего в гитаре приёма «Арпеджио» (перебор струн). Способ же «Tirando» – безопорный метод – лишён этих недостатков. Им вообще можно сыграть ВСЁ, включая одноголосые мелодии и виртуозные пассажи.

Если вы подумали, что я высказываюсь в пользу «Tirando» только потому, что являюсь его сторонником, то вы заблуждаетесь. Каждый гитарный приём хорош для своего случая. А обучение игре на гитаре вообще отдельная тема: здесь важен здравый смысл. Здравый же смысл говорит о том, что вряд ли стоить начинать с того, что, возможно, не потребуется никогда. Уверен, ваши педагоги, и я в том числе, обучат вас и приёму «Apoyando» (у меня в 70-м уроке), и многим другим приёмам игры на гитаре. Но дайте же нам вначале привить вам навык извлечения звука способом, используемом в львиной доле игрового времени!

Более подробную информацию о способах извлечения звука ищите в моих (Андрея Носова) уроках игры на гитаре, в частности, в 1-м уроке, доступном для бесплатного ознакомления.

Об исполнении первого произведения. 1-е произведение в моей (Андрея Носова) гитарной школе не сложное. Или, точнее, не должно показаться сложным после солидной подготовительной работы, проведённой в уроках №№1–12. Но, всё-таки, это произведение, дающее представление о том, что такое гитара. Исполнение здесь ведётся одним гитаристом в два звуковых потока (мелодия в сопровождении баса). Но очень скоро добавится третий звуковой поток – средний голос, и станет окончательно ясно, почему наш инструмент называют маленьким оркестром.

Желаю успехов в познавании таинства, под названием ГИТАРА!

Школа игры на гитаре А.Носова состоит из авторских материалов и охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение контента сайта в любом объёме без письменного разрешения автора (Андрея Носова) запрещается. Любые попытки нарушения будут преследоваться по закону.

Источник

Читайте также:  Кого хоронили с гитарой
Оцените статью