- Октавы на грифе гитары
- Диапазон гитары
- Особенности расположения октав на гитаре
- Расположение на грифе гитары
- Виды октав на гитаре
- Малая октава
- Первая октава
- Вторая октава
- Третья октава
- Статьи для гитаристов
- Диапазон гитары
- Что такое диапазон гитары — графические примеры с описаниями
- Общая информация
- Что такое диапазон инструмента
- Частотный диапазон
- Преимущества гитарного диапазона
- Диапазон в разных строях
- В Standart-строях
- В Drop-строях
- Диапазоны разных гитар
- Диапазон шестиструнной гитары
- Диапазон семиструнной гитары
- Диапазон четырехструнной бас-гитары
- Диапазон пятиструнной бас-гитары
- Заключение
Октавы на грифе гитары
Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава
В октаве 12 полутонов .
Каждая октава начинается с ноты «До».
«До» «До-диез» «Ре» «Ре-диез» «Ми» «Фа» «Фа-диез» «Соль» «Соль-диез» «Ля» «Ля-диез» «Си»
Диез — повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.
«До-диез» и «Ре-бемоль» — одна и та же нота.
«Ре-диез» и «Ми-бемоль» — одна и та же нота.
«Фа-диез» и «Соль-бемоль» — одна и та же нота.
«Соль-диез» и «Ля-бемоль» — одна и та же нота.
«Ля-диез» и «Си-бемоль» — одна и та же нота.
Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами — целый тон.
Соответственно:
«Си-диез» — это нота «До»;
«До-бемоль» — это нота «Си»;
«Ми-диез» — это нота «Фа»;
«Фа-бемоль» — это нота «Ми».
6-я открытая струна — нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна — нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна — нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна — нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна — нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна — нота «Ми» первой октавы (самая тонкая струна)
Диапазон гитары
В гитаре — 4 неполных октавы: Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.
Т.е. примерно 80-1000 Гц.
Частоты открытых струн:
6-я 82,4 Гц
5-я 110 Гц
4-я 146,8 Гц
3-я 196,9 Гц
2-я 246,9 Гц
1-я 329,6 Гц
Внимание! Ноты для гитары записываются на октаву выше. Т.е. в нотах для гитары вы увидите соответственно Малую, Первую, Вторую и Третью октавы.
Всего в музыке используется 7 полных и 2 неполные октавы.
По звучанию нот клавиш рояля можно настроить гитару.
Белые клавиши — ноты, чёрные — ноты диез и бемоль.
Белые: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Чёрные: До-диез или Ре-бемоль, Ре-диез или Ми-бемоль, Фа-диез или Соль-бемоль, Соль-диез или Ля-бемоль, Ля-диез или Си-бемоль.
Клавише ноты «Ми» Первой октавы на рисунке соответствует звук 1-ой открытой струны гитары. Струну можно настроить по звучанию этой клавиши.
Источник
Особенности расположения октав на гитаре
Расположение октав на грифе гитары отличается от фортепианного. На клавиатуре пианино находится полных — семь, неполных — две. На гитаре количество октав составляет четыре.
Расположение на грифе гитары
Музыкальным интервалом, охватывающим семь ступеней диатонического звукоряда, называется октава. После последней ступени начинается повтор, но уже на другой высоте звучания, который может быть выше или ниже в два раза. Зависит от того, где берется звук.
На заметку! Обозначается восьмеркой и является основой построений аккордов, гамм и арпеджио. Позволяет обогатить композицию и в сольной партии интересно обыграть тональности.
Часто в музыке стиля рок один из гитаристов начинает исполнять прогрессию октавами. Например, песня Spiders, исполняемая группой System Of A Down — один из наглядных образцов наилучшего использования.
Позиции для различных участков становятся универсальными от их метода нахождения на грифе инструмента. Построение октавы от 5 или 6 струнки основано на зажатии необходимой ноты, и затем через одну, струнку, находящуюся правее на 2 лада от взятого звука — октава от шестого лада 6 струнки считается восьмым ладом 4 струнки и т. д. С 5 строение происходит идентичным образом.
Внимание! Для построения от четвертой и третьей струны, используется схожая структура, но звук находится через три лада — октава 5 лада 4 струны располагается на восьмом ладу 2 струнки.
Также показанные схемы могут использоваться при помощи сдвижения в левую или правую стороны нот, находящихся в одном ладу:
Виды октав на гитаре
Октавы на грифе могут быть:
- По Гельмогольцу. Обозначения применяются в сборниках по музыке на русском языке: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
- Предложенное акустическим сообществом Америки, где субконтроктава обозначается первой, контроктава — второй, и по такой же схеме идет дальнейшее пронумерованное обозначение.
На грифе инструмента имеются следующие октавы:
- Первая. Располагается в середине звукоряда. Буквенные обозначения пишутся маленькой буквой. С правой стороны в верхней части находится цифровая нумерация 1.
- Вторая. Находится выше первой. Имеет такое же буквенное название. Цифровое обозначение сверху 2.
- Третья. Лежит выше второй. Повторное буквенное изображение и цифра три.
- Малая. Находится ниже первой. Пишется с маленькой буквы. Не имеет цифровой нумерации: c, d и другие или «до», «ре» и т. д.
Малая октава
Самая низко расположенная, которая находится на струнах басового регистра. Целиком не представлена. Нота «Ми» — самый низкий звук, находящийся на шестой струнке. Самая высокая представлена нотой «Си», лежащей в 7 ладу.
Первая октава
Охватывает третью часть грифа инструмента. За исключением первой, включает все струны.
Вторая октава
Захватывает шесть струн гитары. Она берет начало от звука «До» (С) 20 лада и завершается на первой струне нотой «До» (С) восьмого лада.
Третья октава
Считается самой высокой. Состоит из 1, 2, 3 струн. Нота, позиция которой является самой высокой — звук «Соль» (G), расположенный на 20 ладу.
0 | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX |
1 | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | A | H | ||||||||
2 | H | C | D | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | |||||||
3 | G | A | H | C | D | E | F | G | A | H | C | D | ||||||||
4 | D | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | A | ||||||||
5 | A | H | C | D | E | F | G | A | H | C | D | E | F | |||||||
6 | E | F | G | A | H | C | D | E | F | G | A | H | C |
Цифровое обозначение по левой стороне — струны. Римскими обозначениями показаны лады. Ячейки с пустотами — от основных нот производные.
Латинские обозначения нот:
Цветовое обозначение октав на струнах для легкости восприятия:
- первые — серый цвет;
- вторые — голубой цвет;
- третьи — желтый цвет;
- малые — зеленый цвет.
В схеме наблюдается конкретное закономерное расположение. Октавой выше расположен двенадцатый лад — является повтором нот.
Теперь, зная, как располагаются на грифе гитары октавы, становится легче играть и выучивать музыкальное произведение. Заучивать их нет необходимости, главное — понять принцип строения. Применение октав позволяет расширить границы мелодических композиций, создавая богатое звучание.
Источник
Статьи для гитаристов
Данный раздел предназначен как для начинающих гитаристов, кто только начал осваивать классическую гитару, так и для более опытных гитаристов.
Здесь представлены статьи об устройстве гитары, аппликатуре, о струнах для гитары, о том как купить гитару хорошего качества и т.д.
Диапазон гитары
Диапазон современной гитары — три октавы плюс квинта — включает все хроматические интервалы от ми большой октавы до си второй октавы:
Если провести аналогию с клавишами фортепиано, то диапазон гитары выглядит так:
Расстояние между двумя соседними ладами на каждой струне соответствует полутону. Поскольку тон состоит из двух полутонов, нетрудно заключить, что интервал большая секунда находится на расстоянии двух ладов, а малая секунда — на соседнем ладу одной и той же струны:
Для удобства ноты для гитары пишутся на октаву выше действительного звучания. Сравните написание нот для гитары и для фортепиано:
С помощью естественных и искусственных флажолетов эту тесситуру можно расширить в сторону более высоких звуков до четырех октав. Настроив шестую струну (бас ми) в ре, увеличивают диапазон гитары еще на один тон.
Полный диапазон гитары в соответствии с общей акустической шкалой выглядит следующим образом:
Девятнадцать ладов позволяют получить 19 полутонов на каждой струне, то есть октаву плюс квинта. При помощи искусственных флажолетов эту тесситуру можно увеличить до двух октав.
Источник
Что такое диапазон гитары — графические примеры с описаниями
Каждый музыкальный инструмент имеет ограничение по звукам, которые он может издавать. Человеческое ухо способно воспринимать до 20 тысяч герц. Это уже очень высокие звуки, граничащие с писком летучих мышей.
Общая информация
В этой статье мы поговорим о тех частотах акустических волн, которые могут быть интерпретированы в музыкальном плане. Конечно, инструмент с одним из самых обширных диапазонов – это фортепиано. На нем прослушиваются как низкие, почти утробные звуки, так верхние, «пищащие». Диапазон гитары также богат для восприятия.
Что такое диапазон инструмента
Это набор звуков, которые максимально возможно извлечь на инструменте. Обычно он измеряется в октавах. Часто (внизу или вверху) задействованы ноты из крайней октавы, но не целиком. Измерять расстояние от одной до другой ноты принято в полутонах. Их 12.
Человек слышит субконтроктаву (которой нет на гитаре), затем контроктаву. По мере увеличения частоты, меняется и название октав – малая, большая, первая, далее по возрастанию номеров (примерно до 5, дальше мы не слышим).
Дернув открытую шестую струну, мы получим «ми» большой октавы гитары, которая представлена не целиком (отсутствуют «до-ре»). Это решается изменением строя. Заканчивается диапазон гитары на «ми» второй октавы. Как видите, объем захватываемых звуков довольно большой, но ограниченный – около 3,5 полных октав. Но этого вполне хватает для получения запоминающейся музыки.
Частотный диапазон
Частотный диапазон гитары находится в среднем регистре для наших ушей, поэтому воспринимается приятно, музыкально. Нижняя граница находится на 75-80 Гц. Наверху она упирается в 1600-1700 Гц. Конечно, эти числа можно изменить путем перестройки инструмента или его модернизации (добавления количество струн, что равно увеличению звуков).
Преимущества гитарного диапазона
Толщина струн гитары влияет на высоту извлекаемого звука. Благодаря этому есть возможность играть абсолютно разные жанры:
- Басовое звучание подойдет для квинт-аккордов, рока, панка.
- Средний регистр богат оттенками, поэтому используется в классической музыке, блюзе, джазе, эстраде, поп-песнях.
- Верхние лады часто задействованы в металле и хард-роке (особенно в сольных партиях).
Почти любой стиль этнической музыки также входит в репертуар – от латино, фламенко до экзотики, вроде пустынной песни Туарегов.
Исходя из этого, мы можем разделись гриф гитары на участки (позиции), которые можно активно менять, экспериментировать. Поиграв в одной позиции, переходим во вторую, третью, слышим различия, придумываем свежие идеи для композиции. Инструмент позволяет использовать фантазию и реализовывать ее на практике.
Диапазон в разных строях
В Standart-строях
Наиболее распространенный стандартный строй гитары удобно расположился от «ми» большой октавы до «ми» первой. Кроме того, уже на этом этапе можно немного «подкорректировать» диапазон. Чаще всего этим занимаются рок и метал музыканты.
Распространенный прием – отойти от стандартного на полтона вниз. Как это сделать я объяснял в статье, как настроить гитару на полтона ниже. Этого бывает достаточно, чтобы сделать звучание глубже, а взятие многих аккордов проще. Опустив струны на тон, мы уже заходим на территорию Drop.
В Drop-строях
Тон ниже – это чаще всего металл, которому требуется брутальное звучание. Также, не обязательно раскручивать все колки одинаково. Некоторые строи предполагают особую настройку для каждой струны. Это добавляет неповторимый саунд, которого невозможно добиться «Стандартом».
Диапазоны разных гитар
Диапазон шестиструнной гитары
Гитаристы «довольствуются» тремя октавами – от «ми» большой до «ми» второй. Но, поверьте, этого хватит с головой, чтобы передать весь спектр чувств музыкального произведения.
Диапазон семиструнной гитары
Семиструнный инструмент захватывает вниз целый тон – начинается с «ре» большой. Обратите внимание, что при этом сокращается верхняя частота – также до «ре» первой. При экспериментах с прогрессивными и экстремальными жанрами возможно добиться звучания некоторых нот даже субконтроктавы.
Диапазон четырехструнной бас-гитары
Это уже отдельный инструмент со своими задачами и колоритом. Обычно он поддерживает ритм-секцию, поэтому особенно выделяется низкий регистр. Нижний предел бас-гитары – это «ми» контроктавы. Наверху уже идет пересечение со средними частотами обычной гитары – район «соль» большой.
Диапазон пятиструнной бас-гитары
Музыканты недолго думали и расширили нижнюю границу еще больше, добавив толстую пятую струну. Теперь басисты способны «залезать» на «си-бемоль» субконтроктавы. При этом жертвовать «верхом» не приходится – там все также «соль» большой.
Заключение
Если вы познакомитесь с частотными возможностями вашего инструмента, это поможет взаимодействовать с группой, ансамблем, расширять границы собственного творчества.
Расскажите в комментариях, была ли вам полезна эта информация. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках!
Статью дополнит тематическое видео о диапазоне гитары и о том, как располагаются ноты на грифе:
Источник