Нотный период обучения фортепиано

Нотный период обучения фортепиано

Краткое описание работы: План-конспект открытого урока преподавателя по классу фортепиано Алоян С. Ф. с учащейся первого класса Линник Дарьей.

«Начало – дело такой огромной важности, что

тут хорошо только самое лучше».

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения — введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. В работе с начинающими должны быть задействованы музыкально-воспитательные приёмы обучения, близкие к воспитанию дошкольников. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От преподавателя помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств.

Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не нарушая естества ребенка. И поскольку главнейшей из первоначальных задач является «зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста «игровой фазы», необходимо строить урок в форме увлекательной игры.

Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов:

— Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

— Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.

— В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.

— В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.

— В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.

Тип урока : обучающий, познавательный.

Форма занятия: Индивидуальный урок.

Цель:
— Формирование и развитие первоначальных навыков игры на фортепиано без знания нотной записи.

Задачи:
— Обучение двигательным навыкам, приёмам игры на фортепиано у обучающихся в доступной для них форме, учитывая психологические особенности деятельности детей.
— Развитие взаимосвязи слуховых представлений с двигательно-техническими навыками.
— Воспитание интереса к музыкальным занятиям.

Оборудование и материалы:

— просторное светлое помещение;

— подставка для ног;

Психологические условия на уроке:

Утверждение радости на уроке. Личностно-ориентированное общение с учетом индивидуальных способностей, уровня музыкального развития. Дифференцированный подход.

Психологически комфортная атмосфера – эмоциональное удовлетворение, стремление к получению знаний.

Ребенок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им заданиям, иметь устойчивый интерес к занятиям.

1. Организационный момент: (проверка готовности к уроку — ноты, дневник, посадка)
2. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

Воспитание чувства ритма.

Упражнения для формирования навыков звукоизвлечения.

Игра песенок по лесенке.

С первого же урока преподавателю необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку,
способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений — один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. По словам А.Д.Артоболевской «Донотный период игры обучения на фортепиано — период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не
усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки — свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы.

П.- Дашенька, давай с тобой послушаем мелодии, которые мы пели на прошлых уроках, а ты попробуешь угадать и назвать эти песенки. Играю несколько песенок из сборника Березняка «Первые шаги»: «Солнышко», «Листопад», «Идёт коза».

— Молодец! А теперь давай простучим наши весёлые считалочки и стишки на столе. Хорошо опираясь всей рукой, особенно чувствуя опору в локтях, мы начинаем простукивать по тетради стихи. При этом я прошу проговаривать не только словами, но и ритмослогами на ТИ-ТИ-ТА-А-А. Такое задание приучает ребёнка к чтению по тексту. Он начинает следить по тетради, чтобы не сбиться в ритмослогах. Мы простучали считалочки «Острова», «Шесть котят». Стих «Соловей, зяблик» мы пробуем простучать, комбинируя 2 и 3 пальцами. Умница!

А теперь немного разомнёмся перед игрой на инструменте – гимнастика.

Упражнение «Шалтай-болтай»
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинай покачивать ими навстречу друг другу. То, скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение.
Упражнение.
Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи, плеч, дать всему корпусу, и рукам свободно упасть вперёд. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляются, принимают исходное положение.

Упражнение «Мельница»
Встать ровно, ноги на расстоянии ступни, опустить руки свободно, они висят, как плети. Поочерёдно раскачивать ими. Очень важно не забывать о дыхании ребёнка о том, что оно должно быть специально организовано педагогом, Т.к. многие двигательные «неполадки» учеников, непластичные движения), бывают нередко связаны с задержкой дыхания, судорожным подъёмом плеч при вдохе, недостаточно спокойным чередованием вдоха и выдоха. . Упражнение.
Не поднимая плечи, сделать глубокий вдох так, чтобы лёгкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный, После небольшой паузы — снова вдох. Важно естественно сочетать дыхание играющего с «дыханием» музыкальной фразы, с дыханием самой музыки.

Следующие упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальцев, как единый рычаг, работающий «от плеча».

Ребёнок имитирует движения боксёра, с силой выбрасывая руки вперёд, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.
Упражнение.
Рисуйте в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно 2,3,4,5 пальцами.
Упражнение.
Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не поднимать плечи, руки собранные, лёгкие. Эти упражнения помогут почувствовать правильную работу пальцев и укрепить мышцы, участвующие в ней.
Упражнение с мячом.
а) Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.
б) Перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге.
Данные упражнения воспитывают ловкость, быстроту реакции. Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, особенно сгибатели основных фаланг. Работу «целого» пальца «из ладони» можно почувствовать в следующих упражнениях.
Упражнение.
Свободно, без усилий «открывайте», и «захлопывайте» все пальцы
одновременно, чувствуя, что ладонь сгибается посередине.
Упражнение «Иди ко мне»
Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме
первого) по 2 раза. Палец, целый, не «ломающийся» в суставах.
Упражнения для освобождения рук:
Упражнение.
Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой. Ладони держать близко друг к другу; плечи, руки свободные, кисть и предплечье составляют единое целое.
Упражнение.
Похлопывание ладонью по крышке рояля, выполняйте упражнение всей рукой, не сгибая её в локте. Активизируются мышцы плеча, хорошая опора на ладонь.

Ученица представляет, что она стирает. Постирал- надо прополоскать, затем вытряхнуть. Если хорошо вытряхнуть брызги разлетятся далеко. И платочек наш быстро высохнет.

Какие мы молодцы, Дашуня! А теперь садимся к фортепиано. Напомни мне, как ты должна сесть.

— У. Как новая кукла

Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большой степени при помощи своих рук. Перед тем как руки опустить на клавиши, надо показать ребёнку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался естественно выше запястья (плечи при этом не поднимать). Здесь надо сказать ребёнку, что запястье — это как бы мостик, соединяющий руку с клавиатурой. Оно должно быть на уровне белых клавиш, ни выше, ни ниже. Овладение правильными и естественными игровыми навыками — процесс длительный и сложный требующий терпения и большой сосредоточенности, как от педагога, так и от ученика. Важным условием для развития правильных игровых навыков являются: — плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании её на клавиатуру и при подъёме и собранные, не растопыренные пальцы; отсутствия напряжения в мышцах кисти и ладони. Ребёнок должен ощутить, что его руки — это его голос. В работе с учащимися педагог в нужных случаях «переливает» из своих рук в руки ученика моторные ощущения, своими руками в буквальном смысле слова формирует, лепит податливые руки ребёнка, призывает к подражанию, прибегает к сопоставлениям.

Перед тем как опустить руку на клавиатуру, ставлю перед Дашей на клавише маленькое деревянное яичко и прошу его взять. Она берёт его просто, не нацеливаясь, без напряжения. Точно так же как это яйцо, я прошу «взять» звук. Мягко и плавно опустить круглую ладонь на клавиатуру, а затем всё это проделать , опираясь на «пенёчек» 3-его пальца. Делаем это поочерёдно правой и левой рукой.

Предлагаю рисовать над клавиатурой «медовую радугу». Нити этой радуги тянутся по всей клавиатуре не прерываясь. Попутно всё время спрашиваю , в какой мы октаве, какими звуками играем и поём, в какой регистр прилетели.

Ещё одно упражнение на данном этапе развития мы используем – это «Бабочка и Жук». Взлёт и приземление. Легко взлетаем как бабочка и с опорой приземляемся как жук. Играем это упражнение 2-ым и 3-им пальцами. Обращаю внимание Дашеньки на то, чтобы она старалась садиться на пенёчки, следила за первым пальцем, чтоб не смотрел по сторона , а следил за остальными пальцами. А ещё обязательно над пальчиками должна быть «крыша» «свод».

Далее игра простых песенок по музыкальной лесенке. «Серый кот», «Солнышко», «Ёжик», «Ручеёк». На данном этапе мы можем уже пробовать играть правой и левой руками, распределяя между ними фразы.

Следующий раздел нашего урока – работа над ритмом. Даша очень любит игру с ритмическими карточками.

На данном этапе у учащихся складывается представление о том, что мелодия состоит из различных длительностей и имеет определённый метроритм. Нет никакой необходимости давать объяснения, почему одни длительности названы восьмыми, а другие четвертными. Долгие звуки связываются с одним наименованием, короткие с другим. Создаются ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, причём без всякого счёта, Ритм исполнения мелодий контролируется слухом. Слуховые представления разных длительностей полезно закреплять и словесной подтекстовкой, ритмической схемой. Начинать следует с ритмики, словесный текст, прочитанный даже по слогам, обычно не теряет смысла. Музыкальный же текст, чтобы быть понятным, обязательно должен быть прочитан в своей временной организации.

Работа над развитием ритма развивает в детях умение анализировать. Ведь для того, чтобы услышать все ритмические нюансы мелодии ребёнок должен быть очень сосредоточен. Но чтобы это его не утомило, я попрошу Дашу очень хитро послушать и определить, каких звуков было больше: коротких или длинных. Что звучит в начале, как заканчивается мелодия. Весь это процесс, конечно же, потребует от ребёнка внимания.

Последний раздел нашего урока. Ансамблевое музицирование.

Даша уже знает, что такое дуэт, фортепианный ансамбль. Играем песенку «Наша Таня» по О. Геталовой. Объясняю Даще из каких звуков состоит её партия. Говорим о настроении в этой песне.

Повторяем «Калинку» по Л. А. Баренбойму. Прошу ещё кого-то из преподавателей простучать в бубен вместе с нами ритмический рисунок партии для хорошего настроения и красивого звучания. А. Даше объясняю, что это уже не дуэт, а трио.

Преподаватель дает оценку работе ученицы на занятии, оценивает удачные моменты и неудачные. В домашнем задании даёт установку на преодоление недостатков, ошибок. А также освоение и работа над новыми заданиями.

Повторять теоретический материал.

Игра за инструментом. Твёрдо выучить песенку «Ручеёк». Следить за положением рук, корпуса, посадкой во время игры.

Все ритмические упражнения точно простучать.

Повторять ансамблевые песенки.

Спасибо за урок! До свидания!

© 2020 «Мелодинка. Олимпиады и публикации». Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта «Мелодинка. Олимпиады и публикации»:
Всероссийское СМИ «Талантоха». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Источник

Для педагога

Автор: Чагина Маргарита Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Верхнесергинская ДШИ
Населённый пункт: Верхние Серги, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Донотный период обучения игре на фортепиано
Дата публикации: 29.12.2016
Раздел: дополнительное образование

Управление образования Нижнесергинского муниципального района Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Верхнесергинская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету «Специальность и чтение с листа»

ДПОП Музыкальное искусство «Фортепиано»

Тема: «Донотный период обучения игре на

Исполнитель:
преподаватель МАУДО Верхнесергинская ДШИ Чагина Маргарита Анатольевна
2016 год

Содержание донотного периода обучения игры на фортепиано
— 6 1.1. Психологические особенности обучающихся раннего возраста — 7 1.2.Формирование и организация пианистических движений — 9
Глава 2

Развитие творческих способностей в начальный период
— 13 2.1. Слух, память, ритм 2.2. Слушание музыки и подбор мелодий по слуху — 16 2.3. Игра в ансамбле — 20 2.4. Выбор репертуара — 21
Заключение —
23
Список литературы —
24
Приложения —
25

Введение
Основа начального обучения игре на фортепиано — воспитание художественного мышления обучающегося, эмоциональной отзывчивости на музыкальные впечатления. Занятия музыкой позитивно действуют на психику ребенка, делают его более чутким эмоционально, что помогает ему в общении с окружающими. Выдающийся немецкий композитор и педагог Карл Орф считал, что только в этом возрасте музыка приносит наибольшие результаты в развитии музыкального слуха, памяти, концентрации. Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (на первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой). Донотный период является первым начинающим этапом обучения музыке и поэтому очень важен для начинающего музыканта, а также является решающим в его судьбе. Донотный период предложен талантливой пианисткой и замечательным педагогом по музыке Анной Даниловной Артоболевской. Методика работы определяется прежде всего, образностью мышления шести-восьмилетних детей. Поэтому основой обучения с начинающими является эмоциональное воспитание детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Теоретические сведения и тем более формулировки, а их в этот период следует вводить по возможности меньше, должны даваться неназойливо, в тесной связи с непосредственным музицированием в классе специального инструмента. Успешности проведения уроков, донотного периода, во многом могут способствовать элементы игры и занимательности. Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, сложным, что может показаться им утомительным и скучным. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка.
Одно из условий в этих ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии обучающегося. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, все впитывает, как губка. Поэтому надо серьезно и ответственно относиться к маленькой личности, начинающей обучение музыке. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в узкий круг профессиональных навыков. Когда ребенок приходит на первый урок, он обычно знает несколько песен (это могут быть и современные песни, услышанные по телевизору, на дисках), песни, которые пели в саду, школе. Почти все знают «Крокодила Гену», «Чебурашку», «Елочку», «Во поле береза стояла» и многие другие. Они служат тем материалом, на котором обычно все преподаватели строят свои занятия. Каждое занятие включает несколько разделов, направленных на достижение различных задач. При этом преподаватель каждый раз определяет порядок чередования и продолжительность тех или иных разделов. Количество уроков, требуемых для прохождения каждого раздела зависит от особенностей обучающегося, от быстроты и прочности усвоения им материала, при этом педагогу не следует ни в коем случае проявлять поспешность, т.к. усвоение начальных знаний, требует особой четкости и ясности. На основании анализа методических пособий, предназначенных для обучения игре на фортепиано детей в донотный период, и подготовлен данный реферат.
Цель:
Развитие интереса и увлеченности к музыке на первоначальном этапе обучения.
Задачи донотного периода обучения:
— развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память);
— формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, воспитание аппликатурной дисциплины); — приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с преподавателем, подбор по слуху, ритмические упражнения и т.д.); — развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).
Предмет исследования:
начальный этап работы в классе фортепиано.
Объект

исследования:
методы развития и обучения музыкальных навыков обучающихся в классе фортепиано на начальном этапе обучения.
Актуальность

темы:
в том, что от степени включённости познавательного интереса в учебную деятельность зависит эффективность прохождения начального этапа обучения исполнителя, а также успешность всей его дальнейшей музыкальной деятельности.
Предполагаемый результат:
Итогом проведённой работы должно стать углубленное представление о процессе работы на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Содержание донотного периода обучения игры на фортепиано
При обучении шестилеток необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу. Дети шестилетнего возраста могут:  самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение;  разобраться в средствах музыкальной выразительности:  слышать динамические оттенки;  понимать настроение музыкальных пьес. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:  музыку веселую, радостную, спокойную;  звуки высокие, низкие, громкие, тихие;  в пьесе- части (одна быстрая, а другая медленная);  на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Музыкальный слух, ритм, память — эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней — задача преподавателя. В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки — свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы. До первого прикосновения к клавишам, целесообразно с детьми заниматься гимнастикой, чтобы привести организм ребёнка в рабочее состояние. Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. Обучающиеся с увлечением выполняют упражнения под музыкальное сопровождение, одновременно
движения координируются с ритмом. Во время выполнения упражнений, ученик следит за качеством крупных движений всей руки: свободой, ритмичностью, пластичностью, которые сформировались в двигательном опыте детей, ещё до начала их обучения игре на фортепиано. С первого же урока преподавателю необходимо регулярно знакомить обучающегося с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений — один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. По словам А.Д. Артоболевской «Донотный период игры обучения на фортепиано — период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не усвоил ещё их изображение на нотном стане».
1.1. Психологические особенности обучающихся раннего возраста
Для успешного обучения необходимы следующие условия: физическая готовность; психическая готовность; мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно- познавательную) Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки. Преподаватель, занимающийся с детьми 6-8 лет должен быть большим знатоком детской психологии. Дошкольный возраст отличается многими специфическими характерными чертами:
 дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Урок надо составлять так, чтобы интерес не ослабевал.  огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира.  ребенок легко воспринимает новое, но так же легко забывает выученное на уроке. Нужно обязательно возвращаться к пройденному, даже если ребенок хорошо его усвоил.  мышление в конкретных образах. Необходимо учитывать и типы темпераментов: Холерик – «ни минуты покоя». Они энергичны, увлечены, страстны в своей работе. Но при этом вспыльчивы, порой агрессивны. Всегда должен быть занят делом, иначе разложит коллектив изнутри. Сангвиник – «доверяй, но проверяй». Они жизнерадостны, увлечены. Отзывчивы. Но склонны к зазнайству, легкомыслию, сверхобщительны, ненадежны. Милый собеседник всегда обещает, чтобы не обидеть других. Флегматик – «не торопи». Они устойчивы, терпеливы, постоянны. Но ленивы, медлительны и безразличны. Не могут работать в указанные часы. Меланхолик – «не навреди». Они чувствительны, м я г к и , доброжелательны. Но обладают низкой работоспособностью, застенчивы. Нельзя на них кричать, давить, т.к. очень ранимы. Они всегда требуют помощи, поэтому нужно требовать проявления от них самостоятельности. Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота зрения. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от
наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно- логического мышления. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться. Игра на уроке в значительной степени приближает условия обучения в школе к условиям детского сада, что крайне важно. В ситуации дидактической игры ребёнок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная задача — часть игровой ситуации с выполнением определённых правил. Игровая деятельность может включать в себя: пение, музыкально- ритмическое движение, игру на музыкальных инструментах и др.
1.2.

Формирование и организация пианистических движений
Посадка обучающегося за инструментом требует особых условий, преподавателю следует обратить внимание: на рост ребенка, физические данные. Высота клавиатуры не соответствует росту и длине рук учеников. Сидя, за инструментом, на обыкновенном стуле, ребёнок не может играть, так как локти его свисают ниже клавиатуры. Во избежание этого, сиденье стула должно быть поднято соответственно росту ребёнка настолько, чтобы локти его при игре находились не ниже уровня клавиатуры. Соблюдение этих условий обеспечивает ему устойчивую, удобную посадку. Рекомендации по посадке за инструментом (приложение 1). Приступить к первому практическому уроку, можно лишь выполнив требования посадки, установки инструмента и постановки рук. Этому можно посвятить чуть ли не целый урок. Важно, чтобы ученик самостоятельно (при преподавателе) мог правильно сесть, найти контакт с инструментом и поставить руки. Знакомство с фортепиано, с первого урока для ребенка должно быть большой радостью. Если есть возможность, то пусть он полюбуется на себя в зеркало.
Очень важно в самом начале обучения подготовить правильное использование игрового аппарата. Следующую часть урока можно посвятить различным упражнениям на гибкость рук, подготавливающим игровые движения на фортепиано. Если ученик зажат, то можно предложить следующие подготовительные упражнения на релаксацию (приложение 2).
Знакомство с аппликатурой
в донотном периоде должно проходить в игровой форме. Выбор пальцев помогает осуществлять разнообразные художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей, поэтому подход к работе над аппликатурой должен быть творческий. Сильными считаются 1,2,3 пальцы, а 4,5 – более слабые. Необходимо воспитать в учениках сознательное отношение к аппликатуре. Основные аппликатурные принципы. — каждый пианист должен подбирать пальцы, руководствуясь задачами художественной выразительности. — нужно стремиться к естественной последовательности пальцев. (Ноты рядом пальцы рядом). — в секвенциях одинакового построения естественно играть одинаковыми пальцами. — руки должны находиться в естественно-собранном положении даже когда играем в широком расположении руки должны стремиться к естественно-собранному положению — купол) — при выборе аппликатуры нужно выбирать естественные возможности пальцев. (Кстати, первый на эту тему заговорил Шопен). 1 палец- самый певучий, 2-самый сильный и опорный, 3 и 4 связаны общими мышцами, поэтому 4 несамостоятельный и менее подвижный палец, а 5 используют для тонкого извлечения звука. Упражнение на запоминание порядковых номеров пальцев: -давать приказы пальчикам;
— угадать какой палец спрятался; — закрыв глаза, постукивать заданными пальцами по столу. Хорошее знание номеров пальцев и ориентация в них — «фундамент», «основа» правильной аппликатуры. Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук», преподаватель должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большой степени при помощи своих рук. Перед тем как руки опустить на клавиши, надо показать ребёнку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался естественно выше запястья (плечи при этом не поднимать). Здесь надо сказать ребёнку, что запястье — это как бы мостик, соединяющий руку с клавиатурой. Оно должно быть на уровне белых клавиш, ни выше, ни ниже.
Формирования

звукоизвлечения
это овладение правильными и естественными игровыми навыками — процесс длительный и сложный требующий терпения и большой сосредоточенности, как от педагога, так и от ученика. Важным условием для развития правильных игровых навыков являются: — плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании её на клавиатуру и при подъёме и собранные, не растопыренные пальцы; отсутствия напряжения в мышцах кисти и ладони. Ребёнок должен ощутить, что его руки — это его голос. В работе с обучающимися преподаватель в нужных случаях «переливает» из своих рук в руки ученика моторные ощущения, своими руками в буквальном смысле слова формирует, лепит податливые руки ребёнка, призывает к подражанию, прибегает к сопоставлениям. С первых же шагов обучения внимание преподавателя должно быть направленно на одновременное воспитание у обучающихся фортепианных приёмов двух типов: — широких и свободных (обязательно организованных) всей рукой и пальцевых движений. Сочетание движений всей рукой, её крупных частей с мелкими движениями пальцев, тот фундамент, на котором наиболее целесообразно строить двигательно-техническую работу с учащимися. Следует помнить, что внешняя форма руки, её движений всегда
определяется функцией этих движений. Основная функция руки и пальцев — брать различные предметы и манипулировать ими. Поэтому, выбирая форму кисти, следует исходить не из её положения в состоянии покоя (в традиционной форме яблока), а из необходимостью ей работать. Форма руки: естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность свободных движений. Опора не в так называемые «косточки» (пястные фаланговые суставы), а дальше в мякоть, в середину ладони. Широкое положение ладони является условием независимости пальцев. При этом следить за тем, что ни один сустав пальцев не прогибается. Известно, что Ф.Шопен начинал свои занятия с простейшего упражнения «нон-легато» (поп legato), при котором пальцы находятся в самом естественном, удобном, «природном» положении (клавиатура под л а д о н ь ю ) . Преподавателю следует постоянно проверять состояние рук ученика при игре. Постепенное усложнение задач, встречающихся перед учеником, может вызвать напряжение какой-либо части игрового аппарата, а напряжение, ставшее привычным, устранить чрезвычайно трудно (приложение 3). Преподавателю представляется возможность самому придумывать различные варианты упражнений, в зависимости от конкретных задач, возникающих в процессе работы с учеником. Во время работы, важно привлечь внимание ученика к пониманию этих движений.

2. Развитие творческих способностей в начальный период
2.1 Слух, память, ритм Первые уроки посвящаются детальному знакомству с музыкальными данными учащихся – слухом и чувством ритма. С первых уроках уделятся внимание
развитию

слуха
. Для этого следует познакомить ребенка с регистрами (в этом помогут картинки), поиграть в угадалки: обучающийся говорит, куда движется мелодия и какими шагами, а также заниматься подбором на инструменте. За помощью можно обратиться к сборникам С. Ляховицкой, где предлагается досочинять мелодии, или к Б.Миличу «Маленькому пианисту». Особое внимание обращается на наличие слуховых представлений, умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал. Отдельные звуки, мелодические интервалы, небольшие попевки проигрываются преподавателем на инструменте, учащийся запоминает их и без поддержки инструмента воспроизводит голосом: отдельные звуки и интервалы – на гласной, попевки и песни – лучше со словами, ибо с литературным текстом они быстрее ярче запечатлеваются (особенно детьми, которые мыслят образами). Представление о характере мелодии следует воспитывать еще до исполнения ее на инструменте. Поэтому преподаватель должен придавать важное значение развитию у начинающих эмоциональной отзывчивости на музыку, умения мыслить музыкальными образами. Звуковысотный слух развивается с помощью упражнений, связанных с пропеванием отдельных звуков, которые преподаватель играет на фортепиано. Сюда же относится и нахождение сыгранных преподавателем звуков в пределах сначала кварты, затем квинты, септимы и октавы. Ученик слушает заданный звук, пропевает его (один или вместе с преподавателем),
затем находит в заданных пределах. Упражнения на определение движения мелодии вверх или вниз. Сначала эта мелодия в широком расположении звуков, затем в более тесном и, наконец, в полутоновом соотношении. Гармонический слух. Навык дифференцированного слушания гармонии начинается в донотный период с определения количества звуков в созвучии. Следует начать с определения минимального количества звуков: «один или два». Преподаватель играет для сравнения один или два звука, поет вместе с учеником эти звуки и после этого предлагает «угадать» количество звуков. Следующий этап – увеличение количества звуков (до трех, четырех). Ученику, который торопится отвечать (быть первым) следует объяснить о необходимости внимательно послушать и подумать. Что сначала следует пропеть про себя то, что услышал, а затем сказать сколько звуков.
Полифонический

слух
– фортепианная фактура представляет собой сплав комбинаций многоголосия. Нужно уметь оттенять, «высвечивать» отдельные элементы звуковых конструкций и не дать слипнуться, спутаться нитям музыкальной ткани. Как же развивать полифонический слух? Надо: — проигрывание по голосам, с осмыслением самостоятельности каждого голоса; — проигрывание по парам, сохраняя мелодико – тематический характер; — совместное проигрывании голосов и пар; — один голос петь, другие играть; — проигрывание целиком с показом одного голоса, а другие «затушевываются». Тембровый слух. Это эмоциональная ассоциация звука с цветом или иным образным фактором. Иногда звук характеризуется как бархатистый, матовый, трепетный, металлический, прозрачный и т.д. Воспитание тембровых качеств слуха делает его более тонким, оттеночно-богатым, развивает музыкально-слуховое воображение. Если ученик поймет, что звук может иметь краску, цвет, плотность, жесткость и т.д. в дальнейшем с ним будет легче общаться в сфере тембровых красок.
Для знакомства с тембровой палитрой обучающемуся можно предложить поискать на клавиатуре аналогии голосов людей, животных. Внутренний слух – это умение запоминать звуки, представлять их. Сознательно воспроизводить. Без помощи внутреннего слуха невозможно что-либо спеть или сыграть. На более поздних этапах обучения внутренний слух составляет основу музыкально – звуковых представлений, включая музыкально-интеллектуальную деятельность. К детским упражнения, тренирующим внутренний слух можно отнести следующее: обучающийся поет хорошо известную ему песню, преподаватель в какой-то момент поднимает руку вверх. По этому сигналу ученик продолжает петь, но про себя. При опускании руки в исходное положение – ученик продолжает петь песню вслух. Все чередования пения должны проходить уверенно, без заминок. Мелодический слух. С целью развития мелодического слуха большинство преподавателей начинают донотный период с подбора мелодий. В мелодическом слухе соединены звуковысотный слух и ладовое чувство (ладовое тяготение звуков). Этот вид слуха активно развивается в процессе подбора по слуху и транспонирования. Однако перед тем как ученик приступит к подбору и транспонированию мелодий, необходимо помочь ему создать внутреннее представление о высотном расстоянии между звуками и направлении движения мелодии (вверх, вниз).
Память

Зрительная память
– один из общих видов памяти, но её значение для обучающегося музыкальному искусству достаточно велико. В изучении произведения зрительную память следует применять на начальном этапе работы. Упражнения, тренирующие зрительную память можно проводить на нотном тексте с учеником, еще не знающим нот. К примеру, считая до трех, педагог предлагает ученику запомнить все, что тот видит в нотном тексте.
Затем следует ответить на вопрос: «Сколько шариков внутри клетки? Сколько черных, сколько пустых? Сколько с хвостиками? В тексте нот должно быть немного. Это задание приучает ученика к картине нотной записи. Вопросы могут быть по запоминанию длительностей, звуковысотности и др. Зрительно-логическая память. Прежде чем играть пьесу, нужно устно проговорить, сколько и какие ноты, их длительности, с какой ноты начинается и какой заканчивается. И потом играть. Тактильная память – память ощущений, с какой силой нажимать клавишу, запоминание расположения их пооктавно, умение «вслепую» ставить руку примерно на клавиши первой октавы и др. Эмоциональная память. Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций (природа в разных состояниях, человеческие чувства, отношения людей и др.). Но все же музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего периода обучения: – слушай как звенит дождик; сыграй также; — послушай какое солнышко ласковое, лучистое; — зайка в этой пьесе бежит или прыгает, а может он лежит? Если бежит то как, весело или испуганно? И др. Примитивные эмоционально-зрительные ассоциации приучают детей «читать музыку и чувства, о которых она говорит». Слуховая память. Слуховая память универсальна. Она проявляется в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.
Чувство

ритма
– это ритмическая пульсация, соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и
получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм, эмоции. Метроритм объясняется так: метр у нас в ногах (шаг), ритм у нас в руках (длительности нот). В самом начале занятия, параллельно с метроритмом, можно предложить ритмически выложить знакомые стихи, песни для этого можно сделать наглядные пособия, где длинная палочка – это длинная нота, короткая палочка – короткая нота по длительности. Детям очень нравиться перемена видов работы на уроке. За 40 минут урока желательно и хлопать, и играть, и отгадывать длительности нот, читать стихи, выкладывать различные ритмы. Для того чтобы это было интересно и лучше запоминалось, желательно подготовить наглядный материал: стихи, картинки. Можно воспользоваться сборником Н. Перуновой «Музыкальная азбука». Здесь много стихов и самостоятельных заданий для ребенка, где он должен дописать ритм, подобрать ритмическую запись к определенной картинке-песенке и так далее. Музыка – мысль, состояние, записанное звуками. Учимся записывать стишок-считалку короткий слог «ТИ», длинный «ТА». Детям очень нравятся ритмические задачки, и они с легкостью с этим справляются. Освоив понятие длинных и коротких слогов, мы сразу играем на одном звуке, начинаем обучение звукоизвлечения с 3го пальца, играем со словами. Детям нравится этот вид работы, это первый кирпичик в обучении, который в дальнейшем помогает решить задачу метро — ритмической основы музыкального произведения. 2.2. Слушание музыки
и подбор мелодий по слуху
Знакомство с музыкой через слушание начинается с первого урока и продолжается в течение всего периода обучения. В исполнении преподавателя звучат яркие, доступные для понимания пьесы. Вместе с
преподавателем ученик излагает, о чем рассказывает музыка, каков её характер, что можно делать под услышанную музыку? В каком направлении движется мелодия? – вверх, вниз или др. Своего рода небольшой анализ услышанного, но в интересной форме. Пьесы, написанные в мажоре, исполнить в миноре. Услышит ли ученик разницу? Если нет, обратить его внимание на это событие. На этом примере, объяснить какое звучание соответствует «веселому», а какое «грустному» содержанию пьесы, песни. Со временем ладовое чувство получает развитие в подборе по слуху и в изучении репертуара. Слушание музыки также раскрывает музыкальные данные ученика и дает возможность наметить план дальнейшей работы. Предложить подвигаться под музыку, посмотреть, как реагирует ученик на смену музыки. Услышать «шаги» в музыке (пульс), прохлопать их вместе с преподавателем. Для лучшего понимания пульса обратиться за примерами к именам, названиям животных, деревьев. Слушание музыки в исполнении преподавателя обогащает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус. Музыкальный материал подбирается таким образом, чтобы ученик мог сопоставить, сравнить произведение контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Реализуется задача воспитания интереса обучающегося к музыкальным занятиям. С самого начала обучения мы должны воспитать в учениках требовательность к своей игре. Отсюда следует, что преподаватель должен предъявлять такую же требовательность к своему показу. Проигрывание должно быть впечатляющим не только с музыкальной, но и с технической стороны.
Подбор мелодий по слуху
В процессе подбора одноголосных мелодий вырабатывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать её ритм, свободные, пластичные, ритмичные движения рук, погружение веса руки в клавишу, правильное
положение кисти. При подборе нужно постоянно следить за руками. Мелодии для подбора даны с поэтическим текстом, что способствует пониманию произведения, облегчает ощущение метроритма, строение мелодий. Ритм воспринимается по слуху. Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка. Обязательным условием является предварительное запоминание мелодии. Замечено, что легче «отгадываются» мелодии с постепенным движением вниз, заканчивающиеся на тонике. При замедленной, слабой ориентации ученика, как временный приём, рекомендуется подбор с «рук»: преподаватель проигрывает небольшую мелодию, ученик, глядя на руки педагога, старается подобрать услышанное. Зрительные восприятия не обособляются от слуховых, постепенно всё активнее, способствуя их формированию. Полезно практиковать напевание мелодий с заменой словесного текста, названием нот. Ориентации на клавиатуре способствует умение, не глядя на клавиши, выполнять различные задания. Подбор по слуху и транспонирование следует начинать с максимально коротких интонаций, не более 2-3 звуков, т.к. внутренний слух начинающего недостаточно развит для удержания в памяти больших музыкальных фрагментов. Мелодии, подобранные по слуху, следует ритмически записывать. Этот процесс должен проходить на материале детских и народных песен, которые должны располагаться в порядке увеличения сложности. Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает понимание метроритма и строение мелодии. В процессе подбора ученик вынужден отыскивать в ходе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению высоты звука. Желательно как можно раньше начинать использовать творческие формы развивающего обучения: сочинять начало мелодии, досочинять, видоизменять ее и т.д. Если ученик накопил достаточный багаж слуховых представлений, улавливает характер музыки, может пропеть простые попевки
может прохлопать их ритм, ориентируется в смене регистров и направлении движения мелодических линий, можно начинать подбирать их на инструменте. Материал для подбора по слуху усложняется очень постепенно. При этом важно продолжать формировать предслышание, музыкальный подход к звукоизвлечению; «оживлять» клавиатуру, ощущая прикосновение к клавише как к звуку, играть как бы не на клавише, а на струне инструмента. Только так, с первых прикосновений ребенка к клавиатуре закладываются основы его будущей исполнительской культуры.
2.3. Игра в ансамбле
Игра обучающегося в ансамбле с преподавателем — обязательный компонент донотного периода обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Это может быть игра в четыре руки, в три руки (ученик играет мелодию одной рукой) или в две руки (каждый участник играет по одному голосу). При исполнении ансамблей, ученик привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет преподаватель. Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с преподавателем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”. Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
 развить и активизировать творческое начало личности ребенка;  увлечь ребенка музыкой;  приобщить ребенка к творчеству. Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:  знакомство с инструментом;  знакомство с диапазоном, клавиатурой;  освоение ритмических закономерностей;  приобретение элементарных первоначальных игровых движений;  освоение динамических оттенков, штрихов;  развитие звукового воображения.
2.4. Выбор репертуара
Большое значение имеет подбор репертуара при работе с учеником в донотном периоде. К выбору литературы преподаватель должен подходить критически, т.к. некоторые интересные заглавия не совпадают с содержанием. Учебный материал должен развивать «+» качества и устранять отрицательные (умственные, музыкальные и технические). Вялому ребенку нужно дать музыку бодрую с энергичным ритмом, чтобы возбудить его волевые качества. А слишком подвижному – вдумчивую, плавную, чтобы приучить к большей сосредоточенности. Если у ребенка тонкие пальцы – надо укреплять их на материале, требующий четкого, чеканного звука. (марш или полонез). Для тяжелых пальцев – произведения на легком и полетном звучании. При составлении индивидуального плана надо продумать и то, что будет исполнено на вечерах, экзамене, концертах, т.к. эти произведения необходимо довести до законченности. Они не должны быть трудны для ученика. Программу подбирать надо разнообразную в отношении характера, темпов,
тональности. Следует позаботиться о разнообразии упражнения на различный вид техники. Несколько произведений следует пройти лишь для ознакомления. Одна из ошибок преподавателя – завышение трудностей. Обучающиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Следует отметить, что именно так называемые трудные ученики заставляют преподавателя искать «ключ» к каждому учащемуся, добиваться контакта с ним, доверия к себе. Всего этого можно достигнуть внимательным отношением к ученику, глубоким постижением своего дела и личным примером. Нужно уметь анализировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов, знакомиться с работой своих коллег и все полезное делать своим достоянием, совершенствовать игру на инструменте, так как учить лишь можно тому, что хорошо умеешь сам. Весь материал, который осваивает ученик, должен быть доступным. Понятие штрихов, динамики, выразительности и обязательно игра в ансамбле и подбор мелодий с первого урока.
Заключение
«Я глубоко убеждена, что первый этап обучения, является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастит огромное дерево» – так пишет в учебном пособии А. Артоболевская.
Для успешного развития юного музыканта и дальнейшего его роста необходимо на начальном этапе работы гибко и грамотно выстроить систему обучения. Донотный период— это фундамент, на котором строится все обучение игре на инструменте. Он позволяет ребёнку уже играть произведения в ансамбле с преподавателем или другим ребёнком, не зная нот. Это настраивает его на то, что обучение музыки не будет для него сложным, занудным и затруднительным занятием. В этот период происходит постановка рук, – а это является основополагающим в начальный период обучения. Обучающийся учится видеть свои ошибки, исправляет их, довольно легко выучивает произведения, загорается игрой. Затем начинает фантазировать, импровизировать, играя это уже только двумя руками, либо в других октавах и т.д. Всё это пробуждает интерес, доставляет огромную радость и приводит ребёнка в восторг. Когда ребёнок узнаёт нотную грамоту, несколько задач по постановке рук уже выполнены, наработана начальная техника. Поэтому игра по нотам для ребёнка не трудна, а наоборот, – интересна, он как бы читает новую страничку книги. И последнее, что немаловажно. Занятия с обучающимся — это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу с первых шагов обучения. Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста не только можно, но и нужно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.
Список литературы
1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебное пособие [Текст]/А.Д.Артоболевская.- М.: Советский композитор, 1987.- 101с. 2. Баренбойм, Л.А., Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих
обучаться игре на фортепиано [Текст]/Л.А.Баренбойм, Н.Н.Перунова.- Л: Советский композитор, 1988.-168 с. 3. Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано: Учебно-методическое пособие [Текст]/С.А.Барсукова.- Ростов н/Д.; Феникс, 2004.-128с. 4. Милич, Б.Е. Маленькому пианисту. Фортепиано [Текст]/Б.Е.Милич.- Кифара, 1997.-125 с. 5. Поливода, Б.А. Школа игры на фортепиано: 110 новых пьес. — Учебно- методическое пособие [Текст]/ Б.А. Поливода,В.Е. Сластененко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-136 с. 6. Тургенева, Э.Ш. Пианист — фантазёр: Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспортированию. Часть I [Текст ]/Э.Ш. Тургенева, А.Н.Малюков. -М.: Советский композитор, 1987. — 79с. 7. Туркина, Е.В. Котёнок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких [Текст]/Е.В.Туркина.-СПб.: Композитор, 2003.- 91с. 8. Шмитд-Шкловская,А.А. О воспитании пианистических навыков[Текст] /А.А.Шмидт-Шкловская.- л.:Музыка, 1985.- 69с.

Источник

Оцените статью