Гитара
Ноты на Бас гитаре
Если Вы заучили как расположены ноты на шестиструнной гитаре, то без труда выучите ноты на Бас гитаре. Дело в том, что они полностью повторяют строй шестиструнки, только без первых двух струн, на одну октаву ниже, чем четыре басовые струны на шестиструнной гитаре.
В табличном виде ноты на БАС гитаре выглядят так, кроме этого вы можете скачать любую ноту на гитаре, просто кликнув на ней, если, конечно ваш броузер поддерживает аудио формат:
1 | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
бас гитара вид сверху
Струны обозначены от первой до четвёртой, лады от нулевого до двенадцатого. Четвёртая струна самая толстая, на гитару бас гитарист смотрит сверху, как — будто сам на ней играет.
Есть лады необозначенные нотами, значит это полутона, ставьте # или b , которые будут увеличивать или уменьшать ноту на полтона, и получайте соответствующую данному ладу ноту.
Напоминаем, что 12 лад полностью соответствует 0 ладу, просто все ноты на нем становятся на одну октаву выше.
Источник
Ноты на грифе бас гитары
Уроки игры на бас гитаре с нуля представляют собой занятия на струнном инструменте, который может иметь 4, пять и шесть струн. Игра на бас-гитаре подразумевает не только наличие хорошего слуха, но и присутствие хорошего чувства ритма, что очень важно для этого инструмента. Это связано с тем, что он в совокупности с барабанной установкой задает свой уникальный ритм партии всех композиций. Строй и ноты на грифе бас гитары 4 струны в некоторой степени схожи со строем контрабаса или же привычной гитары (без 2-х самых тонких струн), которые на октаву ниже. Ноты для исполнения записываются в стандартном басовом ключе «фа».
При игре в определенной группе или же в оркестре инструмент играет роль низкочастотного «помощника», который оказывает влияние на звучание коллектива в целом. Вследствие уникальных особенностей слуха человека мы относительно слабо можем распознавать звуки, которые имеют низкую частоту, поэтому ее очень редко используют для аккордов в различных стилях, из-за чего данный инструмент не считается солирующим инструментом. При этом в джазе, а также франке и прочих стилях музыки этот инструмент может быть сольным инструментом. Имеется возможность определенного сочетания при игре, что позволяет сделать музыку различной тональности.
Таблица нот на грифе бас гитары
Ноты на бас гитаре 4 струны расположены таким образом:
- Малая октава — это черный цвет;
- Первая октава — это синий цвет;
- Вторая октава — выполнена зеленым цветом;
- 3-я октава – оранжевый цвет.
Таблица нот на грифе бас гитары позволяет выбрать оптимальное сочетание используемого количества струн. К примеру, ноты на бас гитаре 5 струн позволяют дополнительно исполнять флажолетами С#-минор. При этом используя дополнительные ноты на бас гитаре 6 струн можно будет исполнять еще и с E-минор.
Оказывается, все названия были придуманы музыкантом из Италии, которого звали Гвидо д’Ареццо, и вот какие названия он им дал:
- Do – Бог (Святой);
- Re – Материя;
- Mi – Необыкновенное чудо;
- Fa – Солнечная система;
- Sol – Солнце;
- La – Космический Млечный путь;
- Si – Облака или Небеса.
Табулатуры для бас гитары
Табулатура (сокращенно «Tab») — это специализированная система записи. Табулатуры для бас гитары, которая имеет 4 струны, содержат в своем составе 4 линии — по 1 на каждой из используемых вариантов:
- G — 1-я (является самой тонкой);
- D — 2 вторая;
- A — 3 третья;
- E — 4 четвертая (считается самой толстой).
Количество линий в табулатуре должно полностью совпадать с общим числом. К примеру, табулатура бас-гитары, имеющей пять струн, содержит 5 линий. Самая нижняя линия будет соответствовать 4 струне. Именно она считается самой толстой и способна создавать очень низкое звучание используемого инструмента. Расположение и толщину необходимо будет полностью учитывать, если вы желаете его эффективно использовать. При этом она находится выше других, когда он находится в стандартном положении. Самая высокая линия табулатуры полностью должна соответствовать самой тонкой. Это имеет важное значение и на этот факт требуется обращать повышенное внимание:
- G — 1 первая — самая тонкая, которая способна создавать высокое звучание;
- D — 2 — является самой низко расположенной на грифе;
- A — 3 третья;
- E — 4 четвертая, которая самая толстая и создает очень низкий звук.
Цифры на басовой табулатуре
Цифры означают специальные лады, которые необходимо при использовании надежно зажимать пальцами. К примеру, рассмотрим такой вариант, когда цифра 3 — это 3 лад. В таком случае потребуется зажать струну слева от 3 лада. 0, который указан, будет означать то, что потребуется заставить звучать струну, при этом ничего не нужно зажимать. Сейчас вы можете найти в интернете значительное количество различных табулатур, в которых могут находиться иные специализированные знаки и символы.
Ну а при желании можно вообще не пользоваться табулатурами и играть просто по нотам.
Научиться понимать табулатуры несложно, хотя поначалу у вас могут возникнуть некоторые трудности.
Труднее научиться как можно быстрее переставлять пальцы на грифе и держать ритм.
Материалы по теме
Какую бас гитару выбрать
Бас-гитара незаменима для музицирования в басовом диапазоне, она именуется струнно-щипковым инструментом из-за способа звукоизвлечения.
Давайте узнаем из этой статьи какую бас гитару выбрать и как это сделать правильно.
Разновидности бас гитар
Качество электрогитарной басовой музыки зависит от всех звеньев в процессе ее создания. Давайте узнаем какие типы бас гитар используют современные музыканты для музицирования.
Как выбрать струны для бас гитары
Подобно тому, как человек следит за своим внешним видом, гитара нуждается в том, чтобы её часть, ответственная за звук, бережно хранилась. Узнайте:
Источник
Уроки guitar.ru
      Автор: Сергей Антонов       Дата публикации: 27 октября 1999 г. |
П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант — четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.
Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется — ключ Фа. Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа. Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.
Итак, четыре басовые струны: G (соль) — первая струна, D (ре) — вторая, A (ля) — третья и E (ми) — четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.
Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня «продвинутые»!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые «басисты» (сокращение от «бас-гитаристы» — прим. автора). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.
Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего — на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ — это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.
Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am. Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень — пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым «боем» (мне больше нравится — «чёсом»), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально — половинными длительностями. На каждый первый удар метронома — первая ступень аккорда, на каждый третий — пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.
Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами — номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.
Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.
До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием — опорным.
Следующий этап — добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями — интервал 2 тона (большая терция), а в минорных — полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.
Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.
Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:
В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey — все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля — это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer — яркий тому пример.
И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения — и вперед.
Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.
Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника — передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре «три ноты на одной струне через лад», рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо «молоточком», т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы «втыкается» в нее.
Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.
Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.
При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
27.10.99 | Автор: Имя админа | ||||||
|
Ты ещё скажи это Джону Патитуччи.И прошу предоставь нам ссылочку на видео что бы мы точно попадали!!
ТЫ не слушай а посмотри, зайди в ютуб.Да у басиста меньше задачь. В современной музыке он почти ни чего не выполняет (рэп). Но вот в роке и роке-н-роле приходится потеть. Легче тем что всего 4-5 струн )))))
Источник