- Нотный стан ноты урок
- Нотный стан
- Ноты
- Правописание нот
- Наименование нот и обозначения нот.
- Октава
- Ключ
- Скрипичный Ключ
- Басовый Ключ
- Расположение нот на клавиатуре.
- Расположение нот на грифе гитары.
- Расположение нот на грифе бас-гитары.
- Проверка:
- Тестовое занятие
- Урок музыки и пения в 3 классе «Расположение нот на нотном стане» план-конспект урока по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нотный стан ноты урок
Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.
Нотный стан
Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.
Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.
Ноты
Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.
Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).
Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.
Правописание нот
Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.
Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.
В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.
Наименование нот и обозначения нот.
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).
Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.
Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.
Октава
Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.
Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.
Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»
Ключ
Вы наверное заметили две не понятные «закарючки»
Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.
Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.
Скрипичный Ключ
В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.
такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.
В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.
Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.
Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.
Басовый Ключ
Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»
Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:
Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.
Расположение нот на клавиатуре.
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Расположение нот на грифе гитары.
Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.
Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона
А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.
Расположение нот на грифе бас-гитары.
Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.
Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).
Проверка:
- Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
Ответ:
Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.
Как пишутся штили нот на нотном стане?
Ответ:
штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.
Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
Ответ:
субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
Буквенное обозначение ноты «си»?
Ответ:
Назовите расположение нот на нотном стане.
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Урок музыки и пения в 3 классе «Расположение нот на нотном стане»
план-конспект урока по музыке на тему
Цель: Используя здоровье сберегающие технологии на уроках музыки — развивать музыкальные способности; через активную творческую деятельность — способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям. В игровой форме урока закрепить знания нотной грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspolozhenie_not_na_notnom_stane.docx | 54.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Урок музыки и пения в 3 классе.
«Расположение нот на нотном стане»
Разработала и провела
учитель музыки и пения
Урок с использованием здоровье сберегающих технологий построен с учётом:
2.Использование средств наглядности.
3.Обязательное выполнение гигиенических требований.
4.Благоприятный эмоциональный настрой.
5.Организация для обучающихся динамической паузы направлены на обучение элементарным приёмам здорового образа жизни.
6.Правильная посадка на уроке, правильная позиция при пении.
7.Проведение на уроке физкультминуток, физкультпауз, зарядки для глаз.
Цель: Используя здоровье сберегающие технологии на уроках музыки — развивать музыкальные способности; через активную творческую деятельность — способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям. В игровой форме урока закрепить знания нотной грамоты.
Обучающая – познакомить обучающихся с расположением нот на нотном стане; активно использовать метод вокалотерапии , через лечебное воздействие гимнастики А.Н.Стрельниковой (использование элементов дыхательной гимнастики)
Развивающая – развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательная – уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь обучающихся в активную деятельность.
- Метод импровизации;
- Репродуктивный метод;
- Игровые методы;
- Пластическое интонирование;
- Объяснительно-иллюстрированный метод;
- Метод общения
- Организационный момент.
- Введение в тему урока.
- Повторение теоретического материала.
4. Разгадывание ребусов.
5. Дыхательная гимнастика.
7. Работа по карточкам.
9. Закрепление песни
10. Знакомство с новой песней
11. Подведение итога урока
12 Домашнее задание и рефлексия.
Оборудование и оформление: синтезатор, доска, презентация, комплект «Угадай песню» (разрезанные листы с тактами песен), ребусы, ноты-загадки, нотные листки с записанными ритмическими рисунками, карточки для игры.
Дети заходят в класс под музыку.
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников (в музыкальной форме).
«-Прозвенел звонок, начался урок.
-Добрый день, ребята!
Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже . (звонок),
Начинается . (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш – . музыка!
2. Введение в тему урока.
“Сказка о мудрой сове”
Чтобы попасть в царство музыкального языка – нужен КЛЮЧ.
Жила в лесу очень мудрая и добрая Сова.
всем лесным жителям она помогала. И вот…
Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,
Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:
– Добрая Сова помоги, от беды меня убереги.
Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.
Я с ней солнышко встречаю, ему проснуться помогаю
Но сегодня злые пауки спрятали все ноты в сундуки.
И сундуки те на замки закрыли,
А ключи от замка в земле зарыли,
Без песенки я жить не могу. Как солнышку теперь я помогу?
– Не горюй, я выручу тебя из беды, — успокоила ее сова. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нем что-то рисовать, приговаривая:
Я сначала нарисую закорючку вот такую.
Дольше линию продлю, на верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так: чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую жирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный, а зовут его скрипичный
И второе имя есть, напишу его я здесь: Ключ соль.
Запомни птичка – серенькая невеличка, он называется так потому, Что начало завиточка на второй рисую строчке,- где пишется нота соль. Бери. Птичка, этот ключ и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в каком из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и открывай.
Поблагодарила птичка добрую сову и полетела за нотками.
Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку.
Учитель называет тему урока и ставит цели.
3. Повторение теоретического материала. (Что такое музыка? Где мы встречаем музыку? Чем записывается?)
Повторение: Веселая нотная грамота.
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты нота “до”?
– Здесь на маленькой скамейке, на добавочной линейке.
Нота “ре”, где живешь? Где ты песенки поешь?
Отгадай сумейка – под первою линейкой.
Смотри, запомни и пойми – пропела нота “ми” –
Не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь.
Между первой и второй – “фа” глядит в окошко.
Между первой и второй – тесно ей немножко.
На второй линейке “соль” с нотой “фа” встречается.
Если скажешь “фа” и “соль” – что же получается?
А вы меня заметили? Спросила нота “ля” –
Между второй и третьей пою я песню детям –
Ля-ля-ля…
А на линейке третьей — “си”, на самой серединке,
Споет, когда не попроси, так звонко без запинки.
Под четвертой, выше третьей ноту “до” опять мы встретим.
“До” вверху, “до” внизу – малышам забава.
Мы споем от “до” до “до” –
Получится октава.
4. Разгадывание ребусов.
5. Дыхательная гимнастика:
- Греем ладошки.
- Одна рука на живот, другая за спину – дышим.
- В том же положении дышим часто (дышит собачка)
- Надуваем шарик.
- Сдуваем шарик (на букву – с)
- Шум леса (на слог – ши – руки вверх)
- Нюхаем цветок.
- Задуваем свечу.
Гимнастика Стрельниковой А.Н.:
Это одно из упражнений системы оздоровления А.Н.Стрельниковой. Оно носит название «Ладошки».
Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю. Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите, и отдохните 3-4 сек. – пауза.
Сделайте ещё 4 коротких шумных вдоха и снова пауза. Активный вдох носом – неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Упражнение «Ладошки» можно делать стоя и сидя.
6. Распевка: «Петь приятно и удобно». )
( повторение правил пения сидя и стоя )
(при исполнении распевки дети поют 1-й куплет сидя, а 2-й куплет — встают на модуляцию исполняемого сопровождения на один тон выше. )
1.Если хочешь сидя петь –
Не садись ты как медведь.
Спинку выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!
Припев: Раз — вдох, и запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи — всё свободно-
Петь приятно и удобно!
2.Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть.
Встань красиво — подтянись
И спокойно – улыбнись!
Учитель: Представьте ребята, что мы с вами отправились в лес на прогулку с весёлой песенкой, а лесное эхо нам помогало.
Ход игры: Дети внимательно слушают песню и по четыре раза повторяют последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса.
Чей, чей, чей, чей,
Среди леса и полей
Лей, лей, лей, лей.
К речке, озеру, куда?
Не угнаться за тобой!
Будет грустно без тебя,
7. Работа по карточкам.
Запись нот на нотном стане
Учитель: Солнце светит! Не зевай!
Из – за парт скорей вставай!
Повернись, не ленись
Влево, вправо наклонись.
А теперь оглянись,
Тому, кто сзади улыбнись!
Дети, ну-ка не балуйте,
Лучше танец вы станцуйте!
Танец-игра «До, ре, ми…»
На урок опять настройтесь.
9. Закрепление песни «Наша бабушка».
— повторить слова и мелодию;
10. Знакомство с новой песней «Солнышко смеется»
— провести беседу о содержании песни;
— разучить мелодию и слова припева.
Учитель : Что нового вы узнали на уроке?
Что ещё хотели бы узнать?
Учитель объявляет оценки за работу на уроке.
12. Домашнее задание . Нарисуй песню. ( Рисунки к песне «Солнышко смеется»)
Учитель: Ребята, а сейчас покажите с каким настроением вы уйдёте с урока?
(На экране рисунки с изображением разной мимики). Дети выбирают тот, который соответствует их настроению.
Из лучиков выкладывают на доске солнышко.
Учитель: До свидания! (поёт)
Дети: До свидания! (поют)
( Дети выходят из класса под музыку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляе.
В ходе урока дети узнают новые музыкальные инструменты, приобретают дирижёрские навыки. Закрепляют исполнительские навыки на народных инструментах, пения в хоре и индивидуально. Учащиеся закрепл.
Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения «Три «кита» в музыке» для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Методическое пособие «Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида».
Конспект урока музыки «Музыка осени».
В материале представлен конспект урока музыки и пения в 6 классе в школе — интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова.
Источник