Нотный стан с нотами для флейты

школа блокфлейта с 23

Школа игры на блокфлейте Упражнения 23, 24, 25 по И. Пушечникову.

Сыграем гамму до мажор, разучим знак диез и ноту фа-диез первой октавы.

Что такое октава, гамма и почему она мажор?

К этому времени вы научились играть на блокфлейте восемь нот: с до первой октавы по до второй октавы.

До первой октавы — самая низкая нота на блокфлейте сопрано. До второй октавы самая высокая нота, которую вы разучили.

Если расположить разученные ноты по их высоте получится такая лесенка:

На нижней ступени стоит нота до первой октавы, на верхней нота до второй октавы. Между ними расположились остальные ноты. Если продлить лесенку выше, то ноты выстроятся в той же последовательности. Названия нот будут повторяться. Дело в том, что ноты с одинаковыми названиями из разных октав связаны между собой.

Нота это звук. Звук это колебание воздуха, которое мы слышим. Колебание имеет свою частоту. Так вот, ноты с одинаковыми названиями из соседних октав различаются по частоте ровно в два раза. Частота ноты до второй октавы ровно в два раза больше (выше), чем частота ноты до первой октавы.

Ноты на лесенке связаны между собой по частоте, только в разных соотношениях (3, 4 , 5 и других). Таким образом, каждая ступенька на лесенке означает разницу в частоте нот. Её ещё называют: музыкальный интервал между нотами. Подробнее можно прочитать здесь: музыкальный звукоряд.

Если сосчитать все ступеньки на картинке ( с до первой по до второй октавы включительно), получится число восемь. Восемь ступенек. На латыни восемь называется октава (octava). Вот почему октавой называют интервал между двумя соседними нотами с одинаковым названием. В октаве восемь музыкальных ступеней.

Гаммой называют последовательное исполнение нот в октаве. Вверх — восходящая гамма, вниз — нисходящая.

Если присмотреться к ступенькам, видно, что они не одинаковой высоты. Например, между нотами ре и ми ступенька большая, между нотами ми и фа ступенька маленькая. Большая ступенька означает, что между нотами интервал составляет целый тон. Маленькая ступенька показывает, что интервал между нотами всего половина тона (полутон).

Пробежав по ступенькам запишем тоны и полутоны между ними. Получится:

тон — тон — полутон — тон — тон -тон — полутон

Ноты в такой последовательности тонов и полутонов на слух воспринимаются веселыми, задорными. Поэтому такую последовательность называют мажорной. Гаммы с такой последовательностью тонов и полутонов называют мажорными.

Имя гамме дают по названию её первой ноты. На этой странице сыграем гамму до мажор. То есть, начнем с ноты до и будем играть в мажорной последовательности тонов и полутонов (тон — тон — полутон — три тона — полутон).

В нотах есть известные вам и новые обозначения.

Из известных — тактовая черта с двоеточием. Напомним, что участок нот между тактовыми чертами с двоеточиями повторяется дважды. В «Школе игры на блокфлейте» И Пушечникова к этой гамме есть примечание о том, что при повторе эти два такта следует сыграть легато. То есть первый раз играем как и написано в нотах — деташе (с атакой языком каждой ноты, а повторяем без атаки, на одном дыхании, связно.

Из новых обозначений — в двух последних тактах несколько нот соединяет общая для них черта. Это одно из обозначений нот длительностью одна восьмая.

До этого момента вы разучили длительности нот целая, половинная, четвертная. Напомним счет для этих нот.

  1. Целая нота считается на четыре счета: раз, два, три, четыре. Попробуйте при счете помогать себе рукой. Поднимите руку и на каждый счет делайте взмах рукой вниз: подняли, раз (рука вниз); подняли, два (рука вниз); подняли, три (рука вниз); подняли, четыре (рука вниз) — получилась длительность целой ноты. Теперь пропойте слог «туууу» и сделайте четыре маха рукой вниз. Махи равномерные. Амплидуда не большая. Тууу — четыре маха вниз, тууу -четыре маха вниз, тууу — четыре маха. Это целые ноты.
  2. Половинные ноты на счет раз, два. Тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз. Половинные ноты в два раза короче чем целые. Получается?
  3. Четвертные ноты. На счет раз. Ту — мах, ту — мах, ту — мах, ту — мах. Ту на каждый мах вниз. Ноты уже не длинные. Если сидите за столом, то мах вниз может заканчиваться легким ударом по столу. На каждый удар четвертная нота.

Восьмые ноты

Восьмая нота в два раза короче чем четвертная.

Обозначается на нотном стане закрашенным овалом с вертикальным штилем и одиночным флагом:

Несколько восьмых нот могут связываться одинарными ребрами:

Как считать восьмые ноты?

Мелодии в которых есть восьмые ноты считаются с добавлением к счету «и»: раз-и, два-и, три-и, четыре-и.

На каждый счет приходится по две восьмых нот:

раз — одна восьмая нота, и — вторая восьмая нота, два -третья восьмая нота, и — четвертая восьмая нота.

И так далее по такту. Если в мелодии имеются восьмые ноты, то все ноты считаются с добавлением «и»:

Вернемся к гамме. В музыкальной теории и практике часто применяется звучание нескольких нот одновременно — аккорды. Правила составления аккордов довольно строги и вы познакомитесь с ними по мере изучения музыкальной теории. На данном этапе познакомимся с аккордом в котором ноты расположены через терцию (терция — музыкальный интервал, в котором ноты располагаются на третьей ступени от предыдущей). В гамме до мажор в трезвучие входят ноты до, ми, соль.

На блокфлейте одновременно извлечь несколько нот нельзя. Поэтому в аккорде применяется специальный прием игры — арпеджио. Каждая нота аккорда играется отдельно, последовательно одна за другой:

Так же как и на гамме при повторе арпеджио сыграйте легато.

Часто арпеджио на блокфлейте называют игрой терциями (по интервалу между нотами).

Разучиваемая гамма и арпеджио лежат в первой октаве. Это самый простой вариант гаммы. В дальнейшем, по мере освоения инструмента вы сможете играть и во второй октаве и не долько гамму до мажор, но и другие гаммы.

Нота фа диез.

До сих пор вы играли только диатонические ноты. Это основные ноты музыкального звукоряда. Каждая из них имеет собственное название (до, ре, ми и так далее). Расстояние между диатоническими нотами не одинаковые. Где-то тон, где-то полутон. Например, нота фа отстоит от ноты ми на полутон, а от ноты соль на целый тон.

Что будет, если поднять ноту фа в сторону ноты соль не на тон а всего на пол тона? И проделать так и с другими нотами. Получатся какие-то новые ноты:

Получится новая лесенка. При чем длина этой лесенки останется прежней — октава, а количество ступенек возрастет с восьми до двенадцати из-за новых нот. Такой звукоряд называют хроматическим.

Как назвать новые ноты?

Возьмем новую ноту, полученную между нотами фа и соль. У нее два названия! Если считать от ноты фа, то это фа диез (фа с повышением на пол тона. Если считать от ноты соль, то это соль бемоль (соль с понижением на пол тона). На нотном стане записывается это так:

Получается две ноты с одинаковым звучанием.

1. Диез, бемоль — знаки альтерации, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия.

2. Эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм.

Хватит теории. Разучите игру гаммы до мажор и до мажор терциями и переходите к упражнениям Школы.

Упражнение 23 Школа игры на блокфлейте

Ноты упражнения 23:

В упражнении возле каждой ноты фа проставлен знак диеза. Такой знак диеза называется «случайным» и действует только в том такте, где он проставлен. Поэтому при таком способе записи в каждом такте, в котором следует играть ноту фа диез, требуется ставить случайный диез возле фа.

Упражнение 23 Школы на блокфлейте на Свирельке:

Дыхание берите после длинных нот. Так будет красивее звучать и легче играть это упражнение.

Упражнение 24 Школа игры на блокфлейте

Ноты упражнения 24:

В упражнении также диезы проставлены случайными знаками, которые проставляются возле ноты и действуют на протяжении такта. Это значит, что в первом такте обе ноты фа играются с диезом, хотя знак диеза стоит только у первой в такте ноты фа. И так по всей мелодии.

Упражнение 24 на Свирельке:

Попробуйте сыграть упражнения взяв дыхание только два раза — после второго и после четвертого тактов.

Упражнение 25 Лисичка на блокфлейте

Ноты упражнения 25:

В упражнении использован другой способ записи знаков альтерации. Знаки диеза проставлены возле ключа. Их называют ключевыми знаками. ключевые знаки проставляются на линейке (или между линейками) той ноты, для которой знак действует. В упражнении знаки диеза проставлены для ноты фа и для ноты до. Ноты до в упражнении нет, а, вот, нот фа несколько. И все они должны играться как фа диез — ключевой знак альтерации действует на все ноты произведения, не зависимо в какой октаве они находятся.

Упражнение 25 Лисичка на Свирельке:


Если было полезно, поделитесь страницей в своей социальной сети:

Получилось много информации из теории музыки. Напишите, пожалуйста, в комментариях, следует ли в дальнейшем давать такие сведения, или ограничиться только упражнениями Школы игры на блокфлейте.

Источник

Занятие 7

Блокфлейта скачать мелодии и ноты адаптированные для обучения игре на продольных флейтах можно на этом сайте в разделе с нотами. Там имеются наборы нот из популярных и классических мелодий, а также сборники из школы игры и хрестоматий для блокфлейты, а мы продолжаем серию уроков из самоучителя.

На занятии 7 мы разучим самую нижнюю ноту (до первой октавы) и полностью будем знать гамму до-мажор. В конце занятия есть интересное видео, на котором показаны типичные ошибки начинающих музыкантов, так что смотрите не допускайте их. Занятие будет коротким по тексту и, одновременно, оно потребует от вас усидчивости и старания.

Это самая низкая нота из диапазон блокфлейты сопрано. Для этой ноты на нотном стане с скрипичным ключом уже не хватает линеек и для неё дорисовывают дополнительную линеечку:

Нота до первой октавы

Аппликатура блокфлейты для этой ноты самая простая: закрываем все отверстия и всё. Ставим пальцы левой и правой руки на каждый на своё отверстие и блокфлейта готова к извлечению ноты До:

Аппликатура ноты до первой октавы

Берем блокфлейту. Свисток плотно обхватываем губами. Пальцы ставим на отверстия. И очень плавно и тихо! выдуваем воздух. Должно получиться примерно так:

Обрадую вас — ни у кого с первого раза не получается.

Во-первых, мизинцами люди пользуются мало и из-за этого даже не подозревают, как слабо они умеют управлять этими пальцами. Поэтому вам предстоит научиться работать мизинцами в совершенстве. Флейта вам в этом поможет 🙂 Плотно и, главное, полностью закройте все отверстия.

Во-вторых, выдувать ноту До первой октавы на блокфлейте следует самым тихим и ровным потоком воздуха. Начните с настолько тихого с слабого потока, насколько способны. Блокфлейта на него среагирует и, скорее всего, издаст правильную ноту До. Очень понемногу усиливайте поток, чтобы увеличить громкость звучания инструмента. Вы почувствуйте когда звук будет срываться с До и так найдете ту силу потока воздуха когда До звучит ровно и без срывов.

Остается выделить время и подольше потренироваться извлекать ноту До сразу, без срывов. это обязательное условие продвижения дальше в обучении игре на блокфлейте. Поэтому больше никаких новых ноты на сегодняшнем занятии не будет. Учитесь играть ноту До первой октавы.

Тем более, что вы уже разучили достаточно нот чтобы сыграть, например, гамму до-мажор.

Как уже говорилось гаммы следует играть регулярно.

Обращайте внимание на одинаковую длительность каждой ноты в гамме. Вы можете играть гамму быстрее или медленнее, однако, ноты в ней выдерживайте одинаковой длительности.

Научитесь правильно вдыхать воздух. Например, после каждой второй ноты. Затем увеличивайте интервал между вдохами.

Рекомендуется играть гамму по-разному. Например, первую-третью ноты, затем вторую-четвертую. Получится гамма в терциях. Вот вариант такой гаммы:

Ноты гаммы до мажор терциями. Играйте регулярно.

Продолжайте регулярные занятия. Результат будет лучше если ежедневно уделять игре до получаса, чем играть один раз в неделю и сразу долго. Для занятий воспользуйтесь возможностью на нашем сайте блокфлейта скачать ноты в разделе для начинающих или легкие этюды. Это хорошая школа игры.

Для освоения игры на блокфлейте имеется программа «Свирелька». С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» прямо сейчас:

Алексей Якубов (блог Упёртого Дудочника) демонстрирует из-за чего блокфлейта сбивается на фальцет:

Задавайте свои вопросы по блокфлейте в комментариях. Вполне возможно другие флейтисты смогут дать вам хороший совет.

Блокфлейта скачать

Занятие 7 : 13 комментариев

Здравствуйте. Продолжаю по-немногу играть, повторяю задания с пришлых занятий, потом новые, результат есть. Лично мне кажется, что фа, ми и ре у меня выходят чище, чем си ля и соль, без свиста. Кстати до извлечь получилось, на первом же занятии с этой нотой. Все благодаря вашем совету пробовать с наименьшего выдоха. Есть вопрос — иногда забываю, что вдыхать нужно через уголки губ и вдыхаю носом. Это критично? На звук влияет? Лично Вы, как умеющий играть и обучающий человек, настаиваете на вдохе через уголки рта? И еще, в платной версии программы есть гаммы и современные мелодии? Или только народные?

1. Про вдох при игре на блокфлейте. В общем случае при вдохе звучание блокфлейты прекращается (особые приемы, когда мелодия продолжается и при вдохе не рассматриваем). Поэтому при игре на блокфлейте вдох делают не «когда попало», а в определенных местах мелодии, к примеру, паузы или конец музыкальной фразы. Вдох должен быть коротким, чтобы не сбить ритм мелодии, и достаточно полным, чтобы взятого воздуха хватило до следующей возможности сделать вдох. Вдох через рот получается и быстрее, и полнее. Попробуйте сами, как легче и быстрее набрать полные легкие воздуха через рот или через нос? Поэтому при игре на духовых вдох делается ртом. В то же время, часть воздуха вполне может попадать в легкие и через нос. Впрочем, при быстрой игре Вы почувствуете, что вдыхать ртом удобнее, а позже вообще перестанете на это обращать внимание — выработается навык правильного дыхания.
2. В зарегистрированной программе добавляется возможность загружать в «Свирельку» ноты разных мелодий. Никакого набора мелодий или гамм и тому подобного в программе нет. Да и быть не может. Это сильно увеличило бы объем программы и, главное, у каждого человека свои предпочтения, какие именно мелодии он хотел бы разучить. На сайтах проекта «Свирелька» для разных инструментов представлены наборы мелодий и для начинающих, и из классики, и из популярных. Поэтому, при желании, после регистрации можно загружать любые из представленных мелодий, или самостоятельно набирать ноты мелодий в программу (подробнее здесь).

А что делать, есть отверстий на флейте 8?

Меня одну смешит «блог Упертого Дудончика»?

Как получить ровный красивый звук ля второй октавы? А то у меня выходит сначала до, а потом уже ля. Если резко дунуть, то сразу ля получается.

Блокфлейта по своему устройству относится к семейству свистковых флейт. То есть, звук в ней образуется при прохождении выдыхаемого воздуха через свисткок. Воздушная струя ударяется в рассекатель и резонирует с корпусом. Звукоизвлечение на блокфлейте, в отличие от других духовых инструментов, довольно легкое. В связи с этим она очень хорошо подходит для начального обучения музыке — играть на этой дудочке можно с малых лет.

Я программу Свирелька скачала для дочери, ей 9 лет, играть будет на блок-флейте.
Но мы ещё её не смотрели и не разбирались, у меня пока завал на работе.
Как только ознакомимся, я Вам напишу.

Из того что успел увидеть в программе — при смене тональности ноты рэ и ниже становятся красными. Это значит, что на соответствующей флейте их не сыграть?
Еще, хотелось бы иметь возможность в настройках менять направление схемы флейты для аппликатуры «вверх ногами», как бы флейтой от себя. Это повысило бы интуитивность обучения 🙂
Кстати, благодаря Вашим советам в комментариях к урокам с первого раза получилось сыграть чистую ноту при всех закрытых отверстиях 🙂 Спасибо за полезные советы 🙂
Спасибо за отличную программу!

1. Красный цвет у нот на нотном стане действительно обозначают, что ноты находятся вне диапазона данного музыкального инструмента.
2. Разворот картинки с аппликатурой реализован в Свирельке версии от 1.04. Темерь можно блокфлейту и другие ялейты разворачивать на свой вкус, как удобно.

У меня есть блокфлейта сопрано С немецкой системы.
Хочу еще приобрести такую же, но с барочным строем.
Занимаюсь я сама, самостоятельно, поэтому и хотела эту программу.
Флейту приобрести поперечную пока не имею возможности, так как она очень дорогая.
Программу устанавливала на русском.

У нас блок флейта До Germany (вроде как, если усудить по рисунку :))
Занимается ребенок, 7 лет и я за компанию :))
Настройки Свирельки оставил пока все по умолчанию. Я новичок в музыки и, в основном пользуюсь программой для определения аппликатуры и «улавливания» общего стиля игры

как настроить блок флейту (у меня флейта посвистывает когда не плотно закрывают 2 нижние парные дырки)

Судя по Вашему вопросу, дело не в настройке блокфлейты.
Дело в недостаточном навыке работы мизинцем. Со временем все у Вас получится и противный свист исчесзнет — ноты будете брать чисто (насколько возможно для блокфлейты за 200 рублей). Практический совет: возьмите на блокфлейте ноту ре первой октавы. Извлекайте её долго без перерыва. В момент извлечения ноты ре несколько раз закройте и откройте нижние (сдвоенные) отверстия, чтобы получилась нота до.
Продолжайте многократно закрывать и открывать мизинцем его отверстия до тех пор пока палец не «сядет» по месту.
То есть, вы «поймаете» положение мизинца на отверстиях такое, когда ноты звучит чисто без свиста. Повторяйте это упражнение. Каждый человек, играющий на блокфлейте, сталкивался с этой проблемой — чистое извлечение ноты до первой октавы.
Терпение и регулярные тренировки помогут Вам в этом.

Источник

Читайте также:  Guitar hero xbox 360 гитара инструкция
Оцените статью