Нотный стан с нотами гамма

Нотный стан с нотами в картинках и подробным описанием

Вы узнаете, что такое нотный стан и для чего он нужен в музыке. Покажу, как использовать расположение нот при скрипичном и басовом ключе. Будет много примеров с картинками.

Музыкальный ключ

Традиционно музыка записывается с помощью системы из пяти линеек, называемых нотным станом или нотоносцем. Вы видите его на рисунке ниже.

Нотный стан

В самом начале нотоносца помещается так называемый музыкальный ключ. Он определяет звуковысотное значение нот, записанных на линейках и в промежутках между линейками нотного стана.

В основном применяют ключи двух видов:

Сейчас у нас на нотном стане изображен скрипичный ключ. А это нотный стан. Мы видим линейки и промежутки между ними. На них мы размещаем ноты.

Скрипичный ключ определяет какой ноте будет соответствовать та или иная линейка или промежуток.

Басовый ключ выглядит вот так. Он диктует свои правила размещения нот.

В прошлом уроке про ноты мы говорили о средней «С» (или до). Ноте, расположенной по середине фортепианного диапазона.

Так вот, скрипичный ключ применяют для инструментов, чей диапазон лежит выше этой средней «С». А басовый ключ применяют для инструментов, с диапазоном, лежащим ниже средней «С».

Для использования обоих ключей применяют так называемую фортепианную систему. Это два нотоносца, объединенных фигурной скобкой. Она называется акколада.

Обычно ее используют для записи партий фортепиано ввиду его широкого звукового диапазона. Одного ключа для фортепиано мало.

В общем, для объединения двух ключей используют такую скобку (акколаду). И это называется фортепианной системой.

Но вы используете только один скрипичный ключ если пишите ноты для инструмента высокого регистра. И один басовый ключ если пишите ноты для инструмента низкого регистра.

Нотный стан

Как уже говорил, нотный стан служит для записи музыки в систему из пяти линеек. Такой нотоносец отображает сразу два музыкальных аспекта. Это временной и высотный.

Время считывается по горизонтали. Оно может быть выражено с помощью нот и пауз. Вот эта жирная линия является паузой.

Паузы на нотоносце

То есть время считывается слева на право и определяется числом долей в такте.

Высота нот считывается по вертикали. Высокие ноты записываются на линейках и промежутках выше, чем низко звучащие.

То есть вы читаете партитуру слева на право, чтобы понять временной аспект музыки. А снизу в верх для определения высотной составляющей.

Нота может располагаться на любой линии или промежутках между ними. И при необходимости располагается даже за пределами нотного стана на добавочных линейках.

На рисунке ниже находится средняя нота «До». Традиционно ее еще называют нотой «До первой октавы» на нотном стане.

Средняя нот До

Она записывается между двумя нотоносцами на добавочной линии. Эта линия расширяет диапазон нотного стана.

Вот еще один пример добавочной линейки. Она расширяет диапазон нотоносца в сторону увеличения высоты.

Добавочные линии могут расширять диапазон как вверх, так и вниз. А также применяться в обоих ключах.

Ноты белых клавиш

Давайте посмотрим, как записываются ноты белых клавиш фортепиано на нотном стане.

Нотный стан с нотами для белых клавиш

На этом рисунке мы видим, что первые ноты начинаются с первой добавочной линейке. На ней расположена средняя «С» (нота До первой октавы). Ноты без диезев и бемолей называются натуральными.

Поэтому можно сказать так.

За натуральной «До» следует натуральная «Ре». Или после «C» идет «D». Это в том случае, если вам привычно западное обозначение нот на нотном стане.

Следующая нота «Ми» или «E». Далее «F» (Фа).

То есть они все расположены будто по ступенькам, последовательно заполняя линейки и промежутки.

После «Фа» идут «Соль», «Ля», «Си» и потом снова «До».

Ноты черных клавиш

Теперь давайте посмотрим на нотный стан с нотами и диезами.

Нотный стан и ноты для черных клавиш

По картинке видно, что сначала идет «До натуральное». Далее «До диез» записывается на той же линии, но со значком диеза перед нотой. Вот такая решетка (#) перед нотой обозначает диез.

Потом идет «Ре диез» (D#) на той же линии, что и «Ре», но со знаком #. Далее идет «Ми натуральное», «Фа диез», «Соль Диез», «Ля диез» и так далее.

Все эти ноты с диезами представляют черные клавиши фортепиано.

Вы, наверное, заметили, что тут применяется разная система наименований нот. Это сделано для того, чтобы вы поняли соответствие между слоговой и буквенной системами.

Давайте посмотрим на бемоли (♭).

Начинаем с «До первой октавы». Далее идет «Ре бемоль» (D♭), которая обозначает черную ноту (клавишу на клавиатуре). Ранее мы ее называли «До диез» (C#). Вот маленький значок, похожий на букву «♭» означает бемоль.

Далее идут «Ми бемоль» (E♭). Затем идет «Фа натуральное» потому что у нее нет бемоля (черной клавиши на клавиатуре). После идет «Соль бемоль» (G♭) и «Ля бемоль» (A♭). Затем «Си бемоль» (B♭) и нота «До» (C) следующей октавы.

Вот так записываются ноты с бемолями.

Нотный стан и басовый ключ

Давайте теперь посмотрим, как выглядят ноты на нотном стане в басовом ключе.

Нотный стан басового ключа

Перед нами ноты белых клавиш. Похоже на то, как это было в скрипичном ключе. Только тут ноты начинаются с другой линейки. Это потому, что басовый ключ определяет такое положение нот.

Но ступенчатый принцип тот же самый. До натуральное, Ре натуральное, Ми натуральное, Фа натуральное и так далее.

То есть тот же самый ступенчатый принцип последовательного заполнения линеек и промежутков.

Диезы и бемоли на нотном стане

Теперь посмотрим, как выглядят диезы и бемоли на нотном стане. Вот ниже фото.

Идет «До» (C), «До#» (C#), «Ре#» (D#) и «Ми натуральное» (E). Затем «Фа#» (F#), «Соль #» (G#), «Ля#» (A#), «Си натуральное», «До» (C). Все это диезы в басовом ключе.

Теперь давайте посмотрим на бемоли басового нотного стана.

Начинаем с «До» (C♭). Потом «Ре бемоль» (D♭), имеющая перед собой значок ♭. Далее идет «Ми бемоль» (E♭), «Соль бемоль» (G♭) и «Ля бемоль» (A♭). Потом «Си бемоль» (B♭) и наконец «До» (С) первой октавы на добавочной линейке.

Как выучить ноты на нотном стане

Сейчас покажу, как можно выучить расположение нот на нотном стане. Вы наверное, спрашиваете себя, как же узнать, где располагать ту или иную ноту?

Для запоминания расположения нот на нотном стане существует поговорка на английском языке. Сейчас мы ее выучим.

Ведь знать расположение нот на нотном стане очень важно. Иначе вы сможете читать и записывать музыку.

Для скрипичного ключа

Начнем со скрипичного ключа. Разберемся с линейками.

Для запоминания расположения нот на линейках существует поговорка.

По-русски дословно — «Каждый хороший мальчик заслуживает веселья».

Заглавные букв в этой поговорке представляют названия нот. Таким образом, на линейках скрипичного ключа, ноты располагаются в таком порядке:

Это нужно просто запомнить! Очень важно знать основные моменты:

  1. Ноты на линейках и в промежутках в скрипичном ключе
  2. Ноты на линейках и в промежутках в басовом ключе

Теперь давайте выучим промежутки скрипичного ключа. Тут уже проще, так как идет английское слово «Face» (то есть лицо).

«F» идет на первом промежутке, «A» на втором, «C» на третьем и «E» на четвертом.

Совместив обе поговорки, получаем:

А для добавочных линеек вы просто продолжаете счет:

  1. G на первом добавочном промежутке
  2. A на первой добавочной линейке
  3. B для последующего добавочного промежутка и так далее

Тоже самое и в нижней части:

  1. Нота «D» идет ниже первой линии
  2. Добавочная линейка с нотой средняя «C»
  3. Ниже нее нота «B» и так далее

Для басового ключа

Теперь запоминаем ноты для басового ключа.

Здесь ноты на линейках запоминаются с помощью поговорки. В переводе — «Мячики для гольфа не улетают прочь».

На русском можно использовать такую пословицу — «Соленая синяя река — фарфоровая лямбда».

Эти ноты находятся на интервале в терцию.

А в промежутках будет, как на рисунке ниже. Переводится, как — «Все коровы едят траву».

На русском можно придумать свою поговорку. Например, «Лягушка дошла — мина сошла».

Совместив обе поговорки, получаем:

Теперь вы знаете, как располагаются ноты басового и скрипичного ключа на нотном стане. Для этого мы рассмотрели много фото с примерами и пояснениями.

Для практики рекомендую вам поработать с нижним фортепианным нотоносцем.

Попробуйте произвольно выбрать какую-то линейку или промежуток. Определите, какая эта нота в том или ином ключе. Упражняйтесь, пока не будете более или менее ориентироваться в расположении нот на нотном стане.

Источник

Нотный стан. Нотная запись

Нотная запись — это запись музыки на бумаге. Ее придумали очень давно, когда не было ни компьютеров, ни магнитофонов, ни даже примитивных патефонов. Придумали для сохранения музыки на бумаге. Любой, кто знает нотную запись (как нужно сыграть эти точечки и крючечки), тот возьмет нотный лист и сыграет то, что там написано.

На нотной бумаге есть строки, в которых содержиться по 5 линий.

Нотный стан — это 5 параллельных горизонтальных линий, на которых расположены ноты, скрипичный и басовый ключ, остальные нотные знаки, о которых мы поговорим в этой статье.

Нотный стан (он же нотоносец) с нотами. Гамма До-мажор

Здесь показано, как нотный стан привязан к фортепианной клавиатуре.

Нотные знаки — это условные знаки, которыми на нотном стане обозначаются ноты, их длина, паузы между ними, указывается музыкальный размер и темп, смещение нот по высоте звука (скрипичный и басовый ключи), нарастание или убывание громкости и т.д.

Вот так устроена нота. Ниже мы увидим для чего ноте нужны хвостик, палочка и кружочек

Посмотрите на нотный стан. Кружочек на нижней (первой) линии — это нота Ми пятой октавы (E5, под номером 64 от начала фортепианной клавиатуры). Нумерация приведена, как в MIDI-командах (ноту нажать и ноту отпустить) на электромузыкальных инструментах. Между первой и второй линиями расположена Фа ( F5, №65 ). И так далее.

Нотоносец не может вместить на себе все известные ноты. Поэтому они могут располагаться как выше, так и ниже его на коротких добавочных линиях. Например, на рисунке выше показана нота До (C5, №60), расположенная на короткой добавочной линии ниже нотного стана.

Теперь поговорим о долях и как они записываются на нотном стане. Помните, что такое доли? Это одинаковые промежутки времени. Начало звучания ноты совпадает с началом доли. Нота длится несколько долей. Основная доля — это четверть. Она состоит из двух восьмых или четырех шестнадцатых.

  • Нотным письмом целые обозначаются так .
  • Половинные — так .
  • Четверти.
  • Восьмые — так или так .
  • Шестнадцатые — так или так .

Нота — это то, что звучит. Но мелодия состоит не только из звуков, но и из тишины между ними (пауз). Длина пауз может длиться несколько долей.

  • Нотным письмом целыепаузы обозначаются так .
  • Половинные обозначаются так .
  • Четвертные — так .
  • Восьмые.
  • Шестнадцатые.

Скрипичный ключ — это нотный знак, указывающий, что ноты надо играть так, как написано на нотном стане.

Басовый ключ — это нотный знак, который говорит о том, что все ноты нужно сдвигать вниз на 21 полутон (1 октава и 9 полутонов, или 2 октавы минус 3 полутона).

Музыкальный размер проставляется после ключа и выглядит так .

Диез (#) — это нотный знак, проставляемый в начале такта, который показывает, что все ноты, тоже стоящие на одной линии (между линиями) с ним сдвигаются по высоте на полтона вверх.

Знаки альтерации (изменения высоты тона):

Бемоль (b) — это нотный знак, аналогичный диезу, но указывающий на смещение на полтона вниз.

Бекар ( ) — это нотный знак, отменяющий действие диезов и бемолей. Когда возле скрипичного и басового ключа стоят знаки # или b, он ставится возле нот, которые нужно играть так, как они написаны (не надо сдвигать их по высоте) или ставится в начале такта.

Ключевые знаки альтерации — диезы, бемоли и бекары, расположенные сразу за скрипичным или басовым ключем. Действуют на эту ноту во всех октавах до конца музыкального произведения или до новых ключевых знаков.

Случайные знаки альтерации — диезы, бемолы и бекары расположенные непосредственно возле ноты. Действуют на эту ноту и на все такие же ноты (той же октавы) до конца текущего такта.

Источник

Читайте также:  Dragostea din tei укулеле
Оцените статью