Нотный стан с семью нотами

Звук, ноты, нотный стан, ключ.

Музыкальный звук

Все звуки в природе разделяют на музыкальные и шумовые.

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, имеют строго заданные характеристики. Это высота, длительность, громкость, тембр.

Одной из главных характеристик музыкального звука является его высота.

С физической точки зрения высота — это частота колебаний звуковой волны. Чем частота колебания выше, тем звук тоньше, прозрачней — высокий звук. Чем частота ниже, тем звук толще, басистей — низкий звук.

Высота звука — величина относительная. Из двух разных звуков один всегда будет выше или ниже другого.

Ноты, октавы

Нота — это графическое изображение музыкального звука. Обозначается овалом. А высота звука обозначается высотой ноты по вертикали. Внизу низкие ноты, вверху — высокие.

Музыкальных звуков много, но для их обозначения существует всего семь нот:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си

На этих нотах основана традиционная музыкальная система.

Эти семь нот циклически повторяются на разной высоте. То есть, после Си опять идет До: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми . и так далее.

Если выстроить все музыкальные звуки в лесенку от низких к высоким, то получится такая картина:

Такой ряд нот-звуков называется музыкальным звукорядом .

Как мы видим, нот с одинаковыми названиями много. Чтобы было понятно о какой ноте До, к примеру, идет речь, весь звукоряд разбит на зоны. Такая зона называется октавой .

Одна октава состоит из всех семи не повторяющихся нот. У каждой октавы есть свое название. Вот они, в порядке от самой нижней к самой верхней:

Когда нужно точно назвать высоту ноты, то говорят: ля первой октавы, си малой, соль третьей, итд.

Нотный стан, ключ

Ноты записываются на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных линеек. Ноты могут записываться на линиях и между линий, а также на добавочных линиях сверху и снизу.

Пять основных линий нотного стана считаются снизу вверх. Добавочные линии считаются по направлению от нотного стана. То есть, верхние добавочные снизу вверх, а нижние добавочные сверху вниз.

Внимание! Линии нотного стана это не гитарные струны! Не надо проводить такой аналогии.

Но все существующие ноты явно не поместятся на нотном стане, даже с учетом добавочных линеек! Верно, все ноты не поместятся, но это и не нужно.

Очень немногие музыкальные инструменты могут играть всеми звуками от самых низких до самых высоких. К таким инструментам относятся прежде всего фортепиано, орган и некоторые другие. Для этих инструментов музыка записывается сразу на двух нотных станах, у них широкий диапазон.

Диапазон музыкального инструмента — это количество нот, которое он в состоянии сыграть. Обозначается двумя крайними нотами инструмента. Самой низкой и самой высокой.

Как мы уже выяснили, фортепиано имеет широкий диапазон, который включает все музыкальные звуки. А вот большинство инструментов имеет диапазон гораздо уже, который охватывает только некоторую часть всего музыкального звукоряда.

  • Если инструмент играет низкими звуками, например контрабас, то говорят что это инструмент низкого регистра. Он не может извлекать высокие звуки, как флейта или скрипка.
  • К инструментам среднего регистра относится гитара. Гитаре доступна вся середина звукоряда, но самые низкие и самые высокие выходят за пределы её диапазона.
  • А вот скрипка или флейта, к примеру, относится к инструментам высокого регистра. Они отлично играют высокие звуки. А низкие и нижняя часть средних им недоступны.

Но возвратимся к нотному стану. Как было сказано выше, все ноты звукоряда на нем не поместятся, а поместится только часть.

Какая часть звукоряда находится на нотном стане показывает ключ, который всегда пишется в начале нотной строки.

Ключ закрепляет за конкретной линейкой конкретную ноту. И в зависимости от этого все остальные ноты занимают свои места на нотном стане. Ключи бывают разными для инструментов разного регистра, но самые распространенные это Ключ Соль (скрипичный) и Ключ Фа (басовый).

    Ключ Соль

показывает нам на какой линейке нотоносца находится нота соль первой октавы. Показывает он нам это своим завитком, который охватывает вторую линейку. Ключ соль на второй линейке чаще всего называют скрипичным ключом .

Ключ Фа

закрепляет за линейкой ноту Фа малой октавы. Ключ фа на четвертой линейке называют басовым ключом .

На теме ключей я хочу остановиться чуть более подробно чем это обычно делается.

Теоретически, ключ может находиться на разной высоте. Например ключ соль размещенный на первой линейке, закрепит за первой линейкой ноту соль первой октавы. В результате расположение нот на нотном стане будет отличаться от расположения в скрипичном ключе (ключ соль на второй линейке). Кстати, ключ соль на первой линейке называется уже не скрипичным, а старофранцузским . Но для гитаристов это уже относится к чистой теории, пишу это для более полного понимания темы ключей.

Расположение нот на нотном стане зависит от ключа!

Музыка для гитары записывается только в скрипичном ключе. А ноты для контрабаса, к примеру, в басовом. Для разных инструментов удобны разные ключи, это наглядно изображено на картинках ниже:

Обратите внимание, так как контрабас играет в более низком регистре, на его нотном стане располагается другая (более низкая) часть звукоряда чем у гитары. Гитара же, играет в среднем регистре, и на её нотном стане удобно помещается средняя часть звукоряда. Скрипка, флейта, и другие высокие инструменты охватывают более высокую часть звукоряда, и там могут использоваться другие ключи.

А какие именно ноты, и на каких линейках нотного стана они будут находиться как раз и определяет ключ. Он определяет абсолютную высоту системы записи.

И в заключении всей темы, давайте ещё раз внимательно посмотрим на диапазон гитары. Это те ноты, с которыми мы будем работать. Не пугайтесь, что их так много, они легко запоминаются в процессе обучения.

Источник

Нотный стан с семью нотами

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).


Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки»

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
    Ответ:

Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

Как пишутся штили нот на нотном стане?
Ответ:

штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
Ответ:

субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

Буквенное обозначение ноты «си»?
Ответ:

Назовите расположение нот на нотном стане.

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.) >>

Тестовое занятие

Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

Источник

Оцените статью