Нотный домик — нотная грамота в стихах
НОТНЫЙ ДОМИК
Заселились ноты в дом,
Опоздала нотка ДО,
На линейках места нет,
Нотке ДО дают совет:
Размещайся поскорей-ка
На добавочной линейке.
*
РЕ боится высоты –
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.
*
На первой линии живёт
Малышка нота МИ
И песни весело поёт
С соседскими детьми.
*
Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже – скучно,
А подняться вверх – опасно.
*
Поживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.
*
Между второй и третьей –
Задорная нота ЛЯ.
Поёт обо всём на свете,
Подруг своих веселя.
*
— Ну, а где же нота СИ? –
Кто-то вежливо спросил.
— Ты повыше посмотри —
На линейке номер три!
НОТНЫЙ СТАН
Есть у нот уютный дом,
Хорошо живётся в нём –
Пять линеек вдоль листа
Называют НОТНЫЙ СТАН.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ
Ключ имеет каждый дом –
Деревянный и кирпичный.
И у ноток ключик есть,
Называется СКРИПИЧНЫЙ.
МИНОР И МАЖОР
У минора буква Н “нытик” означает,
У мажора буква Ж – жизнерадостный,
Вот поэтому минор плачет и скучает,
А мажор всегда весёлый и радостный!
БРАТ МИНОР И БРАТ МАЖОР
Вот Минор, а вот Мажор –
Братья, между прочим.
Научись их различать,
Это важно очень!
Если в музыке слышны
Грустные мотивы,
Значит, плачет брат Минор –
Он такой плаксивый!
Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!
Знают дети с этих пор
В городах и сёлах:
Грустный – это брат Минор,
Брат Мажор – весёлый.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Я пауза, поэтому
Мне звуки не нужны,
Я – остановка в музыке,
Кусочек тишины!
ПРО ПАУЗУ
Ты слышишь, льётся музыка:
То шепчет, то кричит,
То быстро, то помедленней…
А пауза молчит!
Она бы рада тоже,
Как ноты, зазвучать,
Но должен кто-то всё же,
Где надобно, молчать!
ФОРТЕ И ПИАНО
Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
“Тихо” в музыке – “пиано”.
Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
“Громко” – это значит “форте”!
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ
Если нота – кругляшок,
А в нём окошко белое,
Значит, счёт до четырёх, –
Это нота целая!
*
Если к ноте прилепилась
Сбоку палка длинная,
Значит, счёт идёт до двух,
Нота – половинная!
*
Если в нотном кругляшке
Чёрная серединка,
То считаем лишь “раз и”,
Нота – четвертинка!
КОЛИЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
На флейте играет красавец-павлин
То грустный мотив, то весёлый.
В концертах своих он играет один,
А значит, играет он соло.
К павлину с гитарой пришёл бегемот,
Он слыл и певцом, и поэтом.
С тех пор они стали вдвоём выступать,
Вдвоём – это значит дуэтом.
Прибежал баран ретиво:
“Принимайте баяниста!”
И теперь в концерте трио,
“Трио” – значит, три артиста.
Ёж назвал себя талантом
И принёс с собой кларнет:
— Нас четыре музыканта,
И теперь у нас квартет!
“Впятером играть приятней! –
Заявил козёл-сосед. –
Вы меня в квартет возьмите,
И получится квинтет!”
ГАММА
Знаешь, что такое гамма?
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Все – от бабушки до мамы –
Знают, хоть кого спроси!
И сосед наш тоже знает,
Он под гаммы засыпает
И встаёт под гаммы рано…
Гаммы знают все с тех пор,
Как по классу фортепьяно
Заниматься стал Егор.
МУЗЫКАНТ
Бу-бу-бу, бу-бу-бу! –
Дует Гошенька в трубу.
Что, не можешь это слушать?
Так закрой скорее уши!
Не мешай расти таланту,
Будет Гоша музыкантом!
УДАРНИК
Сколько шума от мальчика Вити!
Только вы его не браните:
Мальчик Витя не хулиганит,
Просто он от души барабанит.
Барабанит на барабане,
Из-под палочек дробь вылетает,
Подрастёт – и ударником станет,
Это он уже точно знает!
Будет Витя играть в оркестре
На тарелках и барабанах,
Будет ездить с оркестром вместе,
Выступать в заграничных странах,
Будет в группах играть и соло,
Станет гордостью вашей Витя,
Он прославит свой дом и школу…
Потерпите пока, потерпите!
МУЗЫКАНТЫ
Есть на свете мальчики
Не совсем обычные,
Есть на свете девочки
Не совсем привычные.
Не играют в мяч они
На футбольном поле,
А играют музыку
В музыкальной школе.
Не играют в классики
Средь детей нормальных,
А играют классику
В классах музыкальных.
Липочка – на скрипочке,
Ваня – на баяне,
Юлька – на свистульке,
Саня – на барабане,
Людочка – на дудочке,
Серёжка – на ложках,
Ульянка – на тальянке,
Гошка – на гармошке,
Вася – на контрабасе,
Юра – на бандуре,
Афоня – на саксофоне,
Нина – на пианино,
Лёня – на аккордеоне,
Петя – на кларнете,
Соня – на тромбоне,
Витюшка – на погремушках,
Райка – на балалайке,
Марфа – на арфе,
Варвара – на фанфарах,
Света – на кастаньетах,
Галя – у рояля,
Мотя – на фаготе,
Ну, а Жора – вместо дирижёра.
Юные музыканты
Все абсолютно – таланты,
Будущие солисты
И оркестранты!
А есть ещё девочка Таня,
Играет она на органе.
Если послушать хотите,
В пятницу приходите!
Источник
Наталья Кончаловская
Часть первая. Ноты
Ты, конечно, любишь музыку, мой читатель? Слушаешь ее по радио и телевизору. А ведь каждую мелодию можно записать. И записывают мелодию нотами так, как слова записывают буквами
Для того, чтобы научиться читать книжки, нужно знать буквы, а для того, чтобы научиться читать музыкальные пьесы, нужно знать ноты. В алфавите тридцать две буквы, а сколько нот в нотной азбуке?
Семь всего лишь нот на свете:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси:
Здесь мы клавиши рояля
Для тебя нарисовали:
Ноты выучив, теперь
У рояля их проверь.
Мы в тетради на листочке Пять линеек начертим:
С ноты до урок начнется,
Но линеек только пять,
И для ноты до придется
Нам линейку добавлять.
И для ноты ля добавим, —
Сверху мы её поставим:
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали — нотный стан,
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
Теперь найдем на клавиатуре до и от него сыграем и пропоем все семь нот, которые сами написали на нотном стане.
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
Ноты писать ты умеешь, найти их на клавишах можешь, но ведь все ноты повторяются на клавиатуре много раз: после си опять идет до и в том же порядке это повторяется восемь раз.
Как по нотам нам узнать,
Где на клавишах играть?
Вот задача, вот загадка.
Но к загадке есть отгадка.
Ключ к загадке отыскался,
Этот ключ ключом назвался.
Чтобы помнить постоянно,
На второй линейке стана
Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так:
Ноту соль мы вас попросим
На рояле отыскать:
Слева ровно двадцать восемь
Белых клавиш отсчитать.
В ноте соль, в последней ноте,
Ключ скрипичный вы найдете.
Он помощник наш отличный,
Мы зовем его — ключ соль,
Все нам скажет
ключ скрипичный —
Нотной азбуки король!
Чтоб ему просторней было.
Чтобы нот ему хватило,
Сверх пяти поставишь ты
Три добавочных черты.
А почему же все-таки этот знак называется скрипичным ключом? Да потому, что в этом ключе пишут ноты для скрипки.
Нам пока хватает нот,
Только нотам нужен счет.
Счет известный в целом мире:
Раз, два, три, четыре!
Если нота белая,
Эта нота — целая.
Разделим ноту целую
На половинки белые,
Палочкой отметив,
Чтоб с той не спутать этих.
В каждой ноте-половинке —
По две черных четвертинки.
В каждой четвертушке —
По две восьмушки,
По две чернушки —
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
— Всё понятно?
— Всё!
— Ну вот, начинаем нотный счет.
Вместо хвостиков-крючочков,
Если несколько восьмых,
Мы расставим ноты-точки
И чертою свяжем их.
Если вниз глядят они,
Их внизу соедини.
Печатается по изданиям:
1. Наталья Кончаловская «Нотная азбука» (Киев, «Музична Украйина», 1987)
2. Наталья Кончаловская «Нотная азбука» (М., «Композитор», 1994)
Источник
Развитие музыкальных способностей в ДОУ
Разделы: Музыка
Великий педагог В. Сухомлинский писал « то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте- это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». Поэтому необходимо начинать музыкальное развитие ребенка, как можно раньше — упущенное время невосполнимо! Наиболее благоприятного периода для развития музыкальности, чем детство, трудно себе представить.
Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость. Нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения, для поддержания интереса в дальнейшем развитии.
В основе обучения детей дошкольного возраста лежит комплекс предметов, образующих новое учебное формирование – группы раннего эстетического развития.
Основные задачи эстетических центров:
- Выявление способностей и возможностей ребенка;
- Расширение кругозора;
- Развитие творческой активности ребенка;
- Преодоление трудностей развития, подготовка к школе;
- Воспитание интереса и любви к музыке;
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры, как в основном виде деятельности ребенка. Следовательно, при построении урока нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими.
Я веду предмет «музыка» в группе раннего эстетического развития в детской школе искусств, я очень люблю заниматься с малышами. Считаю, что занятия в группах эстетического развития активизируют полезную деятельность детей, развивают музыкальное мышление, индивидуальность, способность к самовыражению. И пусть ребенок не станет в будущем музыкантом или художником, но соприкосновение с миром прекрасного в таком раннем возрасте непременно обогатит его духовный мир, позволит ему полнее раскрыться как личности. В своей работе я опираюсь на программу Льва Виноградова «Элементарное музицирование», используя методику Вячеслава Жилина, применяю в работе элементы системы обучения Карла Орфа. Немецкий композитор, педагог Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя, особая музыка, предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте. Это не просто музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Ее Орф назвал «элементарной музыкой» для творческого самовыражения детей. В результате, музыкально-педагогической работы Карла Орфа было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк». Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, развитие природной музыкальности, раскрепощение индивидуально-творческих сил.
Предмет «развитие музыкальных способностей» включает следующее направления обучения:
- Интонационное развитие и движение под музыку;
- Ритмическое развитие и речевая декламация;
- Освоение музыкальной грамоты;
- Слушание музыки.
- Игра на шумовых инструментах;
- Пальчиковые игры.
Упражнение для работы на уроке.
Для того, чтобы подготовить голоса детей к пению, полезны речевые упражнения:
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения развивающие речевое и певческое дыхание;
- Развивающие игры с голосом;
- Речевая зарядка;
- Ритмодекламации
Артикуляционная гимнастика.
Используется упражнение из работы В.В. Емельянова «фонопедический метод развития голоса». Артикуляционная гимнастика помогает:
- Устранить напряжение и скованность мышц;
- Разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
- Развить мимику, выразительную дикцию.
Вот зарядка язычка:
Влево –
вправо
Раз,
два,
Вверх –
вниз
Вверх –
вниз
Язычок, не ленись!
Губы просыпайтесь!
ротик, открывайся!
Язычок, покажись
И зубов не страшись!А зубы-то, а зубы
кусают даже губы.
Кусаются, кусаются
И не унимаются.
А губы-то хохочут,
То сильно обижаются.То весело хохочут,
То снова обижаются
Зубам надоело кусать-
Стали язык жевать
Язычок- не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки , зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь,
Не сердитесь, не кусайтесь,
А вместе с нами улыбайтесь!проткнуть язычком левую щеку,
проткнуть язычком правую щеку,
еще раз левую,
еще раз правую щеку
проткнуть язычком верхнюю губу
затем нижнюю,
еще раз верхнюю губу
еще раз нижнюю губу«вибрато» губами
широко открыть рот,
покусать кончик язычка,
высовывать язык вперед и убирать назад,
покусывая всю поверхность языка,покусать нижнюю губу по всей поверхности,
покусать верхнюю губу по всей поверхности,в улыбке открыть верхние зубы,
вывернуть нижнюю губу,пожевать язык боковыми зубами,
провести язычком между верхней губой и зубами,
провести язычком между нижней губой и зубами,
улыбнуться.
Развивающие игры с голосом.
Игры с голосом – это подражание звуком окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных, «голосам» неживой природы (тикать, капать и т.д.).
Систематическое использование игр голосом дает возможность:
- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
- выплеснуть излишки энергии, снять усталость и утомление;
- успешно развивать интонационный слух.
Лес ночной
был полон звуков:
Кто-то выл – у-у
А кто- то мяукал, – мяу-мяу.
Кто-то хрюкал, –хрю-хрю
Кто-то топал, – топ-топ,
Кто-то крыльями
ЗАХЛОПАЛ, – ХЛОП-ХЛОП,
Кто-то ухал, – ух-ух,
И кричал – ай-ай,
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
Молчал!звукоподражание по тексту
Речевая зарядка.
Цель речевой зарядки – подготовить голоса детей к речи и пению. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса, снимают чувство усталости.
Разучиваются речевые зарядки с имитацией движений, соответствующих содержанию текста.
Мы ногами – топ-топ-топ,
А руками – хлоп-хлоп-хлоп,
Головою – круть-круть-круть,
Постучали в грудь – в грудь – в грудь
Пяточками – топ-топ-топ,
По коленкам – шлеп-шлеп-шлеп,
Мы конфетку – ам-ам-ам
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.(все движения выполнять в соответствии с текстом) Ритмодекламация
Ритмодекламация — это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.
Игра «Таря-Маря»
Учитель: Таря-Маря в лес ходила…
Дети: В лес ходила ?
Учитель: Таря-Маря шишки ела…
Учитель: Шишки ела, вам велела.
Дети: Шишки ела, нам велела? А мы шишек не хотим. Таре-Маре отдадим.
Сопровождать игру мимикой и жестами, выяснить как выглядит Таря-Маря, какой у нее характер и настроение.
Пальчиковые игры.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Научно доказано, что развитие мелкой моторики, положительно сказывается на творческих способностях, умении логично рассуждать, а также приводит к значительному улучшению памяти, внимания и речи ребенка. Запомнить названия пальцев можно с помощью потешки:
Наш мизинчик утром встал.
Безымянного позвал.
Средний палец потянулся,
Указательный проснулся.
Должен и большой вставать.
Братьев в школу провожать.Музыкальная грамота
Запомнить названия нот детям поможет веселый стих:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си ноты вслух произнеси.
Ноток семь линеек пять.
Где же ноты размещать ?
Ну-ка выучить изволь ключик «соль» и нота «соль»
На второй линеечке сидят как на скамеечке,
А на первой посмотри поселилась нота «ми».
«Ре» под первой, а под ней, как щеночек у дверей.
«До» калачиком лежит нотный домик сторожит.
Меж линейками кружочки «фа» и «ля» живут дружочки.
Хоть и сверху смотрит «ля»,
но не ссорятся друзья.
На линеечке на третьей нота «си» живет заметьте,
Выше всех сна сидит на подружек вниз глядит.Слушание музыки
Наибольший интерес и устойчивое внимание у детей вызывает произведения, обладающие элементами изобразительного характера, а также музыка на определенный сюжет. Большое впечатление производит на детей мелодия или отрывок пьесы, сыгранные в ином темпе, регистре, характере, чем они ее привыкли слушать. Дети узнают, какое значение имеет высотность, темп, характер звукоизвлечения.
Произведения для слушания: «Марш» С.С. Прокофьев, «Полька» Гречанинов, «Три подружки» Д. Кабалевский, «Ученый медведь» А. Николаев, «Лиса» Мильман, П.И. Чайковский «Детский альбом» и др.
В заключении хочется сказать, путь развития музыкальности каждого ребенка неодинаков – требуется время и терпение! Не присваивайте ребенку ярлык «не музыкальный», если вы ничего не сделали, для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Сделать трудное интересным, а сложное доступным – вот задача педагога, работающего с детьми.
Литература:
- Е.А. Дубровская «Музыкальное развитие ребенка», 2005.
- Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей». – М.: Астрель, 2000.
- Лев Виноградов «Развитие музыкальных способностей дошкольников».
- И.Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет».
- В.Жилин «Речевые игры и упражнения». – Челябинск, 1995.
- О. Леонтьева «Карл Орф». – Музыка, 1984.
Источник