- Подборка нот для фортепиано (учащимся 2 класса ДМШ)
- 1. «Ступеньки юного пианиста»
- 2. Хрестоматия для фортепиано 2 класс
- 3. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 2 класс. (1990)
- 4. Большая музыка — маленькому музыканту. Лёгкие переложения для фортепиано. Альбом 1 — 2
- Урок музыки во 2-м классе по теме «Ноты долгие и короткие»
- Презентация к уроку
Подборка нот для фортепиано (учащимся 2 класса ДМШ)
1. «Ступеньки юного пианиста»
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано (составитель Барахтина Ю.В.)
Сборник идеально подходит для учеников 1-2 класса детской музыкальной школы. Нотный материал расположен последовательно, по принципу усложнения: от изучения азов нотной грамоты, но отработки пианистических навыков. Всего в сборнике 10 разделов.
2. Хрестоматия для фортепиано 2 класс
Педагогический репертуар детской музыкальной школы (составители Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
3. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 2 класс. (1990)
Составители хрестоматии А. Бакулов и К. Сорокин
Скачать
4. Большая музыка — маленькому музыканту. Лёгкие переложения для фортепиано. Альбом 1 — 2
Альбом 1 (1-2 годы обучения), составленный опытным автором Татьяной Борисовной Юдовиной-Гальпериной — педагогом, с 40 летним опытом преподавания музыки дети. В сборник попали только те произведения, которые выбирали сами дети. Обязательно скачайте этот сборник, ведь он издавался очень маленьким тиражом и найти его большая удача!
И, конечно, классика, по которой училось большинство пианистов: Б.Милич — Фортепиано 2 класс
Источник
Урок музыки во 2-м классе по теме «Ноты долгие и короткие»
Презентация к уроку
Урок предназначен для освоения понятия “ритм” в рамках изучения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. Сопровождается презентацией, которая включает различные виды деятельности на уроке музыки: освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, хоровое пение, пластическое интонирование (танцевальная импровизация), слуховой анализ, инструментальное музицирование. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” учащегося, соответствующий теме (см. Приложение 1).
Основополагающий вопрос урока – “Что украшает мелодию?”. Отвечая на этот вопрос, учащиеся обогащают свои представления о ритме. С целью формирования целостной картины мира музыкальный ритм рассматривается в тесной связи музыки с другими видами искусства и с жизнью. Привлечён учебный материал предметов “Изобразительное искусство”, “Окружающий мир”, “Математика”.
Материал урока представлен в большом объёме. Это даёт возможность учителю выбрать нужное количество заданий для закрепления навыков. Презентация поможет учителю музыки, не имеющему специализированного кабинета или необходимого оборудования, провести урок в любой аудитории, оснащённой компьютером и проекционной системой.
Цели:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
- развитие образного, ассоциативного и логического мышления;
- освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Учебные задачи:
- освоение средства выразительности музыки “ритм” и его проявлений в других видах искусства и в жизни;
- выразительное исполнение песен В. Шаинского “Вместе весело шагать” и Б. Савельева “Если добрый ты”;
- эмоционально-образное восприятие и характеристика пьес М.П. Мусоргского “Лимож. Рынок (Большая новость)” и “Катакомбы. Римская гробница”;
- понимание художественно-выразительного значения длительностей нот в музыкальных произведениях;
- определение по ритму характера музыки (песенный, танцевальный, маршевый);
- запись ритмического рисунка несложных стихотворений и песен;
- применение полученных знаний в исполнении ритмического аккомпанемента к песне Б. Савельева “Если добрый ты”.
Программно-техническое обеспечение:
- Компьютер
- Проекционная система
- Детские ударные инструменты: барабан, бубен, треугольник, маракасы.
ХОД УРОКА
Урок начинается приветствием учителя и его приглашением учащихся к совместной творческой деятельности. Учитель демонстрирует Презентацию. (Смена слайдов происходит по щелчку. Через гиперссылки со слайда “Содержание” осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке. На слайдах ответы на вопросы учителя появляются по щелчку только после ответов детей.) Учитель предлагает начать урок с исполнения песни Владимира Шаинского “Вместе весело шагать”, которая создаст учащимся позитивное настроение и поможет понять, с какими движениями связан характер музыки. (Звучание песни начинается через четыре секунды после появления слайда. Девять слайдов сменяются автоматически.) Учитель спрашивает, какие движения удобно делать под эту песню? Ребята отвечают, что под неё удобно шагать, махать руками, маршировать, бежать вприпрыжку. Учитель обращает внимание детей на то, что очень часто музыкальное произведение связано с движениями человека.
Он сообщает, что сегодняшний урок посвящён украшениям. Человек всегда украшал своё жилище, одежду, предметы домашнего обихода и вообще свою жизнь. Слово “украшать” обычно произносится на уроках изобразительного искусства. Учитель задаёт вопрос: “Чем можно украсить белый и чёрный круги?”.
Ребята высказывают свои предложения. Учитель останавливает обсуждение на предложении украсить круги цветами.
Дети узнают в изображениях тарелку мастеров Гжели и жостовский поднос. (По щелчку появляются подписи под рисунками.) Учитель обращает внимание учащихся на то, что мастера Гжели и Жостово рисуют не только узор на подносе и тарелке, но и украшают их по краю. Это украшение называется “орнамент”. (По щелчку сначала появляется слово “узор”, и стрелки указывают на узор на тарелке и подносе, затем слово “орнамент”.)
Учитель призывает ребят ответить на главный вопрос урока – “Что украшает мелодию?”. (На слайде появляются ноты известной песни.)
Детям предстоит послушать и назвать её. (По щелчку звучит мелодия песни В. Шаинского “Антошка” ровно: без ритма, акцентов и пауз.) Учащиеся не узнают песню. Учитель задаёт вопрос: “Как можно украсить этот волнистый нотный узор?”. Дети предлагают нарисовать нотам палочки и крючочки. (На слайде появляется нотная запись песни.
По щелчку звучит мелодия песни “Антошка” с ритмическим рисунком.) Ребята узнают песню. Дети вместе с учителем повторяют, что для украшения в декоративно-прикладном искусстве необходимы узор и орнамент. (По щелчку появляется соответствующая надпись.) А в музыке для украшения мелодии нужен ритм. (По щелчку появляется надпись.) Ритм существовал ещё до появления человека. Ритмично Земля вращалась вокруг Солнца и своей оси. На Земле чередовались день и ночь, сменялись времена года. Ритм присутствует в жизни человека в биении его сердца. В определённом ритме расположен узор на крыльях бабочки. (По щелчку появляются картинки и подписи. Gif-анимация позволяет детям понять, что ритм связан с движением, переменами в окружающем мире и порядком.)
Учитель предлагает вниманию учащихся ещё один пример декоративно-прикладного искусства – ковёр. По контуру он украшен орнаментом. Дети рассматривают его внимательно и отвечают на вопросы: сколько деталей в этом орнаменте, какие они?
Выясняется, что деталей три: два цветочка и зелёная ветка с ягодками. (По щелчку в центре ковра появляется три модуля орнамента.) Элементы орнамента в рисунке повторяются. Точно также повторялись они и по краю подноса и тарелки. Возникает вопрос: что же, в таком случае, означает слово “ритм” в декоративно-прикладном искусстве? Совместными усилиями дети и учитель формулируют определение. Ритм – это повторение каких-либо элементов узора через определённые расстояния и в определённой последовательности. (По щелчку оно появляется на слайде.)
Пришло время ответить на вопрос: что такое ритм в музыке? Учащимся предлагается внимательно посмотреть на нотную запись. (По щелчку на экране появляются длительности нот, значки акцента и пауз.) Все они и создают ритмический рисунок. Вместе с учителем ребята формулируют определение ритма в музыке: ритм – это чередование долгих и коротких нот, акцентов и пауз. (По щелчку появляется определение.)
Учитель сообщает учащимся тему урока: “Ноты долгие и короткие”. В первом классе они уже знакомились с долгими и короткими нотами. Долгие ноты дети обозначали палочкой и называли “та”, а короткие – “ти”. (По щелчку появляются сначала слоги “та” и “ти”, затем символ долгой ноты – палочка, а также короткой – палочка с хвостиком.) Учитель обращает внимание ребят на то, что на экране представлены печатные ноты и письменные. В “Рабочую тетрадь” надо записывать письменные ноты палочками и палочками с хвостиками. По времени две короткие ноты звучат столько же времени, сколько одна долгая. Если две короткие ноты стоят рядом, то их можно объединить одним рёбрышком. (По щелчку появляется ритмическая группа из двух восьмых нот под рёбрышком.)
Учитель напоминает, что в прошлом году дети учили стихотворение “Столовая”, которое произносили, ускоряя чтение [4]:
Щи | да | ка — | ша – | ||||||||||||
пи — | ща | на — | ша. | ||||||||||||
Пос — | ле | щей | и | пос — | ле | ка — | ши | ||||||||
про — | сят | де — | ти | про — | сто — | ква — | ши. | ||||||||
Е — | ли, | Е — | ли | две | не — | де — | ли, | не | пол — | не — | ли, | не | ху — | де — | ли. |
Е — | ли, | Е — | ли, | пи — | ли, | пи — | ли, | две | не — | де — | ли | сы — | ты | бы — | ли. |
(По щелчку на экране запускается стихотворение. Строчка за строчкой появляются ноты и слоги под ними. Автоматически через каждые две строки появление нот и слогов под ними ускоряется вдвое. На экране стихотворение выписано долгими, короткими и . очень короткими нотами – с двумя хвостиками.)
Учащиеся уже видели, что одна долгая нота равна двум коротким. Учитель спрашивает: чему равна короткая нота? Дети отвечают, что короткая нота равна двум очень коротким нотам. (По щелчку появляется сумма двух шестнадцатых нот.) Учитель помогает учащимся разбираться в музыкальной математике: а чему равна очень короткая нота? (По щелчку появляется вопросительный знак.) Ребята предполагают, что очень короткая нота равна двум очень-очень коротким нотам, которые пишутся с тремя хвостиками.
В этот момент учитель и задаёт вопрос: а разве удобно называть ноты долгими, короткими, очень короткими, очень-очень короткими и т.д.? Ответ на этот вопрос приводит к необходимости познакомиться с длительностями нот. Самая долгая нота называется “целая”. Учитель предлагает учащимся представить, что целая нота – это апельсин. Как будут называться эти части апельсина, если разделить его пополам? А если ещё раз поделить каждую часть пополам? И ещё раз пополам? (По щелчку появляется целая нота. Затем апельсин, который в последствие по щелчку делится на части: половинки, четвертинки, восьмушки и шестнадцатые.) Учитель даёт детям возможность ответить на вопросы. (Затем по щелчку появляются названия длительностей нот.) Так дети, деля апельсин на части, осваивают не только названия нот, но и наблюдают за соотношением целого и его частей.
Учитель задаёт риторический вопрос: и зачем композиторы придумали столько длительностей?! Учащиеся считают, что музыка бывает разная. Значит и длительности нужны разные. Далее дети пытаются понять, какие длительности понадобятся, чтобы сочинить весёлую музыку, грустную, взволнованную, задумчивую, игривую.
Учитель предлагает послушать музыку композитора Модеста Петровича Мусоргского из сборника пьес “Картинки с выставки”. Он напоминает, что в первой четверти ребята уже слушали его произведения “Прогулка”, “Балет невылупившихся птенцов” и “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга”. Дети вспоминают, что “Картинки с выставки” – это сборник пьес для фортепиано, которые М. Мусоргский написал после посещения выставки картин своего друга – художника Гартмана. Сегодня учащимся предстоит послушать ещё два произведения из этого сборника.
Картина “Лимож. Рынок (Большая новость)” не сохранилась. Поэтому детям предлагается другая иллюстрация.
Учитель спрашивает: “Как вы думаете, ребята, какие длительности нот использовал М. Мусоргский в пьесе “Лимож. Рынок (Большая новость)” и почему?” Дети высказывают предположения, что это могут быть короткие ноты – восьмые и шестнадцатые. Учащиеся рассуждают, что на рынке люди не только покупают разные товары, но и обмениваются новостями. Здесь есть кошки, собаки, птички, которых подкармливают люди. На рынке шумно, все торопятся. (По щелчку звучит пьеса М. Мусоргского “Лимож. Рынок (Большая новость)”.) Дети определяют характер произведения: музыка весёлая, быстрая, звонкая.
Учитель рассказывает о втором произведении. На картине “Катакомбы. Римская гробница” художник Гартман изобразил самого себя и двух своих спутников на экскурсии в римских катакомбах.
Учащиеся видят мрачное старинное сооружение. Они высказывают предположение, что композитор Мусоргский написал эту пьесу целыми и половинными нотами. (По щелчку звучит пьеса М. Мусоргского “Катакомбы. Римская гробница”.) Дети считают, что эта музыка страшная, громкая, медленная, грубая. Учитель соглашается, что это произведение не назовёшь красивым, приятным для слуха. Музыка не всегда бывает красивой, поскольку не всегда бывает красивой сама жизнь. Иногда в жизни случаются неприятности, стихийные бедствия, войны. Музыка М. Мусоргского всегда правдивая. В пьесе “Катакомбы. Римская гробница” композитор точно рисует и суровую атмосферу катакомб, и настроение людей, которые пришли туда на экскурсию. Учащимся предлагается обратить внимание на два нотных фрагмента. Им предстоит определить по ритмическому рисунку, где записаны ноты пьесы “Лимож. Рынок”, а где – ноты пьесы “Катакомбы. Римская гробница”.
Дети считают, что первый нотный пример – пьеса “Катакомбы. Римская гробница”, а второй – “Лимож. Рынок”. (По щелчку поочерёдно появляются репродукции соответствующих картин и обозначения темпов, поясняющие характер пьес.)
Учитель напоминает ребятам, что ритм играет большую роль в жизни человека. Одним из самых любимых занятий человека, связанных с ритмом, всегда был танец. Учитель предлагает детям придумать танцевальные движения под песню А. Варламова “Музыка – моя любовь”. (По щелчку звучит песня-танец.)
После танцевальной физкультминутки продолжается разговор о ритме. Слушая произведения М.П. Мусоргского, учащиеся убедились, что ритм влияет на характер музыки. Из предложенных на слайде слов: “весело”, “спокойно”, “торжественно”, “легко”, “задумчиво”, “строго”, – надо выбрать те, которые подходят для определения характера колыбельной песни, польки и марша. (По щелчку после ответов детей слова из правого столбика поочерёдно перемещаются к соответствующей картинке.) Учитель предлагает ребятам определить по ритму характер музыки: маршевый, танцевальный или песенный. Если учащиеся дают правильный ответ – раздаются аплодисменты. Если ответ неправильный – надпись исчезает. (Звучание музыки начинается и заканчивается по щелчку. Когда дети дают ответ, учитель нажимает на соответствующую надпись: “маршевый”, “танцевальный” или “песенный”. Первый пример – полька “Трик-трак” И. Штрауса. Второй пример – увертюра из оперы “Кармен” Ж. Бизе. Третий пример – “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. Четвёртый пример – “Колыбельная Клары” из оперы “Порги и Бесс” Дж. Гершвина.) Ребята с удовольствием определяют характер музыки.
Учитель хвалит детей и сообщает, что всё, что они узнали сегодня о ритме, поможет им успешно выполнить задания в “Рабочей тетради” (Приложение1). (На слайде каждое задание открывается по щелчку на фигуру с соответствующей надписью. Вернуться на слайд “Задания” можно по щелчку на управляющую кнопку в правом нижнем углу на слайдах заданий. Таким образом, учитель (или дети) может выбирать порядок и количество заданий.)
В качестве первого задания детям предлагается отгадать загадку и записать её ритм [1]. Проверяется умение учащихся записать ритм стихотворения долгими и короткими нотами – четвертными и восьмыми.
Шёл, шёл без дорог.
Где шёл – там и лёг.
До весны пролежал,
А потом побежал.
(По щелчку после ответа детей появляется рисунок-отгадка (снег).) Учитель вместе с детьми прохлопывает ритм загадки. Ребята самостоятельно выполняют Задание 1 – записывают ритмический рисунок загадки в “Рабочей тетради”. Учитель предлагает проверить, правильно ли выполнено это задание. Если есть ошибки – исправить их. (На экране по щелчку появляется ритмический рисунок загадки.)
Второе задание нацелено на проверку умения определить песню по записи ритма. На следующем слайде представлены три ритмических рисунка известных песен: “Чему учат в школе” В. Шаинского, “Моя Россия” и “Пёстрый колпачок” Г. Струве. Учащимся предстоит самостоятельно выполнить Задание 2 в “Рабочей тетради”: соединить стрелками названия песен с подходящим ритмическим рисунком. (После выполнения на экране по щелчку появляются правильные ответы.)
Третье задание предназначено для проверки усвоения знаний длительностей нот. В “пятиэтажный дом” надо “расселить новых жильцов” – разные ноты. Короткие ноты должны получить маленькие “квартиры”, а долгие – большие. Ребята выполняют Задание 3 в “Рабочей тетради” – заполняют таблицу длительностей нот в соответствии с их названиями. Заполнять таблицу надо письменными нотами: целую и половинную ноты можно написать белым кружочком и кружочком с палочкой, четвертную – палочкой, восьмую и шестнадцатую – палочкой с хвостиками. (На следующем слайде появляется правильный ответ.) Учитель хвалит первого ученика, правильно выполнившего задание. Учащиеся, допустившие ошибки, исправляют их.
Учитель напоминает детям, что музыкальный ритм включает не только длительности нот, но и акценты – ударения. Он предлагает ребятам с помощью акцентов поиграть в имена [2]. В каждом имени сначала определяется количество слогов. Затем выясняется, какой из них стоит под ударением. Потом среди предложенных ритмических групп выбирается подходящая к имени. Учащиеся самостоятельно выполняют Задание 4 в “Рабочей тетради” – ставят ударения (акценты) в именах и соединяют их стрелочками с подходящей ритмической группой. Затем они записывают ритмический рисунок своего полного имени. (По щелчку появляются правильные ответы.)
Учитель хвалит детей за успешное выполнение заданий и предлагает подвести итоги урока. Сегодня учащиеся узнали, что
- для украшения в декоративно-прикладном искусстве используются узор и орнамент;
- для украшения мелодии нужен ритм;
- ритм – это чередование долгих и коротких нот, акцентов и пауз;
- в окружающем мире с ритмом связаны смена времен года и частей суток, биение сердца;
- длительности нот бывают разные: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые;
- пьесы М.П. Мусоргского, которые звучали на сегодняшнем уроке, называются “Лимож. Рынок (Большая новость)” и “Катакомбы. Римская гробница”;
- характер пьесы “Лимож. Рынок” выражен при помощи шестнадцатых нот, а пьесы “Катакомбы. Римская гробница” – с помощью половинных нот.
На уроке дети учились:
- записывать ритм стихотворения;
- ритмично двигаться под музыку – танцевать;
- определять по ритму характер музыки;
- украшать песню ритмическим сопровождением;
- узнавать песню по записи ритмического рисунка;
- находить проявления ритма в окружающем мире.
Учитель предлагает детям прочитать домашнее задание в “Рабочей тетради”. Первое задание – записать ритмический рисунок стихотворения – похоже на запись ритма загадки [1]. Во втором задании надо раскрасить бабочку, соблюдая ритм в сочетании цветов. При этом необходимо обратить внимание на то, что цвета правых крыльев бабочки должны точно совпадать с цветами левых крыльев. Учитель оценивает работу учащихся на уроке и благодарит их за сотрудничество.
Литература
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано /Общ. Ред. Л. Баренбойма. – Л.: Сов. композитор, 1989.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
- Хереско Л.П. Музыкальные картинки. Занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано. Ленинград: Всесоюзное издательство “Советский композитор”, 1988.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.
CD
- Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
- Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 56771.
- Музыка. 2 класс: Фонохрестоматия. Диск I. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. М., Дрофа, 2011.
- Сборник классической музыки “100 великих произведений”. © ООО “БИЗНЕССОФТ”, 2006.
- Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.
Источник