Ноты above and beyond

Medal of Honor: Above and Beyond

Несколько лет назад Electronic Arts надругалась над Medal of Honor: перезагрузка 2010-го и Warfighter 2012-го оказались вызывающе тупыми боевиками – настолько безликими, что они заново похоронили серию, которую собирался воскресить. Студию Danger Close расформировали, а Medal of Honor заморозили до лучших времён. Франшиза, которая когда-то тащила за собой жанр голливудских шутеров про войну, окончательно уступила место Call of Duty и Battlefield.

Спустя несколько лет к EA пришла Facebook, потрясла бездонным кошельком и предложила снова реанимировать Medal of Honor – уже для шлемов виртуальной реальности. Игра отказалась от флирта с современной войной, вернулась в родную Вторую мировую, а у руля встала студия Respawn – эксперт по милитари-шутерам, да ещё и с людьми, которые делали те самые, «правильные» Medal of Honor в конце 90-х и начале нулевых.

Подходящий для прорывных шутеров формат VR. Большой бюджет. Опытные разработчики. Что могло пойти не так.

Свайпай, как дед никогда не свайпал

Первое «не так» даёт о себе знать в самом начале сюжетной кампании: в Above and Beyond невероятно короткие уровни. Дело не только в частых загрузках, но и в оформлении: каждый эпизод чётко отсечён затемнением, а каждый уровень заканчивается пафосной музыкой с постером, на котором написано «ПОБЕДА». Это отсылка к корням серии: там эпизоды тоже завершались аналогичной героической картинкой. Но вы даже не представляете, насколько это неуместно в Above and Beyond.

Читайте также:  Если снежинка не растает гитара

Уровень, состоящий исключительно из небольшого диалога двух персонажей? П О Б Е Д А.
Вас по сюжету захватили в плен, прописав прикладом в лицо? П О Б Е Д А.
Вы послушали брифинг и сразу отправились на миссию? П О Б Е Д А.
Драматичная смерть одного из ключевых персонажей? П О Б Е Д А.
Сумели встать с кровати? П О Б Е Д А.

Усугубляет всё подача сюжета. В Above and Beyond много (особенно по меркам VR) кат-сцен, но все они тоже запускаются через затемнение: вас словно телепортируют на место беседы. Это случается, даже если очевидных причин нет: например, вы подходите к столу, вокруг которого уже стоят другие персонажи и дожидаются вас. Казалось бы, что мешает просто запустить анимацию сцены? Когда кинематографичная вставка заканчивается, игра снова опускает занавес, «прибирает» за собой, удаляя из кадра лишнее, и лишь затем возвращает вам свободное управление – да, двигаться во время кат-сцен нельзя, только головой крутить и со скуки махать руками.

Из-за постоянных затемнений и до глупости настырного экрана «ПОБЕДА» возникает ощущение, будто сюжетная кампания Above and Beyond – не цельная история, а набор пёстрых клипов, которые вы смотрите в TikTok. Минутка видео, где творится какая-то дичь, – свайп вверх – следующий клип. Минутка видео – свайп вверх – минутка видео – свайп вверх. Повторять, пока не найдёте что-то интересное (или пока не надоест). Раздражает невероятно, ведь от VR ожидаешь в первую очередь целостности происходящего.

К счастью, в Above and Beyond всё-таки существуют уровни длиннее клипа из TikTok. К несчастью, хорошего в них недостаточно.

Руки не распускать

Идейно Above and Beyond – классический шутер про Вторую мировую. Вы мотаетесь по всей Европе и принимаете участие в операциях, основанных на реальных событиях. Без дотошной историчности – свастика есть, но про участие СССР почти не вспоминают, а немцы говорят о нашем персонаже исключительно учтивым гендерно-нейтральным they, ведь игра позволяет быть хоть маскулинным белым мужланом, хоть темнокожей женщиной.

Стрельба, очевидно, занимает наибольшую долю игрового процесса. Если, скажем, в Half-Life: Alyx экшен был локальным, относительно редким и с небольшим количеством противников, то Above and Beyond напоминает традиционные Medal of Honor: желающих принять дозу свинца много, стрелять приходится постоянно, оружие щедро разбросано по уровням, разных подвидов винтовок и автоматов хватает.

Стволы чувствуются неплохо: у них есть отдача, звук выстрелов сочный, перезарядка по меркам VR простовата, зато позволяет быстро возвращаться в бой. Одна из моих любимых фишечек – возможность выдёргивать гранатную чеку зубами. Сразу воображаешь себя прожжённым, уверенным в себе воякой! Жаль, противники бестолковые – о занятных выкрутасах ИИ из Medal of Honor 1999-го напоминает разве что редкий момент, когда враг пинком откидывает вашу гранату.

В целом Above and Beyond хочет быть быстрым и динамичным шутером – похвальное стремление, потому что обычно VR тяготеет к чему-то помедленнее. Но недурную стрельбу портят мелочи.

Здесь серьёзные проблемы с хватанием предметов. Игра постоянно суёт в руку не то, что вы хотите взять, – если вы наклоняетесь за чем-то, что лежит на земле, то к вам постоянно прыгает пистолет с правого бедра. Если рядом лежат две вещи (или, упаси боже, три), то попытка взять одну из них превращается в магический ритуал, где вы совершаете странные пассы руками. Магазин с патронами, расположенный на левом бедре, вслепую выхватывается далеко не всегда.

Страдания от кривого хватания усиливаются непродуманностью контроля над игровым телом. Представьте. Вы держите в правой руке автомат. Лечащие шприцы находятся на левом рукаве. Инстинктивное движение в бою – переложить автомат из правой руки в левую и схватить шприц освободившейся правой рукой. Но игра по каким-то причинам сделать этого не даёт: вы должны убрать автомат за спину – только после этого можно взять шприц с рукава. А ещё почему-то не дают подобрать гранату, если у вас их максимальное количество. Бывает, что хочешь схватить снаряд, валяющийся на уровне, и сразу его бросить в толпу нацистов. Но нельзя, так как инвентарь полон, – изволь кидать только те гранаты, которые висят на груди.

Ненадёжное управление в быстром и динамичном шутере – это всегда боль.

Денег на разработку много, но что с ними делать?

Above and Beyond могла бы заткнуть изъяны в геймплее размахом сюжетной кампании. Денег на производство у Respawn хватало: игра не стесняется тасовать локации, устраивать постановочные эпизоды и показывать персонажей вблизи. Подавляющее большинство VR-игр этого избегает, ведь близость с героями требует детальной лицевой анимации, а детальная лицевая анимация – это очень дорого. В Above and Beyond с тем, как двигаются персонажи, проблем нет – смотреть на них приятно.

В глобальном смысле нет проблем и с насыщенностью сюжета: вы посетите Францию, Нормандию и Норвегию, полетаете на бомбардировщике, устроите угон поезда, проникнете на подводную лодку и так далее. Игра при этом будет баловать недурными пейзажами с красиво льющимся светом и моделями с неплохой детализацией – повертеть в руках да поразглядывать всякие ручки, компасы и статуэтки бывает интересно.

Как и в случае с геймплеем, хорошую концепцию портят просчёты в реализации. Сюжет мечется меж двух огней. В основном он подаётся в полушуточном тоне – о войне говорят серьёзно, однако настрой скорее лёгкий, а персонажи регулярно острят. И всё же в паре мест Above and Beyond пытается нагнать драмы, что на общем фоне выглядит неуместно (и не забывайте про TikTok-шинковку – вам не дадут времени проникнуться моментом). А ещё игра вводит злодея, чтобы затем внезапно и очень позорно слить его в финале.

Погружению мешают и скрипты – иногда они слишком грубые, иногда вовсе не работают. Вот вы проникаете в тыл врага в форме уборщика. Если взять любой предмет (даже яблоко) и положить его обратно, игра посчитает, что вы начали атаку – моментально поднимется тревога, в вас тут же опознают американского шпиона, откроется стрельба, настанет «геймовер». А вы всего лишь подняли и положили на место яблоко! Порой персонажи после кат-сцен застывают в неестественных позах и пялятся прямо вам в душу неморгающим взглядом. Последний раз, когда я проверял, Above and Beyond была боевиком про Вторую мировую, а не криповым хоррором!

Даже графика – и та неровная. Статичные декорации и пешеходные отрезки выглядят прилично, зато в динамичных эпизодах порой возвращают 2002-й, когда выходила Allied Assault: заборчики в поездке на танке не разваливаются, а банально исчезают, падающие самолёты неловко проваливаются сквозь ваш поезд, поверхность земли с бомбардировщика выглядит как голая текстурная каша.

При этом у Above and Beyond чудовищно высокие системные требования, а из настроек производительности есть только разрешение картинки. Даже на моей связке из Ryzen 5 3600X и GeForce RTX 3080 иногда бывали тормоза. Что там творится на более демократичных сборках, я и представить боюсь. Владельцы Valve Index говорят, что на RTX 3080 не получается выдавить 120 fps, то есть нельзя задействовать одну из важнейших особенностей шлема.

Тем временем в Half-Life: Alyx

Сравнений Above and Beyond с Half-Life: Alyx избежать не получится – обе с очень большим бюджетом, обе по громкой франшизе, обе преподносились как системселлеры. Но после релиза очевидно, что Valve понимает важность уникальных особенностей VR гораздо лучше, чем Respawn.

К примеру, в Alyx невероятно проработанная тактильность: виртуальные пальцы корректно скользят по поверхностям, по-разному обвивают предметы, передают в контроллеры лёгкие вибрации при касаниях, позволяют открывать двери простым толчком. Окружающий мир очень, очень осязаемый.

В Above and Beyond похожей осязаемостью и не пахнет: да, здесь тоже можно брать некоторые предметы (и, в отличие от Alyx, успешно убивать ими противников), но такого же классного ощущения присутствия уже не хватает. В Alyx целые эпизоды и механики построены на физических свойствах окружения (хедкраб, который сбивал бутылки неподалёку от Джеффа, мне снится в ночных кошмарах), а в Above and Beyond даже несчастная кнопка для подачи сигнала SOS срабатывает с большим трудом, потому что пальцы словно живут отдельно от хитбоксов.

Valve во многом оказалась консервативна в дизайне Alyx – даже свободное перемещение там прикрутили в последние недели перед релизом. Однако то, что в новой Half-Life всё-таки есть, вылизано до блеска и поражает своей филигранностью. Тем временем Above and Beyond пытается натянуть на VR-оболочку стандартный аттракцион из шутеров про войну, лишь изредка вспоминая о том, что руки в VR способны не только на спусковой крючок нажимать.

Неожиданно трогательная галерея

И всё же у Above and Beyond есть туз в рукаве, о котором язык не поворачивается сказать что-то плохое, – галерея. Первые части Medal of Honor сопровождались нарезками из настоящих архивных видео. В новой игре «живые» ролики тоже есть. Закончили задание – можно пойти в галерею в главном меню, усесться на виртуальный стул и включить на проекторе документалки.

И боже мой, до чего они восхитительны! Специально ради Above and Beyond команда моталась по миру, снимала завораживающие ракурсы с дронов, делала 360-градусные видео, брала интервью у очевидцев тех страшных событий, возила их по местам боевой славы и даже помогала с давними желаниями.

Ветеран впервые получает мундир. Его руки трясутся – он мечтал о таком мундире ещё 75 лет назад, когда пошёл на войну. «Отвернись», – просит престарелая француженка. Она посетила концентрационный лагерь, где погиб её брат, и впервые за десятки лет готова расплакаться. «Люблю маму, папу, всех», – моряк вспоминает запись в найденном дневнике. Он принадлежал человеку, который медленно умирал на плоту посреди океана вместе со своими товарищами.

Эти истории настолько красиво сняты, в них столько искренности и житейской мудрости, что на глаза наворачиваются слёзы. Не преувеличиваю – я действительно пару раз всплакнул. Совсем не та эмоция, которую ожидаешь от второстепенного раздела с бонусами в разухабистом боевичке. И от этого создаётся разительный контраст – выходишь из сюжетной кампании, где бойкий польский учёный только что задорно тренировался в произношении слова motherfucker, и попадаешь в истории, где драмы не наигранные, а настоящие. Почему сама Above and Beyond не оказалась такой же?

Говорить о том, что сломано в Above and Beyond, можно долго – это большая игра, в которую вбухано огромное количество труда. Скажем, кроме сюжета есть режим выживания и мультиплеер. Правда, последний был мёртв уже через три дня после релиза – за несколько матчей мне попались лишь три человека, остальные слоты всегда занимали бесхитростные боты. VR не настолько популярен, чтобы поддерживать жизнь в необязательных многопользовательских придатках.

Труда-то вбухано много, вот только его качество оставляет желать лучшего: Respawn будто очень нравилось заниматься этим проектом (в нём действительно есть нотки нежной любви к первым частям серии), но студия понятия не имела, как делать VR-шутеры. Новая Medal of Honor безумно впечатляла бы в 2016 году, когда королём виртуальной реальности многие считали примитивную Arizona Sunshine. Сейчас, в эпоху после Half-Life: Alyx, в Above and Beyond замечаешь уйму детских болячек.

Часть дыр залатают патчами – в первом же обновлении убрали экраны с П О Б Е Д О Й и оставили их только в конце шести основных сюжетных точек (но от чувства «клиповости» это не сильно спасает). Обещают прикрутить и расширенные настройки графики. Может, даже мультиплеер реанимируют, сделав его условно-бесплатным. Однако рядовыми апдейтами Above and Beyond не спасти – ей требуется радикальная смена основополагающих систем.

Получать удовольствие от Above and Beyond всё-таки можно: серия вернулась к своим корням, на фоне звучат воодушевляющие мелодии Майкла Джаккино (Michael Giacchino), а в VR сейчас нет других голливудских шутеров про Вторую мировую, где можно провести 13 часов в сюжетной кампании. Но впечатление, что Above and Beyond морально устарела, никуда не девается. Ещё одного мощного системселлера в этом году у VR не появилось.

Плюсы: великолепные документальные короткометражки в галерее; большая одиночная кампания; высокобюджетное производство по меркам VR; местами очень красивая графика; лучше, чем Medal of Honor 2010-го.

Минусы: чрезвычайно мелко нарезанные уровни; неуклюжий сюжет; проблемы с точностью управления; чудовищные системные требования; общее ощущение устаревшего гейм-дизайна на фоне Half-Life: Alyx.

Источник

Оцените статью