Ноты аккорда си бемоль мажор

Простые аккорды для фортепиано от чёрных клавиш

Продолжая разговор о том, как играть аккорды на пианино, перейдём аккордам на фортепиано от черных клавиш. Напоминаю, что в поле нашего внимания самые простые аккорды – это мажорное и минорное трезвучие. Применяя даже только одни трезвучия можно «прилично» гармонизовать практически любую мелодию, любую песню.

Формат, который мы будем использовать – рисунок, из которого понятно, какие клавиши нужно нажать, чтобы сыграть тот или иной аккорд. То есть это своего рода «фортепианные табулатуры» по аналогии с гитарными табулатурами (видели, наверное, сеточки-таблички, на которых показано, какие нужно зажимать струны).

Если вас интересуют аккорды для фортепиано от белых клавиш, обратитесь к материалу прошлой статьи – «Играем аккорды на пианино». Если же вам необходимы нотные расшифровки, то они даны в другой статье – «Простые аккорды на пианино» (прямо от всех звуков). Теперь перейдём к аккордам на фортепиано от чёрных клавиш.

Аккорд Db (ре-бемоль мажор) и аккорд C#m (до-диез минор)

Аккорды от черных клавиш берутся в самом распространённом виде, котором они встречаются в музыкальной практике. Проблема в том, что чёрных клавиш в октаве всего пять, но назвать каждую из них можно двояко – например, как в этом случае – совпадают ре-бемоль и до-диез. Такие совпадения называются энгармоническим равенством – это значит, что звуки называются по-разному, но звучат абсолютно одинаково.

Читайте также:  Нулевой километр мураками укулеле

Поэтому, аккорд Db мы могли бы совершенно спокойно приравнять к аккорду C# (до-диез мажор), ведь такой аккорд тоже встречается и не так уж и редко. А вот минорный аккорд C#m, хотя и можно теоретически приравнять к Dbm (ре-бемоль минору), но делать этого не будем, так как аккорд Dbm едва ли вам когда-нибудь встретится.

Аккорд Eb (ми-бемоль мажор) и аккорд D#m (ре-диез минор)

Ре-диез минорный аккорд можем заменить часто используемым аккордом Ebm (ми-бемоль минор), который играем на тех же клавишах, что и ре-диез минор.

Аккорд Gb (соль-бемоль мажор) и аккорд F#m (фа-диез минор)

Мажорный аккорд от соль-бемоля совпадает с аккордом F# (фа-диез мажор), который играем на тех же клавишах.

Аккорд Ab (ля-бемоль мажор) и аккорд G#m (соль-диез минор)

Энгармоническое равенство для минорного аккорда от клавиши соль-диез представляет аккорд Abm (ля-бемоль минор), который играем на тех же клавишах.

Аккорд Bb (си-бемоль мажор) и аккорд Bbm (си-бемоль минор)

Помимо аккорда си-бемоль минор, на тех же клавишах можно сыграть энгармонически равный ему аккорд A#m (ля-диез минор).

Вот и всё. Как видите, аккордов для фортепиано от черных клавиш не так много, всего 10 штук + 5 энгармонизмов. Думаю, после таких подсказок вопросов, как играть аккорды на пианино, у вас больше не будет.

Рекомендую на какое-то время сохранить эту страничку в закладках, или отправить её себе в контакт, чтобы всегда иметь к ней доступ до тех пор, пока вы не запомните все аккорды на фортепиано, и не научитесь ставить их самостоятельно.

Источник

Аккорд B на гитаре (Си мажор): все позиции – 36 аппликатур

Перед тем как приступить к изучению аппликатур Си мажора, сразу разберёмся с его обозначением. Во избежание путаницы. Дело в том, что есть два варианта для ноты си в записи латинскими буквами: 1 – нота си обозначается буквой B, 2 – нота си обозначается буквой H, а вот буквой B в этом варианте обозначается нота си бемоль. Соответственно, и аккорд может именоваться по-разному: 1 – аккорд B; 2 – аккорд H на гитаре (или си мажор аш). И так, и так правильно. Просто разные системы обозначения.

Почему по-разному называют ноту си и аккорд си мажор, как так вышло, сложилось, в рамках этой статьи мы разбираться не будем. Отметим только, что на этот счёт есть определённая предыстория, связанная с джазовой музыкой, с системами обозначения в разных странах. И условимся, что далее, по ходу разбора аппликатур, аккорд си мажор будем обозначать всё-таки буквой B; или если с другим басом, дробный – B/F#, В/D#.

Совет, как не запутаться, правильно прочитать обозначение! Видите, например, в песеннике аккорд B, и сразу вопрос – си это или си бемоль? В первую очередь можно определить на слух: проиграйте последовательность с аккордом си мажор и си бемоль мажор; по мотиву, мелодии сразу станет понятно – какой «не вписывается» в гармонию. Подсказать может и тональность. Например, в Ми миноре: если после Em аккорд B, наверняка это си мажор (на V ступени, доминанта). А увидите си мажор аш (H), тогда однозначно, если дальше будет и B – то это си бемоль.

Итак, далее в статье, как брать аккорд B на гитаре во всех позициях: разные варианты аппликатур – с баре и без баре, упрощённые, с открытыми струнами. Для каждого аккорда – схема (аппликатура) в виде аккордовой сетки, фото (как ставить пальцы на ладах) и аудио (можно послушать онлайн – как звучит на акустической гитаре).

Какие звуки в аккорде Си мажор

Аккорд Си мажор строится по интервалам следующим образом:

  • B (си) – основной звук аккорда.
  • D# (ре-диез) – большая терция от основного звука (в схеме б.3);
  • F# (фа-диез) – малая терция (м.3) от D# (ре-диез – большой терции), или чистая квинта (ч.5) от основного звука B (си).

Строение аккорда в нотной записи с табами:

Аккорд Си мажор на гитаре в аккомпанементе чаще всего используется не в основном виде, а с удвоенными или утроенными звуками.

К примеру, аппликатура B с баррэ во второй позиции (на 2-ом ладу): удваивается основной звук в разных октавах – си на 5-ой струне и на 3-ей; и квинта (F#) – на 4-ой струне и 1-ой.

Смотрите ноты в аккорде:

Аппликатуры B (си мажора) в позициях

I позиция

Сразу нужно сказать, что аппликатуры си мажора в I-ой позиции, именно си мажора в основном виде без надстроек (B7, B9 и др.) используются не столь часто в последовательностях с открытыми аккордами «нулевой позиции». Больше в аккомпанементе с тем же открытым Em, Am, D, С применяется B во II-позиции. Но поскольку, мы последовательно рассматриваем все позиции на грифе, соответственно, и начинаем с I-ой. Вы же можете оставить эти аппликатуры на потом, и сразу же перейти к изучению II-ой позиции.

B с открытой 2-ой. На основе аппликатуры очень распространённого B7 (именно он чаще всего используется на первых ладах, но, заметьте, это септаккорд). А в этом аккорде звуки только мажора, без надстроек. Но подойдёт только для перебора или если играть щипком.

Как играть B в I-ой позиции:

  • 6-ая и 3-ая не звучат;
  • указательный – на 4-ую, 1-ый лад;
  • средний – на 5-ую, 2-ой лад;
  • вторая струна открытая;
  • безымянный – на 1-ую, 2-ой лад.

Извлекать звуки аккордов можно по-разному, не только как в аудиопримере. Это может быть и другой перебор, или способ звукоизвлечения щипком, боем. Или же можно просто сделать удар по струнам вниз или вверх, если позволяет аппликатура.

На 4-ёх струнах, с 2-ой открытой, без квинты (фа-диез). В этой аппликатуре B на гитаре на 3-ей и 2-ой повторяется основной звук си – звучит в унисон. И от того в мажоре получается своеобразный оттенок.

Закрытый B на 4-ёх струнах. В расширенной постановке. И мизинцем нужно прижать две струны – третью и вторую. 1-ая и 6-ая не звучит.

II позиция

Баре на 2-ом ладу в форме A. Очень распространённый в аккомпанементе вариант си мажора.

  • Указательным – прижимаем пять струн (без 6-ой) на втором ладу;
  • На 4-ладу: форма A – соответственно средним, безымянным и мизинцем.

Ещё есть B во II-ой упрощенный без баре в нескольких вариантах постановки пальцев. Подойдёт для начинающих, кому ещё тяжело совладать с приёмом прижимания всех струн в позициях, да и вообще для гитаристов, предпочитающих обходиться без баре.

На четыре струны, безымянным прижать 4-ую, 3-ую и 2-ую. Не такое полное звучание как у B с баррэ, зато упрощённый. Тем не менее, многим гитаристам нравится именно такой оттенок мажора во II-позиции – без 1-ой струны.

Ещё можно в этой аппликатуре три струны прижимать мизинцем. Вот так:

B/F# – без 5-ой и 6-ой. В басу фа-диез (квинта). Ещё способ, как заменить стандартное баррэ во второй позиции. Для указательного в аппликатуре только лишь первая струна. Удобная постановка.

Эту аппликатурную форму в своих песнях часто использовал Егор Летов.

Неполный аккорд, без квинты (в обозначении no5). Но с характерным мажорным оттенком. Кроме того, что не используются 6-ая и 1-ая, при игре боем подушечкой указательного пальца нужно приглушать и 4-ую. В звучании, конечно, скудноват, но как замена аккорда B с баррэ вполне может сойти.

Звуки си мажора в широком расположении, на трёх струнах. Красивый мажор – если перебором, щипком.

Вариант с баррэ, но попроще, для перебора, звукоизвлечения щипком. На 4-ом ладу прижимаются только две струны. А 4-ая не звучит – вообще «не участвует» в аккорде.

IV позиция

По системе CAGED в четвёртой позиции си мажор – это баре в форме G (соль мажора из открытой позиции). С практической точки зрения – употребления такой аппликатуры в аккомпанементе – сложный, неудобный. Чаще используются упрощённые аппликатуры этого аккорда, которые мы далее рассмотрим.

Но в целях ознакомления, можете попробовать взять это баррэ в виде G. А если не будет получаться, ничего страшного. Тогда просто визуально представляйте его на грифе – где какие звуки формы в позиции. Это нужно для построения упрощённых форм.

Как вариант применения, если только, когда каподастр на 4-ом ладу. Это вместо указательного для баррэ. Тогда удобно, постановка пальцев на аккордах, как и в открытой позиции. Но это, так сказать, частный случай.

Теперь давайте изучим упрощённые варианты – как заменить сложный си мажор на баррэ в форме G в IV-ой позиции:

Форма G без 1-ой струны. Для баррэ на 4-ом ладу можно использовать два пальца. Постановка пальцев более простая, но аккорд с более низким звучанием из-за того, что нет верхнего звука си.

B/D# – в басу терция. Ну, почти форма G, только без 6-ой струны.

B/F# – малое баррэ. Красиво звучит перебором. Хорош для разных обыгровок: постановка даёт возможность добавлять всякие-разные настройки, мелодические линии мизинцем, безымянным и средним пальцем.

B/D# – с терцией в басу. Немного заковыристый, растяжка, зато без баррэ. И звучит интересно. Если играть боем, подушечкой среднего пальца обязательно приглушайте четвёртую струну.

VII позиция

Си мажор с баррэ в форме E – самый обычнейший, распространённый аппликатурный вариант.

Но есть и схема без баре на основе формы E. Точнее, таких аккордов целая группа. Как замена аккорда B с баре:

Без басовых. В отличие от стандарта с баррэ на 7-ом ладу, указательным требуется прижать две верхние струны. Лёгкий для новичков. А ещё отличный вариант звучания мажорного аккорда без нижних звуков (6-ой и 5-ой струны).

B/F# – без 6-ой. Практически стандартная форма в полном звуковом составе. А баррэ брать не нужно. Как и в предыдущей аппликатуре, указательным прижимаются только две струны.

B/F# – без 6-ой и 1-ой. Ещё проще постановка. Однако аккорд немного теряет в яркости (характерной для баррэ в этой позиции) из-за отсутствия верхнего голоса (си на 1-ой струне).

На нижних струнах + 2-ая открытая. Си мажор в низком регистре. И при всём этом аккорд открытый из-за второй струны. Красивый.

Ещё вариант этой аппликатуры – без 2-ой струны. Получается более низкое, «сухое» звучание.

B/F# открытый. Снова «фишка» во второй струне. Она не прижимается в позиции. И добавляет переливчатость к упрощённой аппликатуре на основе формы E с баррэ.

Открытый, без квинты, в верхнем голосе терция (ре-диез). Колоритный, выразительный. Может по-особому украсить гитарную аранжировку: перебором в инструментальном составе, как вторая ритм-партия и т.д.

Тоже с терцией на первой струне, но закрытый. Аппликатура сложная, расширенная. Но ваши усердия над постановкой пальцев окупятся с лихвой, если толково использовать такой аккорд. В смысле того, что он может очень даже красиво прозвучать.

Как играется этот B:

  • выстраиваем «лесенку» мажорного трезвучия: 4-ая струна, 9-ый лад – безымянным; 3-ая, 8-ой лад – средним; 2-ая, 7-ой лад – указательным;
  • мизинец тянем на 1-ую струну, 11 лад (ре-диез).

IX позиция

Си мажор в форме аккорда D из открытой позиции. Баррэ не используется. Всего на четырёх струнах.

B/F# – баррэ в форме D, с квинтой (фа-диез) в басу. Посложней аппликатура, но может и пригодится для басовых линий, для построения каких-то мелодических связок из аккордов в этой позиции.

Чем можно заменить эти довольно сложные аппликатуры B в форме D? Конечно же, упрощёнными аппликатурами, без баррэ. По звучанию они ничуть не хуже. Более того, эти аккорды си мажор в IX-ой позиции по-своему оригинальней, красивей. Изучим их аппликатуры.

На четырёх струнах, основной тон ещё и на 2-ой открытой. Переливчатое созвучие мажора. И заметьте, никаких баррэ и растяжек. Простейшая постановка на три пальца. Но следите за тем, чтобы безымянный на 3-ей и мизинец на 1-ой не приглушали вторую открытую струну.

B/D# – с ре-диез в басу. Аппликатурная разновидность предыдущего аккорда. Форма остаётся, но на 6-ой добавляется терция. И постановка пальцев соответственно другая.

B/D#, без 5-ой и 1-ой. Для ритм-партии не очень. А вот если щипком, перебором, очень даже ничего) Есть в этом си мажоре особое торжественное, благородное звучание.

К форме D на 1-ой, 2-ой и 3-ей струне добавляется ре-диез (терция) на 6-ой. 5-ая и 4-ая в этой аппликатуре не звучат.

XI позиция

Баррэ на 11-ом ладу в форме С. Указательным нужно прижать три струны, но можно и четыре, пять, если так удобней брать баррэ в этой позиции.

Теперь рассмотрим, чем заменить можно этот довольно непростой B и как расширить палитру звучания мажорного аккорда применительно к этой позиции.

Упрощённые аппликатуры на основе формы С в XI-ой позиции для си мажора:

B/D# без 6-ой и 5-ой струны. Образно говоря, это «лесенка» с баррэ без нижнего звука (си на 5-ой струне). И, безусловно, легче, что касается постановки пальцев.

B/D# без басовых с фа-диез (квинтой) на первой струне. Тоже без нижнего звука на 5-ой, но мизинец на 1-ой струне, ставится на 14-ый лад.

Этот аккорд можно брать с баррэ – прижимать указательным верхние струны. Или без баррэ: указательным – только 3-ю струну на 11-ом ладу.

Без 6-ой и 1-ой струны. Поскольку форма C выстраивается в позиции без первой струны, баррэ не требуется. Удобный, хорошо звучащий си мажор на четыре струны.

И также в XI позиции есть отрытые B благодаря тому, что вторая открытая струна – си, основной звук аккорда Си мажор:

B/D# – своеобразный, немного похож в звучании на клавесин.

B/D#: несмотря на то, что аккорд и мажорный (по определению весёлый), с задумчивым, лирическим и даже отчасти грустным оттенком. Такие настроения создаёт малая терция внизу аккорда: нижние звуки – на 4-ой ре-диез, а на 3-ей фа-диез.

К мажорному трезвучию на 5-ой, 4-ой и 3-ей струнах добавляется ещё 2-ая открытая (удваивается основной тон).

Трёхструнные аппликатуры

Есть и аппликатуры Си мажора на гитаре, в которых звуки аккорда не удваиваются. Всего три звука на трёх струнах – мажорное трезвучие в основном виде и его обращения.

Эта разновидность аппликатур не так часто используется в аккомпанементе, как вышерассмотренные варианты B в позициях. Тем не менее, трёхструнная форма в разных регистрах (на басовых, верхних струнах) может внести определённое разнообразие в аккомпанемент: обыгровки, переходы; как дополнительная партия – штрих с акцентами, арпеджио; и даже как основная – на электрогитаре в инструментальной аранжировке.

Так что и трёхструнными аппликатурами имеет смысл пополнить свой аккордный арсенал.

На басовых: 6, 5 и 4

И если обозначить трезвучия на всех струнах, сразу становятся видны аппликатурные контуры уже знакомых нам аккордов в позициях:

Аккорды в тональности Си мажор

«Ближайшие соседи» или даже «родственники» Си мажора в аккордовых последовательностях – аккорды на ступенях всё того же мажорного лада от звука си.

  • I – B (си мажор)
  • ii – C#m (до-диез минор)
  • iii – D#m (ре-диез минор)
  • IV – E (ми мажор)
  • V – F# (фа-диез мажор)
  • vi – G#m (соль-диез минор)
  • vii dim – A# dim (ля-диез уменьшённый)

Вот так выглядит гамма си мажор:

Кроме этих, конечно в тональности си мажор могут использоваться и другие аккорды. На ступенях меняется тип аккорда: с мажора на минор и наоборот (F# → F#m, E → Em). Или повышаются/понижаются определённые ступени. Получается, что в последовательности добавляются аккорды и не из этой мажорной тональности: в связке с B – C, G, D и др.

Распространённые аккордовые прогрессии в Си мажоре:

  • B – E – F# – B
  • E – B – F# – B
  • B – E – B – F#
  • B – E – C#m – F#
  • C#m – F# – B
  • B – F# – G#m – E
  • B – G#m – E – F#
  • блюзовый квадрат: B – B – B – B – E – E – B – B – F# – E – B – F#

Песни с аккордом B

Упрощённый вариант B в песнях Егора Летова:

Ещё темы в тональности Си мажор:

  • Penny Lane – The Beatles
  • Limelight – Rush
  • Take It to the Limit – The Eagles

Ну и наверняка, в других песнях ваших любимых групп, исполнителей будет аккорд B. Просто в последовательности, или как главный, основной – в тональности Си мажор. Так что у вас будет возможность ещё попрактиковаться в аппликатурах.

На этом занятие по аккорду Си мажор завершаем. Какие-то изученные формы B вы будете применять чаще, какие-то реже. Это нормально. Но всё равно пробуйте вносить разнообразие в аккомпанемент при помощи оттенков мажора в разных вариантах. Так можно добиться неповторимого, красивого звучания. Гитарного вдохновения! Да прибудет с вами весёлая муза! И, конечно же, в Си мажоре… 😉

Источник

Оцените статью