- Обозначение нот и тональностей латинскими буквами
- Название нот на латинском
- Обозначение диезов и бемолей буквами
- Буквенное обозначение тональностей
- Kiwi Language Studio
- Языковая студия Kiwi
- Нотная грамота по-английски
- Теория
- Обозначения нот на письме:
- Сокращения
- Сокращёная запись для некоторых языков:
- Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
- Ноты на фортепиано
- Оглавление
- Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
- Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
- Интервалы между нотами
- Буквенные обозначения нот
- Деление на октавы
- «Нот всего семь»
- Упражнения и вопросы для самоконтроля
Обозначение нот и тональностей латинскими буквами
Начинающие музыканты рано или поздно столкнуться с условными обозначениями нот буквами. Знания буквенных обозначений тональностей и нот необходимо на всех уроках в музыкальной школе, для игры аккордовых последовательностей к песне, ноты буквами записываются в музыкально-теоретических пособиях (гаммы, аккорды, ступени, тональности).
На самом деле все просто: за отправную точку берем ноту ля и от нее выстаиваем латинский алфавит. Таким образом получаем:
Название нот на латинском
Обозначение диезов и бемолей буквами
Диез (#) — к букве, обозначающей ноту, приписываем is. Например: фа-диез — Fis, ре-диез — Dis.
Бемоль (b) — к букве, обозначающей ноту, приписываем es. Например: ре бемоль — Des, соль-бемоль Ges. Си бемоль уже обозначен, к букве B дописывать ничего не надо. Нота ми бемоль записывается Es, ля бемоль — As.
Буквенное обозначение тональностей
Если требуется написать мажор, буквы будут большими. Если минор — маленькими.
До мажор — С dur, Си бемоль мажор — B dur, Фа диез мажор — Fis dur
Ля минор — a moll, си минор — h moll, ми бемоль минор — es moll
Источник
Kiwi Language Studio
Языковая студия Kiwi
Нотная грамота по-английски
Современная музыкальная нотация (notation), она же нотное письмо, универсальна почти во всех языках. Для записи какой-либо мелодии (melody) используют нотный стан (stave) и сами ноты (notes). Для словесного обозначения нот в английском языке чаще всего используются буквы латинского алфавита, реже — названия, похожие на привычные нам русские:
До — C; do
Ре — D; re [reɪ]
Ми — E; mi [miː]
Фа — F; fa [fɑː]
Соль — G; sol
Ля — A, la [lɑː]
Си — B; si [siː ], ti [tiː]
Помимо нот в нотном стане встречаются знаки альтерации (accidentals):
Бемоль – flat (понижение стоящей справа от него ноты на один полутон (брит. semitone/амер. halftone))
Диез – sharp (повышение стоящей справа от него ноты на один полутон)
Бекар — natural (отмена ранее назначенного знака бемоль или диез)
Дубль — double
Лады: (tonality / mode)
Мажор — major
Минор – minor
Гамма – scale
до диез — C sharp
ре бемоль — D flat
ля мажор — A major
соль минор — G minor
гамма до мажор — scale of C major; C major scale
гамма соль минор — scale of G minor, G minor scale
Ключи (clefs):
басовый ключ — bass [beɪs] clef, F clef
скрипичный ключ — treble clef, G clef
Источник
Теория
Обозначения нот на письме:
Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.
RU * | EN | Lat | ES | I | F | D | NL | DK | S | FI |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До | c | C | do | do | ut | C | c | c | c | c |
До-диез | c-sharp | Cis | do sostenido | do diesis | ut dièse | Cis | cis | cis | ciss | cis |
Ре-бемоль | d-flat | Des | re bemol | re bemolle | ré bémol | Des | des | des | dess | des |
Ре | d | D | re | re | ré | D | d | d | d | d |
Ре-диез | d-sharp | Dis | re sostenido | re diesis | re dièse | Dis | dis | dis | diss | dis |
Ми-бемоль | e-flat | Es | mi bemol | mi bemolle | mi bémol | Es | es | es | ess | es |
Ми | e | E | mi | mi | mi | E | e | e | e | e |
Фа-бемоль=Ми | f-flat=e | Fes | fa bemol | fa bemolle | fa bémol | Fes | fes | fes | fess | fes |
Фа | f | F | fa | fa | fa | F | f | f | f | f |
Ми-диез=Фа | e-sharp=f | Eis | mi sostenido | mi diesis | mi dièse | Eis | eis | eis | eiss | eis |
Фа-диез | f-sharp | Fis | fa sostenido | fa diesis | fa dièse | Fis | fis | fis | fiss | fis |
Соль-бемоль | g-flat | Ges | sol bemol | sol bemolle | sol bémol | Ges | ges | ges | gess | ges |
Соль | g | G | sol | sol | sol | G | g | g | g | g |
Соль-диез | g-sharp | Gis | sol sostenido | sol diesis | sol dièse | Gis | gis | gis | giss | gis |
Ля-бемоль | a-flat | As | la bemol | la bemolle | la bémol | As | as | as | ass | as |
Ля | a | A | la | la | la | A | a | a | a | a |
Ля-диез | a-sharp | Ais | la sostenido | la diesis | la dièse | Ais | ais | ais | aiss | ais |
Си-бемоль | b-flat | B | si bemol | si bemolle | si bémol | B | bes | b | b | b |
Си | b | H | si | si | si | H | b | h | h | h |
* Обозначенные языки:
- RU — Русский (Russian)
- En — Английский (English)
- Lat — Латынь (Latina)
- Es — Испанский (Spanish)
- I — Итальянский (Italian)
- F — Французский (French)
- D — Немецкий (German)
- NL — Нидерландский (Dutch)
- DK — Датский (Danish)
- S — Шведский (Swedish)
- FI — Финский (Finnish)
Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).
Сокращения
Часто используются сокращения:
Например для записи на английском:
- вместо -flat -> -f
- вместо -sharp -> -s
- вместо -flatflat -> -ff
- вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)
Для записи на испанском:
- вместо -sostenido -> -s
- вместо -bemol -> -b
- Дубль-диез -ss
- Дубль-бемоль -bb
Сокращёная запись для некоторых языков:
Rus | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си-бемоль | Си |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
nederlands | c | d | e | f | g | a | bes | b |
arabic | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
catalan | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
deutsch | c | d | e | f | g | a | b | h |
english | c | d | e | f | g | a | bf | b |
espanol | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
italiano | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
norsk | c | d | e | f | g | a | b | h |
portugues | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
suomi | c | d | e | f | g | a | b | h |
svenska | c | d | e | f | g | a | b | h |
vlaams | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
Rus | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль |
---|---|---|---|---|
nederlands | -is | -isis | -es | -eses |
arabic | -d | -dd | -b | -bb |
catalan | -d/-s | -dd/-ss | -b | -bb |
deutsch | -is | -isis | -es | -eses |
english | -s/-sharp | -ss/-x/-sharpsharp | -f/-flat | -ff/-flatflat |
espanol | -s | -ss | -b | -bb |
italiano | -d | -dd | -b | -bb |
norsk | -iss/-is | -ississ/-isis | -ess/-es | -essess/-eses |
portugues | -s | -ss | -b | -bb |
suomi | -is | -isis | -es | -eses |
svenska | -iss | -ississ | -ess | -essess |
vlaams | -k | -kk | -b | -bb |
В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.
Источник
Ноты на фортепиано
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.
Оглавление
Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.
Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.
Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.
Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:
При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.
Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.
Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.
Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.
Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.
С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.
Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.
Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.
Интервалы между нотами
Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Буквенные обозначения нот
Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.
В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.
Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.
Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.
Деление на октавы
Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.
Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.
При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.
«Нот всего семь»
Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.
Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
- Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
- Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
- Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
- Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
- Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
- Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
- Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
- Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
- Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
- Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
- Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
- Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник