Ноты антифоны изобразительные римского корсакова

Ноты антифоны изобразительные римского корсакова

Литургия. Антифоны. Ноты и песнопения

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Антифон 1,2 Обиход, глас 1 (греческий)
2. Антифон 3. Блаженны. Обиход. Глас 1
3. Антифоны 1,2. Старинный распев
4. Антифоны 1,2. Старинный распев двухголосный
5. Антифон 3. Блаженны. Знаменный распев
6. Антифоны 1,2. Малый знаменный распев
7. Антифон 1,2 и Блаженны. Мотив Саровской пустыни
8. Антифоны 1,2 Покровского монастыря
9. Антифоны 1,2 и «Единородный сыне» малого знаменного распева
10. Блаженны, Киевское
11. Антифоны 1,2. и Блаженны Знаменный распев
12. Блаженны, древнего распева
13. Антифон 1,2 и Блаженны, Вологодская
14. Антифоны 1,2 и «Блаженны» На 8-й стихирный глас
15. Антифон 1, Дивеевский
16. Антифон 1,2, знаменный
17. Антифон 1,2_ Напев Оптиной Пустыни, гарм. Гончарова

18. Антифон 1,2 на мотив «Благословлю Господа»
19. Антифон 1, Соловьёв
20. Антифон 1,2 и Блаженны, подобен «Царице моя»
21. Блаженны, киевский распев, Гончаров
22. Блаженны, московский напев, Гончаров
23. Блаженны, лаврский напев
24. Блаженны, Лапаев
25. Блаженны, подобен «Небесных чинов»
26. Блаженны, обиходного гапева
27. Блаженны, Полтавская
28. Блаженны, гл.6, подобен «Тридневен»
29. Блаженны, Туманов
30. Блаженны 6 глас, сокращённый болгарский напев
31. Антифон 1, И. Флегменко
32. Архиеп. Никанор (Надеждин). Второй антифон «Хвали, душе моя, Господа»

Читайте также:  Доклад для музыкальной школы аккордеон

Источник

Ноты антифоны изобразительные римского корсакова

В сборнике «Антифоны изобразительные» представлены первые два псалма 102-й «Благослови, душе моя, Господа. » и 145-й «Хвали, душе моя, Господа. » Эти псалмы поются в самом начале Литургии и очень важно, чтобы пение этих псалмов сразу настроило молящихся и служащих на внимательный молитвенный лад. В старину эти псалмы пелись идущими по дороге в храм. Само слово антифоны означает, что псалмы должны петься попеременно двумя хорами. И если имеется такая возможность, то очень желательно следовать этой уставной традиции.

Когда-то давно, когда я ещё девочкой пела на левом хоре в практике нашего храма попеременно исполнялись только праздничные антифоны, а в обычные воскресные дни правый хор всегда исполнял первый антифон разных авторов (М. М. Ипполитова-Иванова, Г. Давидовского, Н. Леонтовича и других), а мы на левом хоре неизменно пели вторый антифон Греческого распева (правда, в ред. Н. В. Лебедева).

Затем, когда я сама стала регентом на только что основанном приходе мы долгое время не могли петь ничего другого как те же антифоны на первый глас Сокращенного греческого распева, и даже, когда я спустя год моей регентской практики купила такой незаменимый для сельских хоров сборник Красногорского монастыря, то разнообразить пение антифонов не удалось, ведь в сборнике при всём его разнообразии, два первых изобразительных антифона были представлены всё тем же первым гласом. Впрочем и во многих других сборниках при всём изобилии прочих песнопений, именно первые два антифона не отличаются разнообразием. Чуть позже я всё же добавила в репертуар хора антифоны Старинного и Малого знаменного распева.

Но с тех пор прошло много лет и издано много сборников, много нот выложено на разных сайтах в сети Интернет. И, надо сказать, очень многие из них простых распевов, пригодных для попеременного исполнения. Многие из них расписаны на подобны, и не требуют долго изучения. Поэтому я решила объединить антифоны из разных сайтов и разных сборников в один. Задача оказалась нелегкой. И я долгое время не могла её завершить. Постоянно находились ещё какие-то новые распевы псалмов, которые я считала необходимым включить в свой сборник.

И уже когда я работу над сборником практически закончила и решила добавить чуть больше аудио-примеров, то нашла ещё 30 файлов, достойных того, чтобы быть включенными в данный сборник. В сборнике представлены песнопения преимущественно для разных небольших хоров (я не включала в него чересчур сложные песнопения) и ансамблей: для одноголосных, двухголосных, трехголосных и четырехголосных однородных и смешанных хоров.

В сборнике представлено более ста уникальных песнопений, более 280-ти файлов (многие распевы представлены в переложениях для разных хоров, некоторые в разных тональностях и разных наборах), более 40 аудиофайлов.

Песнопения каких распевов и авторов включены в сборник?

  • Амвросианского напева
  • Андреевское
  • с аудиозаписи хора Свято-Духова монастыря
  • Афонского напева
  • на «Благословлю Господа»
  • Болгарского распева
  • Большого распева (перевод Б. П. Кутузова)
  • Византийского распева
  • Вологодское клиросное
  • Галицкое
  • Греческого распева
  • Григорианского напева
  • Грузинское
  • Дивеевское
  • Знаменного распева
  • Малого знаменного распева
  • Киево-Печерской Лавры
  • Киевского распева
  • Лаврские
  • Московского распева
  • Ново-Иерусалимского напева
  • Распев Ново-Тихвинского монастыря, глас 5-й
  • Обиходного распева
  • Напева Оптинской пустыни
  • Петропавловское
  • из нот Покровского женского монастыря г. Киева
  • Придворного распева
  • Саровского распева
  • Синодального хора
  • Солнцевское
  • Напев Соловецкого монастыря
  • По напеву «Спутника псаломщика»
  • Старинного напева
  • Супральского распева
  • Напев Троице-Сергиевой Лавры
  • Строчное
  • Е. Азеева
  • А. Алексеевой
  • Д. В. Аллеманова
  • С. В. Алиманова
  • митр. Илариона (Алфеева)
  • А. Архангельского
  • Н. Белова
  • Г. Бручальского
  • И. Валяева
  • К. К. Варгина
  • Гастева
  • А. Глаголева
  • Н. Голованова
  • Горянский
  • А. Гречанинова
  • Грибовича
  • А. Гринченко
  • Р. Гурко
  • Г. Давидовского
  • Ельцева
  • Ерхана
  • Есина
  • Г. Жавров
  • игум. Феофана Зиборова
  • С. И. Зубачевский
  • П. Иванова-Радкевича
  • архиеп. Ионафана (Елецких)
  • М. М. Ипполитова-Иванова
  • Вик. С. Калинникова
  • Н. Н. Кедрова-отца
  • А. Клепцина
  • В. Ковальджи
  • И. Колчина
  • А. Конева
  • Ю. Б. Костюк
  • А. И. Краснотовского
  • Н. Куплеваского
  • Г. Н. Лапаева
  • Н. Леонтовича
  • А. Ф. Львова
  • С. М. Ляпунова
  • Майкл Азовских
  • Н. В. Матвеева
  • архим. Матфея (Мормыля)
  • свящ. А. Машкова
  • А. Меркулова
  • Д. В. Миниотаса
  • К. Миронова
  • Г. Музыческу
  • Неизвестного автора
  • архиеп. Никанора (Надеждина)
  • А. Н. Николаева (Струмски)
  • Озерова
  • Ордынского
  • Ю. Орлова
  • Ю. Петренко
  • В. Райко
  • Речкунова
  • Н. Римского-Корсакова
  • архим. Романа Подлубняка
  • С. Рябченко
  • С. Сегаля
  • Сепфоры
  • А. С. Сибирского
  • Е. Ф. Степанова
  • Ткаченко
  • А. А. Третьякова №3
  • С. Трубачева
  • А. Е. Туренкова
  • В. В. Файнера
  • И. Флегменко
  • Д. Христов
  • Цезарь де Заккариис
  • П. Чеснокова
  • Я. Чмелева
  • К. Шведова
  • И. Шульги

Зачем нужно такое разнообразие?

Для того, чтобы вы могли выбрать именно те распевы, которые будут удобны для вашего хора, выбрать удобную тональность, удобное расположение и даже наиболее удобный нотный набор. И из всего этого разнообразия останется 10-20 песнопений, действительно актуальных для конкретного хора на данное время. Для регента же важно иметь в своей библиотеке большой репертуар, так как состав хора время от времени меняется, как в лучшую сторону, так и в худшую, к сожалению, и не всегда то, что пелось раньше удобно для исполнения сейчас.

Конечно же, совершенно нет необходимости покупать мой сборник «Антифоны изобразительные», ведь все песно-пения находятся в свободном доступе в Интернете (кроме некоторых, набранных мною лично). Но с другой стороны, найти что-либо в Интернете порой занимает время. А бывает и такое, что и у себе на компьютере отыскать конкретный файл нелегко, хотя точно помнишь, что сохранял. В данном же сборнике всё собрано вместе. Все файлы рассортированы по видам хоров и в алфавитном порядке. Поэтому выбор остается за вами.

С учетом всего времени, которое я затратила на создание этого сборника — цена очень даже смешная. Всего лишь 75 гривен, или 2.7 доллара, или 197 российских рублей.

Почему так дешево?

Во-первых, несмотря на то, что я потрудилась собрать и организовать все эти файлы воедино, издание этого сборника было бы не возможным без труда многих регентов и других наборщиков, которые набрали все эти файлы, без труда тех, кто сканировал сборники и выкладывал в Интернет. В данном сборнике очень много антифонов Вологодского хора в редакции И. Валяева. Аудио-файлы так же представлены либо трудом наборщиков с помощью программы, либо же это живое исполнение разных хоров. В данном случае это коллективный труд сотен людей.

Во-вторых, я бы не хотела, чтобы цена сборника ограничивала вашу возможность сэкономить время и воспользоваться преимуществами сборника.

В-третьих, данная цена действует только до окончания праздников, а именно до отдания Крещения. Но не откладывайте покупку надолго — время летит быстро и вы можете в праздничной суете просто забыть, что хотели приобрести сборник, и пропустите самую выгодную цену.

Каждому 25-му покупателю секретный бонус в подарок!

Стоимость бонуса от 60 до 400 гривен. Но описание бонуса будет доступно лишь призовым покупателям — на то он и секрет!

А можно ли бесплатно?

На создание этого сборника я потратила ни один десяток часов и мне жалко его отдавать бесплатно. Но первую версию данного сборника я дарю совершенно бесплатно каждому моему подписчику сразу же после подписки на обновления сайта «В помощь регенту». Правда, в первой версии нет аудио-примеров и нотных файлов меньше ста.

Обратите внимание!

Сборник «Антифоны изобразительные» предоставляется в электронном виде в течение суток после оплаты. Я ничего не высылаю почтой, а после поступления оплаты Вам высылается ссылка для скачивания сборника.

Источник

Ноты антифоны изобразительные римского корсакова

Божественная Литургия представляет собой целый ряд незримых этапов, ступеней, постигая которые, человек поднимается к Богу, восходит в Благословенное Царство Святой Троицы. Традиционным начальным этапом является усвоение вдохновенного материала ветхозаветных псалмов.

За исключением двунадесятых праздников, в воскресные и праздничные дни после Великой ектении поются «изобразительные псалмы Давида» — 102-й и 145-й, пророчески изображающие милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через воплощение Сына Божия. Их называют «антифоны», потому что они должны петься на два хора попеременно.

В Божественной Литургии три антифона, которые разделяются двумя малыми ектениями, состоящими из первого и двух последних прошений Великой ектении. Первоначально указанные (или другие приуроченные празднику) псалмы пелись во время торжественных процессий, направлявшихся к церкви для совершения Литургии. В наши дни они стали неотъемлемой частью службы, и представляют собой радостное приготовление к дальнейшему её ходу.

Размышляя о назначении антифонов Божественной Литургии, Симеон Солунский пишет: «Иереи после Великой ектении читают в алтаре молитвы, нося образ небесных чинов; певцы поют антифоны, изображая лик пророков, и разделяют их на три статьи в честь Троицы; в них прежде поют они стихи, избранные из псалмов, а потом песни новой благодати; и словами псаломскими возвещают предсказанное древними воплощение Слова Божия, песнями новой благодати указывают уже на самую благодать совершившуюся и на Сына Божия воплотившегося и всё для нас соделавшего».

После второго антифона всегда поется гимн императора Юстиниана «Единородный Сыне» — песнь веры в божественность Иисуса Христа и Его воплощение, распятие и воскресение ради нашего спасения. Это песнопение является связующим звеном, объединяющим ветхозаветный богослужебный материал (в данном случае стихи псалмов) с дальнейшим новозаветным.

В обычные воскресные дни третий антифон составляют Заповеди блаженства из Нагорной проповеди ( Мф. 5:3-12 ). «Блаженства» поются с припевом — словами благоразумного разбойника на кресте: Помяни меня (нас), Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 ).

Источник

Архимандрит мормыль

Архимандрит мормыль

Литургия

Антифоны изобразительны

Благослови

  • Абрамов
  • Агафонников
  • Азеев
  • Александров
  • арх. Ионафан
  • Багрецов
  • В. Волна
  • Войленко
  • Войленко (1)
  • Гастев
  • Добромыслов
  • Ерхан
  • Жбанова
  • Жбанова №2 (ж.х.)
  • Зверев
  • Иванов
  • Ильин
  • Ипполитов-Иванов
  • Король
  • Мосягина
  • Музыческу
  • Накаряков
  • прот. Петр Бережнев
  • Речкунов
  • Селивановский
  • Сербский напев
  • Снежинский
  • Третьяков
  • Третьяков
  • Файнер
  • Флегменко
  • Флегменко (ориг.)
  • Харитонов
  • Чесноков
  • Чесноков (перел. для муж.хора)
  • Шведов
  • Шевцов

Хвали душе моя

  • Азеев
  • по Александрову ред. арх. Ионафана
  • Аллеманов
  • Бутомо
  • В. Волна
  • Горянский
  • Грибович
  • Ерхан
  • Жбанова
  • Жбанова №2 (ж.х.)
  • Зажигин
  • Зубачевский перел. Цыркова
  • Ильин
  • Ильин (1)
  • Ковальджи №4
  • Меркулов
  • Накаряков
  • напев Свято-Даниловского монастыря
  • Петренко
  • по Ипполитову-Иванову изл. Калугиной
  • Покровского женского монастыря
  • Туренков
  • Флегменко
  • по Чеснокову пер. Цололо
  • Ярай

Антифоны вседневные

  • Киевский распев
  • Обиходный распев

Единородный Сыне

  • А.Чесноков
  • Азеев
  • Алексеева №2
  • Алексеева №3
  • Алексеева
  • Архангельский (древн.)
  • Беляев
  • Березовский
  • Богданова
  • Богословский
  • Болгарский распев изл. Чеснокова
  • Бортнянский
  • Бутомо №1
  • В.Волна
  • Валаамск.расп. (упрщ.)
  • Валаамский распев
  • Валаамский распев 1
  • Ведель
  • Верхановский (жен.хор)
  • Вифляев
  • Войденов
  • Гаврилов
  • Галицкий напев
  • Герасимовское-Киевское
  • Глас 5 подобен «Радуйся» перел. арх. Ионафана
  • Гречанинов ор. 29 № 2b
  • Грибович
  • Грибович 1
  • Григорьев
  • Гречанинов (перелож.для муж.хора Чесноков)
  • Давыдов
  • Дворецкий
  • Дилецкий
  • Ершов
  • Жбанова (ж.х.)
  • Зиновьев
  • Знаменный расп.
  • Кастальский (муж.хор)
  • Кастальский (смеш.хор широкое)
  • Кастальский (смеш.хор)
  • Кастальский 1
  • Кедров-отец
  • Киевский расп. Чесноков
  • Киевский расп. Кастальский
  • Киевский расп.
  • Копылов
  • Костюк
  • Крылов
  • Куликович
  • Лебедев
  • Лирин №3
  • Лирин №4
  • Лирин №6
  • Лирин
  • Лупенко ред. Емельянова
  • Львовский
  • Мясников
  • Никольский
  • Носов
  • Орлов
  • Палиев (Палиашвили)
  • Панфилов
  • Покровский
  • Попов
  • Речкунов
  • Рябченко
  • С. Рябченко
  • С.П.М.
  • Сарти
  • Сарти 1
  • Седмиезерской пустыни
  • Сербское перелож. Азеев
  • Скитское Моск.Рождеств.монастыря
  • Слонов
  • Соловецкий распев
  • Соловьев
  • Старинный расп.
  • Старорусский
  • Третьяков 1
  • Третьяков
  • Турчанинов №1
  • Турчанинов №2
  • Турчанинов (др .вариант набора)
  • Файнер (3хголосн)
  • Христов
  • Царицын
  • Цоцоло
  • Чесноков
  • Черепнин
  • Черепнин (перелож.для м.х.Чесноков)
  • арх. Ионафан (Елецких)
  • арх. Матфей
  • иером. Нафанаил

Во Царствии Твоем

  • *** (1)
  • *** (2)
  • Алексеева
  • Алтобасов
  • Андреев
  • Архангельский
  • Богословский
  • Болграский расп. 6 гл.
  • Бутомо
  • Веретенников
  • Волынское
  • Глаголев
  • Греческий расп. гл.1
  • Греческий распев гарм. Алексеевой
  • Дивеевское
  • Жбанова
  • Жбанова №2 (ж.х.)
  • Звоник
  • Зиновьев
  • Знаменный расп.
  • Игнатьев
  • иг. Силуан (Туманов) №3 Московский напев (м.х.)
  • Калишевский
  • Киевский расп.
  • Костич
  • Кравцов
  • Кустовский
  • Ледковский
  • Лаврское
  • Лагунов
  • Лапаев
  • Макаров
  • Макурин
  • Мироносицкий 1
  • Мироносицкий
  • Московский напев
  • Московский напев перел.Шиляева
  • Мурачёв
  • Мясников 1
  • Мясников
  • Накаряков
  • Неизвестный автор 1
  • Неизвестный автор
  • Одесское
  • Оренбургское
  • Палиев (Палиашвили)
  • Полторухин
  • Райко
  • Распопов
  • Саровский напев
  • Соколов
  • Соловецкий распев
  • Старинный напев
  • Флегменко
  • Фрунза
  • Харитонов
  • Чистяков
  • Шевцов
  • Шмелькова
  • Яхонтов перел. Жбанова
  • Иларион (Алфеев)
  • арх. Матфей
  • изл. арх. Матфея
  • гл. 6 подобен «Яко по суху»
  • Иларион (Алфеев) перел. Алексеева
  • соло Т. или С.
  • подобен «Днесь висит на древе»

Приидите поклонимся

  • Алексеева
  • Большого Успенского собора
  • Бутомо
  • Валаамский напев
  • Вифляев
  • Греческий распев гарм. Бирюкова
  • Давыдов
  • Давыдов (1)
  • Егоров
  • Жбанова (ж.х.)
  • Зиновьев
  • Знаменный распев гарм. Металлова
  • иг. Никифор
  • Кравцов
  • Лирин
  • Мясников
  • Напев Ниловой пустыни
  • Обиходный напев
  • Орлов
  • Палиев (Палиашвили)
  • Покровский
  • Попов-Платонов
  • Протопопов
  • Разумовский
  • Рябченко
  • Скрипченко
  • Смирнов
  • Чистяков
  • Чесноков (м.х)

Святый Боже

  • Агиос о Феос И. Харитонов (м.х.)
  • Агиос о Феос Лебедев
  • mm
  • Автор неизвестен
  • Азеев
  • Азеев, Строкин
  • Андреев
  • Алтобасов
  • арх. Ионафан
  • Архангельский
  • Афонский, Багрянцов
  • Белов
  • Богословский
  • Буйлов
  • Валаамский, Болгарское
  • Византийское
  • Виноградов
  • Витошинский
  • Глинской пустыни перел. Маркова
  • Голубев
  • Гончаров, Львов
  • Горошко
  • Греческое по напеву непорочнов
  • Греческое
  • Греческое, Греческое
  • Громов
  • Давидовский
  • Давыдов
  • Данилин
  • Довгань
  • Егоров
  • Емельянов
  • Емельянов №2
  • Ершов
  • Жбанова №1, 2
  • женское, ***
  • Зайцев
  • Звоник
  • Звоник, Троице-Сергиевой Лавры
  • Зиновьев
  • Зинченко
  • Знаменное, Опекаловское
  • Знаменный распев перел.Кастальского
  • Знаменный распев перел.Кастальского (ж.х.)
  • Калинников
  • Кедров — отец
  • Копылов, Корнилов
  • Король, ***
  • Красностовский
  • Кравцов, Васильевское изл. Валяева
  • Кудрявцев
  • Кумановский
  • Кустовский
  • Лапшин
  • Лебедев
  • Лебедев №2
  • Лирин
  • Ломакин, Суслов
  • Мелодия XVII века
  • Метелёва
  • митр. Иннокентий
  • Молдавское
  • Молдавское Гольтисон, Гурьевское
  • Морозов
  • Мясников
  • Нечушкин
  • Панченко
  • Палиев (Палиашвили)
  • Подольский
  • Покровский
  • Попов-Платонов
  • Потапенко
  • Потоцкий
  • Почаевское, Киевское перел. Голованова
  • Почаевское, Неизвестный
  • Проценко
  • Распопов
  • Рябченко, ***
  • Рябченко (соло сопрано)
  • Сапожников
  • Сичинский
  • Скворцов
  • Скрипников
  • Соловьев
  • Сорокин
  • Староболгарское
  • Стеценко
  • Ступницкий (дуэт с хором)
  • Толгское
  • Угро-Русское,***
  • Украинское
  • Феофан, ***
  • Харьковское
  • Хиндрикс
  • Чайковский упрощ.
  • Чесноков ор.42 №3
  • Чесноков
  • Чесноков (1)
  • Чесноков ор.38 №1
  • Шипулин
  • Шишкин, ***
  • Шмелькова №3
  • Ярославское, о. Сергий

Елицы

  • Ведель
  • Дегтярев
  • Знаменное
  • Знаменный распев пер. Кастальского
  • Знаменный распев пер. Кастальского (ж.х.)
  • Знаменный распев перел. Яичкова
  • Извеков
  • Киево-Печерской Лавры, Корнилов
  • Лавинов, Трио
  • Леонтович
  • Мясников
  • На мелодию «Adeste fideles»
  • Обиходный напев, Из придворного обихода
  • Пасхальное, Санько
  • Почаевское
  • «Староболгарское» Овчинников
  • Сунгуров
  • Туренков
  • Февролин, Неизвестный автор
  • Чесноков

Аллилуиа

  • ***, Жбанова
  • Азеев, КПЛ, Степанов
  • Андреев-Оксар, Сухумское
  • Архангельский, Киевская
  • Архангельский, Неизвестный
  • Бабенко, Макурин
  • Галицкий напев
  • гл. 5 Соловьев, Московское
  • гл. 8 Знаменное, Васильев
  • Греческий распев, гл. 3 КПЛ
  • Зиновьев, Жбанова №2
  • Знаменная, Зиновьев
  • Зорин, Пикардийское
  • Аллилуия КПЛ 8-ми гласов
  • Лебедев, Чайковский
  • Львов №1, Машков
  • Макурин, Почаевская
  • Малашкин, Болгарский напев
  • Московская
  • Оплетина, Извеков
  • Райко
  • С.П.М.
  • Сандер, Жиров
  • Сапожников
  • Сегаль
  • Сербский напев, Мосягина
  • Серсавий обр. Людкевича
  • Стеценко, Галицкое
  • Украинское, Архангельский
  • Февролин, Архангельский
  • Хазова, Неизвестный
  • Шевцов, Знаменная гарм. Матфея
  • Шишкин, Знаменное
  • Шмелькова

Херувимская песнь

  • неиз.автор 1
  • неиз.автор 2
  • A.V.Prof
  • kart-kahet.
  • А.Г.Чесноков ор. 8 №12
  • Абросимов
  • Азеев
  • Алексеева №13
  • Алексеева №15
  • Алексеева
  • Аллеманов №3
  • Алябьев
  • Алфеев (митр. Иларион)
  • Андриенко №5
  • Анцев
  • Аренский №2
  • Андрианов
  • Бабаева
  • Бахметев
  • Белов №3
  • Бернер №6
  • Березовский
  • Богданов 1
  • Богданов
  • Богомолов
  • Богомолов (2 голосн.)
  • Бойко
  • Болгарск.расп
  • Бортнянский №1
  • Бортнянский №3
  • Бортнянский №5
  • Бортнянский №6 (2х строчный вариант)
  • Бортнянский №6 (4х строчный вариант)
  • Бортнянский №7
  • Бутомо
  • Варламов жен.хор
  • Варламов №1
  • Ведель 1
  • Ведель
  • Веретеников
  • Верхановский
  • на «Видя разбойника» П.Г.Чесноков
  • Виноградов 1
  • Виноградов
  • Вифляев
  • Владимирская
  • Владимирская ред. Кастальского
  • Георгиевская
  • Гиренко
  • Глинка
  • Голицин
  • Голованов (На «Видя разбойник»)
  • Голованов
  • Гольтсон
  • Гончаров
  • Григорьев
  • Грузинская 2
  • Грузинская Метелёва
  • Грузинская
  • Давыдов 1
  • Давыдов
  • Дворецкий
  • Денисенко
  • Донская
  • Древняя Львов
  • Древняя Львовский
  • Дьячевский
  • Дьячковская
  • Еремин №2
  • Жбанова №1
  • Жбанова №2
  • Жбанова №3 (3-х гол.)
  • Жбанова №3 (4-х гол.)
  • Жбанова №4 (ж.х.)
  • Запеска
  • Зиновьев
  • Зиновьев (1)
  • Иерихонская
  • Кавказская Овчинников
  • Калинников упр.
  • Калинников
  • Калинников
  • Кастальский (жен.детск хор)
  • Киевский жен.хор
  • Киевский расп.
  • Колесниченко
  • Копылов №2
  • Копылов №3
  • Копылов №4
  • Копылов №5
  • Король №4
  • Король «Усть-Каменогорская»
  • Корсунский
  • Кравцов №7
  • Кравченко
  • Красностовский
  • Крупицкий
  • Кустов
  • Лавров 1
  • Лавров
  • Лавская Компанейский
  • Лапаев №4
  • Лебедев
  • Лирин №2
  • Лирин №3
  • Лирин №4
  • Ломакин №4
  • Ломакин №8
  • Ломакин №9
  • Луппов
  • Лысев
  • Львовский «Органная»
  • Львовский «Органная» (4-хстрочн)
  • Львовский «Органная» (м.х.)
  • Львовский «Органная» перел. Жбановой (ж.х.)
  • Лядов
  • Металлов
  • Метелёва №2
  • Метелёва №4
  • Мещевская
  • Михель
  • Мокраньац
  • на тему музыки «Моцарта»
  • Музыческу
  • Мушенко
  • Неизвестный автор
  • Нижегородская
  • Обиходная №1
  • Обиходная №2
  • Обиходная №7
  • Обиходная гарм. Жданова №3
  • Обиходная гарм. Жданова
  • Оранский
  • Оренбургская
  • Остроглазов
  • Палиев (Палиашвили)
  • Перголези (м.х.)
  • Питерская
  • Полтавская
  • Полуэктов
  • Почаевская 1
  • Почаевская
  • Почаевской лавры
  • Пронин подобен «Видя разбойник»
  • Пружков
  • Ручкин
  • Сарти
  • Сахновский
  • Селеччи
  • Сельская
  • Семенов
  • Сербская
  • Сербский распев (малая)
  • Сидельников
  • Симоновская гарм. Алексеевой
  • Симоновская
  • Скворцов
  • Скитская
  • Словнов ор. 18
  • Смирнов
  • Соколов №2
  • Соколов №3
  • Соколов №4
  • Соколов
  • Софрониевская Фатеев
  • Софрониевская Чесноков
  • Софрониевская
  • Софрониевская гарм. Кастальского
  • Софрониевская гарм. Кастальского (АТБ)
  • Софрониевская гарм. Кастальского (ж.х.)
  • Спасская
  • Старинный распев
  • Старо-Симоновская
  • Старо-Симоновская гарм. Кастальского
  • Старо-Симоновская гарм. Кастальского (ж.х.)
  • Старо-Симоновская гарм. Кастальского (АТБ)
  • Старорусский
  • Степанов ред. Февролина
  • Степанов
  • Стеценко
  • Стрелецкая 1
  • Стрелецкая
  • Строкин
  • Танеев
  • Тихов
  • Третьяков №1
  • Третьяков №2
  • Турчанинов 1
  • Турчанинов перел. Февролина
  • Турчанинов №3
  • Турчанинов №4
  • Турчанинов №5
  • Турчанинов
  • Фатеев №1
  • Ходоровский
  • Чайковский №1 (9 дух.-муз.соч.)
  • Чайковский №2 (9 дух.-муз.соч.)
  • Чайковский №3 (9 дух.-муз.соч.)
  • Чайковский (Чесноков муж.хор)
  • Чемеров
  • Чесноков
  • Чесноков (муж.хор)
  • Чесноков ор.3 №1
  • Чесноков ор.7 №1
  • Чесноков ор.27 №5
  • Чистяков №1
  • Шварц
  • Шмелькова №2
  • Шмелькова №4
  • Шмелькова №9
  • Яичков
  • Яциневич №2
  • Яциневиц
  • арх. Ионафан
  • гарм. Ковалевского
  • гарм. Лабинского
  • иером. Викторин
  • на «коль Славен»
  • обиход 1772г. перел. Азеев
  • подобен «Благообразный Иосиф»
  • подобен «Видя разбойник» гарм. Бирюкова №4
  • подобен «Видя разбойник»
  • подобен «Радуйся» перелож. Бирюкова
  • прот. Ник.Гурьянов
  • свящ. Васильев «Чудная»
  • неизв.авт.

Отца и Сына

  • Большого Успенского собора, Лапаев
  • Большое, Тележинский
  • Гольтисон, Громов
  • Гончаров (соло сопрано)
  • Гончаров, Григорьев №1
  • Давыдов
  • Евтушенко, Григорьев №2
  • Емельянов
  • Еремин
  • Жбанова
  • Жбанова №2 (ж.х.)
  • Задонский +++
  • Зорин (соло баритона)
  • Извеков
  • КПЛ, Киевское
  • Коваленко (соло альта)
  • Концевич
  • Листопадов (соло сопрано)
  • Матчинский
  • Накаряков, Чесноков
  • Неизвестный автор, Лирин
  • Пархоменко, Жбанова
  • Рубцов (дуэт с хором)
  • Смоленский, знаменный распев
  • Соловьев, Ведель
  • Стеценко, Слонов
  • Топоров, Алтобасов
  • Файнер, Мушенко
  • Византийское + просительная ектения
  • Горячев + просительная ектения
  • Киевское + просительная ектения
  • Уральское Согомонян + просительная ектения

Символ веры

  • Березовский
  • Вифляев
  • Давыдов
  • Попов-Платонов
  • Пюхтицкая
  • Смирнов-Фролынский

Милость мира

  • *** (1)
  • A.P.Prof
  • Алексеева №3
  • Антонова
  • «Аркадетта» Фрунза
  • Архангельский (древняя)
  • Архангельский №2
  • Архангельский №3
  • Архангельский №4
  • Архангельский №5
  • Архангельский №6
  • Архангельский №7
  • арх. Феофан (Большое)
  • Афонская
  • Афонский напев
  • Березовский
  • Бабаева
  • Багрецов
  • Базарнов
  • Баньковский №1
  • Богданов
  • Богданова
  • Варапаева
  • Васильев
  • Ведель
  • Вениамин
  • Виноградов
  • Виноградова
  • Вифляев
  • Вологодское
  • Воронин
  • Гиренко №2
  • Гиренко №3
  • Гончаров
  • Григорьев
  • Дивидовский
  • Давыдов
  • Дмитриев
  • Дьячковская
  • Дьячковское
  • Еремин
  • Жбанова №3 (САБ)
  • Жбанова №3
  • Жбанова
  • Жбанова №4 (ж.х.)
  • Заболотный
  • Захаров
  • Зверев
  • Зиновьев
  • Зиновьев (1)
  • Зиновьев №2
  • Златоустаго
  • Знаменная
  • Знаменный распев
  • Иванов №2
  • Иерусалимская
  • Ильинского скита
  • Калинников (перел.для муж.хора Чесноков)
  • Кастальский (жен.детск.хор)
  • киевское (ин) Чесноков
  • Киевская Кастальский
  • Киевская Чесноков упр.1
  • Киевская Чесноков упр.
  • Киевска Чесноков
  • Киевская Иларион (Алфеев)
  • Ковальджи № 13
  • Копылов №3
  • Копылов
  • Кравцов
  • Красностовский
  • Красовский
  • Куралесин
  • Кустов
  • Лапаев
  • Ледковский
  • Лирин №1
  • Лирин №2
  • Лукьянов
  • Львовский
  • Макурин
  • Матчинский
  • Медведев
  • Метелёва №2
  • Метелёва №7
  • Монастырское
  • Морозов
  • Мясников
  • Никольский ор.31 №11
  • Никольский №2
  • Никольский №3
  • Никольский А.
  • Носов №1
  • Носов №2
  • Обиходная
  • Овчинников №2
  • Овчинников
  • Орлов №2
  • Палиев (Палиашвили)
  • Петрушевский (жен.хор)
  • Распопов №5
  • Распопов №77
  • Ростовское перел.Степанова
  • Рябченко
  • Сандер
  • Семенов
  • Сербская №2
  • Сербская
  • Сидоров (ж.х.)
  • Симоновское
  • Слонов
  • Смоленский
  • Соколов
  • Соколов №2
  • «Староболгарское» Христов
  • Старо-Симоновское
  • Степанов
  • Строкин
  • Струмский
  • Тобольский
  • Толстокулаков
  • Третьяков
  • Трубачев (4х голосн.)
  • Трубачев
  • Турчанинов №2
  • Фатеев 1
  • Фатеев 2
  • Фатеев
  • Феофановское
  • Феофан обр. Зазвонова (м.х.)
  • Христов (трио)
  • Чесноков 1
  • Чесноков ор 10 №4
  • Чесноков ор 33 №3
  • Чесноков ор.42 №6
  • Чесноков ор.48 № 3
  • Чистяков №4
  • Чистяков
  • Яичков
  • Ярославская перел. Львова
  • Ярославская
  • Яшвили
  • Ионафан перел. Алексеева
  • Ионафан простое
  • иером. Виктор
  • иером. Викторин
  • на разорение Москвы 1812г
  • №3
  • Скитская

Милость мира на литургии

  • Александров
  • Альбанов
  • Греческий расп. перел. Азеев
  • Греческий расп. перел. Турчанинов
  • Жбанова
  • Извеков перел. Февролина
  • Киевский распев перел. Карпова
  • Киевский расп. перел. Смоленского
  • Киевский расп. Чесноков, перел. Константинова
  • Киевский расп. перел. Осоргина
  • Киевский расп.
  • Кощиц
  • Мелодия обихода 1772г
  • Неизвестный автор
  • Самусенко
  • Стеценко

Тебе поем

  • Византийское
  • Гольтисон
  • Дмитриев
  • Кастальский (жен.детск.хор)
  • Неизвестный
  • Мокраняц
  • Палиев (Палиашвили)
  • Рожнов
  • Смирнов
  • Чайковский (9 дух.муз.соч.)
  • Файнер

Достойно есть

  • Азеев
  • Азеев №2
  • Алексеева
  • Архангельский
  • Архангельский (1)
  • Архангельский №3
  • Бахметьев
  • Березовский
  • Белов
  • Богданов
  • Бортнянский
  • Буйлов
  • Бутомо
  • В.Волна
  • Валаамское
  • Верета
  • Византийское
  • Викторов
  • Гайворонский
  • Галицкий напев
  • Галицко-волынский напев гарм. арх. Ионафана
  • Герцог Лейхтенбергский
  • гл.1 подобен «Обьятия отча»
  • гл.1 подобен «Небесных чинов»
  • гл.2 подобен «Егда от древа»
  • гл.2 Корецкий
  • гл.3
  • гл.3 Знаменный распев
  • гл.4 Знаменный распев
  • гл.4 Оптинский напев подобен «Свыше зван»
  • гл.4 подобен «Дал еси знамение»
  • гл.5 подобен «Радуйся»
  • гл.6 Болгарский распев
  • гл.6 подобен «Волною морскою»
  • гл.6 Знаменный распев
  • гл.6 напев Оптиной пустыни
  • гл.6 Оптинский напев подобен «Тридневен»
  • гл.6 подобен «Все отложше»
  • гл.7
  • гл.8 Оптинский напев
  • гл.8 Сербский напев
  • Гречанинов
  • Гречанинов (Чесноков муж.хор)
  • Греческий распев перел. Чеснокова ор. 33
  • Грузино-Кахетинский распев
  • Давыдов
  • Денисова
  • Денисова (1)
  • Динев
  • Елисеев
  • Емельянов
  • Жбанова
  • Жбанова №2 (ж.х.)
  • Зиновьев
  • Знаменный распев гарм. Трубачева
  • Знаменный распев
  • Знаменный распев (1)
  • Зосимовский распев
  • Иванов
  • иером. Викторин
  • иером. Нафанаил
  • Кандыков
  • Кастальский
  • Кастальский (жен.детск.хор)
  • Киевский распев
  • Киевский распев перел. Балакирева
  • Концевич
  • Копылов
  • Корсунский
  • Кравцов
  • Красностовский
  • Куликович
  • Лирин
  • Лирин №4
  • Ломакин
  • Лушников
  • Львов №2
  • Львов Входное
  • Максименко
  • Маркевич
  • Металлов
  • Метелёва
  • митр. Илларион (Алфеев)
  • Монастырское перел. Иванова Радкевича
  • Музыческу
  • Накаряков
  • Орлов
  • Палиев (Палиашвили)
  • Петренко
  • Попов
  • Почаевское на разорение Москвы
  • Райко
  • распев царя Феодора
  • распев царя Феодора гарм. Осоргина и Кедрова
  • Распопов
  • расшифровка Ефимова
  • Рукин
  • Рютов
  • Семенов
  • Сербская мелодия
  • Сербский распев
  • Слонов
  • Старо-Симоновское
  • Третьяков
  • Третьяков (упрощ.)
  • Турчанинов №1
  • Турчанинов №2
  • Турчанинов №3
  • Файнер
  • Хазова
  • Чайковский
  • Чайковский (9 дух.муз.соч.)
  • Чесноков обр. гл. 3
  • Чесноков ор. 7 №3
  • Чесноков ор.27 №7 Болгарский распев
  • Чесноков ор. 33 №7
  • Чесноков ор. 38 №3
  • Чичагов
  • Яичков
  • Яичков №2
  • Яковлев

О Тебе радуется

  • Алексеева
  • Бортнянский
  • В. Волна
  • гл. 8 Знаменный распев
  • Греческий распев
  • Греческий распев перел. Виноградова
  • Греческий распев перел. Смоленского
  • Греческий распев перел. Смоленского (упрощ.)
  • Греческий распев перел. Трубачева
  • Греческий распев перел. Турчанинова
  • Данилин
  • Данилин 1
  • Жданов
  • Ильин
  • Ильин №2
  • Львовский
  • Музыческу
  • Рябченко
  • Самусенко
  • Чесноков
  • Чесноков (1)
  • Чесноков ор.27 №8 Знаменный распев

Отче наш

  • Агренев-Славянский
  • Аренский
  • Арнольд
  • Багрецов
  • Бортнянский
  • Бурцев
  • Васянович
  • Васильев
  • Виноградов
  • Галуппи
  • Мелодия Глинской пустыни
  • Дубенский
  • Завадский (соло сопрано)
  • Зиновьев
  • Ипполитов-Иванов
  • Кастальский (женский или детский хор)
  • Кедров
  • Кедров № 3
  • Киселев
  • Кольцов
  • Лирин
  • Маслов
  • Микулин
  • Неберо
  • По Римскому-Корсакову
  • Почаевской лавры
  • Почаевской лавры (1)
  • Распопов (соло бас)
  • Смирнов
  • Смирнов гл. 6
  • Соколов
  • Степанов
  • Теняков
  • Федоров
  • Хиндрикс
  • Чайковский
  • Чайковский (9 дух.муз.соч.)
  • Шульгин
  • Яичков

Един Свят

  • Давыдов
  • Ипполитов-Иванов
  • Киевское, КПЛ
  • Орлов, Дорунян

Причастны

  • В память вечную (Березовский)
  • В память вечную (Греческий распев)
  • В память вечную (Ломакин)
  • В память вечную (Ломакин (1)
  • В память вечную (Римский-Корсаков)
  • В память вечную (Чесноков)
  • Во всю землю (Березовский)
  • Во всю землю (Галахов)
  • Во всю землю (Римский-Корсаков ред. Мошегова)
  • Знаменася на нас (Алексеева)
  • Знаменася на нас (Березовский)
  • Знаменася на нас (Мошегов)
  • Знаменася на нас (Римский-Корсаков)
  • Радуйтеся праведнии (Березовский)
  • Радуйтеся праведнии (Ломакин)
  • Радуйтеся праведнии (по Бортнянскому)
  • Радуйтеся праведнии (Римский-Корсаков)
  • Спасение соделал (Римский-Корсаков ред. Мошегова)
  • Творяй Ангелы (Березовский)
  • Творяй Ангелы (Виноградов)
  • Творяй Ангелы (Воротников)
  • Творяй Ангелы (Греческий распев гарм. Трубачева)
  • Творяй Ангелы (Мошегов)
  • Творяй Ангелы (Танеев)
  • Творяй Ангелы (Римский-Корсаков)
  • Творяй Ангелы (Ручкин)
  • Хвалите Господа с Небес
  • Хвалите Господа с Небес (Арнольд)
  • Хвалите Господа с Небес (Бахметьев)
  • Хвалите Господа с Небес (Бортнянский)
  • Хвалите Господа с Небес (Бортнянский №2)
  • Хвалите Господа с Небес (В. Волна)
  • Хвалите Господа с Небес (Грузинское)
  • Хвалите Господа с небес (Жбанова) (ж.х.)
  • Хвалите Господа с Небес (Ильин)
  • Хвалите Господа с Небес (Ломакин)
  • Хвалите Господа с Небес (Ломакин 1)
  • Хвалите Господа с Небес (Лядов)
  • Хвалите Господа с Небес (Потулов)
  • Хвалите Господа с Небес (Пуччини обр. Мошегова)
  • Хвалите Господа с Небес (Римский-Корсаков)
  • Хвалите Господа с Небес (Римский-Корсаков) (обычный распев)
  • Хвалите Господа с Небес (Старинная простая мелодия)
  • Хвалите Господа с Небес (Чесноков ор. 10 № 5)
  • Хвалите Господа с Небес (Яичков)
  • Чашу спасения (Березовский)
  • Чашу спасения (Воротников)
  • Чашу спасения (Ковальджи)
  • Чашу спасения (Лирин)
  • Чашу спасения (Ломакин)
  • Чашу спасения (Лядов)
  • Чашу спасения (Римский-Корсаков ред. Мошегова)
  • Чашу спасения (Трубачев)

Тело Христово

  • Автор неизвестен
  • Болгарский расп., КПЛ «Удивися Иосиф»
  • Болгарский расп.
  • Бортнянский
  • Грузинский расп.
  • Дылевский
  • Емельянов
  • Жбанова (ж.х.)
  • Знаменный расп.
  • Зуева
  • Киевский распев
  • Нафанаил
  • Римский-Корсаков адапт. Мошегова
  • Рябчиков
  • Сербский напев
  • Соловьев
  • Яшвили

Буди Имя Господне

  • Ведель
  • Галицкое
  • Галицкое (Рясне)
  • Григорьев
  • Никольский
  • Правдолюбов, Ведель
  • Рябчиков
  • Рябчиков (1)
  • Смоленский

Окончание литургии

  • Архангельский
  • Ведель
  • гл. 2 Корецкое
  • Дорунян
  • Малахов
  • Шмелькова
  • Видехом свет истинный Жбанова
  • Да исполнятся Знаменное

Великого Господина

  • Архангельский
  • Жбанова
  • Полянский
  • Чесноков
  • прот. Вячеслав Дылевский

28 ноября 2015 г.

Накануне дня памяти апостола и евангелиста Матфея мы беседуем с благочинным Высоко-Петровского мужского монастыря Москвы иеромонахом Матфеем (Мунтяну). Отец Матфей в свое время был келейником знаменитого лаврского Бати – регента, профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля), почившего в 2009 году. О духовном родстве и совместных именинах двух Матфеев, о белом парамане и «перелинке», подаренных Батей своему келейнику, о духовных уроках отца Матфея – наш разговор.

Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото: С.Власов

– Отец Матфей, дата 29 ноября для вас особая, причем вдвойне. Как вы обычно отмечаете двойной праздник – день ангела и хиротонии? На ваш взгляд, как в принципе христианин должен проводить день именин?

– В праздник апостола Матфея, в день нашего с архимандритом Матфеем ангела, шесть лет назад меня рукоположили в иеромонахи. Мне было 26 лет. К сожалению, двумя месяцами ранее – в сентябре 2009 года – батюшка отошел ко Господу и не увидел моего пострига и хиротонии.

Как это всегда делал мой учитель отец Матфей (я пел в его хоре), именины я отмечаю литургически – воздавая молитвенно хвалу Господу. А накануне готовлю подарки.

– Вы не ослышались. Батя всегда говорил: «В день своего ангела нужно не столько получать, сколько – отдавать». Поэтому в свой праздник я вручаю гостям книги, молитвословы, иконочки своего ангела и прочее.

Помнится, именины отца Матфея мы всегда отмечали ранней Литургией, которую он совершал сам в боковом приделе лаврского Трапезного храма. Потом все шли в спевочную, которая располагалась в колокольне, устраивался небольшой фуршет. Многочисленные студенты, певчие, коллеги и друзья (всего человек 200) поздравляли именинника, преподносили ему, прежде всего, Богородичную просфору, цветы и подарки. Если в этот день в Лавре был владыка Феогност, он тоже присоединялся к поздравлениям. Потом все подходили под благословение к виновнику торжества, и в этот момент отец Матфей каждому дарил что-то от себя.

Архимандрит Матфей (Мормыль) на вручении церковного ордена

Главное, с чего должен начинаться день ангела христианина, – это Литургия, соборное благодарение Бога

Поэтому для меня именины – этакое взаимообогащение, в первую очередь духовное, поскольку главное, с чего должен начинаться день ангела христианина, – это Литургия, соборное благодарение Бога, совместная радость во Христе.

– Неудивительно, ведь архимандрит Матфей говорил, что Литургия – это малая Пасха, которую необходимо всегда служить как в последний раз, на последнем дыхании. Богослужение было его стихией.

– Верно. Еще он говорил так: «Проклят всякий, кто делает дело Божие с небрежением». Он до последнего не оставлял любимого дела. Даже когда уже сидел в коляске, то, преодолевая физическую немощь, приезжал в храм, чтобы провести службу или очередную спевку.

– А как сейчас в обители преподобного Сергия отмечают памятные даты, посвященные легендарному «голосу» Лавры?

– В день его кончины (с 14 на 15 сентября) все съезжаются в Сергиев Посад, служат Божественную Литургию, панихиду – в общем, молятся, поминают.

– Как вам кажется, было ли что-то общее у отца Матфея с его небесным покровителем – апостолом и евангелистом Матфеем?

– Вы знаете, было очень трогательно, когда уже больного Батю выводили на полиелей под руки и в этот момент пели величание апостолу, где есть такие слова: «И чтим болезни и труды твоя». Ощущение, что пели про отца Матфея.

«Перелинка» для тезки

Архимандрит Матфей (Мормыль) с келейниками

– Вы были келейником архимандрита в течение трех с половиной лет.

– Вместе со мной келейничал мой одноклассник. К слову, сейчас он священник, а я крестный его детей. Средний сын у них с супругой родился 14 сентября, и назвали его Матфеем. Вот такая связь поколений, и мы верим, что это батюшка «сделал» подарок своему келейнику.

А начиналось все так: на втором курсе моего обучения в семинарии меня благословили помогать отцу Матфею. Я был из так называемых «местночтимых», как говорил Батя, – это те студенты, которые живут в Сергиевом Посаде или в его окрестностях. Официально мы могли уходить на все каникулы, но при этом должны были присутствовать на всех лаврских службах, которые нам ставил в расписание регент. Другими словами, мы не несли послушаний в академии, только в Лавре. В этом время батюшка уже серьезно болел, надо было постоянно колоть ему инсулин, периодически ездить в больницу. С каждым годом его состояние ухудшалось.

– Каким образом строился ваш день в «должности» келейника, в чем была ваша основная задача?

– В восемь утра батюшке приносили завтрак, а до этого нужно было его причесать, поставить ему уколы, дать таблетки. У архимандрита Матфея была феноменальная память, поэтому монашеское правило он совершал наизусть. Если в этот день у него были запланированы занятия со студентами, то я помогал ему одеться, собраться, подготовить лекции. Вот так и строился мой день. После окончания семинарии я допел летнюю практику и по распределению уехал в Тулу. Больше мы с батюшкой не виделись.

– Чем стало для вас общение с этим уникальным человеком? Каким он вам запомнился, чему учил, как наставлял в монашеской жизни?

– Как говорится, большое видится на расстоянии, и по-настоящему оценить масштаб личности порой можно только по прошествии какого-то времени. Несомненно одно: отец Матфей – олицетворение монашеского послушания, монашеской учености.

Это человек, который не боялся говорить правду. Не терпел фальши ни в чем

Это человек, который не боялся говорить правду, и он мог сказать ее любому, невзирая на сан и положение. Не терпел фальши (ни в чем), не любил ничего лишнего и наносного, уважал простоту, бегал карьеры. Он не был духовником в общепринятом смысле, придерживался принципа: спросят – ответь, не спрашивают – молчи.

Раньше я этого не осознавал, а теперь, читая труды святителей Иоанна Златоуста или Игнатия (Брянчанинова), иногда ловлю себя на мысли, что узнаю в них отца Матфея. В период нашего с ним общения я еще не был монахом, но в качестве задела на будущее вынес для себя многое.

Архимандрит Матфей (Мормыль) и митрополит Саратовский Лонгин

Запомнилось, как Батя рассказывал, что во время пострига, и особенно в первую из трех ночей, которые новопостриженный проводит в храме, нужно быть очень внимательным, так как в это время можно увидеть своего нового ангела-хранителя. Возможно, он говорил об этом, опираясь на собственный опыт, а может, иносказательно – утверждать не берусь. Но тот факт, что в постриге мне нарекли такое же имя, как и у него, – безусловно, не случайность. В жизни христианина, а тем более монаха, нет ничего случайного, всё происходит согласно Промыслу Божию. В нашу последнюю встречу отец Матфей подарил мне параман. Параман интересный: не привычного черного, а белого цвета.

Но самая главная память у меня о батюшке – это его «перелинка», как он называл свою маленькую короткую мантию. Он страдал гландами, легко простывал (все-таки человек южный), а «перелинка» шерстяная, она его грела. Отец Матфей был в ней на всех службах. Когда я хожу в ней по монастырю, меня нередко принимают за католика или старовера. (Улыбается.) Вот такое благословение – «святынька» от Матфея «старшего» Матфею «младшему».

Батя очень хотел, чтобы я стал послушником в Лавре, но я не представлял, как буду вставать на братское правило в пять утра. Это сейчас выработалась привычка, а тогда… (Смеется.) К тому же я видел себя в более спокойном, уединенном месте.

– Выходит, Высоко-Петровский монастырь в центре столичного мегаполиса – тот самый случай, когда человек предполагает, а Бог располагает? Ведь теперь вы живете на куда более оживленной территории, чем Лавра. Хотя в самой обители святителя Петра Московского на Петровке удивительным образом сочетается несочетаемое: это тихая пристань в бушующих стихиях городской жизни.

Монашество – внутреннее состояние. Но к пониманию этого надо прийти

– Монашество не зависит от количества проживающих в обители насельников, зданий и прочего – это внутреннее состояние. Но к пониманию этого тоже надо прийти. Ну, и не будем забывать о том, что всё течет, всё меняется. С возрастом я полюбил рано вставать. Даже если тяжело порой подняться на полунощницу, потом всё равно ощущаешь благодать, появляется совершенно другой настрой.

Что касается Высоко-Петровского монастыря, действительно, есть незримое ощущение, что находишься за городом, а не в суетной Москве, и это отмечают многие. Братия в обители немногочисленная, и это помогает выстроить нормальные духовные отношения, так как мы уже хорошо знаем друг друга. Поэтому в какой-то мере мечта о тихом монастыре сбылась. (Улыбается.)

Иеромонах Матфей (Мунтяну)

– Вы помните день, когда отца Матфея не стало?

– Я как раз был в Лавре по делам и намеревался заехать к нему в больницу. Но не успел. Мне позвонил его келейник отец Андрей и сказал: «Бати больше нет»… Проститься с батюшкой съехалось очень много народу, одних только архиереев было человек 10. И то, что похоронили его на территории Лавры, – говорит само за себя.

Беседовала Христина Полякова

Русская Православная Церковь

Матфей, епископ Сурожский (Андреев Геннадий Львович)

Дата рождения: 18 мая 1971 г.

Дата хиротонии: 15 ноября 2015 г. Дата пострига: 24 октября 2015 г. День ангела: 29 ноября

Страна: Великобритания Биография:

Родился 18 мая 1971 г. в Тамбове. Крещен в младенчестве. В 1978-1988 гг. обучался в средней школе № 8 г. Тамбова.

В 1991 г. закончил Тамбовское епархиальное училище.

В 1993 г. окончил факультет иностранных языков Тамбовского государственного педагогического института (по специальности английский и французский языки). В 1993-2009 гг. работал преподавателем английского и французского языков в средней школе с. Бокино Тамбовского р-на Тамбовской обл.

В 1991 г. проходил стажировку в Университете Нортумбрии (г. Ньюкасл, Великобритания). В 1997 г. прошел курс дистанционного обучения Университета г. Манчестер.

В 1991-1998 гг. нес послушания алтарника и иподиакона в Покровском соборе г. Тамбова.

1 марта 1998 г. архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) рукоположен в сан диакона, а 4 октября 1998 г. — в сан иерея. Нес послушания настоятеля храма свт. Николая Мирликийского в с. Бокино Тамбовского р-на (1998-2005 гг.), клирика Казанского монастыря г. Тамбова (2005-2008 гг.), ключаря Покровского собора г. Тамбова (2008-2009 гг.).

В 2000-2005 гг. обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

В 1998-2009 гг. — заведующий отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии. В 2005-2009 гг. исполнял послушание помощника проректора, а в 2008-2009 гг. — первого проректора Тамбовской духовной семинарии.

18 мая 2008 г. епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием возведен в сан протоиерея.

Решением Священного Синода от 27 июля 2009 г. (журнал № 74) направлен на пастырское служение в Сурожскую епархию.

В 2009-2010 гг. — настоятель прихода свт. Кентигерна г. Глазго, благочинный епархиальных округов Шотландии и Северной Англии. С 2010 г. — ключарь ставропигиального прихода Покрова Пресвятой Богородицы в г. Манчестер, благочинный епархиальных округов Северной Англии и Уэльса, начальник миссионерской службы Сурожской епархии.

В 2008 г. поступил в Московскую духовную академию, откуда перевелся в 2011 г. в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 64) избран епископом Скопинским и Шацким.

24 октября 2015 г. в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы наместником обители игуменом Парамоном (Голубкой) пострижен в монашество с именем Матфей в честь ап. и ев. Матфея.

27 октября 2015 г. в Донском монастыре митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 5 ноября 2015 г. в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы. Хиротонисан 15 ноября за Божественной литургией в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) назначен управляющим приходами Московского Патриархата в Италии с титулом «Богородский» и настоятелем ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г. Риме, с освобождением от управления Скопинской епархией.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 116) назначен Преосвященным Сурожским с освобождением от управления приходами Московского Патриархата в Италии.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 66) назначен временным управляющим Патриаршими приходами в Канаде.

Решением Священного Синода от 15 октября 2018 г. (журнал № 77) назначен временным управляющим Патриаршими приходами в США.

1993 г. — Тамбовский государственный педагогический институт.

2005 г. — Московская духовная семинария (заочно).

Московская духовная академия, Общецерковная аспирантура и докторантура.

Место работы: Патриаршие приходы в США (Временный управляющий) Место работы: Патриаршие приходы в Канаде (Временный управляющий) Епархия: Сурожская епархия (Правящий архиерей)

Источник

Оцените статью