Литургия архиерейского чина
Последование архиерейской службы включает последование архиерейского чина, изложенное специально для клироса. Важную роль играют практические рекомендации, позволяющие регенту вовремя начать и закончить пение отдельных эпизодов службы с архиереем. Публикация содержит также эпизоды хиротонии и последование освящения храма. В конце книги имеется нотное приложение с особо яркими песнопениями архиерейской службы. Для всех интересующихся православным богослужением.
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Песнопения для встречи и облачения архиерея
Епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской православной духовной семинарии:
Когда я был еще школьником, мне довелось в составе паломнической группы нашего прихода молиться у святынь одного из наших прославленных монастырей. Был престольный праздник, служил архиерей, на богослужение был приглашен один из известных церковных хоров Москвы. Духовенство вышло на встречу архиерея, но хора всё еще не было. И тогда замечательный батюшка, ныне покойный протоиерей Петр Деревянко, собрал из числа служившего в тот день духовенства хор и четко, без ошибок пропел встречу и облачение архиерея. К первому антифону Литургии приехал столичный хоровой коллектив, который и продолжил пение службы.
Мне этот случай запомнился, и когда я сам стал иподиаконом-регентом у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, то часто думал, а что бы я делал в подобной ситуации. К счастью, я ни разу больше в подобном приключении не участвовал, но слышал от собратьев по службе, что у других архиереев такое бывало.
В разных храмах поют разного уровня хоры. Если, например, на небольшой сельский приход приезжает архиерей, то или местному хору приходится учить новый нотный материал для его встречи, или настоятелю необходимо приглашать более опытный хор из другого храма.
В помощь регентам и певчим я предпринял попытку разработать несложный для исполнения чин архиерейской встречи и облачения, основанный на обиходных напевах. Все песнопения положены на гласы, по возможности уставные для каждого из них. По этим нотам встречу и облачение епископа может спеть любой смешанный или однородный хор на четыре, три, два голоса или даже в унисон.
В публикации приводится изложение для однородного мужского хора. Его легко можно переложить для любого другого состава.
Источник
Ноты архиерейской встречи с тобой
Устав всенощного бдения для хора:
На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:
1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);
2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.
Можно тропарь повторить два раза.
3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.
4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.
Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.
Далее вся Всенощная идет обычным чином.
После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).
Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).
По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:
– тропарь или величание праздника (не спеша);
– “Утверждение на тя надеющихся. ”;
– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).
Устав Божественной литургии для хора:
Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.
Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.
Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.
1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.
Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).
Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:
Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.
После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.
Источник
Архиерейское богослужение.
Клирос ⇒ Архиерейское богослужение.
Сообщение Татоша » 08 май 2012, 18:41
Сообщение Герда » 08 май 2012, 18:48
Сообщение Факел » 08 май 2012, 18:51
Сообщение Герда » 08 май 2012, 18:53
Татоша: то еще есть особенности на всенощной, кроме окончания?
Сообщение Jane » 08 май 2012, 18:59
Да, у него удобные пособия!
Девочки, а освящение храма архиерейским чином? Никто не сталкивался? Что там особенного?
К нам всё обещают пожловать, освятить. А у меня хор как назло — кто на сессиях, кто вообще сменил ПМЖ, кто заболел. Вообщем взяли новеньких, учим, опять частенько двухголосие звучит .
А нас особо зараннее прадупреждать не будут. Вот мне уже и ужастики снятся порой — архиерейская служба и мы в терцию сквирчим.
Сообщение Герда » 08 май 2012, 19:12
Jane, освящение идет как обычно, а литургия потом с архиерейскими наворотами
Добавлено спустя 11 минут 2 секунды:
Сообщение Татоша » 08 май 2012, 19:38
Источник
—>Шкаф с нотами —>
Песнопения Божественной Литургии
Ектения великая. Д. Соловьев, из церковно-певческого сборника pdf Ектения великая. С. Смоленского, из церковно-певческого сборника pdf
Ектения великая. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Изобразительны Афонского роспева в обр. арх. Матфея (Мормыля), одн. х. 1_pdf 2 pdf
Антифоны изобразительные, греч. росп. см. х. из Церковно-певч. сборника pdf
Антифоны изобразительные. Киевского росп. и и в ред. архиеп. Никанора. Из Церковно-певч. сборника pdf
Праздничные антифоны Воздвижения из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Рождества Христова из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Богоявления из Церквно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Недели Ваий из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Пасхи из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Вознесения из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Пятидесятницы из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Преображения из Церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Единородный Сыне. Лаврское, см. х. pdf
Единородный Сыне Гречанинова 1 2
Единородный Сыне иером. Нафанаила pdf
Единородный Сыне. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Единородный Сыне. Подборка из церковно-певческого сборника 1.pdf 2.pdf
Малая ектения после «Единородный Сыне». Столповой роспев, из церковно-певческого сборника pdf
Блаженны первого гласа греческого роспева pdf
Блаженны Киево-Печерского роспева восьми гласов pdf
Тропари (Блаженны) Знаменного роспева в гармонизации для см. х. ЦПС pdf
Приидите, поклонимся. Знаменное одноголосие pdf
Приидите, поклонимся. Неизвестный автор, четырехголосие pdf
Приидите, поклонимся. Того же, для Воскресных дней pdf
Приидите, поклонимся. Обычный роспев. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Знаменный роспев, № 1. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Знаменный роспев, № 2. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Священника Разумовского. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Столповое. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Чайковского. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Сокращенный знаменный роспев. Гармонизация Соловьева. Церковно-певческий сборник pdf
Воскресные тропари восьми гласов, гармонизация греч. росп., см. х., цпс pdf
Господи, спаси благочестивыя. Муз. Покровского, см. х. pdf
Трисвятое Староболгарское, однор. хор pdf sib
Трисвятое Болгарское, гарм. для женского хора pdf
Трисвятое на японском языке pdf
Трисвятое обычного роспева, цпс pdf
Елицы во Христа крестистеся, однор хор sib
Елицы во Христа крестистеся, обычного роспева, цпс. pdf
Кресту Твоему обычного роспева, цпс pdf
Сугубая ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf
Cугубая ектения. Знаменный роспев, гармонизация А. Кастальского, из церкковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения из церковно-певческого сборника pdf
Cугубая ектения. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения. Киевский напев, из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения Московского напева из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения Киевского роспева из церковно-певческого сбоника pdf
Ектения об оглашенных. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf
Херувимская песнь знаменного роспева, крюковая нотация pdf
Херувимская песнь знаменного роспева, четырехголосие pdf
Херувимская песнь знаменного роспева. Гармонизация Соловьева. Церковно-певческий сборник pdf
Херувимская песнь Д. Бортнянского №4 №5 №6 №7
Херувимские песни, муз. Д. Карташова №1 №3 №4 №5 №6 №7
Херувимская песнь В. Крупицкого (ЦПС) pdf
Херувимская песнь, свящ. Металлова pdf
Херувимская песнь, Монастырская, смешанный хор pdf sib
Херувимская песнь, Монастырская, однородный хор pdf sib
Херувимская песнь, Остроглазова, для смешанного хора pdf
Херувимская песнь, Симоновская-Стрелецкая. Д. Соловьев, цпс pdf
Херувимская песнь Софрониевская, гармонизация диакона Илии Ерохина, см. х. pdf
Херувимская песнь столпового роспева, крюковая нотация pdf
Херувимская песнь на «Тебе одеющагося» pdf
Херувимская песнь на «Удивися Иосиф», смеш. хор pdf sib
Херувимская песнь на «Удивися Иосиф», однор. хор pdf sib
Херувимская песнь. Музыка Копылова. № 4. См. х. pdf
Херувимская песнь. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Херувимские песни прот. Петра Турчанинова, шесть, см. х. pdf
Херувимская песнь отца Феликса, трехголосие, однородный хор pdf sib
Просительная ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения № 1. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения № 2. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения из церковно-певческого сборника pdf
Простительная ектения. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения Киевского роспева из церковно-певческого сборника pdf
Отца и Сына и Святаго Духа, из ЦПС 1 2
Милость мира Афонская, см. х. pdf sib
Милость мира, Сербская pdf
Милость мира, Знаменный роспев pdf
Милость мира, муз. Копылова pdf
Милость мира Лисицына, № 6 pdf
Милость мира Кастальского, № 40. См. х. pdf
Милость мира «На разорение Москвы», одн. х. pdf sib
Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, иная, см. х. pdf
Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, на Литургии Василия Великого, см. х. pdf
Милость мира Скитская, см. х pdf sib
Милость мира Скитская, одн. х. pdf sib
Милость мира Чеснокова, № 16 pdf
Милость мира Ярославская № 1, однор. хор pdf sib
Милость мира Ярославская № 2, однор. хор pdf sib
Тебе поем Копылова, для смешанного хора pdf
Достойно есть на «Небесных чинов» pdf
Достойно есть царя Феодора, гармонизация о. Матфея (Мормыля) pdf
Достойно есть. Муз. Елисеева. Для см. х pdf
Достойно есть. Муз. прот. Петра Турчанинова pdf
Достойно есть, сборник 1 2 3
О Тебе радуется, одноголосие, знам. росп, цеф. ключ, два варианта pdf
«Отче наш» Копылова, для смешанного хора pdf
«Отче наш» малого столпового распева, одн. х. pdf sib
«Отче наш». Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Хвалите Господа с небес. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Хвалите Господа с небес. Муз. Копылова. Для смешанного хора pdf
Причастен (киноник) Воскресный, из ЦПС pdf
Под Твою милость. Муз. Копылова. см. х. pdf
«Милосердия двери», Д. Соловьев, см. х., из ЦПС pdf
Окончание Литургии Архангельского, одн. х. pdf sib
Окончание Литургии из Церковно-певческого сборника pdf
ноты единородный сыне скачать херувимская песнь ноти женский хор ноты
Сборники
Архангельский. Литургия древних распевов, сборник pdf
Переложения П. Чеснокова для однородного хора: 1.tif 2.tif 3.tif
Литургия Красногорского монастыря 1.pdf 2.pdf 3.pdf 4.pdf
Палиашвили, Захарий Петрович (1871-1933). Литургия грузинского (карталино-кахетинского) распева для см. х. 1.pdf 2.pdf 3.pdf
Турчанинов Петр, протоиерей. Две Литургии. Сборник pdf
Смоленский. Песнопения Литургии для мужского хора pdf
Источник