Ноты архиерейской встречи с тобой

Литургия архиерейского чина

Последование архиерейской службы включает последование архиерейского чина, изложенное специально для клироса. Важную роль играют практические рекомендации, позволяющие регенту вовремя начать и закончить пение отдельных эпизодов службы с архиереем. Публикация содержит также эпизоды хиротонии и последование освящения храма. В конце книги имеется нотное приложение с особо яркими песнопениями архиерейской службы. Для всех интересующихся православным богослужением.

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Песнопения для встречи и облачения архиерея

Епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской православной духовной семинарии:

Когда я был еще школьником, мне довелось в составе паломнической группы нашего прихода молиться у святынь одного из наших прославленных монастырей. Был престольный праздник, служил архиерей, на богослужение был приглашен один из известных церковных хоров Москвы. Духовенство вышло на встречу архиерея, но хора всё еще не было. И тогда замечательный батюшка, ныне покойный протоиерей Петр Деревянко, собрал из числа служившего в тот день духовенства хор и четко, без ошибок пропел встречу и облачение архиерея. К первому антифону Литургии приехал столичный хоровой коллектив, который и продолжил пение службы.

Читайте также:  Саратовские переборы ноты для гармони

Мне этот случай запомнился, и когда я сам стал иподиаконом-регентом у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, то часто думал, а что бы я делал в подобной ситуации. К счастью, я ни разу больше в подобном приключении не участвовал, но слышал от собратьев по службе, что у других архиереев такое бывало.

В разных храмах поют разного уровня хоры. Если, например, на небольшой сельский приход приезжает архиерей, то или местному хору приходится учить новый нотный материал для его встречи, или настоятелю необходимо приглашать более опытный хор из другого храма.

В помощь регентам и певчим я предпринял попытку разработать несложный для исполнения чин архиерейской встречи и облачения, основанный на обиходных напевах. Все песнопения положены на гласы, по возможности уставные для каждого из них. По этим нотам встречу и облачение епископа может спеть любой смешанный или однородный хор на четыре, три, два голоса или даже в унисон.

В публикации приводится изложение для однородного мужского хора. Его легко можно переложить для любого другого состава.

Источник

Ноты архиерейской встречи с тобой

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

Далее вся Всенощная идет обычным чином.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся. ”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Источник

Архиерейское богослужение.

Клирос ⇒ Архиерейское богослужение.

Сообщение Татоша » 08 май 2012, 18:41

Сообщение Герда » 08 май 2012, 18:48

Сообщение Факел » 08 май 2012, 18:51

Сообщение Герда » 08 май 2012, 18:53

Татоша: то еще есть особенности на всенощной, кроме окончания?

Сообщение Jane » 08 май 2012, 18:59

Да, у него удобные пособия!

Девочки, а освящение храма архиерейским чином? Никто не сталкивался? Что там особенного?

К нам всё обещают пожловать, освятить. А у меня хор как назло — кто на сессиях, кто вообще сменил ПМЖ, кто заболел. Вообщем взяли новеньких, учим, опять частенько двухголосие звучит .
А нас особо зараннее прадупреждать не будут. Вот мне уже и ужастики снятся порой — архиерейская служба и мы в терцию сквирчим.

Сообщение Герда » 08 май 2012, 19:12

Jane, освящение идет как обычно, а литургия потом с архиерейскими наворотами

Добавлено спустя 11 минут 2 секунды:

Сообщение Татоша » 08 май 2012, 19:38

Источник

—>Шкаф с нотами —>

Песнопения Божественной Литургии

Ектения великая. Д. Соловьев, из церковно-певческого сборника pdf Ектения великая. С. Смоленского, из церковно-певческого сборника pdf

Ектения великая. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf

Изобразительны Афонского роспева в обр. арх. Матфея (Мормыля), одн. х. 1_pdf 2 pdf

Антифоны изобразительные, греч. росп. см. х. из Церковно-певч. сборника pdf

Антифоны изобразительные. Киевского росп. и и в ред. архиеп. Никанора. Из Церковно-певч. сборника pdf

Праздничные антифоны Воздвижения из Церковно-певческого сборника pdf

Праздничные антифоны Рождества Христова из Церковно-певческого сборника pdf

Праздничные антифоны Богоявления из Церквно-певческого сборника pdf

Праздничные антифоны Недели Ваий из Церковно-певческого сборника pdf

Праздничные антифоны Пасхи из Церковно-певческого сборника pdf

Праздничные антифоны Вознесения из Церковно-певческого сборника pdf

Праздничные антифоны Пятидесятницы из Церковно-певческого сборника pdf

Праздничные антифоны Преображения из Церковно-певческого сборника pdf

Малая ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf

Единородный Сыне. Лаврское, см. х. pdf

Единородный Сыне Гречанинова 1 2

Единородный Сыне иером. Нафанаила pdf

Единородный Сыне. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf

Единородный Сыне. Подборка из церковно-певческого сборника 1.pdf 2.pdf

Малая ектения после «Единородный Сыне». Столповой роспев, из церковно-певческого сборника pdf

Блаженны первого гласа греческого роспева pdf

Блаженны Киево-Печерского роспева восьми гласов pdf

Тропари (Блаженны) Знаменного роспева в гармонизации для см. х. ЦПС pdf

Приидите, поклонимся. Знаменное одноголосие pdf

Приидите, поклонимся. Неизвестный автор, четырехголосие pdf

Приидите, поклонимся. Того же, для Воскресных дней pdf

Приидите, поклонимся. Обычный роспев. Церковно-певческий сборник pdf

Приидите, поклонимся. Знаменный роспев, № 1. Церковно-певческий сборник pdf

Приидите, поклонимся. Знаменный роспев, № 2. Церковно-певческий сборник pdf

Приидите, поклонимся. Священника Разумовского. Церковно-певческий сборник pdf

Приидите, поклонимся. Столповое. Церковно-певческий сборник pdf

Приидите, поклонимся. Чайковского. Церковно-певческий сборник pdf

Приидите, поклонимся. Сокращенный знаменный роспев. Гармонизация Соловьева. Церковно-певческий сборник pdf

Воскресные тропари восьми гласов, гармонизация греч. росп., см. х., цпс pdf

Господи, спаси благочестивыя. Муз. Покровского, см. х. pdf

Трисвятое Староболгарское, однор. хор pdf sib

Трисвятое Болгарское, гарм. для женского хора pdf

Трисвятое на японском языке pdf

Трисвятое обычного роспева, цпс pdf

Елицы во Христа крестистеся, однор хор sib

Елицы во Христа крестистеся, обычного роспева, цпс. pdf

Кресту Твоему обычного роспева, цпс pdf

Сугубая ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf

Cугубая ектения. Знаменный роспев, гармонизация А. Кастальского, из церкковно-певческого сборника pdf

Сугубая ектения из церковно-певческого сборника pdf

Cугубая ектения. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf

Сугубая ектения. Киевский напев, из церковно-певческого сборника pdf

Сугубая ектения из церковно-певческого сборника pdf

Сугубая ектения Московского напева из церковно-певческого сборника pdf

Сугубая ектения Киевского роспева из церковно-певческого сбоника pdf

Ектения об оглашенных. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf

Малая ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf

Малая ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf

Малая ектения. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf

Херувимская песнь знаменного роспева, крюковая нотация pdf

Херувимская песнь знаменного роспева, четырехголосие pdf

Херувимская песнь знаменного роспева. Гармонизация Соловьева. Церковно-певческий сборник pdf

Херувимская песнь Д. Бортнянского №4 №5 №6 №7

Херувимские песни, муз. Д. Карташова №1 №3 №4 №5 №6 №7

Херувимская песнь В. Крупицкого (ЦПС) pdf

Херувимская песнь, свящ. Металлова pdf

Херувимская песнь, Монастырская, смешанный хор pdf sib

Херувимская песнь, Монастырская, однородный хор pdf sib

Херувимская песнь, Остроглазова, для смешанного хора pdf

Херувимская песнь, Симоновская-Стрелецкая. Д. Соловьев, цпс pdf

Херувимская песнь Софрониевская, гармонизация диакона Илии Ерохина, см. х. pdf

Херувимская песнь столпового роспева, крюковая нотация pdf

Херувимская песнь на «Тебе одеющагося» pdf

Херувимская песнь на «Удивися Иосиф», смеш. хор pdf sib

Херувимская песнь на «Удивися Иосиф», однор. хор pdf sib

Херувимская песнь. Музыка Копылова. № 4. См. х. pdf

Херувимская песнь. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf

Херувимские песни прот. Петра Турчанинова, шесть, см. х. pdf

Херувимская песнь отца Феликса, трехголосие, однородный хор pdf sib

Просительная ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf

Просительная ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf

Просительная ектения № 1. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf

Просительная ектения № 2. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf

Просительная ектения из церковно-певческого сборника pdf

Простительная ектения. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf

Просительная ектения из церковно-певческого сборника pdf

Просительная ектения Киевского роспева из церковно-певческого сборника pdf

Отца и Сына и Святаго Духа, из ЦПС 1 2

Милость мира Афонская, см. х. pdf sib

Милость мира, Сербская pdf

Милость мира, Знаменный роспев pdf

Милость мира, муз. Копылова pdf

Милость мира Лисицына, № 6 pdf

Милость мира Кастальского, № 40. См. х. pdf

Милость мира «На разорение Москвы», одн. х. pdf sib

Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf

Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, иная, см. х. pdf

Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, на Литургии Василия Великого, см. х. pdf

Милость мира Скитская, см. х pdf sib

Милость мира Скитская, одн. х. pdf sib

Милость мира Чеснокова, № 16 pdf

Милость мира Ярославская № 1, однор. хор pdf sib

Милость мира Ярославская № 2, однор. хор pdf sib

Тебе поем Копылова, для смешанного хора pdf

Достойно есть на «Небесных чинов» pdf

Достойно есть царя Феодора, гармонизация о. Матфея (Мормыля) pdf

Достойно есть. Муз. Елисеева. Для см. х pdf

Достойно есть. Муз. прот. Петра Турчанинова pdf

Достойно есть, сборник 1 2 3

О Тебе радуется, одноголосие, знам. росп, цеф. ключ, два варианта pdf

«Отче наш» Копылова, для смешанного хора pdf

«Отче наш» малого столпового распева, одн. х. pdf sib

«Отче наш». Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf

Хвалите Господа с небес. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf

Хвалите Господа с небес. Муз. Копылова. Для смешанного хора pdf

Причастен (киноник) Воскресный, из ЦПС pdf

Под Твою милость. Муз. Копылова. см. х. pdf

«Милосердия двери», Д. Соловьев, см. х., из ЦПС pdf

Окончание Литургии Архангельского, одн. х. pdf sib

Окончание Литургии из Церковно-певческого сборника pdf

ноты единородный сыне скачать херувимская песнь ноти женский хор ноты

Сборники

Архангельский. Литургия древних распевов, сборник pdf

Переложения П. Чеснокова для однородного хора: 1.tif 2.tif 3.tif

Литургия Красногорского монастыря 1.pdf 2.pdf 3.pdf 4.pdf

Палиашвили, Захарий Петрович (1871-1933). Литургия грузинского (карталино-кахетинского) распева для см. х. 1.pdf 2.pdf 3.pdf

Турчанинов Петр, протоиерей. Две Литургии. Сборник pdf

Смоленский. Песнопения Литургии для мужского хора pdf

Источник

Оцените статью