Ноты аромата духов это

Ноты в духах

Ноты в парфюмерии — термин, принятый для обозначения и описания характера аромата через запахи душистых веществ, из которых он состоит. Своим появлением он обязан английскому химику Джорджу Уилсону Септимусу Пиессу и его книге «Искусство парфюмерии» (1857), где он приводит сравнение известных ему парфюмерных ингредиентов и музыкальных нот (а также аккордов, из которых состоят ноты. Теперь под словом «аккорд» в парфюмерии понимается сочетание нескольких похожих по тональности нот). Несмотря на спорный характер теории и отсутствие доказательной базы, идея Пиесса оказалась достаточно популярной — с тех пор ноты стали одним из главных способов сообщить потенциальному покупателю о том, чем пахнут те или иные духи.

Если посмотреть на т.н. ольфакторную пирамиду любой парфюмерной воды или одеколона, можно составить примерное предположение о том, каким будет их аромат, но такой подход работает не всегда: он помогает понять направление запаха (скажем, по парам «уд – ладан» и «огурец – зеленый чай» можно почти наверняка сказать, какая из работ будет более насыщенной). При этом условная комбинация черной смородины, мускуса и малины может пахнуть и ягодным зефиром, и смородиновым кустом, и винтажной помадой. Что это значит?

  • Во-первых, что понятие нот в парфюмерии очень условно: одним и тем же названием бренды могут описывать совершенно разные оттенки запаха. К тому же под любым из терминов скрывается множество нюансов: «роза» в пирамиде может быть связана и с эфирным маслом дамасской розы, и с дамасценонами, и с одной или несколькими синтетическими базами, и много с чем еще.
  • Во-вторых, что иногда для создания нужного эффекта производители прибегают к оригинальным формулировкам, которые стимулируют воображение. Скажем, чтобы сообщить покупателю о свежем характере композиции, маркетолог может указать в списке нот огуречную воду (или кожицу зеленого яблока, или пену шампанского, или что-то в таком духе), даже если в самой формуле нет ни одного вещества, которое бы повторяло их запах.
  • В-третьих, что сочетание нот в рамках одной пирамиды может давать совершенно разный эффект. Условно говоря, если аромату приписывают только один нюанс (например, розы, ванили или жасмина), покупателю, как правило, легче угадать содержимое флакона. Когда же марки упоминают больше одного компонента, может возникнуть путаница — в первую очередь потому что непонятно, запах какого ингредиента окажется наиболее выраженным и как будут расставлены акценты.

Базовые ноты духов

За все время существования специализированной парфюмерной литературы и разнообразных тематических справочников исследователи не раз прибегали к авторским способам классификации нот и аккордов. Одной из самых известных моделей можно считать «колесо» Майкла Эдвардса, автора знаменитого сборника Fragrances of the World. Оно предполагает разделение запахов на 4 смежные категории (восточные, древесные, свежие и цветочные), которые, в свою очередь, включают подгруппы: например, к первым относятся смолы, сандал и пачули, ко вторым — мхи и кожа, далее — зеленые и водянистые душистые соединения; цветочное семейство в теории Эдвардса образуют ароматы свежесрезанных цветов, ягод, пудры и т.д.

На Aromo мы пользуемся линейной структурой: ноты в каталоге разделены по группам, причем некоторые примыкают сразу к нескольким категориям. Вот примеры основных групп нот и их наиболее ярких представителей:

  • цветочные — роза, фрезия, фиалка, пион, магнолия;
  • древесные — сандал, кедр, уд, пачули, кипарис;
  • зеленые — трава, гальбанум, плющ, папоротник, лист инжира;
  • цитрусовые — лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, лайм;
  • фруктовые — малина, яблоко, груша, персик, абрикос.

Принадлежность ноты к тому или иному семейству мы определяем по характеру доминанты. Например, в запахе личи есть оттенки розы и малины, а также легкий акватический нюанс, но поскольку они не выходят на первый план, нота относится к семейству фруктовых.

Описание нот парфюма

Нередко для усиления «рекламного» эффекта ольфакторной пирамиды аромата бренды прибегают к дополнительным описаниям — так в пресс-релизах появляются ноты «чувственной орхидеи», «обжигающей амбры», «хрустящего яблока» и проч. С одной стороны такой подход помогает привлечь внимание клиента, читающего текст, с другой — не дает ему более полного понимания характера запаха: например, «обжигающий» нюанс может быть выражен как оттенками специй, так и духом еще горячего угля.

Этой техникой часто пользуются и в любительских парфюмерных обзорах: например, чтобы описать впечатления от того или иного аромата, блогеры выбирают прилагательные «вкусный», «манкий», «сексуальный» и проч. — при том, что эти понятия достаточно абстрактны и для каждого могут означать разные качества.

Ольфакторная пирамида

Ольфакторная пирамида — специфическая структура, принятая брендами и некоторыми исследователями парфюмерии для описания характера развития запаха. Сторонники «пирамидальной» теории сравнивают процесс раскрытия аромата с тремя «слоями», из которых состоит пирамида — верхним («голова»), средним («сердце») и нижним («база»). Согласно ей, верхние ноты аромата — самые легкие и, соответственно, рассеиваются первыми, затем становятся ощутимы ноты сердца, после — «тяжелые» базовые ноты, остающиеся на коже вплоть до полного испарения духов. Ольфакторная пирамида — не более чем условное обозначение того, как марка видит развитие аромата, соответственно, только лишь с ее помощью сказать что-то о запахе тех или инфо духов затруднительно.

Интересно, что ольфакторная пирамида — не единственная типология, которой пользуются производители; в разное время бренды (преимущественно нишевые) представляли свое видение структуры аромата — в виде звезды, сферы с тремя точками, спирали и проч.

Источник

Все о нотах парфюма

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Главная задача парфюмера – создать правильную композицию. Для этого используются масла, которые обладают различными показателями летучести. Гармоничная композиция создается благодаря парфюмерному аккорду, состоящему из трех видов нот.

Что такое верхние ноты?

Каждая парфюмерная композиция имеет собственную структуру, которая называется пирамидой ароматов или ольфакторной пирамидой.

Первые ноты, с которых человек начинает чувствовать аромат духов, называются верхними. Верхние ноты предназначены для начального восприятия аромата и позволяют составить первое впечатление о парфюмерной композиции. Как правило, в их состав входят чистые и летучие масла. Для них характерны насыщенные и яркие запахи, такие как имбирь, цитрус или лаванда. Чаще всего верхние ноты улавливает только сам владелец парфюма, через непродолжительное время он перестает ощущать аромат на своем теле.

Восприятие аромата зависит именно от того, насколько правильно парфюмер подберет первые нотки.

Если они не привлекают с первого вдоха, вряд ли кто-то станет продолжать знакомство с парфюмом и позволит ему раскрыться в полной мере. Верхние ноты начинают действовать сразу же после того, как вы нанесли парфюм на кожу, но держатся совсем недолго – не более 20 минут. Эту характерную черту стоит принимать во внимание при выборе. Зачастую парфюмерную композицию выбирают по первым нотам, которые ощущаются лишь в самом начале. Но уже через 10 минут они начинают постепенно пропадать, уступая место сердечным нотам. После того как они исчезают, парфюм раскрывается уже совсем иначе: чтобы правильно выбрать подходящий аромат, лучше дождаться его перехода в следующую стадию.

Ноты сердца в парфюмерии

Не стоит приобретать флакон парфюма по первым ощущениям. Конечно, если вам интересно, как будет раскрываться аромат в течение продолжительного времени. Ядро аромата, то есть его главную составляющую представляют ноты сердца или средние ноты, как их еще принято называть. Они раскрываются после того, как прошло время действия предыдущего этапа. В отличие от верхних сердечные ноты держатся гораздо дольше – около 5 часов, но в течение времени они уступают место следующему этапу парфюмерной композиции. Срок их действия зависит от стойкости духов.

Именно сердечная составляющая аромата позволяет судить о типе запаха и качестве парфюма.

Серединные ноты дополняют образ человека, поэтому именно на них стоит обращать внимание при подборе композиции. Следует помнить, что выбор аромата – процесс индивидуальный для каждого. Для того чтобы выбрать подходящий аромат, необходимо ориентироваться на ряд критериев.

Сезон. В зимний сезон лучше использовать парфюм с мягкими ароматами цветов и специй, пряностей и восточных ноток. Для весеннего предпочтительнее яркие парфюмерные композиции, основанные на цитрусовых или фруктовых нотах. Лето – это период, в который эффект от использования духов удваивается, поэтому в этот сезон лучше выбирать ненавязчивые и легкие ароматы, а осень – отличное время для терпких ингредиентов.

  • Возраст. Использование духов многие начинают с самого раннего возраста: в этом случае стоит обратить внимание на линейки без содержания спирта и других раздражающих элементов. Молодые люди, которые предпочитают экспериментировать с ароматами и пробовать новые образы, могут позволить себе яркие и насыщенные композиции с интересными сочетаниями, а также ароматы-унисекс. Чем старше становится человек, тем больше проявляется желание подчеркивать свои достоинства и характерные черты. Для мужчин это может быть сила и брутальность, для женщин – чувственность и притягательность. Взрослым людям лучше отдавать предпочтение выдержанным и дорогим парфюмерным композициям.

  • Стиль. Со спортивным стилем одежды отлично сочетаются ароматы, которые ассоциируются со свежестью и энергичностью: например, цитрус, лайм, бергамот или морской бриз.

Эти же оттенки не будут сочетаться с элегантным роскошным образом: в этом случае лучше выбрать парфюм, который содержит глубокие оттенки в виде ванили, розы, жасмина или пудры.

  • Деятельность. Повседневный парфюм должен быть ненавязчивым и легким – таким, чтобы он воспринимался как естественный аромат кожи. Профессиональная деятельность требует выдержанных, но в то же время спокойных ароматов: например, лавандовых или коричных.

Активное времяпрепровождение прекрасно сопровождают свежие и энергичные тона лайма, лимона, травы или хвои в сочетании с цветочными оттенками, а романтичный вечер скрасит присутствие притягательных ароматов розы, шоколада или пачулей.

Созданию этих нот уделяется большая часть внимания известных парфюмерных брендов.

Сердечные ноты – мягкие и ненавязчивые, ведь резкий запах, который ощущается постоянно, создает неприятное впечатление. Как правило, при их создании парфюмеры делают ставку на одну эссенцию, в то время как другие благоухающие ароматы дополняют ее. Ноты сердца действуют уже не на владельца парфюма, а на окружающих его людей. Их можно отличить по типичным ароматам пряных, фруктовых, цветочных и древесных масел.

Базовые ноты

После испарения нот сердца проявляются базовые ноты, которые чаще называют шлейфом аромата. Само название «базовые» значит то, что они составляют основу парфюма. Это самые тяжелые ноты, которые проявляются позже других. Они придают полноту и законченность, насыщают композицию, придавая глубину оттенку. Первые нотки могут проявиться уже через 30 минут после нанесения. В среднем они держатся около суток, но все зависит от качества и стойкости конкретного парфюма. Стоит заметить, что нижние ноты – самая неожиданная составляющая парфюмерной композиции. Контактируя с разной кожей, на каждом человеке они раскрываются иначе. А это означает, что узнать, как будут звучать базовые ноты при выборе аромата очень сложно.

Единственное, что можно сделать – подождать сутки после нанесения духов.

Шлейф может проникнуть в ноты сердца и создать неповторимый аромат. Базовые ноты делают запах стойким и сильным. Чаще всего их состав основан на древесных, мускусных или амбровых маслах, что добавляет в аромат выдержанную, утонченную темпераментность. Иногда парфюмеры создают аромат методом соотношения разных масел: это придает базе парфюмерной композиции особую яркость и насыщенность.

Базовые ноты ощущаются окружающими людьми. Но спектр распространения аромата гораздо шире, чем у сердечных нот: шлейф некоторых сильных духов может ощущаться на расстоянии 20 метров. Иногда легкий шлейф чувствуется после выветривания. Это происходит из-за того, что нижние ноты оставляют плотный слой на мягких текстурах, таких как волосы или одежда. При этом на коже запах держится гораздо меньше.

Композицию чаще всего представляют в виде треугольника, который олицетворяет собой иерархию элементов. Основание пирамиды составляют самые стойкие эссенции: на них накладываются более летучие масла. Чтобы ольфакторная пирамида была сбалансированной, необходимо правильно сопоставлять пропорции ароматов. Переходы от верхних нот к нижним должны быть плавными и гармоничными: именно по этому критерию зачастую можно определить качественную работу талантливого парфюмера. В идеале переход должен быть незаметным или еле улавливаемым: тогда раскрытие происходит плавно и естественно.

Эта классификация носит общий характер. В наше время, когда химическая промышленность развивается с каждым днем, все чаще можно встретить исключения из правил. Некоторые парфюмерные композиции имеют всего одну ноту, другие – так много, что выделить среди них только три точно не получится, так как ароматы плавно переходят из одного в другой.

Источник

Оцените статью