Обучение Фортепиано
Хрестоматия маленького пианиста. Анна Артоболевская
А. Артоболевская (1905-1988)
великий труд — доброта
Этот сборник Анна Даниловна Артоболевская готовила уже лежа в постели, тяжело больная. Мы, ее помощники, помногу раз перебирали ноты, перекладывали их, дополняя, уточняя, компануя. Анна Даниловна исписывала десятки тетрадок своим, уже деформировавшимся почерком, записывая рекомендации для вводной части. Последние дни, боясь, что она не успеет закончить, я писала ее на диктофон. Она торопилась. Она не могла уйти, не завершив сборник. Слишком много просьб шло к ней — помочь, подсказать, направить. Слишком много писем пришло в ответ на ее предыдущую книжку -„Первая встреча с музыкой», вышедшую в 1985 году.
„Педагогика — это гипертрофированное материнство», — сказала Вера Горностаева на юбилее А. Д. Артоболевской 29 декабря 1985 года. „Материнство» Анны Даниловны было безгранично и бездонно. Поразительно ее отношение к ученикам (а среди них — двадцать три лауреата всесоюзных и международных конкурсов -А. Любимов, А. Наседкин, Л. Тимофеева, С. Слонимский, Т. Федькина, В. Овчинников, Е. Королев, А. Головин, огромное количество профессиональных музыкантов). Анна Даниловна вела дневники, записи, собирала индивидуальные „досье» на каждого из учеников — характер, склонности, этапы развития, трудности и достижения. В ее архиве — целые картонные коробки этих дневников. Она мечтала написать о том, как развивался каждый из ее учеников — какой бы это был учебник истинной педагогики! Не успела.« Моя старость — это хроническое „некогда»», — записала она в своем дневнике еще в апреле 1965 года — когда до старости было очень далеко. Ей всегда было некогда. Ей всегда не хватало времени. Но хватало сердца — на всех, на каждого.
Ее трепетная любовь к ученикам, уважение к их дарованию передавались и коллегам: „Дорогая Анна Даниловна! Ваша Танечка пречудесная! — писал Генрих Нейгауз Артоболевской в 1963 году, — Вы нисколько не преувеличили. Жду Вас вместе с нею на днях. Хочу знать ее быт и т. д. Так все ясно. Девочка — чудо, но чудо самое естественное. Ох, если бы все девочки были такими! Целую Ваши руки. Ваш Г. Нейгауз». К этому письму прилагалось еще маленькое дополнение: „Характеристика. Шестилетняя Таня Федькина поразила меня, обворожила, умилила, обрадовала до крайности! Это — чудесное, редкостное дарование! Пусть Министерство культуры обратит на нее должное внимание, особенно на ее здоровье. Я в восторге. Нар. арт. РСФСР, д-р искусств, персональный пенсионер (кажется все написал)».
„Мы вскоре будем радоваться успехам Алеши. Мне передалось Ваше отношение к нему как к смыслу жизни», — писал Анне Даниловне Натан Рахлин (в семь лет Алеша Наседкин исполнил концерт Гайдна с оркестром под управлением Рахлина, а в восемь лет — концерт Бетховена. Все лучшие ученики Анны Даниловны прошли „школу» Рахлина).
„Мое счастье иметь дело с одаренными учениками сопровождает меня на протяжении всех лет моей педагогической жизни — от самых первых шагов до последних», — писала она в дневнике. Известно, какой огромный отсев в музыкальных школах. У Анны Даниловны отсева практически не было. Не было для нее и таких, кого не стоило учить музыке. Для нее не существовало детей неталантливых: „Слух поддается почти неограниченному развитию», — говорила она, и я была свидетелем того, как она „подбирала» отбракованных в ДМШ детей и через год они легко и „без подсказки» поступали в ЦМШ. „Мое счастье иметь дело с одаренными детьми. «
Ее „материнство» распространялось на каждого малыша, которого ей приводили. Оно распространялось и на тех, кого она не знала, но кто был лишен прекрасного мира музыки. Она мечтала, чтобы педагог вел группу в яслях, детском саду или в кружках. „Как воспитывала ребенка русская традиция хорового пения — в семье, в артели, в храме, в миру, — говорила она. — А сегодня все пущено на самотек. Что же из них вырастет, из наших малышей, без музыки? Без Моцарта, Бетховена, Чайковского? Все пущено на самотек. » И как же она была права! Наша сегодняшняя бездуховность — не результат ли такого „самотека» в главном, что творит личность, -в жизни души?
Человечество сегодня делится на две неравные половины — большая не знает, как „убить время», меньшей его катастрофически не хватает. Большей постоянно „скучно» и некуда себя деть, меньшей — невероятно интересно и нет времени все успеть, все охватить, все исполнить. Большая обуреваема инстинктами и ненасытными потребностями плоти, меньшая — живет творчеством (в чем бы оно ни выражалось), удовлетворяя тем потребности духа. И неважно — как называется человек, какова его профессия, ибо это — образ жизни: первые — потребители, вторые — созидатели. И от соотношения этих двух категорий в обществе — уровень и самого общества. Чем меньше в нем уровень творческого потенциала — тем беднее общество, тем оно голоднее, тем оно злее.
Истоки всего — в детстве.
Где, когда, на каком повороте „ломается» прирожденная, природой в ребенке заложенная программа жажды познания и творчества? Не тогда ли, когда мы прагматически ориентируем наши школьные программы
© Артоболевская Анна Даниловна, 1991 г.
Источник
Обучение Фортепиано
Хрестоматия маленького пианиста. Анна Артоболевская
Мой девиз: „Если очень хочу — то могу»
Мое убеждение — все самое главное в жизни начинается у каждого человека с детства.
Музыка — язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства, иначе, как показала жизнь, будет поздно. Вот почему так важно всех детей приобщать к музыке, не скупясь в расходах и не задумываясь над тем, станут они профессиональными музыкантами или нет. Это окупится сторицей. Мой долгий опыт показал, что все, коснувшиеся музыки по-настоящему, глубинному, выросли хорошими, честными, полноценными людьми. Именно поэтому я продолжаю делиться своим многолетним опытом (теперь уже равным полувеку) и вслед за пособием „Первая встреча с музыкой» я предлагаю следующий свой сборник. Все, что вы в нем найдете — от мыслей до нот — для меня хрестоматийно. Поэтому я не боюсь повториться. Ведь лучший способ усвоения — это повторение пройденного, тем более, если это касается хрестоматийных истин.
Итак, основное мое credo — максимально знакомить ученика с лучшим, что создано в музыке, без всяких возрастных барьеров. Для меня фраза: „Он это не поймет» — недопустима. Что мы знаем о том, как воспринимает ребенок музыку, как она воздействует на его еще только формирующуюся личность, что из воспринятого из музыкальных великих творений унесет он в дальнейшую жизнь и какое воздействие услышанное им в детстве окажет на формирование его личности? На своем опыте я поняла, что ребенок может своим еще не перегруженным массой впечатлений сознанием воспринимать все новое, хотя бы и сложное и, подобно „первопроходцу» в страну музыки, своим „целинным» восприятием осознать и унести с собой в жизнь запомнившиеся образцы лучшей музыки, и они какой-то особой только детям присущей памятью будут участвовать в формировании его личности и судьбы. Можно на занятиях давать слушать любое понравившееся и затронувшее воображение ребенка произведение, комментируя и помогая понять „Лунную», Семнадцатую, „Патетическую» сонаты Бетховена, соль-минорную симфонию (№ 40) Моцарта и т. д.
Следующее, что я настоятельно рекомендую. Нельзя, занимаясь практической педагогикой, использовать лишь интуитивно открывающиеся нам находки. Очень важно пользоваться в своей работе существующими научными методами. А для этого на всем протяжении деятельности необходимо следить за всеми открытиями и данными наук, относящихся к пониманию личности и поведения человека. Теперь, оглядываясь на прошлое, я бесконечно благодарна, что, учась в консерватории, я прослушала все дисциплины на философском отделении Литфака. Они не только расширили круг моих интересов, но и, как я теперь вижу, помогли мне в моей музыкальной работе: будь то исполнительство или педагогика.
Среди тех, кого приводят к нам, педагогам, с целью начинать обучать музыке на фортепиано (в возрасте 4- 5 лет), редко встречаются дети, самостоятельно потянувшиеся к музыке. Чаще их приводят родители, жаждущие дать музыкальное образование своим детям. Я не отказываю никому, исходя из своего принципа: нет бесталанных детей, неспособных к музыке, есть дети нераскрытые. И чем более одарен ребенок, тем больше он порою „вещь в себе», более закрыт для окружающих, а это значит, тем труднее „поставить диагноз», определить его одаренность.
личность ученика и обучение
С самого начала педагогу важно понять все индивидуальные особенности ребенка. Они раскрываются не сразу. Проходит два, три года, пока педагог сумеет выявить индивидуальные особенности ребенка, указывающие, на какой путь направить его. Бывает, что уже на третьем году обучения педагог видит, что перспектива музыканта-профессионала для данного ученика весьма сомнительна. Но разве это значит, что нужно бросать занятия? Конечно, нет. Однако отличие профессионального музыканта от просто грамотного и любящего музыку человека диктует разные принципы и средства обучения. Даже для обучения тех, кого педагог уверенно ведет, считая их способными в будущем стать профессиональными музыкантами, существует много разновидностей и способов обучения, которых педагог обязан сознательно придерживаться в зависимости от того, готовит ли он исполнителя-солиста, музыкального педагога, наконец, будущего композитора или музыковеда. Но никого — ни ярко одаренного, ни того, кто с трудом осваивает азы, педагог не должен оттолкнуть. Наоборот, он обязан увлечь ребенка независимо от способностей, потому что главная его миссия — воспитать Человека.
Как увлечь ученика?
Ребенок ближе поэту, чем логику, благодаря огромной роли, которую играют у него чувственные впечатления и переживания. Существует целая наука о психофизической структуре детских образов — эйдетика. Вот почему преподавание должно быть ярким и образным в первую очередь и логичным во вторую.
Педагог должен помнить, что маленький ребенок, не знакомый с музыкальной литературой, тем не менее уже обладает своим характером, своим темпераментом, а значит и своими будущими приверженностями к той или иной музыке. Выявив его склонности, я стараюсь идти за ребенком, за его интересом. Я стараюсь беречь любовь ребенка к музыке, а интерес и любовь — это почти одно и то же. Нет интереса без любви, и нет любви без интереса. То, что любишь — интересно, то, что не любишь, не может быть интересным. Я не „тащу» ребенка на свой путь, а иду за его стремлениями, исподволь направляя его. И это один из важных моих принципов; он помогает мне сохранить у детей стремление заниматься музыкой. Надо поддерживать огонек интереса, раздувая его в пламя любви.
Приобщая ребенка к музыке, надо вести урок на самом „высшем уровне». Во время урока перед учащимися раскрывается такое необозримое поле деятельности, что отвлечься хоть на секунду у них нет никакой возможности. Темп урока должен быть исключительно высок. Здесь педагог обязан проявить полное владение материалом, проводить урок по созданному заранее плану.
Такие приемы работы на уроке, как чтение с листа, подбор по слуху, игра упражнений секвенциями для гармонического обучения, составленными из аккордов пятой и первой ступени, знакомство с соотношением ступеней в гаммах всех тональностей повышают интерес и увлеченность ребенка, способствуют развитию музыкальной культуры.
Учить детально каждое произведение нецелесообразно. Надо выбрать лишь два-три из программы учебного репертуара, рекомендуемого для школ, и довести их до максимально возможной на данном этапе законченности. Эта трудоемкая работа дает представление ребенку об огромном труде, который нужен, чтобы суметь так же технически совершенно исполнить понравившееся ему произведение.
Источник
Обучение Фортепиано
Хрестоматия маленького пианиста. Анна Артоболевская
Джемма Фирсова. ВЕЛИКИЙ ТРУД — ДОБРОТА. 2
Анна Артоболевская. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА И ОБУЧЕНИЕ. Литературная обработка Е. Гульянц.. 4
Ш. Ганон. СЕМЬ УПРАЖНЕНИЙ из сборника „Пианист-виртуоз» . 7
А. Диабелли. СЕМЬ МЕЛОДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.
Л. Шипе. ПЯТЬ ЭТЮДОВ (Соч. 108 №№ 14,17,4, 6,16) . . . 22 А. Лемуан. ВОСЕМЬ ЭТЮДОВ (Соч. 37 №№ 4, 5, 6,10,11,
Г. Беренс. ЧЕТЫРЕ ЭТЮДА (Соч. 70 №№ 41, 43, 47, 48)—- 30
Ж. Дювернуа. ЭТЮД. Соч. 176 №24. 32
К. Черни. ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЭТЮДОВ (в обработке Г. Гер-
ЭТЮД. Соч. 139 №24. 40
А. Гедике. ТРИ ЭТЮДА (Соч. 6 №№ 6,5,2). 40
И.Беркович. ЭТЮД (тема Паганини). 42
М. Андреева. ПТИЧКИ-СИНИЧКИ. 42
Ш. Полифонические пьесы
И.-С. Бах. ЧЕТЫРЕ ДВУХГОЛОСНЫЕ ИНВЕНЦИИ
ШЕСТЬ ПЬЕС из „Нотной тетради Анны Магдалины Бах»
3. Менуэт (ля минор). 50
4. Марш (ре мажор). 51
5. Менуэт (соль мажор). 52
6. Менуэт (соль минор). 52
СЕМЬ МАЛЕНЬКИХ ПРЕЛЮДИЙ
2 (соль минор). 54
Л. Бетховен. СОНАТИНА (соль мажор). 58
Э. Мелартин. СОНАТИНА (соль минор). 60
А. Диабелли. СОНАТИНА. Соч. 168 № 1. 62
М. Клементи. СОНАТИНА. Соч. 36 № 1. 64
Г. Грациоли. СОНАТА соль мажор (1ч.) . 67
Д. Чимароза. СОНАТА (соль минор). 70
Г. Хаслингер. СОНАТИНА (до мажор). 73
Р. Шуман. ПЯТЬ ПЬЕС из „Альбома для юношества»
1. Марш. Соч. 68 №2. 75
2. Смелый наездник. Соч. 68 № 8. 76
3. Весёлый крестьянин. Соч. 68 №10. 77
4. Дед-мороз. Соч. 68 № 12. 78
5. Сицилийская песенка. Соч. 68 №11. 80
ВАЛЬС (1835). Соч. 124 № 4. 81
П. Чайковский. ШЕСТЬ ПЬЕС из „Детского альбома»
1. Полька. Соч. 39 № 14 . 82
2. Старинная французская песенка. Соч. 39
3. Вальс. Соч. 39 № 8. 84
4. Неаполитанская песенка. Соч. 39 № 18 .. 86
5. Баба-яга. Соч. 39 № 20. 88
6. В церкви. Соч. 39 № 24. 89
1. Вальс. Соч. 12 № 2. 90
2. Листок из альбома. Соч. 12 № 7. 92
3. Народная мелодия. Соч. 12 № 5. 94
4. Песня сторожа. Соч. 12 № 3 . 96
5. Танец эльфов. Соч. 12 № 4. 98
С. Майкапар. ТРИ ПЬЕСЫ
1. Сказочка. Соч. 28 №10. 100
2. Росинки. Соч. 33 № 12. 100
3. Мотылек. Соч. 28 № 12. 101
Д. Кабалевский. ШЕСТЬ ПЬЕС
1. Токкатина. Соч. 27 № 12. 102
2. Новелла. Соч. 27 № 25. 104
3. Сонатина. Соч. 27 № 18. 106
4. Шуточка. Соч. 27 №13. 108
5. Сказка. Соч. 27 № 20. 110
6. Кавалерийская. Соч. 27 №29. 112
Д. Шостакович. ТРИ ПЬЕСЫ из цикла „Танцы кукол»
1. Лирический вальс. 114
А. Хачатурян. ДВЕ ПЬЕСЫ из „Детского альбома»
1. Андантино. 121
А. Эшпай. ТРИ ПЬЕСЫ на народные темы
1. Русская хороводная. 124
2. Марийская шуточная песня. 124
3. Татарская танцевальная песня. 125
М. Мильман. В ШКОЛЕ НА ПЕРЕМЕНЕ. 126
М. Андреева. ПАСТОРАЛЬ. 126
Т. Назарова-Метнер. СТРУЙКИ. 128
VI. Для домашнего музицирования
Л. Бетховен. СУРОК (песня бродячего музыканта). 129
ОТРЫВОК ИЗ СИМФОНИИ №7 (11ч.)____ 130
В.-А. Моцарт. ОТРЫВОК ИЗ СИМФОНИИ №40 (1ч.)____ 130
АРИЯ ФИГАРО из оперы „Свадьба Фигаро» 132
Й. Гайдн. ОТРЫВОК ИЗ СИМФОНИИ До мажор. 133
П. Чайковский. ФРАГМЕНТ ВСТУПЛЕНИЯ к опере „Евгений Онегин». 134
ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ из балета
„Лебединое озеро». 135
Артоболевская Анна Даниловна. ХРЕСТОМАТИЯ МАЛЕНЬКОГО ПИАНИСТА. Учебное пособие для начальных классов детской музыкальной школы. Редакторы Ю. Челкаускас, К. Носикова. Художник Е. Широкова. Худож. редактор И. Дорохова. Техн. редактор М. Подольная. НДС
Сдано в набор 19.06.90. Подл, к печ. 27.12.90. Форм. бум. 60×90 1/8. Бумага офсетная № 2. Печать офсетная. Печ. л. 17,0. Усл. п. л. 17,0.
Усл. кр.-отт. 18,0. Уч.-изд. л.’21,63. Тираж 186000 экз. (2-й завод 50001 -100000 экз.). Изд. № 9410. Зак. 7. Цена 2 р. 20 к. Издательство „Советский композитор», 103006, Москва, К-6, Садовая-Триумфальная ул., 14-12. Московская типография № 6 Госкомпечати СССР, 109088, Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24
Источник