Гитара
Ноты на Бас гитаре
Если Вы заучили как расположены ноты на шестиструнной гитаре, то без труда выучите ноты на Бас гитаре. Дело в том, что они полностью повторяют строй шестиструнки, только без первых двух струн, на одну октаву ниже, чем четыре басовые струны на шестиструнной гитаре.
В табличном виде ноты на БАС гитаре выглядят так, кроме этого вы можете скачать любую ноту на гитаре, просто кликнув на ней, если, конечно ваш броузер поддерживает аудио формат:
1 | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
бас гитара вид сверху
Струны обозначены от первой до четвёртой, лады от нулевого до двенадцатого. Четвёртая струна самая толстая, на гитару бас гитарист смотрит сверху, как — будто сам на ней играет.
Есть лады необозначенные нотами, значит это полутона, ставьте # или b , которые будут увеличивать или уменьшать ноту на полтона, и получайте соответствующую данному ладу ноту.
Напоминаем, что 12 лад полностью соответствует 0 ладу, просто все ноты на нем становятся на одну октаву выше.
Источник
Ноты бас гитары 4 струны учится
Бас-гитара при игре в группе или оркестре выполняет роль низкочастотной «поддержки» звука всего коллектива. Из-за особенностей человеческого слуха мы сравнительно плохо распознаём низкочастотные звуки, поэтому на бас-гитаре редко играют аккордами (в сочетании со звуком остальных инструментов они звучат «грязно»), во многих стилях она не является солирующим инструментом. В то же время в джазе, фанке и некоторых других стилях музыки бас-гитара может выступать сольным инструментом.
Бас-гитара является частью ритм-секции, куда кроме неё входят ударная установка и разнообразная перкуссия. Именно поэтому сыграность барабанщика и басиста так важна для слитного звучания всего коллектива в целом. Басисту необходимо прислушиваться к бас-бочке.
На шестиструнной гитаре довольно легко научится играть трёхаккордовые произведения (таковыми является большинство песен, которые поются у костра :)), на бас-гитаре их сыграть нельзя. Часто из-за этого у начинающих басистов пропадает стимул развиваться («а на басу песню сыграть нельзя!»). Данная проблема довольно просто решается подбором интересного материала для разучивания и четким пониманием места бас-гитары в звуке группы.
В то же время бас-гитара во многом похожа на шестиструнную — сходны многие приемы. Если у вас четырёхструнная бас-гитара, то её струны — это те же четыре басовые струны обычной гитары, только на октаву ниже. Такое устройство баса очень удобно для игры в гитарных группах, т.к. во многих случаях можно будет подсматривать на аппликатуру гитариста.
Еще одной проблемой, возможно, будут толстые струны. Поначалу их будет трудно прижимать к ладам левой рукой. Главное в такие моменты не перетрудить руки, со временем вы привыкните к усилиям, поймёте что можно играть более расслаблено, а значит дольше и меньше уставать.
Перебирайте струны подушечками пальцев. Не старайтесь дёргать или нажимать на струны, это не создаст приятного эффекта. Если хотите звучать громче, увеличьте громкость на усилителе, а не пытайтесь дёргать струны сильнее.
Бас-гитара относится к инструментам с непостоянным строем, это означает что строй может достаточно быстро меняется по желанию исполнителя. Даже очень хорошие бас-гитары расстраиваются после транспортировки, перепада температур и т.п. Поэтому перед каждой репетицией, игрой упражнений гитару придется настраивать.
Источник
Ноты на грифе бас гитары
Уроки игры на бас гитаре с нуля представляют собой занятия на струнном инструменте, который может иметь 4, пять и шесть струн. Игра на бас-гитаре подразумевает не только наличие хорошего слуха, но и присутствие хорошего чувства ритма, что очень важно для этого инструмента. Это связано с тем, что он в совокупности с барабанной установкой задает свой уникальный ритм партии всех композиций. Строй и ноты на грифе бас гитары 4 струны в некоторой степени схожи со строем контрабаса или же привычной гитары (без 2-х самых тонких струн), которые на октаву ниже. Ноты для исполнения записываются в стандартном басовом ключе «фа».
При игре в определенной группе или же в оркестре инструмент играет роль низкочастотного «помощника», который оказывает влияние на звучание коллектива в целом. Вследствие уникальных особенностей слуха человека мы относительно слабо можем распознавать звуки, которые имеют низкую частоту, поэтому ее очень редко используют для аккордов в различных стилях, из-за чего данный инструмент не считается солирующим инструментом. При этом в джазе, а также франке и прочих стилях музыки этот инструмент может быть сольным инструментом. Имеется возможность определенного сочетания при игре, что позволяет сделать музыку различной тональности.
Таблица нот на грифе бас гитары
Ноты на бас гитаре 4 струны расположены таким образом:
- Малая октава — это черный цвет;
- Первая октава — это синий цвет;
- Вторая октава — выполнена зеленым цветом;
- 3-я октава – оранжевый цвет.
Таблица нот на грифе бас гитары позволяет выбрать оптимальное сочетание используемого количества струн. К примеру, ноты на бас гитаре 5 струн позволяют дополнительно исполнять флажолетами С#-минор. При этом используя дополнительные ноты на бас гитаре 6 струн можно будет исполнять еще и с E-минор.
Оказывается, все названия были придуманы музыкантом из Италии, которого звали Гвидо д’Ареццо, и вот какие названия он им дал:
- Do – Бог (Святой);
- Re – Материя;
- Mi – Необыкновенное чудо;
- Fa – Солнечная система;
- Sol – Солнце;
- La – Космический Млечный путь;
- Si – Облака или Небеса.
Табулатуры для бас гитары
Табулатура (сокращенно «Tab») — это специализированная система записи. Табулатуры для бас гитары, которая имеет 4 струны, содержат в своем составе 4 линии — по 1 на каждой из используемых вариантов:
- G — 1-я (является самой тонкой);
- D — 2 вторая;
- A — 3 третья;
- E — 4 четвертая (считается самой толстой).
Количество линий в табулатуре должно полностью совпадать с общим числом. К примеру, табулатура бас-гитары, имеющей пять струн, содержит 5 линий. Самая нижняя линия будет соответствовать 4 струне. Именно она считается самой толстой и способна создавать очень низкое звучание используемого инструмента. Расположение и толщину необходимо будет полностью учитывать, если вы желаете его эффективно использовать. При этом она находится выше других, когда он находится в стандартном положении. Самая высокая линия табулатуры полностью должна соответствовать самой тонкой. Это имеет важное значение и на этот факт требуется обращать повышенное внимание:
- G — 1 первая — самая тонкая, которая способна создавать высокое звучание;
- D — 2 — является самой низко расположенной на грифе;
- A — 3 третья;
- E — 4 четвертая, которая самая толстая и создает очень низкий звук.
Цифры на басовой табулатуре
Цифры означают специальные лады, которые необходимо при использовании надежно зажимать пальцами. К примеру, рассмотрим такой вариант, когда цифра 3 — это 3 лад. В таком случае потребуется зажать струну слева от 3 лада. 0, который указан, будет означать то, что потребуется заставить звучать струну, при этом ничего не нужно зажимать. Сейчас вы можете найти в интернете значительное количество различных табулатур, в которых могут находиться иные специализированные знаки и символы.
Ну а при желании можно вообще не пользоваться табулатурами и играть просто по нотам.
Научиться понимать табулатуры несложно, хотя поначалу у вас могут возникнуть некоторые трудности.
Труднее научиться как можно быстрее переставлять пальцы на грифе и держать ритм.
Материалы по теме
Разновидности бас гитар
Качество электрогитарной басовой музыки зависит от всех звеньев в процессе ее создания. Давайте узнаем какие типы бас гитар используют современные музыканты для музицирования.
Настройка бас гитары
Вы недавно купили свою новенькую бас-гитару. Первая она у вас в жизни, или пятая, неважно. Хотите узнать:
Игра на бас гитаре
Прочитайте статью и записывайтесь на пробный урок в нашу музыкальную школу!
Источник
Ноты бас гитары 4 струны учится
Часть 1. ОСНОВЫ БАС-ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Чтобы интересно и грамотно построить свою партию, исполнитель современной музыки должен обладать достаточно широкими познаниями в области теории музыки, гармонии, ритмических особенностей различных стилей и жанров, а также владеть многочисленными приёмами исполнения на инструменте. Овладение этими знаниями, также как и крепкими навыками игры на инструменте, представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Этот процесс можно разбить на несколько относительно самостоятельных и законченных этапов, которые, тем не менее, необходимо проходить в определённой последовательности. Необходимость перехода к следующему этапу определяется прежде всего желанием и работоспособностью самого учащегося, его музыкальными данными и целями, которые он перед собой ставит. Вашему вниманию предлагается первая часть Школы, посвящённая начальному этапу этого процесса, которая ставит своей задачей дать начинающим музыкантам, изучающим бас-гитару, основные сведения, способствующие успешному освоению игры на бас-гитаре, наиболее целесообразную постановку рук, а также рациональную и удобную расстановку пальцев (аппликатуру). Здесь же даны необходимые элементы музыкальной грамоты, необходимые для усвоения практического материала пособия. Несмотря на то, что Школа содержит достаточно много информации, как по теории, так и по технике исполнения, она не может служить самоучителем, т.е. участие опытного музыканта педагога на этом этапе обучения обязательно. Данное пособие написано на основе многолетней педагогической работы автора в Московском колледже импровизационной музыки, и опирается также на опыт его концертной деятельности в ансамблях самых разных жанров и направлений. В связи с тем, что учебно-методического материала, специально предназначенного для бас-гитары в музыкально-педагогической литературе, накопилось ещё недостаточно, в пособие включено большое количество этюдов и композиций разных авторов, изначально написанных для других инструментов, но, ввиду их несомненной полезности, адаптированных для исполнения на бас-гитаре. Кроме упражнений, Школа содержит большое количество наиболее типичных басовых рисунков, рифов и квадратов, взятых из живой практики. Часть этих примеров настолько прочно и широко вошли в исполнительскую практику бас-гитаристов, что сейчас уже трудно определить их первого исполнителя, именно поэтому они даны без ссылки на автора. Автору будет интересно узнать мнение и других музыкантов и педагогов, и он заранее благодарит всех, кто выразит свои пожелания и замечания, возникшие у них в процессе работы со Школой.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Отзывы | 3 |
Методические замечания | 5 |
ГЛАВА I. Знакомство с инструментом. Начальные сведения о нотной грамоте. | |
Общие сведения о бас-гитаре | 6 |
Основные свойства музыкальных звуков | 11 |
Звукоряд. Октава | 11 |
Полутон и тон. Знаки альтерации | 14 |
Нотная запись | 14 |
Ключи | 15 |
Запись длительности звука | 16 |
Паузы | 18 |
Некоторые знаки сокращения нотного письма | 18 |
Табулатура | 19 |
Динамические оттенки | 20 |
Настройка бас-гитары | 20 |
ГЛАВА II. Постановка рук и звукоизвлечение. | |
Постановка правой руки | 23 |
Игра на открытых струнах | 25 |
Постановка левой руки | 33 |
Смена позиции | 39 |
Аппликатурные комбинации | 45 |
ГЛАВА III. Лад. Тональность. Ритм. | |
Понятие о ладе | 46 |
Натуральный мажор | 46 |
Минорный лад | 49 |
Метр. Ритм | 51 |
Группировка длительностей | 52 |
Синкопа | 53 |
Затакт | 55 |
Темп | 55 |
Триоли | 60 |
Развитие техники правой руки | 63 |
Триольная и дуольная ритмические пульсации | 65 |
ГЛАВА IV. Интервалы. Трезвучия. Главные трезвучия лада. | |
Интервалы | 73 |
Обращения интервалов | 76 |
Интервалы на бас-гитаре | 77 |
Аккорды. Трезвучия | 80 |
Обращения трезвучий | 80 |
Буквенно-цифровая запись трезвучий | 81 |
Главные трезвучия мажора и минора | 84 |
ГЛАВА V. Доминантсептаккорд. Ладовые функции аккордов. | |
Доминантсептаккорд и его обращения | 91 |
Понятие о ладовых функциях аккордов | 92 |
Разрешение доминантсептаккорда и его обращений | 93 |
Виды аккордов и их обозначение | 94 |
Аккомпанемент в буги-вуги и рок-н-ролле | 100 |
Блюзовая пентатоника | 102 |
Аппликатурная система | 103 |
Нотное приложение. Пьесы повышенной трудности. | |
Preludio I. И . С . Бах | 116 |
Андантино. А. Хачатурян | 118 |
Менуэт G — dur . И.С. Бах. Переложение для 2-х бас-гитар | 120 |
Слон. К. Сен-Сенс | 121 |
Oh , Darling . Д. Леннон — П. Маккартни | 124 |
Baby’s In Black. Д . Леннон — П . Маккартни | 127 |
No Reply. Д . Леннон — П . Маккартни | 128 |
Eight Days a Week. Д . Леннон — П . Маккартни | 130 |
Teach Me Tonight. Э . Гарнер | 132 |
Блю Монк. Т. Монк (для 2-х бас-гитар) | 133 |
Блюз F . Ю. Андреев. Этюд для 2-х бас-гитар | 134 |
Ja-Da. Б . Карлтон | 137 |
D.B.D.(«Front Page») | 140 |
Birdland. Джозеф Завинул ( группа «Weather Report», альбом «Heavy Weather») | 141 |
Come On With It ( группа « Tower Of Power », альбом «T.O.P.») | 142 |
Mercy, Mercy, Mercy. Джозеф Завинул | 143 |
The Chicken. Д . Эллис | 144 |
Diggin’ On James Broun ( группа « Tower Of Power », альбом «Souled Out») | 146 |
Fanie Mae. ( альбом «Invitation») | 147 |
Бас — босса . Ю . Андреев . Пьеса для 2-х бас-гитар | 148 |
ЛИТЕРАТУРА | 149 |
СОДЕРЖАНИЕ | 150 |
От автора | 152 |
Знакомство с инструментом. Н ачальные сведения
о нотной грамоте.
Общие сведения о бас гитаре .
Бас-гитара — инструмент сравнительно молодой. Её первый промышленный экземпляр был изготовлен в США, в 1951 г., а широкое признание и распространение этого инструмента началось в 60-х годах и во многом связано с творчеством английской группы «Биттлз». Музыканты этой группы одними из первых стали активно использовать в своей концертной деятельности звукоусилительную аппаратуру и электромузыкальные инструменты, в том числе и бас-гитару. С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, отличающихся друг от друга формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков), а также целым рядом других, менее важных конструктивных особенностей.
Общий вид бас-гитар изображен на рисунке 1-1 (а и б). Здесь представлены две её разновидности: шестиструнная ладовая гитара (рис.1-1а) и ладовая четырёхструнная гитара (рис1-1б).
Не останавливаясь на мелких различиях, не влияющих сколько-нибудь существенно на технику игры, познакомимся с устройством и назначением основных узлов бас-гитары.
Основной частью гитары является корпус. На нём устанавливается устройство крепления нижних концов струн и механизм тонкой регулировки мензуры каждой струны. Как правило, здесь же находятся регулировочные винты, позволяющие изменять высоту струн над грифом. Под струнами, в углубления на поверхности корпуса крепятся звукосниматели (датчики) ¾ преобразователи звука в электрические сигналы. Положение звукоснимателей относительно струн также может изменяться специальными регулировочными винтами. На поверхности корпуса находятся также ручки регулировки (потенциометры) громкости и тембра, а также имеется штекерное гнездо для подключения бас-гитары к звукоусилительной аппаратуре посредством соединительного шнура. Сам темброблок располагается в специально подготовленной полости внутри корпуса бас-гитары. Часто здесь же находится и схема предварительного усилителя с элементом питания, в этом случае говорят, что инструмент имеет активные датчики.
Гриф бас-гитары жёстко крепится к корпусу и имеет внутри анкер ¾ металлический стержень, вращая который в ту или иную сторону специальным ключом можно устранять деформацию грифа. Со стороны струн гриф разделён на лады специальными металлическими планками, которые называют ладовыми планками или порожками. Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24, но может быть и больше. Всё большее распространение получают инструменты, не имеющие на грифе ладовых планок. Такие бас-гитары называют безладовыми.
Гриф заканчивается головкой, на которой находятся колковые механизмы, служащие для крепления верхних концов струн, а также для их настройки. Для того чтобы исполнителю было легче ориентироваться в процессе исполнения, на некоторых ладах рабочей стороны грифа имеются метки, в виде белых кружков.
Рис. 1-1. Устройство бас-гитары. (а ¾ шестиструнный бас, б ¾ четырёхструнный бас).
1 ¾ головка грифа; 2 ¾ колковый механизм; 3 ¾ верхний порожек; 4 ¾ лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 ¾ ладовая планка; 6 ¾ ладовые метки; 7 ¾ струны; 8 ¾ корпус; 9 ¾ гриф; 10 ¾ звукосниматели; 11 ¾ потенциометры; 12 ¾ машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 ¾ гнездо для штекера.
По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы.
В первую группу входят бас-гитары с привинченным ( bolt on neck ) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа. Ко второй группе относятся инструменты с вклеенным ( glued neck ) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента. Третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус ( neck — through ). Преимуществом «сквозного» грифа является б ó льшая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком — некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента. Четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.
Многообразие конструкций и форм бас-гитар ставит перед начинающими музыкантами вполне естественный вопрос: какую модель выбрать для занятий на начальном этапе обучения? Не стремитесь сразу приобретать дорогой, профессиональный инструмент престижной марки. Помните, что техника не стоит на месте и к тому времени, когда вы научитесь использовать все возможности этого инструмента, пройдёт достаточно долгий срок, за который, скорее всего, появятся ещё более качественные инструменты с ещё более яркими выразительными возможностями. Начать свой путь в музыку можно и на недорогом, возможно даже подержанном инструменте, в соответствии с вашим финансовым положением.
В дальнейшем, по мере развития ваших музыкальных вкусов и личного исполнительского опыта, чёткого определения творческих целей, которые вы ставите перед собой и путей их достижения, конкретнее определятся и ваши требования к инструменту, что позволит более осознанно подойти к его выбору.
До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шестиструнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых, это расширенный диапазон, как в верхнем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых — увеличение числа охватываемых звуков в одной позиции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению некоторых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как показывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.
Обобщая всё вышесказанное, начинающим бас-гитаристам рекомендуется начинать обучение на четырёхструнной ладовой бас-гитаре традиционной формы и с твёрдым корпусом (без резонатора). Выбирая инструмент, проследите, чтобы он соответствовал вашей комплекции, т.е. был удобен по форме и не был слишком тяжёлым для вас. Длина ремня должна быть отрегулирована таким образом, чтобы при игре как сидя, так и стоя положение гитары относительно корпуса и рук исполнителя не изменялось. Обратите внимание также на то, чтобы инструмент находился в устойчивом положении, а гриф и корпус инструмента не перевешивали бы друг друга.
Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.
Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:
1. Коротко-мензурные — Short Scale (30 » , 762 mm ).
2. Средне-мензурные — Medium Scale (32 » , 812 mm ).
3. Длинно-мензурные — Long Scale (34 » , 864 mm ).
4. Экстра — Extra Long (36 » , 914 mm) .
5. Экстра плюс — Long Plus (38 » , 965 mm) .
Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку ( flatwound ) и изготавливались путём намотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис1-2а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.
В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.1-2б) с круглой навивкой ( roundwound ), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд (рис.1-2б). Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.
Рис.1-2. Различные типы навивки струн:
а) — с плоской навивкой; б) — с круглой навивкой; в) — с полукруглой навивкой.
Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой ( ground или halfwound ), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.1-2в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука.
Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов:
Источник