Ноты башкирских композиторов для детей

Ноты башкирских композиторов для детей

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена

Ноты — большое собрание фортепианных пьес различных стилей для детей!

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс

Безбрежное море детской фортепианной музыки XX века— музыки разных стран и стилей — раскроет­ся перед маленькими пианистами на страницах этой уникальной хрестоматии. В семи выпусках, соответствующих классам музыкальной школы, представлены пьесы признанных композиторов-классиков прошлого столетия и тех, чье твор­чество незаслуженно оказалось в тени, авторов начала века и наших современников: Слонимского, Вила-Лобоса, Сигмейстера, Голубева, Майкапара, Ракова, Парфёнова, Караева, Якушенко, Дворжака, Эшпая, Баневича и многих других. Наряду с произведениями в традиционных «серьез­ных» жанрах, сборники включают лучшие образцы джаза, которые с успехом могут пред­ставлены в репертуаре начинающих пианистов.

Решение задач по гармонии, написание фуг, консультации по написанию курсовых и дипломных работ для музыкантов music911.ru #пианистыСМП #детямСМП #нотыСМП

Источник

Изучение башкирских и татарских произведений в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Примеры пьес и комментарии к ним

Первое соприкосновение с музыкальным искусством играет огромную роль в формировании музыкальных вкусов и отношении к самому искусству. Часто именно от начального этапа в музыкальной педагогике, самого сложного и наиболее ответственного, зависит, будет ли ребенок профессиональным музыкантом, горячим любителем музыки или навсегда останется к ней равнодушным. Как превратить процесс чисто технического, художественного обучения в процесс эстетический? Чтобы обучение приносило чувство радости и удовольствия, делая человека отзывчивым на красоту, восприимчивым к прекрасному в природе и искусстве?

Читайте также:  Херувимская песнь елизаветинская ноты

Редакторы многих известных сборников для начинающих пианистов собрали музыкально полноценный, эстетически высококачественный материал для практического обучения. Они справедливо считают, что музыка высокого качества с первых лет должна формировать оценочный критерий ребенка, который в дальнейшем сможет служить надежным компасом для ориентировки в огромном разнообразии музыкальных явлений.

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. А.Д. Артоболевская, пианистка, заслуженный учитель.

Вместе с необходимыми для общения словами и фразами мы учим детей любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе. Малышам, делающим первые шаги, конечно, труднее. Полагаясь на свой опыт, считаю, что раннее приобщение к своей национальной культуре будет иметь свои положительные результаты.

Речь идет о параллельном изучении башкирских и татарских произведений, ставших классикой народного творчества.

Музыкальное образование на селе становится более доступным. Наш поселок многонациональный. Опыт более двадцати лет работы подсказал идею — использовать параллельно с общепринятым программным материалом несложные обработки татарских и башкирских произведений. Аналогичные сборники, конечно, существуют, но не всегда доступны по разным причинам. В данной разработке предлагается ряд пьес для исполнения на фортепиано в первый год обучения. Обработки сделаны с учетом принципов построения, необходимых для достижения конкретных целей в освоении каких-то определенных элементов: постановки рук, изучение штрихов, ритма, и т.д.

Таким образом, мы решаем две задачи. Не отрываясь от основной программы, изучаем богатую музыкальную культуру своего народа.

Мама, папа, бабушка, дедушка будут приятно удивлены, услышав знакомые мелодии в исполнении любимого чада. А ребенок, в свою очередь, будет горд своим исполнением… Похвала взрослых стимулирует в малыше интерес к дальнейшему обучению. Он понимает, что не просто учится, он приносит радость окружающим! Именно это и является главным на начальном этапе обучения — привлечь, заинтересовать. Остается и дальше поддерживать интерес к умению работать и стремлению изучать родную культуру.

Музыкальное наследие нашего народа богато и разнообразно. Многие произведения стали классикой современной культуры. Это не только жемчужины народного творчества. Это и произведения некоторых башкирских композиторов, занявших свое место в копилке культурно- исторических ценностей Башкортостана. Иного и талантливых обработок народных песен. В основном — для уже состоявшихся музыкантов или для учащихся старших классов музыкальных школ.

В сборнике несколько пьес для начинающих. Известные татарские и башкирские мелодии в предлагаемой обработке для фортепиано в 2 руки; позиционное построение с передачей движения из руки в руку; несложное сопровождение и простейшие приемы подголосной полифонии.

Порядок прохождения помещенных в сборник номеров в значительной мере определяется интуицией педагога, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка, от уровня подготовки к моменту знакомства с той или иной пьесой. Некоторые мелодии автор позволила себе упростить (в основном за счет мелизмов) для удобства исполнения детям.

Татарские и башкирские пьесы и краткие пояснения к ним

Баик — песня, прославляющая красоту гор. Пьеса поможет детям свободно овладевать пространством, мягко перенося руку с одной точки на другую. Чтобы не было замедления, возникает необходимость усиленной проработки ритмического рисунка. Мы сначала несколько раз простукиваем ритм на подставке. Пьеса хорошо развивает координацию, внимание, тренирует ритмические навыки, штрих legato при переходе из правой руки в левую.

Карабай. Перед разбором пьесы желательно рассказать комический сюжет пьесы, чтобы ребенок понял ее игривый характер. Пьеса требует внимательности в использовании ключевых знаков, тренирует ритмические навыки (ровный переход от восьмых к шестнадцатым) и свободный переход одной руки в другую.

Татарская народная песня. Песня учит выразительной фразировке. Очень важно на ней вырабатывать различные градации звука. Разучивая пьесу, можно включать воображение ребенка. О чем поется в песне? Одна ученица предположила, что это колыбельная: похожие мелодии она слышала от бабушки…

Апипа. В этой яркой пьесе хорошо очерчена жанровая специфика и национальный колорит башкирского народа. И здесь дети сталкиваются с выразительной пентатоникой, попеременно исполняемой то левой, то правой руками. Резкое появление шестнадцатых только подчеркивает идеально ровный ритм восьмых, что придает большую выразительность танцевальному характеру пьесы.

Качаются лодки. С именем талантливого композитора Газиза Альмухаметова можно знакомить уже теперь, рассказав в доступной форме о его нелегкой судьбе и его творчестве. Именно от детей, услышав знакомую мелодию, взрослые узнают, что у этой «народной» песни есть автор. Желательно, чтобы ученик смог показать своей игрой плавное течение реки Дема и покачивание лодки.

Есле гел. Мелодия с ритмическим и ладовым своеобразием звучит в правой руке на фоне меняющихся квинт в левой. Пьеса требует специальной обработки ритмического рисунка партии правой руки и свободного перехода от одной квинты в другую — в левой. Желательно выучить наизусть, чтобы свободное исполнение дало возможность услышать красивый мелодический узор.

Горная песня. На фоне квинты в левой руке звучит ровная, уверенная мелодия правой руки. Исполняя красивую мелодию, дети учатся правильно (куполом) держать кисть в левой руке. Желательно обсудить аппликатуру вместе, чтобы ученик понимал: смена пальцев должна быть грамотной, не спонтанной. А своей игрой он должен показать характер ловкого, мужественного башкирского джигита.

Семь девушек. Многим нравится плавная мелодия этой популярной башкирской песни. Необходимо проследить за правильным размещением акцентов. Здесь можно попробовать использовать различные нюансы, штрихи, а для заучивания выбрать понравившийся вариант. В основном, цель — умение провести предложения на legato, ведь мы показываем, как плавно танцуют стройные, гибкие башкирские красавицы.

Этот материал, как и другие хрестоматийные пьесы, учит детей передавать музыкальный образ и характер исполняемых пьес. Приведенные выше примеры помогут педагогам в работе в приобщении детей к национальному творчеству в раннем возрасте.

  • Музыка и время. 4-2003. Статья «Принципы эстетического воспитания».
  • Николаев. Вступительная статья. Фортепианная игра. 1-2 классы.
  • Д. Шайхутдинова. Сольфеджио. Методическое обучение.
  • Йырлайык, дустар. 2 вып.1982. Башкнига.
  • А. Д Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Изд.6

Об авторе: Гареева Альфия Раисовна, преподаватель музыки, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Кармаскалы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Инструментальная фортепианная музыка композиторов Башкортостана

Разделы: Музыка

Цель: “Обогатить методику преподавания фортепиано новыми идеями: сделать интересным и доступным изучение музыкального материала”

Задача: “Приобщить учащихся к богатому национальному материалу и пополнить музыкальный репертуар разнообразными по жанру и тематике фортепианными пьесами”

Возросшее внимание каждой народности к своим истокам, корням становится приметой нашего времени. Любому человеку необходимо знание о том, как жили его предки, какова история земли, на которой он родился. Для творческой личности это особенно важно. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. “Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинно творческое горение … только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать мелодией других” — сказал башкирский поэт Мустай Карим.

Башкортостан – многонациональная республика. По данным переписи, в пределах Башкирии представлено одиннадцать национальностей: башкиры, татары, русские, удмурты, марийцы, чуваши, немцы, латыши и другие. Независимо от национальности, любому полезно знать традиции, культуру родного края. Чтобы лучше узнать и глубже проникнуться в национальный мир музыки, я хотела остановиться на наиболее популярных музыкальных инструментах Башкирии – курай, кубыз и думбыра. Курай – вечный спутник башкирского народа, символизирующий его духовную красоту. Теплота, сочность, матовость, нежность тембра завораживают слушателей. Песня кураиста – не только искусство: его песня – его страдания, боль и быль.[3]

Первые упоминания о курае, кубызе, думбыре, кул-кумызе, сорнае уводят нас в глубину веков. В конце прошлого столетия получили распространение и европейские инструменты: скрипка, мандолина, гармоника. Чуть позже, 30-е, 40-е годы сначала в городе затем и на селе известность получает баян.

Особенности становления башкирской фортепианной музыки.

Композиторы республики внесли огромный вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Значительные сочинения уже созданы и продолжают создаваться в наши дни. В последние десятилетия все большее музыкальной и музыкально-педагогической общественности России привлекает музыка композиторов Башкирии. Звучит она со сцены Башкирского оперного театра, концертной эстрады, а также в музыкальных заведениях. Яркое выражение любви к родному краю, его природе и людям – одна из главных отличительных черт творчества всех башкирских композиторов. Ими созданы значительные образцы национальной и балетной классики, монументальные симфонические и хоровые полотна, инструментальные и вокальные произведения. Профессиональная музыка формировалась в недрах фольклора. Из репертуара фортепианных сочинений написанных композиторами республики видно, что основу композиторского творчества составляет широкая сфера фольклора. В истоках культуры башкир лежит творчество древних сэсэнов – сказителей и импровизаторов народной музыки. Народная музыкальная культура башкир создала замечательные образцы мелодического стиля “Озон-кюй” (протяжный напев), характеризующегося широкой напевностью, импровизационностью, ритмическим богатством. Мелодии этого типа практически не укладываются в определенные ритмические рамки, и это существенно отличает их от музыки европейских народов. Широкие просторы земли башкир с редкими на ней кишлаками и аулами, равно как и размеренный, неторопливый ритм жизни в них, во многом определяли протяжный характер одноголосной башкирской народной мелодии. Другой жанр народной музыки – “кыска-кюй” (короткий напев). Он имеет четкое квадратное строение фразы, определенный размер (чаще двудольный), обычно сохраняющийся на протяжении всего напева. Мелодии “кыска-кюй” характеризуют песни веселые, шуточные, сатирические.[1]

В начальный период становления профессиональной фортепианной музыки (40- 50-е годы), рождались произведения различных жанров, преимущественно малых форм. В них композиторы учились, искали, развивали и утверждали свои способы самовыражения, вырабатывали свой стиль и авторский почерк. Так, одним из первых появился жанр транскрипций башкирских народных песен. Эмоциональное состояние, воплощение, как правило, ведут к народному творчеству: к песням и танцам.

Жанр “скерцо” является первым из инструментальных жанров европейской профессиональной музыки, вошедшим в башкирское фортепианное творчество: “Скерцо” Г. Муртазина, “Скерцо” Х. Заимова, “Скерцо” З. Исмагилова, “Вальс-скерцо” Р. Сальманова и другие. Большинство ранних произведений имеют сюжетный характер, названия отражают содержание произведения: “Саночки”, “Часики” Х. Заимова, “Лунная ночь” З. Исмагилова, “Озорник” Н. Сабитова. Пьесам присуще картинность, образность, характерные и для народной музыки.

Народные напевы, превращаясь в тему фортепианной пьесы, обогащались деталями, приобретали изысканность и сложность орнаментального рисунка, широту диапазона, претерпевали мелодическое и ритмическое варьирование. Для исполнителей было важным – это овладение своеобразным туше, необходимым для передачи характерного звучания народного инструмента курая, импровизационностью, идущей от фольклорных основ, точной выверенностью ритма и многим другим. Вместе с композиторами исполнители шли путем поисков национально-характерного фортепианного стиля.

В исполнительской педагогической практике в этот период появляется ряд интересных сочинений крупных и малых форм различной степени трудности. Среди них такие пьесы как: “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Ноктюрн”, “Скерцо” З. Исмагилова, “Раздумье, “Элегия”, “Походный марш”, Х. Ахметова, “Озорник”, и Четыре прелюдии Н. Сабитова и другие. Таким образом, педагогический репертуар пианистов пополнился колоритными оригинальными пьесами с ярко выраженными национальными характеристиками.

Плодотворными для башкирской фортепианной музыки стали 1960- 70-е годы. Постепенно по мере накопления композиторского мастерства происходит эволюция фольклорных связей, и каждая форма претерпевает изменения, обогащается новым содержанием, новыми музыкальными средствами. В эти годы одно из видных мест занимает творчество Н.Г. Сабитова. Композитор много работал над изучением музыкального наследия башкирского народа. Использовал народные песни в своих произведениях крупного плана: концертах для скрипки, симфонической поэме, в балетах. Народная песня звучит новыми красками, становится как бы словами композитора, который начинает говорить языком народа. О фортепианном творчестве Н. Сабитова можно сказать как особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль и сочетавшим национальные традиции с европейской профессиональной композиторской школы. Н. Сабитов одним из первых обратился к таким жанрам, как прелюдия, баллада, сонатина и концерт. Им также написаны “Детский альбом”, наигрыши, циклы прелюдий, много ярких и характерных пьес для репертуара Детских музыкальных школ. Особое место в его творчестве занимает жанр фортепианной прелюдии. Обращение композитора к прелюдии совпало со всеобщим интересом к этому жанру в советской музыке, когда циклы прелюдий создают Д. Шостакович, Д. Кабалевский, К. Караев. Интерес не случаен, так как прелюдия, в истоках своих связанная с прелюдированием и импровизационностью, могла осуществить единение восточной и европейской культур, сочетая форму и стилистику. В целом фортепианное творчество Н. Сабитова определила дальнейшее развитие жанра миниатюры.

В эти же годы башкирская фортепианная музыка пополняется циклом Х. Заимова “Прелюдии для фортепиано”. В отличие от пьес Н. Сабитова, этот цикл состоит из 24 прелюдий, расположенных в квинтовой последовательности тональностей. Музыка прелюдий проникнута национальным башкирским колоритом. Темы многих пьес не выходят за рамки пентатоники.

В 60-е годы лирические элементы приобретают характер размышления о драматическом прошлом, о жизни, о судьбе народа, к примеру, пьесы З. Исмагилова “Легенда”, “Торжественная пьеса”, “Поэма”, “ Танец”.

В 1970-е- 1990-е годы происходит становление фортепианной музыки Башкирии. Более глубже осваиваются народные и классические традиции. Концертной пьесой являются “Прелюдия и Токката” З.Исмагилова, где образное содержание “Прелюдии” является продолжением философских раздумий предыдущих пьес, более углубленным по характеру. “Токката” как жанр получает развитие и представляет собой виртуозную пьесу, построенную на национальном образном и тематическом материале. Прослеживаются аналогии с Токкатами Прокофьева и Хачатуряна.[4]

Краткие биографические сведения и методические рекомендации к пьесам педагогического репертуара детских музыкальных школ.

Использование народной музыки наряду с академической расширяет репертуар учащихся. Фортепиано нет в тембрах инструментального фольклора башкир, тем не менее, на этом инструменте возможно отражение основных мелодических и фактурных оборотов народной музыки. Музыкальные богатства народной песни, простота и доходчивость, ясность и выразительность мелодии являются основной, на которой можно строить работу с детьми. Я стараюсь приблизить ученика к тому, чтобы он мог ощущать себя в каком-то смысле создателем произведения в момент его передачи. Художественное исполнение отражает не только личность автора, но и личность исполнителя его чувства, его воображение.

Сабитов Нариман Гилязевич

Родился 11 января 1925 года в г. Казани. “Я рос в семье, где любили музыку. Брат и сестра моей матери были артистами музыкальных театров. А отец в молодости был актером Татарского академического театра. Отец – человек большой души, безгранично любивший музыку” — писал он. В 1946г. окончил Башкирское отделение Московской консерватории по классу композиции В.А. Белого и по классу дирижирования И.Д. Дружинина, а однокурсниками Н. Сабитова были А. Пахмутова, А. Эшпай, З. Исмагилов, Вели Ахмедов и другие. В 1953г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова, в 1953-67 гг. работал главным дирижером Башкирского театра оперы и балета. Заслуженный деятель искусств БАССР. Лауреат республиканской премии им Г. Саляма и С. Юлаева (посмертно). Умер 9 июня 1971г.

Н. Сабитов отдал свое сердце детям. Он дарил им свою фантазию, свой ум, свою душу, выступал не только как одаренный сочинитель, но и как мудрый педагог. Он создал много специальных, инструментальных произведений для учебных целей в детских музыкальных школах, которые пользуются широким спросом. Музыка для детей – особая страница многогранного творчества Сабитова. “Детей любить может каждый, для этого большого искусства, по-моему, не требуется. Этим инстинктом одарен любой человек. Но трудиться ради детей, создавать для них произведения – это куда более серьезная задача” — писал он. Именем композитора названа детская музыкальная школа №1 г. Уфы, где он получил музыкальное образование и путевку в мир искусств. Его творчество в области фортепианной музыки занимает одно из видных мест. [2]

  • 12 прелюдий
  • Детский альбом
  • Сонатина соч. 5
  • 5 прелюдий соч. 42
  • 4 прелюдии
  • 3 баллады
  • Озорник
  • Козленок
  • Темы с вариациями соч.2, соч.7.
  • Семь вариаций
  • Баллада
  • Веселый дятел
  • Капризуля
  • Петушок
  • Петушки
  • Мне купили гармонь
  • Цикл “Семь наигрышей”
  • Праздничное утро
  • Сюита из балета “Буратино”
  • “Горный орел” (транскрипция для двух фортепиано)
  • 4 полифонические миниатюры на башкирские темы
  • Два мушкетера
  • Буду командиром
  • Сюита для фортепиано в 4 руки:
  • Песня
  • Хорошее настроение
  • Фуга

Прелюдия №1 соль мажор из цикла “4 прелюдии”.

Для учащихся 4-5 классов.

Пьеса по характеру веселая, игривая, скерциозная.

Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера. Может быть самостоятельным произведением или частью цикла. В этой прелюдии есть элементы юмора и шутки, поэтому они носят танцевально-скерциозный характер. Все это связано с жанром “кыска-кюй” — быстрая песня, которой тоже характерно задорность, скерциозность. Тема состоит из 3 фраз – двух коротких (по одному такту каждая) и третей, суммирующей, состоящей из двух тактов. В конце фраз происходит опевание примы и терции тонического трезвучия, которые приходятся на первые три восьмые. Большинство народные танцевальные темы заканчиваются троекратным повторением устоя (аналогично с движением танцующего) и Сабитов сохраняет структуру танцевальных тем.

В средней части точно воспроизводит ритмическую формулу народных плясовых мелодий.

Прелюдия №2 ля минор из цикла “4 прелюдии”

Для учащихся 4-5 классов.

Образное содержание пьесы – лирическая зарисовка башкирского края.

Паузы, октавный ход, легкие акценты, украшения придают пьесе восторженное настроение. Во второй части октавное удвоение импровизационной мелодии напоминает соло курая – национального башкирского инструмента. Башкирская народная музыка по природе своей монодийна, одноголосна, что подчеркивается в данном эпизоде практическим отсутствием аккомпанемента.

Звучание мелодии курая полетное, свободно разливающееся по лесам, по долинам родного края. Синхронное пение рук в унисон, свободное владение весом руки от плеча на легато, помогает создать цельное озвучивание струн рояля. В среднем разделе педаль не выписана, но лучше применять запаздывающую педаль. В репризе второе предложение изменено, построено на интонациях первого такта темы. Картина к концу просветляется, фактура становится прозрачной.

Прелюдия №4 ми минор из цикла “4 прелюдии”

Для учащихся 6-7 классов.

Моторная и энергичная по характеру. Основная тема построена из двух фраз с повторениями в восходящем движении. Контрастное сопоставление форте и пиано делают прелюдию игровой и интересной.

Средняя часть сопоставление мажора и минора, в соль ма жоре использование народной песни “Зарифа”, основа мажорная пентатоника, но композитор тему песни более разукрасил, обогатил украшениями.

Н. Сабитов часто применяет и использует побочные трезвучия, септаккорды, которые звучат красочно и необычно. Так звучит последняя небольшая часть произведения. Триоли создают расширение, масштабность и кульминация усиливает звучность. Конец звучит утвердительно, последний аккорд повторяется два раза.

Исмагилов Загир Гарипович

Родился 8 января 1917 года в селе Верхнее-Серменево Белорецкого района Республики Башкортостан. В 1954г. окончил Московскую консерваторию им. Чайковского по классу композиции В.Г. Фере. С 1954 г. – председатель правления Союза композиторов БАССР. С 1968-1988 гг. – ректор Уфимского государственного института искусств. Профессор. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки и республиканской премии им. Салавата Юлаева.

Разнообразные и колоритные пьесы “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Скерцо”, “Ноктюрн”, “Торжественная пьеса”, “Легенда”, “Поэма”, и “Танец” прочно вошли в исполнительскую и педагогическую практику.[2]

  • Прелюдия и Токката
  • Танец
  • Кукушка
  • Соната
  • Ноктюрн
  • Поэма
  • Скерцо
  • Легенда
  • Лунная ночь
  • Торжественная пьеса
  • Речитатив и ария Шауры из оперы “Шаура” (переложение для двух фортепиано)
  • Фрагменты из оперы “Волны Агидели” (транскрипция для двух фортепиано)

Пьеса предназначена для 7 класса.

Поэтична, навеяна образами природы, удивительным покоем и тишиной. В этом произведении композитор сумел переплести черты профессиональной музыки и народно-песенного фольклора озон-кюй (сплетение вокального и инструментального жанров).

Правая рука – это мелодия курая с разнообразными орнаментами как бы парит в ночной тиши (в высоком регистре, так как все народные песни исполняются женскими сопрано, а мужчины – тенора). Тема Ноктюрна характерна для народной песни “Таштугай”.

С помощью орнаментированного распева соединяются отдельные ступени лада, что создает впечатление гибкого, пластичного передвижения мелодии из одного регистра в другой.

Тема левой руки – это волнообразные фигурации, создают нежный и трепетный фон. Ноктюрн написан в простой трехчастной форме, есть вступление и заключение. Построен из двух тем (фантастический ночной мир и возвращение в средней части в реальный мир). Сложность исполнения заключается в том, что нужно показать три пласта: бас, заполнение и мелодию. Бас – очень важно зацепить глубоко от плеча, но в то же время мягко, заполнение – без веса, ровным по звучанию звуком. Все три голоса исполняются по-разному, и слышать их нужно, гармонически выстраивая, внутренним слухом.[5]

Касимов Рафаиль Габдулхаевич

Родился 2 июля 1947 года в городе Слупске (Польша). Профессиональное образование получил в Ижевском музыкальном училище по классу фортепиано (педагоги В.С. Кашкаров и Г.А. Полторацкая-Глушенкова). В 1963-1973 гг. учился в Уфимском государственном институте искусств. Закончил его по двум специальностям: как композитор и как пианист по классу профессора З.Г. Исмагилова. С 1972 по 1979 гг. работал художественным руководителем Башгосфиларамонии. С 1979 г. – преподаватель ДМШ №1 им. Н.Сабитова.

Яркая образность и динамизм музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы, выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими для творчества Р. Касимова.

  • 5 пьес для фортепиано в 4 руки
  • Концерт и два концертино для фортепиано с оркестром
  • Юмореска “Форшлаги”
  • 6 сюит для фортепиано
  • Сонаты №1, №2
  • Прелюдия и фуга
  • 4 детские сюиты
  • Три вариации
  • На озере
  • Прощание с летом
  • Июньский ветерок
  • 3 картинки для фортепиано
  • Концертино “Юношеское” для двух фортепиано
  • Концертино №2 для двух фортепиано
  • Потешка
  • Мелодический этюд
  • Игры кукол
  • Настроение
  • Прелюдия и фуга
  • Пьесы
  • Мелодичный этюд для фортепиано в 4 руки
  • Симфоническая картина для фортепиано
  • 8 фортепианных пьес: Кошечка, Песня старого медведя, Считалочка, Колыбельная, Ария, Птичий хоровод, Этюд, Песня пастуха.

Пьеса предназначена для 4 класса.

Пьеса по характеру воздушная, солнечная, мелодия парит над сопровождением непрерывных шестнадцатых. Сопровождение интересно, что его нельзя играть с одинаковым прикосновением, так как с педалью звучит грязно. А вот если поглубже опираться на первую шестнадцатую и сделать затихание к верхнему звуку (к 1 пальцу), то на педали мелодия с таким аккомпанементом звучит великолепно, воздушно.

Нужно обратить внимание детей на название пьесы: “Месяц июнь, какой он, что растет, расцветает, какое солнце и т.д.”. Далее о замысле композитора, что он говорит о ветерке, ветерочке, но не о ветре. Июньский ветерок играет со цветами, с лепесточками, перелетая с одной полянки на другую. Это теплый и ласкающий июньский ветерок. Такой тщательный анализ помогает детям глубже понять и почувствовать настроение данной пьесы.

Я считаю, что мой материал станет ценным и полезным для многих преподавателей музыкальных школ, поможет ввести начинающего пианиста в мир башкирской музыкальной культуры.

  1. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976г.
  2. Скурко Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана. Уфа, 2002г.
  3. С.А. Галин. Культура Башкортостана. Уфа, 2005г.
  4. А. Бикчентаев. Нариман Сабитов. Уфа, 1973г.
  5. Н.Ф. Гарипова. Башкирская фортепианная музыка. Уфа, 1977г.
  6. Р. Касимов. Пьесы для фортепиано. Уфа, 2003г.

Источник

Оцените статью