Ноты басового ключа карточки распечатать

Волшебные клавиши

Басовый ключ ноты

Здравствуйте, дорогие друзья! Для тех, кто решил овладеть искусством игры на фортепиано и синтезаторе знания нот первой и второй октавы не достаточны. Именно поэтому мы приступаем к изучению нот в басовом ключе.

Пожалуйста, изучайте эту тему только после изучения нот первой, второй и третьей октав.

Посмотрите на ноты. Если они вам знакомы, продолжаем дальше. Если нет, учите!

Октавы синтезатора и ноты

Ноты басового ключа на нотном стане

Басовый ключ ноты для фортепиано

Ноты Малой октавы

Ноты Малой октавы записываются в басовом ключе.

Иногда, как видите из верхнего рисунка — ноты Малой октавы можно записать и в скрипичном ключе на нижних добавочных линейках. И ноты Первой октавы также могут быть записаны в басовом ключе на верхних добавочных линейках. Но это — редко бывает. Просто помним и о таком варианте.

Давайте для начала познакомимся с басовым ключом. Вот как он выглядит.

Пишется на четвертой линейке. Означает ноту Фа Малой октавы. Посмотрите, завиток ключа начинается именно на 4 линейке (линейки считаем снизу вверх).

Запоминаем. Нота ФА Малой октавы находится на 4 линейке. Это хороший ориентир для запоминания нот!

Далее рассмотрим каждую ноту Малой октавы:

Нота До находится между второй и третьей линейкой.

Нота Ре — на третьей линейке.

Нота Ми — между третьей и четвертой линейкой.

Нота Фа — на четвертой линейке.

Нота Соль — между четвертой и пятой линейкой.

Нота Ля — на пятой линейке.

Нота Си — над пятой.

Обратите внимание! Ноту До Первой октавы можно записать и в басовом ключе — на первой дополнительной линейке.

Ноты Большой октавы.

В басовом ключе ноты Большой октавы располагаются слева от Малой октавы.

Ноты Большой октавы

Не стоит пугаться большому объему информации. Если есть вопросы, обязательно задавайте в комментариях к статье!

Источник

Ноты басового ключа + карточки для печати

Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.

Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.

Как запомнить расположение нот в басовом ключе

Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?

Сперва взгляните на изображение ниже:

Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?

Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи . Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.

Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:

Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:

Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.

Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.

Уже запутался 9

Ноты басового ключа на клавиатуре

Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда . Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:

Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:

Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.

Использование «Восьмерок»

Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:

Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:

Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:

Карточки для печати

Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.

Пользоваться ими очень просто:

  1. Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
  2. Разрежьте по пунктирной линии
  3. Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
  4. Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне

Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.

В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.

Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.

Мне нравится статья 56

Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?

Источник

«Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ». Нотная азбука в стихах и картинках

Разделы: Музыка

Данное пособие предназначено для использования на уроках сольфеджио и фортепиано (общего и специального) и в домашней работе в качестве дополнительного материала для учащихся подготовительного и младших классов детских музыкальных школ и школ искусств.

Основной целью создания данного пособия является повышение интереса учащихся к обучению в музыкальной школе, а также стремление облегчить и ускорить процесс запоминания нот в басовом ключе, на добавочных линейках в скрипичном ключе; подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

На первом этапе обучения игры на фортепиано некоторым детям трудно дается изучение нот в басовом ключе. Многие педагоги одновременно дают оба ключа, но если ребенок маленький можно постепенно знакомить его с нотами в басовом регистре. Знакомство с нотами должно начинаться на клавиатуре. Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому заучиванию нот, развитию зрительного и двигательного автоматизма вне связи с богатым эмоциональным миром музыки лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты и механически повторять их, особенно дома, в отсутствии педагога.

Нотно-клавишный процесс намного сложнее буквенно-голосового! (Т.е. чтения с буквенного текста). Образно говоря: можно не попасть с ноты на клавишу, нельзя не попасть с буквы на голос.

Известный педагог-психолог П. П. Блонский подчеркивает: совершенно неизвестное – есть всегда непонятное. Таким образом, понимание основывается на каких-то предшествующих знаниях и является своеобразным применением этого знания.

В методическом пособии используется метод моделирования элементов музыкального языка. Моделирование связано с созданием промежуточного объекта, замещающего понятие до известной степени. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен, поэтому метод моделирования, являясь универсальным, становится одним из важнейших механизмов обучения
детей.

Игра понятиями для детей дошкольного возраста еще недоступна. Следовательно, возможна игра на основе образов, так как, по мнению психолога Д. Брунера “основным орудием думанья” у детей служат образы и манипулирование ими.

Важнейшей основой для образной модели является увлекательный текст, способный воодушевить детей на игру. В педагогической модели должна быть не только мысль, но и легкое дыхание наивности, детской непосредственности.

Начинать обучение нотной грамоте детей с цветных нот гораздо интереснее, эффективнее и полезнее для здоровья маленького пианиста. Детям свойственно образное восприятие! Используя опорные образы можно ускорить процесс запоминания материала. Так, кроме цвета-символа каждая нота имеет свой образ-картинку.
Пример:

До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)

В недавно вышедшей книге “Современные методы развития памяти и мышления” психолог Н.И.Хорошевский представляет метод рифм, который рекомендуют Д.Миги и Р.Джонсон в работе “Компьютер – творец”. По этому методу каждая цифра снабжается выражением, и чем нелепее оно, тем лучше. Например:

0 – это боль
3 – нос утри
4 – в квартире, и т.д.

Запомнить “ключ” к шифру нетрудно, он ведь рифмованный. По аналогии в пособии “зашифрованы” названия нот:

А три главных “усатых” нотки: До – 1 октавы, Ля – 2 отавы, Ми – большой октавы представлены в образах трех котов разных цветов: До – красный кот, Ля – оранжевый, Ми – зеленый. Эти усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Если эти три нотки запомнятся – остальное обучение не представляет сложности. По клавиатуре ребенок сможет самостоятельно определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.

Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. У детей 5-8 лет преобладает непроизвольное внимание, которое в большей мере зависит от интереса к работе, наглядности преподавания, от воздействия на эмоциональную сторону психики ребенка. Запоминание в этом возрасте тоже непроизвольное, а непроизвольно запоминается то, что вызывает живой интерес. Существует “правило интереса” – чтобы “переварить” знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, “аппетитное” запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого.

Как заниматься по книжке “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.

1. Выучить с ребенком ноты в цветном и образном исполнении.

До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)

2. В стихах название нот выделены соответствующим цветом.

3. Показать ученику ноты клавиши первой октавы на клавиатуре, затем найти их на нотном стане в книжке (сначала все 4 нотки). Затем прочитать стихи о каждой нотке, сыграть по очереди и в любом порядке.

4. На клавиатуре показать ученику ноты малой октавы, рассмотреть в книжке соответствующую запись расположения нот всей октавы целиком. Читать стихи, играть ноты по-отдельности.

5. Изучение нот в большой октаве проходит аналогичным образом.

6. Чтобы ребенок быстро запомнил расположение нот на добавочных линейках необходимо усвоить, где живут “три кота”: красный кот – До первой октавы, зеленый кот – Ми большой октавы, оранжевый кот – Ля второй октавы. Все усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Необходимо найти на клавиатуре эти три нотки и показать ребенку, как определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.

7. В итоговой загадке наглядно представлены три главных нотки.

Возрастные особенности усвоения учебного материала таковы, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают игровые методы обучения с опорой на чувственность и воображение. Игра – естественный для малыша способ знакомства с миром. У игры есть особые преимущества. Она мобилизует эмоции ребенка, в игре ребенок меньше отвлекается, т.к. она полностью поглощает его. Игра создает ту особую соревновательную атмосферу, в которой учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Замечательный педагог Т.Б.Юдовина-Гальперина пишет в своей книге “За роялем без слез, или я – детский педагог”: “главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат”. В последнее время многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике.

Итоговая игра

Котики едут на дачу”

Игровой материал: книга “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.

Дидактический материал: карточки с изображением цветных и черных нот [Рисунок_36.jpg]. “Касса” для нот (конверт).

Методика организации игры

1 вариант.

Место действия – вокзал. Участвуют – два ребенка, или педагог и ребенок.

Первый ребенок – кассир. Второй ребенок – пассажир.

Педагог напоминает детям, какие цвета и образы соответствуют нотам. При необходимости читает стихи, показывает иллюстрации и ноты-клавиши на фортепиано.

Пассажир: Скажите, пожалуйста, у вас есть билеты для кошек?

Кассир: Да, конечно есть!

Пассажир: Дайте, пожалуйста, один взрослый и 2 детских!

Кассир: Пожалуйста! (Выдает 1 карточку с черной ноткой и 2 с цветными).

Пассажир: Спасибо! До свидания!

Кассир: Счастливого пути!

Пассажир подходит к “поезду” (фортепиано) и рассаживает “котиков” по местам-клавишам. Кассир “проверяет” билеты у котиков.

Если все правильно, “поезд” гудит и отправляется в путь. Можно спеть под аккомпанемент педагога песенку В. Шаинского “Голубой вагон”. Если случилась ошибка, “котика” снимают с поезда, а билет “сдают” в кассу.

2 вариант. Коллективная форма игры (от 6 до 10 человек).

Действующие лица: первый ребенок – кассир, второй ребенок – проводник, остальные дети – пассажиры.

Педагог разбивает детей на 2 равные подгруппы по 3-4 человека. Необходимо 2 фортепиано (2 “поезда”). Пассажиры “покупают” билеты в кассе и по команде педагога (“начальника вокзала”) рассаживают “котиков” по “поездам” – клавиатурам. Побеждает команда, которая сделает это быстрее.

На начальном этапе игру “котики едут на дачу” проводить в пределах одной октавы.

Список литературы

  1. Т.Б. Юдовина-Гальперина “За роялем без слез”,2002.
  2. П.П. Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения”, т.2, М.,Педагогика,1979.
  3. Т.И. Смирнова, “Фортепиано, интенсивный курс”, усДК, М.,1999.
  4. “Как научить игре на рояле”, “Классика XXI”, М.,2005г.
  5. В.В.Крюкова, “Музыкальная педагогика”, “Феникс”, Ростов-на-Дону,2002.
  6. Н.И.Хорошевский, “Современные методы развития памяти и мышления”, “Наука спектр”, М.,2008.
  7. Г.Виноградов, Е.Красовская, “Занимательная теория музыки”, М., “Советский композитор”,1991.

Источник

Оцените статью