Ноты белорусского танца крутуха

Характерный и историко-бытовой танец

Танец очень тесно связан с музыкой. Лишённые музыки танцы можно встретить очень редко, это скорее исключение. В некоторых древних племенах и по наши дни исполняют танцы только под ударные инструменты, но ведь и ударные — это музыка, вернее её разновидность.

Музыка — необходимая и органическая составляющая балета. Синтез этих двух искусств не определяет подавление одного другим, а наоборот, предполагает гармоничное взаимодействие и дополнение. Каждое из искусств вносит свой вклад в художественное единство.

Народный (характерный) и историко-бытовой танцы в первую очередь отличаются от классического тем, что они эмоционально и образно окрашены. На этом предмете проходят танцы различных народов мира: венгерский, польский, цыганский, татарский, испанский, молдавский и другие. Лирические, зажигательные, печальные и торжественные — эти танцы бесконечно многообразные по своей выразительности. Можно сказать, есть даже элемент зрелищности. Зрелищная сторона определяется: многоплановостью, рисунком танца, разнообразием построений, пространственным развитием и, конечно, национальными костюмами, которые представляют зримый облик танцующих. Музыка очень часто бывает ведущей в танце, но иногда сам танец очень влияет на музыку, требуя от неё определённости и соответствия характеру.

Экзерсис, также как и в классике, состоит из определённого порядка движений. Здесь встретятся знакомые названия: tendu, jete, rond de jamb parter и т. д., но только движения будут отличаться от классических тем, что они приобретут национальную окраску и музыкально, и пластикой движения.

Обычно концертмейстеры при аккомпанировании на этом предмете используют нотный материал. Далеко не все могут сымпровизировать в национальном характере.

Читайте также:  Гитара garrison agd 700

Источник

Ноты белорусского танца крутуха

Автор: И. Ильин
Год: 1953
Издательство: Музгиз
Страниц: 36
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается нотное издание «Белорусские народные танцы для баяна». Составление И. Ильина, общая редакция Н. Иванова.

Содержание :
1. Крыжачок . Обработка Е. Тикоцкого . 3
2. Бычок . Обработка Н. Соколовского. Переложение Г. Жихарева . 5
3. Голубец . Обработка Н. Чуркина. Переложение Г. Жихарева . 8
4. Ленок . Обработка Е. Тикоцкого . 10
5. Лявониха . Обработка С. Полонского . 12
6. Бульба . Обработка С. Полонского . 15
7. Янка . Обработка С. Гальперина . 18
8. Белорусская полька . Обработка Д. Каминского . 20
9. Микита . Обработка Гр. Пукста . 23
10. Полька . Обработка Гр. Пукста . 26
11. Антон молоденький . Обработка П. Подковырова . 29
12. Шостак . Обработка П. Подковырова . 32

Источник

Ноты для баяна — Белорусские народные песни

Ноты для баяна, аккордеона, гармони


Педагогический репертуар
БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ МЕЛОДИИ

Обработка для баяна и дуэта баянов
Владимира Федоровича Савицкого
«Музыка», 1991г.
номер 3705

  • ПЬЕСЫ ДЛЯ ОДНОГО БАЯНА
    • Ай, зелена, зелена
    • Скрипят мои лапти
    • Была у меня новая трубка
    • На горе комары
    • Как ты ехал к, ней
    • Ой, рано на Ивана
    • Чернушечка
  • ПЬЕСЫ ДЛЯ ДУЭТА БАЯНОВ
    • А во поле нивка
    • Посылала меня мать
    • Ой, да в омуте вода играет
    • Ой, летели гусоньки через сад
    • А на озере
    • Почему, коник, воды не пьешь?
    • Зорка Венера
    • Там, возле мельницы

Скачать ноты


Педагогический репертуар
Белорусские народные песни и танцы

Обработка для баяна и дуэта баянов В. Савицкого
«Музыка», 1984г.
номер 2942

  • А когда ж тот вечер
  • А во поле при долине
  • Зеленый дубочек
  • Ох, и сеяла Ульяница ленок
  • Ой, рано на Ивана
  • Люблю наш край
  • А во поле рожь
  • Чьи пчелы в огороде
  • Чернушечка
  • Метелица
  • Идем-пойдем вдоль улицы
  • Ой, не я то плачу
  • Шумные березы
  • Ходит пава по улице
  • ДУЭТЫ
    • Посылала меня мать
    • А во поле нивка
    • Ой, да в омуте вода играет
    • А на дворе дождик
    • Прилетели гусоньки
    • Там возле мельницы

Скачать ноты


Белорусские народные танцы
для баяна
составил И.Ильин
«Государственное музыкальное издательство», 1953г.
номер 23656

  • 1. Крыжачок. Обработка Е. Тикоцкого
  • 2. Бычок. Обработка Н. Соколовского. Переложение Г. Жихарева
  • 3. Голубец. Обработка Н. Чуркина. Переложение Г. Жихарева
  • 4. Ленок. Обработка Е. Тикоцкого
  • 5. Лявониха. Обработка С. Полонского
  • 6. Бульба. Обработка С. Полонского
  • 7. Янка. Обработка С. Гальперина
  • 8. Белорусская полька. Обработка Д. Каминского
  • 9. Микита. Обработка Гр. Пукста
  • 10. Полька. Обработка Гр. Пукста
  • 11. Антон молоденький. Обработка П. Подковырова
  • 12. Шостак. Обработка П. Подковырова

Скачать ноты


Беларускiя мелодыi
зборнiк п’ес для баяна
Апрацоука В.Багатава
ДЗЯРЖАЎНАЕ ВЫДАВЕЦТВА БССР, МІНСК, 1960г.

Ладкі-ладушкі
Крутое калясо
Пайшла Улляна
Вясна прыйшла
Як пойдзем мы, дзеўкі
Чырвоная калініца.
Бярозка мая кудравістая
Ой ты дуб, дубіна
Трэба знаці
Падушачка
Ва садочку, ва зялёным
Не йдзі мастом, бярэзінкаю.
Ды ляцела сойка
Застучала мая дубінка
Як на гары каліна
Камар лазню тапіў
Як у полІ буен вецер вее
А дзе быў дзядулька мой
Таўкачыкі
Кукавала ды куколечка
Добры вечар, гаспадынька мая
Чыя ж то пшаніца
Цераз лясочак
Танец,
Полька
Галубец
Вой, я хаджу, пахаджаю
Што ў полі далёка
Шызенькі галубчык
Вечарком за рэчкаю
Ой, прала б я кудзельку
Шостак

Скачать ноты


В.Куницкий, М.Солопов
Песы для баяна

«Беларусь», 1963г.

Дзяржаўны гімн Беларускай ССР

I КЛАС
Пайшоў Ясь
Верабейчык
Уцякай, Мароз-дзядуля
Мяцеліца
Козлік
Ой, ляцелі гусі з броду
Ды я жала да вечара.

II КЛАС
Вечарком за рэчкаю
Сваток
Як крыніца цячэ

ІІІКЛАС
Ідуць дзяўчаты ў поле
Беларусь-Радзіма
Ой, Нёман, бацька мой Нбман.
Беларуская полька
Што за месяц
Сядзіць камар на дубочку.
Хлопец пашаньку пахае
На забор сасна пахілілася

IV КЛАС
Бульба
Ой ты, поле маё
Полька
А ў чыстым полі каліна стаіць
Ой, ляцелі гусі
Саўка ды Грышка ладзілі дуду.
Ды ляцела сойка

V КЛАС
Кума мая, кумачка.
Козачка
А пайшоў Апанас
А ў полі вярба
У чыстым полі, у полі пад ракітай
Ці ўсе лугі пакошаны

Скачать ноты

Источник

Методическая разработка танцевального номера

Белорусский народный танец «Крутуха»

Скачать:

Вложение Размер
Методическая разработка народного танца «Крутуха» 247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3 тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТАНЦЕВАЛЬНОГО НОМЕРА

Тема: белорусский народный танец «Крутуха»

  1. Краткая историческая справка . .3
  2. Краткое содержание . ..7
  3. Разновидность и стилистика постановки . .8
  4. Форма и жанр хореографического номера . 8
  5. Идейно-тематический анализ произведения . ..8
  6. Композиционное построение танца . 8
  7. Сценарно-композиционный план . 10
  8. Анализ музыкального материала . .10
  9. Литературно-графическая запись танца . ..11
  10. Описание движений . .15
  11. Костюм исполнителей . ..20
  12. Литература . .21
  1. Краткая историческая справка

Истоки белорусского народного хореографического искусства берут свое начало еще в глубокой древности — эпохе древнерусской Киевского государства, на землях которого развивались и формировались три народа — русский, украинский и белорусский. Словно ветви дерева, культуры этих народов на протяжении всей своей истории были очень близки. Родство культуры россиян, украинцев и белорусов появилась в языке, вере, быту, художественном творчестве, обрядах, легендах, песнях, танцах. Корни же этого «славянского древа» уходят еще глубже — во времена освоения Белоруссии восточнославянскими племенами — дреговичами, полочанами, радимичами, потомки которых стали этническим ядром будущего народа.

Первые элементы танца, которые родились в древности, появились основой хореографического искусства, дальнейшая эволюция которого шла параллельно с развитием белорусской народности и возникновения нации.

Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одной какой-то значительной даты в жизни, чтобы в нем не нашлось места танца. И хоть танцевальные элементы не всегда имели законченную форму, они, как правило, были яркие в художественном отношении и повлияли на дальнейшее развитие народной хореографии.

Танцы белорусского народа отличаются от хороводов прежде всего разрывом обязательного триединства слова, пения и движения, переходом главной художественной функции в хореографии с инструментальным сопровождением. Для танцев характерна относительная традиционность последовательности фигур и движений, их неоднократная повторность.

Хотя многие корни танцев уходят в хороводы (хореографические элементы, присутствующие в хороводах и объединены с другими компонентами синтетического действия, должны быть импровизационными плясками солистов, иллюстративно-художественной лексикой и орнаментальным рисунком, дали жизнь соответствующим танцевальным образцам), танцы в целом сформировались значительно позднее хороводов. Начало формирования танцевального жанра следует отнести к периоду возникновения белорусской народности, то есть до XIV — XVII веков, а дальнейшее его развитие — к периоду распада феодализма и зарождения капиталистических отношений вплоть до конца XVIII века — времени формирования белорусской нации.

Исходя из хоровода, танцы много времени развивались и существовали параллельно с ним в быту народа. Но постепенно танцевальный жанр начал теснить хороводы, занимая все больше места в жизни людей.

В танцах, тесно связанных с жизнью и бытом народа, очень четко проявляются особенности его национального характера, чувства, темперамент, манера художественного мышления, то есть возникает своеобразный объединенный «хореографический портрет» нации.

Танцы всегда пользовались любовью белорусов. Об умелых, ловких танцоров говорили с уважением, мастерство их ценилось высоко и было предметом подражания для молодежи. При внешне незамысловатой композиции и при простых движениях, белорусские танцы могут как-то незаметно заражать всех присутствующих желанием самим вступить в танцевальный круг.
Щедрую самоотдачу, непосредственную и горячую увлеченность танцоров отмечали многие собиратели народного творчества, в том числе и П. Шейн, который писал о «разгульном, беззаветном веселье» танцующих белорусов.
Характеризуя манеру, настроение, чувства народных танцоров, необходимо заметить, что их очень трудно, почти невозможно точно передать словами. Одно из свойств хореографического фольклора заключается в том, что он не рассчитан на воспроизведение, а рождается и умирает здесь же, в момент исполнения. То, что создатели и исполнители его не профессиональные артисты; что зрители являются одновременно участниками, а участники — зрителями что чувство непосредственно определяют действия танцоров, а действия в свою очередь разжигают новые эмоции — все это создает особую атмосферу, ту уникальную «фольклорную ауру», которую можно увидеть, услышать, почувствовать только лично.
По хореографической структуре белорусские танцы можно разделить на несколько групп. В первую, наиболее значительную как в художественном, так и в количественном отношении, относятся наиболее древние традиционные белорусские танцы. Это известные многим «Лявониха», «Метелица», «Кочан», «Бычок», «Крыжачок», «Гневаш», «Круг», «Никита», «Сапоги», «Ленок», «Воробей» , «Сапожники», «Коза», «Юрочка» и многие другие, а также найдены за последние годы в экспедициях сотрудниками Отраслевой научно-исследовательской лаборатории танцевального творчества Минского института культуры по-прежнему мало известные или неизвестные совсем «Петушок», «Молоточки», « Солнце »,« Медведь »,« Околушка »,« Кувшин »,« Пчелка », « Комарики »,« Дождик »,« Рындя »,« Карусель »,« Кобылка », « На полотенце »,« На цимбалы »,« Рожь »,« Мельница »,« Дударик», « Боб молотит »,« Ступка »,« Конопельки »,« Солома »,« Чумак »и многие другие.
Для структуры их характерные прежде всего повторяемость двух-трех танцевальных фигур, общий для всех участников композиционный рисунок, массовое исполнение, часто с песенным сопровождением, неограниченное количество участников и любой состав (хотя в быту эти танцы нередко танцевали и танцуют преимущественно женщины).

Музыкальную структуру традиционных танцев отличает прежде всего размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же ладово-интонационную основу, и хороводная песня, потому что есть как бы переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец. Это еще раз подтверждает тесную генетическую связь танцевального жанра с хороводами, и короткие песни, которыми сопровождается часто исполнения танцев в быту — это в большинстве случаев сокращены, так сказать, «остаточные» тексты хороводных песен.

Инструментальное сопровождение танцев менялось со временем. В старину особым почетом и уважением пользовались Дударь. «Без дуды, без дуды ходят ножки не туда, — пели белорусы, — а как дуду услышат — сами ноги танцуют». Наряду с дудой для танцев аккомпанировала скрипка, цимбалы, которые часто изготавливали сами сельские музыканты, и бубен, способен творить чудеса в руках настоящего мастера. Скрипка, бубен и цимбалы (в XIX веке), позже две скрипки и виолончель (по-белорусски «басетля») составили своеобразный национальный оркестр, так называемую «тройственную музыку». Во второй половине XIX века в Белоруссии появилась гармонь, которая быстро стала соревноваться и со скрипкой и кимвалов. Сегодня гармонь, баян, аккордеон, а на свадьбах иногда и современные вокально-инструментальные ансамбли почти совсем вытеснили другие музыкальные инструменты из быта народа.
Традиционные белорусские танцы и хороводы послужили источником для создания балетмейстерами высокохудожественных, ярких сценических произведений, которые известны далеко за пределами республики «Юрочка» и «Бульба» И. Моисеева; работы белорусских хореографов: «Лявониха» С. Дречина, «Бычки» и «Ленок» А. Опанасенко; хоровод «Пойдем, пойдем лугом» И. Хвороста; «Мяцелица» А. Рыбальченко и Д. Ляшенко; «Гусарики» В. Гаевой, «Полька-крутуха» М. Дутченко; «Лучинку» М. Муравьи; «Коханочка» А. Штоп; «Мата-бедствия» И. Серикова; «Крыжачок» С. Гребенщикова; «Воробей» В. Яминский; «Кобылка» Г. Черного; «Женитьба Терешки» Л. Залевской; «Молоточки», «Полька на табуретке», «Пава», а также «Кузнецы», «Лягушка», «Кивуха», «Коза», хороводы «Ткачество», «Сохрани огонь» и «Мост мостить» в постановке студентов хореографического отделения Минского института культуры.

В белорусских танцах видно и сейчас их народную основу, связь труда с бытом. В танце «Пестик» воспроизводится процесс толчения в ступе зерна. Танец «Бульба» демонстрирует как сажают, обрабатывают и собирают картофель. В танце «Качан» показывают посадку капусты и устрашения зайца. «Ленок» — танец чисто девичий, в нем отражается обработка льна, ткачество полотна и пошива «кашули» (рубашки) . Как-будто бы нарядившись в новые рубашки, девушки весело танцуют после кропотливой работы.

Основой построения белорусского народного танца есть четкий точно установленный рисунок. Танцующие пары многочисленными постройками плетут красочный орнамент.

Тесная связь с русским народным танцем помог расширить палитру выразительных средств белорусского танца. Движения его стали шире, свободнее и технически выразительные.

Народное хореографическое искусство стало неотъемлемой частью белорусской национальной культуры.

Свадьба в деревне. После торжественных церемоний и застолья, гости начинают играть в любимые народные игры и танцевать.

Кучка девушек, подруг молодоженов, решили поздравить «женатых» своим веселым танцем. Танцовщицы начали свой живой танец, но оказывается, что они танцуют не только чтобы поздравить молодоженов, но и привлечь внимание юношей и других гостей своим праздничным нарядом.

Исполнительницы под темпераментные переборы гармониста начали плясать в своеобразном соревновании друг с другом очень затрудненные движения. Они выполняли эти движения очень легко, быстро, шутливо и весело.

Девушки смогли показать все своеобразие, неповторимость и привлекательность своих нарядов.

Их танец был выполнен очень профессионально и легко, как и нужно выполнять белорусский народный танец.

  1. Разновидность и стилистика постановки
  1. Форма и жанр хореографического номера

Форма: малая группа

Жанр: шуточный, социально-бытовой

  1. Идейно-тематический анализ произведения

Тема: девушки, их наряды в танце выступают как изображение национальной красоты и удачного народного костюма.

Идея: показать зрителям национальный колорит белорусского народного танца, его неизменно ритмический пульс, яркий мажорный характер.

Сверхзадача: дать зрителю понять, что в своей жизни он должен заниматься тем, от чего он на самом деле получает удовольствие.

Конфликт: гости невесты пытаются перетанцевать гостей жениха.

Линия сквозного действия: кружение девушек в течение всего танца.

Сквозное действие: восхваление яркими нарядами и невероятным мастерством исполнителей.

  1. Композиционное построение танца

Экспозиция: девушки, которые пришли поздравить невесту, выходят на танец, встречаются друг с другом затем по парам и приветствуются.

Завязка: девушки начинают танцевать по кругу, в парах, показывая свои великолепные костюмы. Они стараются как можно больше кружить, чтобы их юбки полностью раскрылись и показали все свои прелести.

Первая часть: девушки делятся на две группы и танцуют друг против друга, будто красуются своими нарядами и прекрасным, качественным выполнением движений.

Вторая часть: девушки выполняют усложненные движения и рисунки танца, снова разделяются и пытаются перетанцевать друг друга. Они танцуют в двух кругах, парах, и незаметно перестраиваются в одну линию.

Кульминация: на середину выходит одна из девушек и начинает быстро и ловко выполнять кружения, чтобы показать всем свой наряд и привлечь больше внимания к себе. Другим двум девушкам тоже захотелось похвастаться перед зрителями. Они вышли на середину и закружились в быстром темпе танца.

Развязка: захваченные танцем, девушки пошли танцевать и кружиться по кругу, разбились на пары, и поздравив друг друга, разбежались в разные стороны.

Источник

Оцените статью