Ноты блюза для губной гармошки

Ноты блюза для губной гармошки

Блюз на губной гармошке. Какие использовать ноты

В этой статье мы рассмотрим какие именно ноты можно играть в блюзе во второй позиции, какие из них проходящие, а какие опорные, а также затронем некоторые другие аспекты.

Нот, которые расположены между 1 и 4 отверстиями вашей гармошки, уже достаточно для того, чтобы сыграть полноценный и интересный блюз. Потому начинаем прямо сейчас!

Блюзовая гамма во второй позиции на До гармонике выглядит следующим образом: G Bb C Db D F. Соответственно, мы можем сделать вывод, что ноты нашей блюзовой гаммы в нижнем регистре это:

+1 -1′ -1 -2’’ -2 +3 -3’ +4 -4’ +4 – ноты блюзовой гаммы

К тому же есть еще три ноты, которые затесались к нам из мажорной пентатоники (пока остановимся на том, что это простая гамма, состоящая из пяти нот) – это нота ми или +2 и нота ля или -3″ и нота Си -3. Тут я хочу сделать небольшое отступление. Если вы совсем начинающий любитель блюза, то я рекомендую вам играть эти ноты как проходящие (ноты, которые не являются основными в фразе), это связано с тем, что не во всех блюзах они будут звучать легально, но со временем вы научитесь определять, где их играть можно, а где нет (это так же будет рассмотрено в следующих статьях).

Таким образом, наша полноценная последовательность «легальных» нот выглядит следующим образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3 -3’’-3’ -3 +4 -4’ 4

Читайте также:  Виа поющие гитары был один парень

К сожалению, полностью блюзовая гамма не поместилась в нашей первой октаве, но, к счастью, у нас есть все важные ноты, используя которые, мы можем запросто сыграть блюз.

Что же это за ноты?

Самая важная нота – это наша тоника, самая главная нота гаммы. С нее гамма начинается и на ней же и заканчивается. Как вы уже должно быть знаете – это -2, нота Соль. Из-за специфики губной гармоники настройки Рихтера эта же нота у нас продублирована и на третьем отверстии на выдох +3.

Казалось бы, в чем разница? Но эти ноты из-за разного направления дыхания получают разную атаку и тембральную окраску и соответственно звучат немного по-разному.

Следующей по важности нотой в нашем наборе является -3′. Нота эта очень важна в блюзе, именно она придает ему специфическую окраску! Если вы не владеете техникой оверблоу или не уверены в точности ваших бендов на выдох, то убедительно советую вам научиться брать этот бенд точно и правильно, потому что на гармонике она встречается еще раз как оверблоу на 6 отверстии и как двойной бенд на выдох на 10. Для этого нам понадобится немножко гармошечной акробатики! Потренируемся брать этот бенд отдельно и точно!

Есть еще две важные ноты, которые являются ключевыми для нашего блюза на трех аккордах. Это главная нота так называемого «четвертого» аккорда — нота До (+1 и +4), а также главная нота нашего «пятого» аккорда – нота Ре (-1 и -4). Играя ваши импровизации или придумывая свои инструменталы, играйте эти ноты как опорные.

Используя эти знания, вы уже можете смело играть блюз и звучать правильно, но не мешало бы расширить наш исполнительский диапазон, потому рассмотрим, что же мы можем играть в диапазоне с 1 по 6 отверстие!

Благодаря тому, что диапазон нашей игры расширился, блюзовая гамма приобрела законченный вид и выглядит она следующим образом:

Сыграйте эту последовательность, и вы получите без 5 минут ’’Juke”!

И опять не забываем про нашу ноту Ми (E в латинской литерации): +2, а так же +5. Напомню, что она пришла к нам из мажорной пентатоники.

Из мажорной пентатоники к нам попала и нота Ля (А), которая расположена у нас на отверстиях -3″ и -6. Она так же не принадлежит нашей блюзовой гамме, но известные харперы, такие как Литтл Уолтер или Биг Уолтер, могли заставить её работать в блюзовом направлении, почему бы и нам этого не сделать?

Итак, все наши «легальные» ноты выглядят таким образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3 -3’’ -3’ +4 -4’ -4 +5 -5 +6 -6

Сыграйте эту последовательность, чтобы запомнить все ноты и все бенды. Вот этим и хороша вторая позиция, что мы можем использовать практически все ноты наших двух октав!

Немного о важных нотах, у нас добавилась еще одна тоника – наша самая важная нота, наша опора. Расположена она на шестом отверстии на выдох +6. Теперь мы можем начинать или заканчивать все наши фразы не только на -2 или +3, но и на +6, что добавляет нам больше свободы в импровизации!

Для тех, кто, может быть, еще не успел разобраться, что к чему, и доверился своим ушам, я приведу простую табличку, которая покажет соответствие наших нот в разных регистрах. Со временем, вы сможете делать это на лету, а поначалу можно подглядывать в нашу шпаргалку!

Нижний регистр губной гармоники Нота Средний регистр губной гармоники Верхний регистр губной гармоники
+1 С (до) +4 +7 и +10
-1′ Db (ре бемоль) -4’ -7o и -10о
-1 D (ре) -4 -8
+2 E (ми) +5 +8
-2″ F (фа) -5 -9
-2 или +3 G (соль) +6 +9
-3″ А (ля) -6 -10
-3′ Bb (си бемоль) +6o +10″

Как вы обратили внимание, я добавил в таблицу ноты верхнего регистра, а это означает, что пора затронуть и эту тему!

У нас стало больше нот, но, к сожалению, чтобы сыграть полноценную блюзовую гамму в этом диапазоне мы должны владеть техникой овербендов. В этой статье мы коснемся этого аспекта вскользь и оставим этот вопрос для следующих, более продвинутых материалов.

Блюзовая гамма во второй позиции в верхнем диапазоне гармоники выглядит следующим образом

+ 6 +6о +7 -7о -8 -9 +9

Плохая новость — нам понадобится овердро, хорошая новость – нам не понадобятся бенды на выдох.

Нельзя забывать про десятое отверстие гармоники, оно может быть сложным для новичков, но в нём хранятся аж три ноты нашей блюзовой гаммы (если бы у гармошки было больше отверстий, мы смогли бы достроить еще одну последовательность от +9)

Опять же спешу напомнить про ноту ля и ми. Они расположены на -10 и +8 соответственно.

Таким образом, вся наша последовательность легальных нот для блюза по всему диапазону гармошки выглядит следующим образом (проходные ноты выделены синим цветом):

Это довольно внушительный набор! Умение играть их легко и «в кассу» возводит вас в высшую лигу блюзовой губной гармоники!

Но это еще не все!

В следующих статьях мы рассмотрим теоретические основы игры на губной гармонике, потому сейчас эту тему мы раскрывать не будем, обращу лишь ваше внимание на такой момент. Так как наш блюз является трехаккордным, то мы можем использовать не только ноты основной блюзовой гаммы, но и гамм построенных для нот, которые являются главными для четвертого и пятого аккордов – от нот С и D соответственно.

В определенном месте нашего блюзового квадрата, на 4 аккорд, мы можем играть еще ноты: Gb и Eb

А на пятый аккорд еще и ноту Ab (вдобавок к ноте Ля первого аккорда): Ab — это -3’’’ -6’ -9o

Напоследок хочу дать небольшую подсказку для немного более продвинутых харперов. Этот совет поможет вашим импровизациям стать легче и уверенней. Если вы знакомы с позициями хотя бы поверхностно, то запомните простую схему, которая вас никогда не подведет: на четвертый аккорд блюзового квадрата мы можем играть все, что подходит для первой позиции, а на пятый – все, что для третьей!

Мы рассмотрели с вами основные понятия того, что мы можем, а чего лучше не играть во время стандартного блюзового квадрата! Чтобы проверить эти знания на практике, возьмите любой минус и поиграйте под него блюзовую гамму, а на смену аккордов можно сыграть, например, октавы -1 -4 или +1 +4. Звучит здорово, не так ли?!

Об авторе

Константин Колесниченко

Один из лучших блюзовых гармонистов СНГ. Ценитель, знаток, коллекционер и исследователь блюзовой музыки.

Издал уже два альбома и самый свежий альбом можно прослушать и приобрести здесь.

Уровень его мастерства игры на гармонике высоко оценили такие известные западные харперы как Adam Gussow, Jason Ricci, David Barrett, Rick Estrin и Mark Hummel.

Источник

Ноты блюза для губной гармошки

Moby. Табулатура для губной гармошки к композиции Natural Blues

Табулатура для губной гармошки:

«Всё новое — это хорошо забытое старое» — напоминает нам американский диджей, певец, композитор и мультиинструменталист Моби (Moby).

Его сингл «Natural Blues», выпущенный в 1999 году в альбоме «Play», соединил в себе госпел и блюз 30-х годов ХХ века с брэйкбитовым техно 90-х. В основе композиции были использованы фрагменты песни «Trouble So Hard», исполняемой американскими фолк-певцами Верой Холл (Vera Hall), Доком и Генри Ридами (Dock Reed, Henry Reed).

В 1920-30-х годах американский фольклорист Джон Ломакс вместе с сыном Аланом собирали коллекцию записей фолк-музыки для Библиотеки конгресса США. В 1937 году в Алабаме они записали Веру Холл.

Композиция “Trouble So Hard” несла в себе отголоски эпохи рабства, когда община пела без музыкального сопровождения и сборников гимнов. Разговорный стиль пения в формате вопроса и ответа имеет свои корни в африканской религиозной практике.

Моби впервые услышал эту песню в коллекционном сборнике Ломакса «Алабама: от колыбельных к блюзу» (Alabama: From Lullabies to Blues). По сути сингл «Natural Blues» является расширенным ремиксом композиции “Trouble So Hard”.

Сразу после выхода новинка заняла 9 строчку в музыкальном чарте French Singles Chart и 11-ю в UK Singles Chart. А клип был номинирован на американскую музыкальную премию MuchMusic Video Awards как «Лучшее международное видео». Главные роли в видео исполнили актрисы Файруза Балк и Кристина Риччи.

Существует также альтернативная версия клипа, выполненная в виде оригинального мультфильма. Эта версия является своеобразным продолжением видеоклипа «Why Does My Heart Feel So Bad?». Аниматорами и режиссёрами второго клипа стали Susi Wilkinson, Hotessa Laurence и Filipe Alçada.

Моби — исполнитель, работающий в различных жанрах — от электроники до поп-музыки, рока и панка. Настоящее имя музыканта — Ричард Мелвилл Холл (Richard Melville Hall), а прозвище «Moby» он получил потому, что приходится дальним родственником Герману Мелвиллу, автору «Моби Дика». В общей сложности по всему миру продано около 20 миллионов копий его альбомов, синглов и сборников.

Разбирая композицию Natural Blues и предлагая вам табулатуру для губной гармошки этого произведения, нам хотелось показать, что на самом деле губная гармошка, как и это произведение Моби, является музыкальным инструментом соединяющим целые поколения и века. Ведь на губной гармонике можно исполнять как олдскульный блюз, так и современную музыку.

Источник

Ноты блюза для губной гармошки

В данной статье мы представим блюзовые гаммы для всех позиций губной гармоники. Не стоит зацикливаться только на второй или третьей позиции, не стоит ставить себе рамки и ограничивать себя — развивайтесь! Поиграйте блюз во всех позициях (тональностях) на губной гармошке.

Возможно большинство позиций будут для вас очень «неудобными» и вы никогда их не будете использовать в реальной жизни (на концертах, джем-сейшенах), но зато это однозначно повысит ваше мастерство, позволит вам понять, какие именно фишки и возможности губной гармоники стоит ценить в популярных второй и третьей позициях на губной гармошке, но чего нету в других позициях. Возможно вы найдете для себя еще несколько комфортных позиций для игры и сможете иногда их использовать в будущем. Расширяйте свои горизонты!

А если вы в данный момент отрабатываете овербенды, а также бендинг на овербендах, то именно игра блюза в различных позициях подходит для этого как никак лучше. Найдите свои фишки и создайте свои личные паттерны, играя блюз в различных тональностях на своей губной гармонике.

Блюзовая гамма на губной гармонике в первой позиции. Тональность до (С).

Блюзовая гамма на губной гармонике во второй позиции. Тональность соль (G).

Блюзовая гамма на губной гармонике в третьей позиции. Тональность ре (D).

Блюзовая гамма на губной гармонике в четвертой позиции. Тональность ля (A).

Блюзовая гамма на губной гармонике в пятой позиции. Тональность ми (E).

Блюзовая гамма на губной гармонике в шестой позиции. Тональность си (B).

Блюзовая гамма на губной гармонике в седьмой позиции. Тональность фа диез (F#).

Блюзовая гамма на губной гармонике в восьмой позиции. Тональность ре бемоль (Db).

Блюзовая гамма на губной гармонике в девятой позиции. Тональность ля бемоль (Ab).

Блюзовая гамма на губной гармонике в десятой позиции. Тональность ми бемоль (Eb).

Блюзовая гамма на губной гармонике в одиннадцатой позиции. Тональность си бемоль (Bb).

Блюзовая гамма на губной гармонике в двенадцатой позиции. Тональность фа (F).

Источник

Оцените статью