Ноты брамс фортепианный квартет

Квартет №1 op.25 (скрипка, альт, виолончель, фортепиано)

Немецкий композитор, пианист, дирижер, представитель музыкального романтизма. Брамс, обогащая созвучие нот классической музыки романтическим содержанием, развивал в ней классические традиции. Проникнутая порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом, его музыка воспевает мужество и нравственную стойкость. Опора на устойчивые ценности жизни человека, которые Брамс видел в народной песне, природе, искусстве великих мастеров прошлого. Композитор стремиться к гармонии, ощущая ее недостижимость, в то же время в его произведениях становиться все больше трагических противоречий. В отличие от многих композиторов-романиков, Брамс старался избегать открытой программности и достиг высот в проверенных временем классических жанрах, симфонии, квартета, концерта и т.д. Композитор видел в симфонии инструментальную драму, части которой объединены определенные поэтической идеей.

Симфонизм Брамса продолжил традиции Бетховена и Шуберта. Брамс не был любителем шумных компаний. Впечатления интроверта и эгоцентрика он оставлял, будучи еще юношей.

Не новые знакомства, а мир творчества безмерно увлекал его и в более поздние годы. Долгое время Брамс жил в доме у Шумана, где был принят учеником. В семье Шумана к нему относились с отеческой привязанностью. Брамс, очень уважая Шумана, увлекся утонченной и красивой именитой пианисткой, а также матерью шестерых детей, супругой Шумана — Кларой. Брамс обращался к жанрам баховской эпохи, в том числе к мессе (Немецкий реквием). Проект этого реквиема занимал его больше десятилетия, в особенности, он возвращался к нему после смерти Шумана, а завершил реквием после кончины матери. На титульном листе нот написано посвящение «В память о матери».

Читайте также:  Поющие гитары друг без друга

По художественной значимости к его симфониям примыкают инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами (два фортепианных концерта, скрипичный, двойной – для скрипки и виолончели). Неповторимым образом, содержанием и глубиной отмечены многочисленные сочинения для камерно-инструментальных ансамблей и для фортепиано. В них строгость соединяется с доверительностью, изысканность – с напевностью и простотой письма. Известны обработки немецких народных песен, а также Венгерские танцы Брамса. В его оригинальных песнях также часто звучат народные интонации – чешские, словацкие, сербские.

И этим сочинениям присуща глубина лиричности, которая является главной «тональностью» музыки Брамса.

Источник

Квартет №3 op.60 (фортепиано)

Немецкий композитор, пианист, дирижер, представитель музыкального романтизма. Брамс, обогащая созвучие нот классической музыки романтическим содержанием, развивал в ней классические традиции. Проникнутая порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом, его музыка воспевает мужество и нравственную стойкость. Опора на устойчивые ценности жизни человека, которые Брамс видел в народной песне, природе, искусстве великих мастеров прошлого. Композитор стремиться к гармонии, ощущая ее недостижимость, в то же время в его произведениях становиться все больше трагических противоречий. В отличие от многих композиторов-романиков, Брамс старался избегать открытой программности и достиг высот в проверенных временем классических жанрах, симфонии, квартета, концерта и т.д. Композитор видел в симфонии инструментальную драму, части которой объединены определенные поэтической идеей.

Симфонизм Брамса продолжил традиции Бетховена и Шуберта. Брамс не был любителем шумных компаний. Впечатления интроверта и эгоцентрика он оставлял, будучи еще юношей.

Не новые знакомства, а мир творчества безмерно увлекал его и в более поздние годы. Долгое время Брамс жил в доме у Шумана, где был принят учеником. В семье Шумана к нему относились с отеческой привязанностью. Брамс, очень уважая Шумана, увлекся утонченной и красивой именитой пианисткой, а также матерью шестерых детей, супругой Шумана — Кларой. Брамс обращался к жанрам баховской эпохи, в том числе к мессе (Немецкий реквием). Проект этого реквиема занимал его больше десятилетия, в особенности, он возвращался к нему после смерти Шумана, а завершил реквием после кончины матери. На титульном листе нот написано посвящение «В память о матери».

По художественной значимости к его симфониям примыкают инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами (два фортепианных концерта, скрипичный, двойной – для скрипки и виолончели). Неповторимым образом, содержанием и глубиной отмечены многочисленные сочинения для камерно-инструментальных ансамблей и для фортепиано. В них строгость соединяется с доверительностью, изысканность – с напевностью и простотой письма. Известны обработки немецких народных песен, а также Венгерские танцы Брамса. В его оригинальных песнях также часто звучат народные интонации – чешские, словацкие, сербские.

И этим сочинениям присуща глубина лиричности, которая является главной «тональностью» музыки Брамса.

Источник

Иоганнес Брамс. Фортепианный квартет № 1 соль-минор

Фортепианный квартет № 1 соль-минор Иоганнес Брамс завершил в 1861 г. В те годы композитор создал немало камерных сочинений: он был молод, находился в активном творческом поиске, и камерно-инструментальная музыка являлась своеобразной «лабораторией». Именно в ансамблевых произведениях, в том числе и соль-минорном Квартете, впервые возникает характерный для Брамса эмоциональный строй, в котором сочетаются элегичность и порывистость чувств. Почти симфоническая масштабность сочетается в произведении с тонкостью мотивного развития. Опираясь на традиционные образцы, композитор трактует форму весьма свободно. Многообразием жанровых связей и богатством тематизма обусловлены черты рапсодичности, но они сочетаются с единством музыкальной мысли. Образный строй квартета так же многообразен, как его тематизм – в нем есть и тревога, и патетика с трагическим оттенком, и безмятежная радость. В музыкальную ткань вплетаются венгерские интонации, предвосхищая «Венгерские танцы». Примечательна основная тональность – соль минор – такая же, как в «Венгерском дивертисменте» Франца Шуберта. Особенно ярким проявлением «венгерского духа» отмечен финал Квартета.

Черты рапсодичности, необычного построения формы особенно заметны в первой части Фортепианного квартета – Allegro. Основной движущей силой развития в ней становится противоречие между бурными вспышками энергии и их угасанием. Весьма интересно построение главной партии, которая – при всей своей лаконичности – представляет в сжатом виде структуру сонатной формы: за замкнутой первой темой, изложенной в форме периода, следует десятитактовое построение в параллельном мажоре, которое можно уподобить побочной партии, в последующих четырех тактах возникают элементы разработки, а небольшая двухтактовая каденция сопоставима с репризой. Побочная партия слагается из двух мажорных тем (си-бемоль-мажорной и ре-мажорной), начальные интонации которых сходны. Их развитие приводит к кульминации, которая приходится на заключительную партию, но волнообразное развитие в ней сменяется расширенным заключением на варьированном материале главной партии. Таким образом, в экспозицию проникают черты и разработочности, и вариационности. Начало разработки несколько «размыто» – возвращение первой темы главной партии воспринимается скорее как «несостоявшееся повторение» экспозиции, а разработка как таковая начинается возвращением второй – си-бемоль-мажорной – темы главной партии, которая теперь звучит в до миноре. В дальнейшем развитии главную роль играет музыкальный материал главной партии, в особенности ее начальный мотив с уменьшенной квартой. Разработка приобретает особую выразительность благодаря частому появлению секундовых интонаций. Реприза тоже начинается с первой темы главной партии в соль-мажоре. В коде мощный эмоциональный подъем сменяется затуханием.

Во второй части – Интермеццо – искренность музыкального высказывания сочетается с некоторой отстраненностью. Первоначально Брамс планировал обозначить эту часть как скерцо. Мотив с уменьшенной квартой, игравший столь важную роль в первой части, присутствует и здесь. Полутоновая интонация образует выразительное диссонирующее созвучие с остинатным басом. Развитие темы насыщено тональными сдвигами, она постепенно драматизируется. Печальная основная тема неоднократно отстраняется просветленными аккордами, звучащими как утешение. Особая проникновенность отличает вторую тему – фа-минорную, первоначально проводимую скрипкой, а затем переходящей к фортепиано. При повторном проведении в нее проникает мажорный лад, который утверждается после «борьбы» с минором. Мажор господствует и в трио, и в коде, построенной на его материале. Фактура Интермеццо очень тонка и подвижна, каждый из голосов непрерывно развивается, обладая собственной выразительностью.

Часть третья – Andante con moto – отличается эпической широтой. Торжественность первой темы подчеркнута и начальной квартовой интонацией, и фактурой – тему излагают в октаву скрипка и виолончель, и фортепианный контрапункт тоже проводится в октаву. Но в тему проникают хроматические мотивы – твердости духа противопоставляются сомнения. Эти мотивы получают развитие во второй теме первого раздела – минорной. В трио первая тема – в манере марша-скерцо – в кульминации приобретает героический оттенок, вторая исполнена драматической напряженности.

В финале – Rondo alla Zingareze – господствуют венгерские мотивы со всей их темпераментностью. Возникает картина народной жизни, яркость которой подчеркнута импровизационными эпизодами у струнных и фортепианной каденцией. Форма четвертой части сочетает черты рондо с рапсодичностью – музыкальный материал словно проносится в энергичном венгерском танце.

Источник

Ноты брамс фортепианный квартет

Мальчик родился в семье контрабасиста Якоба Брамса в Гамбургском квартале. Жила семья в небольшой и достаточно тесной квартире, но после рождения Брамса они переехали в Ультрихштрассу. Именно отец стал его первым учителем и наставником в области музыкального искусства. Он привил мальчику любовь к духовным и струнным инструментам. Следующими его учителями стали Отто Коссель и Эдуард Марксену, которые обучали его теории композиции и игре на фортепиано.

Юный Брамс был настолько талантлив, что уже в 10 лет смог принять участие в камерном ансамбле. Первое публичное сольное выступление мальчика состоялось в 14 лет после окончания ним частного реального училища. А уже через несколько лет отправился на гастроли вместе с известным скрипачом Э. Ременьи. Иоганнес был большим поклонником творчества Роберта Шумана. Благодаря своему другу ему удалось лично познакомиться со знаменитым композитором. Роберт достаточно серьезно отнесся к творчеству Брамса о чем и написал в своей статье.

Как известно, Иоганнес питал симпатию к жене Шумана и длительное время посылал ей любовные письма. Однако после смерти Роберта, так и не смог предложить ей выйти за него. За свою жизнь музыкант написал 3 сонаты, а также скерцо для фортепиано, песни и пьесы. Также на его счету целый ряд камерной и фортепианной музыки. Некоторое время Брамс работал придворным музыкантом при княжеском дворе. Около 5 лет руководил женским хором, хотя на самом деле мечтал и представлял себя в роли дирижера гамбургского Филармонического оркестра.

В 1858 году Брамс попал в Гёттинген, где познакомился с певицей, которой вскоре достаточно сильно увлекся. Однако до брака дело не дошло. Все остальные романы музыканта имели мимолетный характер. После переехал в Вену, в которой обрел значительную похвалу и признание. Немного позже скончался отец, что значительно повлияло на композитора. Брамс очень тяжело переживал утрату, так как он потерял не только своего отца, но и первого учителя.

Благодаря обретенному успеху, Брамс смог много путешествовать. Он посетил Италию, Швейцарию, множество курортных мест. Часто ему приходилось оценивать творчество молодых дарований. Последние годы жизни композитора прошли тяжело, множество болезней одолевало Брамса. Но не смотря на все преграды, он продолжал писать и все же завершил цикл немецких народных песен.

Умер Иоганнес Брамс в Вене, где собственно в итоге и был похоронен. Брамс оставил значительный след в музыкальной истории, особенное значение имели и имеют его симфонии, которые несут свой яркий и оригинальный стиль, а также незабываемый « Немецкий реквием ». О Брамсе можно прочитать только лишь положительные отзывы как композиторов того времени так и сейчас. Его называли мастером своего времени, тем, кто не подражает, а творит свое, неповторимое.

Источник

Иоганнес Брамс. Фортепианный квартет № 1 соль-минор

Фортепианный квартет № 1 соль-минор Иоганнес Брамс завершил в 1861 г. В те годы композитор создал немало камерных сочинений: он был молод, находился в активном творческом поиске, и камерно-инструментальная музыка являлась своеобразной «лабораторией». Именно в ансамблевых произведениях, в том числе и соль-минорном Квартете, впервые возникает характерный для Брамса эмоциональный строй, в котором сочетаются элегичность и порывистость чувств. Почти симфоническая масштабность сочетается в произведении с тонкостью мотивного развития. Опираясь на традиционные образцы, композитор трактует форму весьма свободно. Многообразием жанровых связей и богатством тематизма обусловлены черты рапсодичности, но они сочетаются с единством музыкальной мысли. Образный строй квартета так же многообразен, как его тематизм – в нем есть и тревога, и патетика с трагическим оттенком, и безмятежная радость. В музыкальную ткань вплетаются венгерские интонации, предвосхищая «Венгерские танцы». Примечательна основная тональность – соль минор – такая же, как в «Венгерском дивертисменте» Франца Шуберта. Особенно ярким проявлением «венгерского духа» отмечен финал Квартета.

Черты рапсодичности, необычного построения формы особенно заметны в первой части Фортепианного квартета – Allegro. Основной движущей силой развития в ней становится противоречие между бурными вспышками энергии и их угасанием. Весьма интересно построение главной партии, которая – при всей своей лаконичности – представляет в сжатом виде структуру сонатной формы: за замкнутой первой темой, изложенной в форме периода, следует десятитактовое построение в параллельном мажоре, которое можно уподобить побочной партии, в последующих четырех тактах возникают элементы разработки, а небольшая двухтактовая каденция сопоставима с репризой. Побочная партия слагается из двух мажорных тем (си-бемоль-мажорной и ре-мажорной), начальные интонации которых сходны. Их развитие приводит к кульминации, которая приходится на заключительную партию, но волнообразное развитие в ней сменяется расширенным заключением на варьированном материале главной партии. Таким образом, в экспозицию проникают черты и разработочности, и вариационности. Начало разработки несколько «размыто» – возвращение первой темы главной партии воспринимается скорее как «несостоявшееся повторение» экспозиции, а разработка как таковая начинается возвращением второй – си-бемоль-мажорной – темы главной партии, которая теперь звучит в до миноре. В дальнейшем развитии главную роль играет музыкальный материал главной партии, в особенности ее начальный мотив с уменьшенной квартой. Разработка приобретает особую выразительность благодаря частому появлению секундовых интонаций. Реприза тоже начинается с первой темы главной партии в соль-мажоре. В коде мощный эмоциональный подъем сменяется затуханием.

Во второй части – Интермеццо – искренность музыкального высказывания сочетается с некоторой отстраненностью. Первоначально Брамс планировал обозначить эту часть как скерцо. Мотив с уменьшенной квартой, игравший столь важную роль в первой части, присутствует и здесь. Полутоновая интонация образует выразительное диссонирующее созвучие с остинатным басом. Развитие темы насыщено тональными сдвигами, она постепенно драматизируется. Печальная основная тема неоднократно отстраняется просветленными аккордами, звучащими как утешение. Особая проникновенность отличает вторую тему – фа-минорную, первоначально проводимую скрипкой, а затем переходящей к фортепиано. При повторном проведении в нее проникает мажорный лад, который утверждается после «борьбы» с минором. Мажор господствует и в трио, и в коде, построенной на его материале. Фактура Интермеццо очень тонка и подвижна, каждый из голосов непрерывно развивается, обладая собственной выразительностью.

Часть третья – Andante con moto – отличается эпической широтой. Торжественность первой темы подчеркнута и начальной квартовой интонацией, и фактурой – тему излагают в октаву скрипка и виолончель, и фортепианный контрапункт тоже проводится в октаву. Но в тему проникают хроматические мотивы – твердости духа противопоставляются сомнения. Эти мотивы получают развитие во второй теме первого раздела – минорной. В трио первая тема – в манере марша-скерцо – в кульминации приобретает героический оттенок, вторая исполнена драматической напряженности.

В финале – Rondo alla Zingareze – господствуют венгерские мотивы со всей их темпераментностью. Возникает картина народной жизни, яркость которой подчеркнута импровизационными эпизодами у струнных и фортепианной каденцией. Форма четвертой части сочетает черты рондо с рапсодичностью – музыкальный материал словно проносится в энергичном венгерском танце.

Источник

Оцените статью