Соответствие стихий цвету, ноте и числу
Проявление стихий в музыке так же многогранно, как и проявление стихий в любом другом феномене бытия.
Ритм и Форма, – ЗЕМЛЯ
Мелодия и – ВОДА
Темп, варивативность, – ВОЗДУХ
Мотив, вступление, – ОГОНЬ.
Мажор — ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ
Минор — ВОЗДУХ, ВОДА
Полифония — ВОЗДУХ, ВОДА.
ОГОНЬ — — Красный- малая секунда и большая септима. увеличенная кварта и уменьшенная квинта
Оранжевый — большая секунда и малая септима,
ЗЕМЛЯ — Желтый — малая терция и большая секста,
ЗЕМЛЯ — Зеленый — большая терция и малая секста,
ВОЗДУХ Голубой — кварта
ВОДА Синий — квинта,
Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота(ОГОНЬ), громкость(ВОЗДУХ), тембр(ВОДА), длительность(ЗЕМЛЯ).
Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника, а это значит, что ЗВУК соотносим со стихией ОГОНЬ.
ВОЗДУХ распространяет его, так же как и рассеивает элемент ОГНЯ.
ЗЕМЛЯ фокусирует его, а ВОДА противодействует ему, так как является главным антагонистом.
Частота нот может вычисляться самостоятельно при помощи калькулятора.
Существует разный вид строя. Вердиевский наиболее гармоничен с биологической точки зрения, но в настоящее время повсеместно используется темперированный звукоряд, в котором нота ЛЯ имеет чистоту 440 Гц. При этом, в малой октаве это 220Гц, в большой 110 Гц, во 2 октаве 880, в 3й 1720, в 4 3440.
Равномерно темперированный ряд это математическая функция, геометрическая прогрессия. Каждая нота (полутон) отличается друг от друга корень 12 степени из 2, то есть на число 1,059463094.
Звук это низкочастотный цвет, а цвет, это низкочастотный звук.
Гипотетически можно представить следующее: допустим, нота Ля 1 октавы имеет длину 440гц, умножая на 2 мы получаем звук 3 октавы = 880 Гц, и так далее, но, когда мы окажемся в 41 октаве, то перейдем в видимый спектр излучения.
Весь видимый человеческим глазом спектр цветов помещается в одну октаву от ноты фа диез до фа следующей октавы. Семь чистых основных нот мажорной и минорной гаммы и 7 цветов имеют математические взаимосвязи.
Интервалы соответствуют определенному цвету.
ОГОНЬ — — Красный- малая секунда и большая септима. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое, стремительное.
Оранжевый — большая секунда и малая септима, более мягкий. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущего.
ЗЕМЛЯ — Желтый — малая терция и большая секста, прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы — основа минора, лада.
ЗЕМЛЯ — Зеленый — большая терция и малая секста, цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы — основа мажорного лада.
ВОЗДУХ Голубой и синий — кварта цвет неба,
ВОДА Синий — квинта, цвет моря.
Кварта и квинта имеют цвета неба, моря — простора. Интервалы звучат таким же образом — широко, просторно, немного как бы в «пустоте».
ОГОНЬ(тлеющий) — Фиолетовый — увеличенная кварта и уменьшенная квинта, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. И цвет и звук требуют разрешения, подкрепления, они не устойчивы.
Почему кварта чаще всего используется в маршах?
Потому, что этот интервал обладает природой ВОЗДУХА, зовет вперед, к расширению.
В народных песнях чаще всего используются терция ЗЕМЛЯ и квинта ВОДА,гармоничные интервалы, принимающие, не отторгающие, созвучные.
Соотношение частот в интервалах (для октавы от до до до):
1:1 ч1. ДО-ДО прима.
16:15 ДО-ДО# увеличенная прима или малая секунда. Тот самый знаменитый полутон.
В европейской традиции это наименьшей интервал между звуками, в то время, как на Востоке, люди отличают чертверти тона и они широко используются в музыке.
9:8 ДО — РЕ большая секунда, малая терция
6:5 ДО — РЕ#/МИ бемоль, увеличенная секунда, малая терция
5:4 ДО — МИ большая терция, уменьшенная кварта
4:3 ДО -ФА кварта, увеличенная терция
7:5 ДО — ФА # , тритон, увеличенная кварта, уменьшенная терция. ФИОЛЕТОВЫЙ цвет.
3:2 ДО — СОЛЬ квинта, уменьшенная секста
8:5 ДО — СОЛЬ #, малая секста, увеличенная квинта
5:3 ДО -ЛЯ большая секста, уменьшенная септима
16:9 ДО -ЛЯ# , малая септима, увеличенна секста.
15:8 ДО — СИ, большая септима, уменьшенная октава
2:1 ДО — ДО октава, увеличенная септима.
В музыке интервалы обозначаются цифрами:
Прима (1)
Секунда (2)
Терция (3)
Кварта (4)
Квинта (5)
Секста (6)
Септима (7)
Октава (8)
Многие из нас знаю считалочку последовательности цветов:
КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. Первая буква слова обозначает цвет.
Попробуем соотнести эту последовательность со звуком, но будем учитывать, что белый и черный цвета считаются моноцветами, разложением цвета и в данную последовательность не входят.
Прима — монозвук, БЕЛЫЙ цвет .
КАЖДЫЙ — Красный — ОГОНЬ, малая секунда, большая септима.
ОХОТНИК — Оранжевый ОГОНЬ — большая секунда, малая септима.
ЖЕЛАЕТ — Желтый ЗЕМЛЯ — малая терция, большая секста
ЗНАТЬ — Зеленый ЗЕМЛЯ — большая терция, малая секста
ГДЕ — Голубой ВОЗДУХ — кварта
СИДИТ- Синий ВОДА — квинта
ФАЗАН — Фиолетовый ОГОНЬ- септима
Математически разложенные цвета (для монохромного звука, 2 октавы) дают следующее соответствие.
До — зеленый цвет
Ре синий
Ми сиреневый
Фа фиолетовый
Соль красный
Ля — оранжевый
Си салатовый — морской волны и до зеленого.
Между нотами си и до полутон, расстояние в два раза короче целого тона, по этому цвета близкие по оттенкам.
Гаммы бывают двух видов — минорная и мажорная. Очевидно, что последовательность подходит для гаммы СОЛЬ мажор.
Соль, центральная нота гаммы До мажор и предпоследняя нота Ля минор.
В музыке широко используется обращение интервалов. Когда верхний или нижний звук меняется местами со вторым звуком.
Так прима становится октавой.
Секунда септимой
Терция секстой
кварта квинтой
а средний между квинтой и квартой интервал вращается без изменений для слуха, называется он тритон.
Источник
Ноты будут соответствовать цветам
Мечты об объединении звука и цвета по общим для них законам не покидают нас вот уже на протяжении последних двухсот пятидесяти лет. Среди тех, кто вел интенсивную работу для их осуществления, можно встретить имена Ньютона, Гретри, Рамо, Эйлера, Гете, Вагнера, Гельмгольца, Скрябина, Оствальда, Термена, Эйнштейна и многих других. Более того, упоминание о том, что «цвета по приятности их соответствий могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными», восходит к античности (Аристотель).
«ЦВЕТНОЙ СЛУХ» И ИНТУИТИВНЫЕ ПОИСКИ
До сих пор эксперименты в области цветомузыки носили субъективный характер. То есть выбор цвета опирался либо на редкие явления синопсии (цветной слух), с «привязыванием» тональностей к определенным цветам, либо экспериментаторы, руководствуясь собственным пониманием художественного образа, интуитивно выбирали сочетания цветов для своих произведений. Однако, подобные пути приводят в «тупик», и даже Скрябин признавался: «Я чувствую, что здесь есть закономерность, но никак не могу ее найти».
ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗВУКА И ЦВЕТА
Внутри системы звуков (акустических волн) и системы цветов (электромагнитных волн) существуют определенные отношения («гармония»). В музыке это отношения функциональные (тонические, субдоминантовые, доминантовые), в живописи они основаны на принципе дополнительности цветов (красный, синий, жёлтый).
Существование этих взаимопропорциональных отношений нам удалось установить и математически обосновать. Приведем пример лишь одной из формул, описывающих систему:
КАКОГО ЦВЕТА НОТА ДО?
Невозможно навсегда привязать какую-либо ноту к определенному цвету в силу их различной природы (например, назначить «до» синим, красным, или любым другим цветом), поэтому необходимо связать отношения звуков и цветов в зависимости от того, в какой плоскости они представлены: мелодия, гармония или тональность. Иначе говоря, одна и та же нота в произведении может быть окрашена разными цветами.
Таким образом художник-композитор выбирает цветовую тональность своего произведения, а всё последующее развитие происходит по установленным законам звука и цвета.