Ноты будут соответствовать цветами

Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте»

Наталья Романова
Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте»

Цветовая система обучения началам нотной грамоты активно используется педагогами — дошкольниками. Радуга — семь цветов. Музыка — семь нот. За каждым звуком закреплен цвет.

Для того, чтобы дети быстрее освоили звукоряд. запомнили расположение каждой ноты на нотном стане.изготовила пособия: лэпбук «Звукоряд»,

на которых все подчинено семи цветам радуги и семи нотам.

Ребенок имеет перед собой цветное изображение ноты на нотном стане

воспроизводит звук на металлофоне.

двигается по ступенькам лесенки. располагая на каждой соответствующего цвета матрешку или нотку.

В течении полугода звукоряд укладывается в памяти и дети могут его воспроизводить без поддержки наглядностью на металлофоне или электрическом детском органчике.

Существует мнение. что использование цветов не имеет развивающего эффекта. а приводит к механическому воспроизведению звуков. не развивая музыкального слуха. Позволю себе не согласиться с этим. Запомнив названия всех нот. их расположение на нотном стане.дети усваивают понятия: движение мелодии. длительность звука. на основании которых можно уже строить понятия музыкальная фраза. акцент, регистр.

Использую цветовую систему обучения нотной грамоте на первом этапе обучения с детьми 4-6 лет. Играть по нотам дети не могут, но очень хорошо воспроизводят ритмические рисунки в шумовом оркестре. Усвоение навыков первого этапа дает возможность дальше продолжать работу по обучению нотной грамоте.

Использование инновационных технологий в ДОУ (из опыта работы) «Использование инновационных технологий в ДОУ» (Из опыта работы) Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях.

Презентация «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» из опыта работы Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность,.

Использование мнемотехнологий в детском саду. Из опыта работы Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы воспитателя) Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891 – 1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических.

Использование современных здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы В нашем ДОУ применяется «технология здоровьесбережения», задачами которой являются: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей — одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Конспект занятия «Звук [Й] Буква «Й» Зима». Использование дидактического пособия «Город грамотеев» в обучении грамоте Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: автоматизация навыка четкого произношения звука [Й], совершенствование звукового анализа и синтеза,.

Опыт работы «Использование инновационных технологий в воспитании и обучении детей» Использование инновационных технологий в воспитании и обучении детей. В. А. Сухомлинский когда-то сказал: «Дети – это счастье,.

Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Слайд 1 Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших.

Из опыта работы «Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников» Статья. Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников. (из опыта работы)Для улучшения результата обучения плаванию.

Источник

Ноты будут соответствовать цветами

Мечты об объединении звука и цвета по общим для них законам не покидают нас вот уже на протяжении последних двухсот пятидесяти лет. Среди тех, кто вел интенсивную работу для их осуществления, можно встретить имена Ньютона, Гретри, Рамо, Эйлера, Гете, Вагнера, Гельмгольца, Скрябина, Оствальда, Термена, Эйнштейна и многих других. Более того, упоминание о том, что «цвета по приятности их соответствий могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными», восходит к античности (Аристотель).

«ЦВЕТНОЙ СЛУХ» И ИНТУИТИВНЫЕ ПОИСКИ

До сих пор эксперименты в области цветомузыки носили субъективный характер. То есть выбор цвета опирался либо на редкие явления синопсии (цветной слух), с «привязыванием» тональностей к определенным цветам, либо экспериментаторы, руководствуясь собственным пониманием художественного образа, интуитивно выбирали сочетания цветов для своих произведений. Однако, подобные пути приводят в «тупик», и даже Скрябин признавался: «Я чувствую, что здесь есть закономерность, но никак не могу ее найти».

ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗВУКА И ЦВЕТА

Внутри системы звуков (акустических волн) и системы цветов (электромагнитных волн) существуют определенные отношения («гармония»). В музыке это отношения функциональные (тонические, субдоминантовые, доминантовые), в живописи они основаны на принципе дополнительности цветов (красный, синий, жёлтый).

Существование этих взаимопропорциональных отношений нам удалось установить и математически обосновать. Приведем пример лишь одной из формул, описывающих систему:

КАКОГО ЦВЕТА НОТА ДО?

Невозможно навсегда привязать какую-либо ноту к определенному цвету в силу их различной природы (например, назначить «до» синим, красным, или любым другим цветом), поэтому необходимо связать отношения звуков и цветов в зависимости от того, в какой плоскости они представлены: мелодия, гармония или тональность. Иначе говоря, одна и та же нота в произведении может быть окрашена разными цветами.

Таким образом художник-композитор выбирает цветовую тональность своего произведения, а всё последующее развитие происходит по установленным законам звука и цвета.

ТОНАЛЬНОСТЬ

МЕЛОДИЯ

ГАРМОНИЯ

Помимо вышеперечисленных существует ахроматическая система (оттенков черного и белого), а также геометрическая система (направленности цветовых лучей).

ПРИМЕР: Прелюдия ми-бемоль минор из I тома ХТК И. С. Баха

1. тональность – фон

СИСТЕМА В. В. АФАНАСЬЕВА И ДРУГИЕ СИСТЕМЫ

Отличий этой системы от других, практикующихся сегодня много, назовём главное – она основана не на интуитивном подборе цветов, а на общих законах музыкальной и живописной гармонии.

I. МЕЛОДИЯ

Как показала практика, прямого соответствия между звуками и цветами не существует. Соответствие звука цвету определяет композитор-художник, создающий цвето- или светомузыкальное произведение, но отношения цветов всегда соответствуют отношениям звуков.

Для примера рассмотрим прелюдию es-moll из I тома ХТК И. С. Баха. Скажем, художник решил назначить тонику красного цвета (ми-бемоль = красный). Тогда, совместив на круге es с красным цветом получаем все остальные цвета:

Сравнение хроматической гаммы с 12-цветовым хроматическим кругом показывает, на первый взгляд, их полную идентичность:

II. ТОНАЛЬНОСТЬ (ФОН) И МОДУЛЯЦИЯ

Соответствие хроматической гаммы хроматическому кругу, изложенное в предыдущей главе о мелодии, не приемлемо для отражения тонального модулирования.

Максимальное родство цветов определяется между двумя соседними хроматическими цветами, а степень тонального родства – между звуками, находящимися на расстоянии семи полутонов друг от друга и отражена в квинтовом круге тональностей.

Таким образом, совмещая хроматический цветовой круг и квинтовый круг тональностей, получаем необходимую последовательность для модуляций.

Добавим к предложенному выше примеру из прелюдии И. С. Баха тональный план. Так как тоника, ми-бемоль, у нас была красного цвета, весь фон получится красного цвета:

В четвёртом такте происходит модуляция в до-бемоль мажор (Ces-dur), а в седьмом — в ля-бемоль минор (as-moll). Совмещая ноту ми-бемоль с красным цветом, получаем красно-оранжевый цвет для первой модуляции и красно-фиолетовый — для второй.

N.B. Параллельные тональности (Ces – as) имеют одинаковый звукоряд, поэтому необходимо подчеркнуть ощутимую на слух разницу, изменив направление движения по кругу. Так как начальная минорная тональность задана нами по часовой стрелке, для модуляции в мажорные тональности продолжим движение в обратном направлении. Теперь разница между «теплым» (оранжево-красным) мажором и «холодным» (фиолетово-красным) минором показана наглядно.

III. ГАРМОНИЯ
ТОНИКА. ДОМИНАНТА. СУБДОМИНАНТА.

В музыке существуют функциональные отношения (тоника – субдоминанта – доминанта), а в цветоведении этому соответствует принцип дополнительности цветов (красный – синий – желтый). То есть, главными цветами при принятом основном, например, красном, являются дополнительные – желтый и синий, главными трезвучиями в музыке – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.

Привязывание ступеней к цветам в данном случае происходит по принципу функциональных тяготений (подробнее см. в книге В. В. Афанасьева «Светозвуковой музыкальный строй», гл. «О пространстве функциональных наклонений»).

РЕЗЮМЕ И КРАТКИЕ ДОПОЛНЕНИЯ

В результате всего вышесказанного проясняется понимание того факта, что каждая из описанных трех подсистем (мелодическая, тональная, функциональная) содержит в себе возможности, недостающие двум другим. Поэтому только их совокупность и представляет собою полную систему цветозвуковых отношений.

Источник

соответствие нота — буква — цвет

Язык это форма и содержание.
Форма, структура речи принадлежит стихии Земля, содержание (идея) Огню.
Передается и переживается она посредством Воздуха, вызывая отклик в виде эмоций и чувств Вода.
Высота звука это частота, измеряемая в герцах (Hz).
Частота , это скорость повторяющихся биений, ударов, колебаний в секунду.
Цвет — измеряется длиной волны, промежутком между колебаниями, биениями.
Частота звука в октавах кратна 2, чем выше октава, тем больше значение числа. На 41 октаве частота попадает в спектр видимого излучения. Он измеряется в THz.
Звук бывает звуковысотный, а так же речевой, в котором так же присутствует звуковысотный диапазон.
При сопоставлении частоты звука и длины волны цвета получается следующее соответствие:
ДО — ЗЕЛЕНЫЙ — З,К,Н
ДО ДИЕЗ\ РЕ БЕМОЛЬ — МОРСКОЙ ВОЛНЫ — М
РЕ — СИНЕ-ГОЛУБОЙ\МОРОЗНОЕ НЕБО — П
РЕ ДИЕЗ\ МИ БЕМОЛЬ — СИНИЙ\ИНДИГО\УЛЬТРАМАРИН — Л,Ч,Х
МИ — ФИОЛЕТОВЫЙ — С,Т,Ы (между МИ и ФА)
ФА \МИдиез — СИРЕНЕВЫЙ — Ы (между МИ и ФА),Л
ФАдиез\ СОЛЬбемоль БАРДО-КАРМИН — Д
СОЛЬ — АЛЫЙ Ц,Ч,Э
СОЛЬ ДИЕЗ\ ЛЯбемоль \ КИНОВАРЬ\ТЫКВЕННЫЙ\ЛОСОСЕВЫЙ И,Щ,Ю
ЛЯ- ОРАНЖЕВЫЙ — А,Е,Ж,О
ЛЯдиез\СИбемоль ЖЕЛТЫЙ В,Г,Р,У,Ф
СИ — САЛАТОВО-ОЛИВКОВЫЙ У
1 А 440 частота буквы Ля =ноте Ля цвет ОРАНЖЕВЫЙ
2 Б 141 близка к частоте ноты ДОдиез МАЛАХИТОВЫЙ
3 В 246 СИбемоль ЖЕЛТЫЙ
4 Г 248 СИбемоль ЖЕЛТЫЙ
5 Д 360 ФАдиез БАРДО_КАРМИН
6 Е 440 ЛЯ ОРАНЖЕВЫЙ
7 Ё -?
8 Ж 885 ЛЯ ОРАНЖЕВЫЙ
9 З 1083 ДО ЗЕЛЕНЫЙ
10 И 208 СОЛЬдиез ЛОСОСЕВЫЙ/КИНОВАРЬ/ТЫВЕННЫЙ
11 Й -?
12 К 511 ДО ЗЕЛЕНЫЙ
13 Л 309 РЕдиез СИНИЙ/УЛЬТРАМАРИН
14 М 274 ДОдиез
15 Н 253 ДО ЗЕЛЕНЫЙ
16 О 429 ЛЯ ОРАНЖЕВЫЙ
17 П 295 РЕ ГОЛУБОЙ/МОРОЗНОЕ НЕБО/СВЕТЛОСИНИЙ
18 Р 478 ЛЯдиез
19 С 1316 МИ ФИОЛЕТОВЫЙ
20 Т 3661 МИ ФИОЛЕТОВЫЙ
21 У 240 между ЛЯдиез и СИ ЖЕЛТОЛИМОННЫЙ
22 Ф 116 ЛЯдиез ЖЕЛТЫЙ
23 Х 318 РЕдиез СИНИЙ\УЛЬТАМАРИН
24 Ц 1525 СОЛЬ АЛЫЙ
25 Ч 2427 РЕдиез СИНИЙ\УЛЬТРАМАРИН
26 Ш 1526 СОЛЬ АЛЫЙ
27 Щ 202 СОЛЬдиез ЛОСОСЕВЫЙ\КАРМИН
28 Ъ — 0
29 Ы 321 МИ ФИОЛЕТОВЫЙ
30 Ь -0
31 Э 392 СОЛЬ АЛЫЙ
32 Ю 282 СОЛЬдиез ЛОСОСЕВЫЙ/КАРМИН/ТЫКВЕННЫЙ
33 Я 467 ЛЯдиез ЖЕЛТЫЙ

Источник

Ноты будут соответствовать цветами

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового .

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

На основе этой методике я придумала героев — нотную семейку. Это дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ. Вместе с героями в веселых музыкальных играх ребенок знакомится с удивительным миром музыки.

Предлагаем прямо сейчас послушать песенку о том, как смелые котята спасли нотный домик от наглых мышей! А заодно поиграть в музыкально-математические игры. Перейдите по ссылке ниже, введите свой имейл в форму — и через несколько минут игры и песенка придут вам на почту.

Источник

Читайте также:  Валентин стрыкало гори укулеле
Оцените статью