- Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
- Буквенное обозначение нот. Общая информация
- Таблица буквенных обозначений нот
- Правила буквенного обозначения нот
- B и H – обозначение ноты Си
- Разница между диезом и бемолем
- Буквенное обозначение тональностей
- Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
- Обозначение аккордов
- Обзор аккордов на фортепиано
- Что это такое?
- Классификация по количеству звуков
- Трезвучие
- Септаккорды
- Нонаккорды
- Виды в тональности
- Мажорные
- Минорные
- Обращение аккордов
- Примеры простых упражнений для повторения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
Буквенное обозначение нот. Общая информация
Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.
Таблица буквенных обозначений нот
Нота | Обозначение |
До | C |
До-диез/Ре-бемоль | C#/ D♭ |
Ре | D |
Ре-диез/Ми-бемоль | D# / E♭ |
Ми | E |
Фа | F |
Фа-диез/Соль-бемоль | F# / G♭ |
Соль | G |
Соль-диез/Ля-бемоль | G# / A♭ |
Ля | A |
Ля-диез/Си-бемоль | A# / B♭ (B) |
Си | B (H) |
Правила буквенного обозначения нот
Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.
Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.
B и H – обозначение ноты Си
Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.
Разница между диезом и бемолем
По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.
Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.
Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.
Буквенное обозначение тональностей
Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.
Первый – приписками maj или min к букве тональности.
Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.
Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .
В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.
Обозначение аккордов
На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.
— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.
— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.
— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.
— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.
— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.
— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.
Источник
Обзор аккордов на фортепиано
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Любая мелодия имеет под собой гармоническую основу, которую всегда можно представить в виде последовательности нескольких аккордов. Начинающим пианистам будет полезно узнать, как строятся аккорды на клавиатуре инструмента, какие их виды существуют, а также каковы правила последовательности аккордов в пределах тональности (как они сочетаются друг с другом). Обо всем этом рассказывается в статье на примере простых и наиболее распространённых гармонических построений.
Что это такое?
Аккордом в теории музыки считается созвучие, состоящее не менее чем из трёх различных нот, которые построены либо могут быть размещены по терциям. При этом абсолютно неважно, какова их высота. Например, аккордом до мажор являются одновременно звучащие ноты «до», «ми» и «соль», относящиеся как к первой, так и любым другим октавам.
Те звуки, что находятся вдали по высоте от тонического «до», теоретически можно расположить по терциям от него: «ми» разместится в терции от «до», а «соль» — в терции от «ми». Следующие изображения аккордов наглядно демонстрируют это правило.
На этом же рисунке отображается и пример аккорда, в котором присутствуют 6 нот, но на деле, собрав их в тоническое построение (по терциям), можно увидеть, что три из них – дубли звуков «до», «ми» и «соль» других октав.
Умение расставить все звуки встречающихся в композиции многоголосных построений по терциям помогает музыканту определять название аккордов, тональность произведения и импровизировать.
В то же время нередко выявляется, что иное многоголосие, состоящее из трёх и более звуков, аккордом назвать нельзя — на рисунке ниже этому имеется пример: созвучие из четырёх нот содержит 2 звука «до» и 2 звука «ми», являясь вследствие этого не аккордом, а двузвучием.
Простые аккорды из трёх звуков на фортепиано строятся довольно легко. Клавиши инструмента расположены в один ряд, поэтому для воспроизведения какого-либо тонического трезвучия достаточно тремя пальцами (первым, третьим и пятым) любой руки нажать их через одну (как белые, так и чёрные).
Классификация по количеству звуков
Прежде чем рассматривать различные виды аккордов в зависимости от количества в них звуков, следует разобраться с тем, как считаются ступени в основном звукоряде. Последний состоит из семи звуков: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. На нотном стане это выглядит следующим образом:
Вот эти ноты составляют одну октаву (в данном случае — первую). Если продолжить запись, то далее начнётся вторая, а затем третья и четвёртая октавы, в которых звуки имеют точно такие же названия в соответствующем порядке. Но и до первой октавы есть звуки, только они имеют более низкую высоту звучания.
Мы сейчас будем рассматривать звуки первой октавы, начиная с ноты «до». Нота «до» является для представленного звукоряда (гаммы) тоническим звуком — основой (опорой) этого ряда звуков. Она считается в элементарной теории музыки первой ступенью лада.
Ладом называется определённое построение музыкальных звуков в октаве, оказывающее влияние на их функциональные взаимоотношения между собой.
Отличают минорные и мажорные звукоряды. В данном случае мы имеем дело с мажорным звукорядом.
Остальные ступени лада продемонстрированы на следующем изображении.
Другими словами, каждый звук в гамме имеет свой порядковый номер (ступень), обозначаемый в теории музыки соответствующей римской цифрой от I до VIII (октава должна заканчиваться первой ступенью следующей по высоте октавы, поэтому этот звук часто обозначают в отличие от I ступени предыдущей октавы цифрой VIII).
В продолжение темы об аккордах следует отметить, что аккордовые созвучия получаются от использования звуков, находящихся в любом звукоряде в интервале терции друг от друга, если начать с тонического звука. Терцию от тоники составляет III ступень, терцией для которой, в свою очередь, служит V ступень, затем в аккорде может присутствовать VII и даже более высокая ступень. В теории музыки при разборе расширенных (двухоктавных, например) гармонических построений используются обозначения ступеней относительно начальной октавы, чтобы не путаться со звуками одной октавы (IX, XI, XIII).
Трезвучие
Это — простейшее мажорное или минорное созвучие трёх основных звуков тональности: примы (I ступень), терции (III ступень) и квинты (V ступень гаммы). Приму далее будем называть «тоникой». Вот несколько примеров таких аккордов в мажоре и миноре:
На пианино их брать нетрудно — вполне хватает трёх пальцев любой из рук музыканта, если, конечно, звуки расположены в основном виде (по терциям). В следующем примере, где представлены трезвучия в расширенном виде, включающем дополнительные ноты из других октав, пальцев одной руки будет недостаточно.
Септаккорды
В данной гармонии присутствует, кроме звуков основного трезвучия, определяющего тональность и ладовую принадлежность аккорда в целом, четвёртый звук — септима (VII ступень гаммы). В этом случае гармоническое построение называется септаккордом. В зависимости от ладовых особенностей построения, а также от того, какие при этом образуются интервалы между терциями в аккорде от I до VII ступени, отличают несколько видов септаккордов:
- большие мажорные;
- большие минорные;
- малые мажорные;
- малые минорные;
- уменьшенные;
- полууменьшенные;
- увеличенные.
Ниже представлена таблица видов указанных септаккордов. Информация в ней будет понятна даже новичку после ознакомления с дальнейшими разделами статьи.
Нонаккорды
При добавлении к септаккордам ещё одной терции — IX ступени (ноны) — получают нонаккорды. Они состоят, таким образом, из 5 звуков, расположенных друг от друга на расстояниях терций, если начать от тоники.
Эти построения тоже могут иметь различные интервальные расстояния между всеми своими терциями, квинтами, септимами и нонами, что влияет на их функциональные особенности, основными из которых в любом случае является ладовая принадлежность (мажор либо минор).
Виды в тональности
Для начинающих достаточно будет разобраться с трезвучиями — как в основном виде (по терциям), так и в обращениях. Чтобы удобнее пользоваться видами аккордов в тональностях, лучше представлять их в буквенно-цифровом обозначении. Оно основано на международном стандарте обозначений музыкальных звуков буквами латинского алфавита:
- буква A обозначает звук «ля»;
- B – «си»;
- C – «до»;
- D – «ре»;
- E – «ми»;
- F – «фа»;
- G – «соль».
Аккорды обозначаются соответствующими тоническим звукам буквами. Если говорится о мажорных трезвучиях, то они указываются только прописной буквой, например, до мажор — C, ми мажор — E и так далее. К минорным трезвучиям добавляется строчная буква «m»: до минор — Cm, ми минор — Em.
Кроме того, при построении трезвучий нужно знать интервальные расстояния между нотами основного звукоряда:
Это поможет начинающим музыкантам разобраться во многих вопросах аккордовых построений в тональностях и их сочетаний друг с другом.
Давайте подробней рассмотрим, как строить мажорные и минорные трезвучия в разных тональностях.
Мажорные
В первую очередь нужно уяснить, что любое мажорное трезвучие состоит из двух терций. Для примера лучше всего подходит до мажорное построение. В нотах оно выглядит следующим образом:
Первая терция (нота «до» — нота «ми») содержит интервал большой секунды (2 тона), а вторая терция («ми» — «соль») — малую секунду (1,5 тона). Это — правило (формула) построения мажорного аккорда от любого тонического звука.
Возьмёмся построить ре мажорное созвучие. Тоника — «ре», от которой на расстоянии 2 тонов (первая терция аккорда) отстоит звук «фа-диез»:
- от «ре» до «ми» 1 тон;
- от «ми» до «фа-диез» 1 тон (так как до чистого «фа» — 1/2 тона, поэтому нужно повысить его на полутон, то есть до «фа-диез»).
Вторая терция содержит как раз 1,5 тона:
- от ноты «фа-диез» до «соль» — 1/2 тона;
- от «соль» до «ля» — 1 тон.
Повышение первой терции необходимо также в аккордах E, A и B.
В аккордах F и G все звуки остаются чистыми, без альтерации.
Минорные
Минорная формула построения основных трезвучий отличается от мажора тем, что здесь, наоборот, первая терция имеет расстояние малой секунды (1,5 тона), а вторая — большой секунды (2 тона).
Возьмём для примера аккорд ля минор (Am).
От ноты «ля» до ноты «си» — 1 тон, а от последней до ноты «до» — 1/2 тона. Первая терция содержит 1,5 тона, что и требуется по минорной формуле. Вторая терция (между «до» и «ми») состоит из двух тонов:
- от «до» до «ре» — 1 тон;
- от «ре» до «ми» — 1 тон.
В сумме получается интервал в 2 тона.
На основе этого правила строятся и играются все минорные трезвучия от любого звука. Чистые звуки имеют, кроме Am, следующие минорные построения диатонического звукоряда:
Остальные 4 трезвучия от чистых тонических звуков (Cm, Fm, Gm и Bm) имеют либо в терции, либо в квинтовой ноте альтерацию (диез, бемоль).
Обращение аккордов
Нужно сказать, что аккорды могут использоваться в музыке не только в основном виде, в котором звуки расположены по терциям, а нижним звуком обязательно является тоника. Чаще всего их применяют в несколько изменённых формах, где нижними звуками может быть любой из присутствующих в построении (терция, квинта, септима и так далее). Эти виды аккордов называются обращениями.
Подробней рассмотрим принцип обращения аккордов на примере трезвучий. Здесь не имеет значения ладовая принадлежность построения.
Но есть правило: обращением основного вида аккорда является перенос его нижнего звука на октаву вверх либо верхнего звука на октаву вниз.
Вот как будут выглядеть два обращения аккорда до мажор:
Первый из приведённых обращений, где происходит перенос тоники на октаву вверх, называется в музыкальной гармонии секстаккордом (или первым обращением основного аккорда). Нижним звуком при этом оказывается терция. Расстояние от звука «ми» до «соль» равняется интервалу сексте, откуда и пришло название этому обращению (была квинта).
Во втором обращении, в котором внизу находится квинтовый звук, называется квартсекстаккордом. Между нижней нотой «соль» и тоникой «до» интервал составляет кварту, а общий интервал построения — секстаккорд. Всё это в сумме дало обращению такое сложное наименование — «квартсекстаккорд».
Обращения основных видов аккордов дают музыканту большую свободу действий, разнообразят аккомпанемент и басовую линию, облегчают сведение голосов в многоголосии.
Примеры простых упражнений для повторения
Для игры аккомпанемента или пьес на фортепиано следует научиться правильно пользоваться гармоническими построениями. А для этого немного расширим знания о музыкальной гармонии, необходимые начинающим на данный момент. Рассмотрим в связи с этим только лёгкие аккорды и их последовательности. То есть для понимания и полного усвоения принципов построения гармонических созвучий и их последовательностей в тональностях, применения полученных знаний в практических упражнениях будут использоваться только трезвучия и облегчённые мажорные септаккорды — гармонические построения, обостряющие кульминацию композиции.
Облегчённые септаккорды — это гармонические построения с пропущенными звуками терции или квинты. Является трезвучием, но явно выполняет функцию доминантсептаккорда из-за присутствия септимы.
В музыкальных произведениях (пьесах, песнях) аккорды играются в определённой последовательности на основе тональности, в которой они были написаны композитором. Правда, тональность можно изменить под певца либо для удобства исполнения, но в любом случае заданная последовательность аккордов в новой тональности сохраняется соответственно правилам их транспонирования.
Каждая тональность обладает тремя опорными ступенями для развития музыкальной композиции. Ими являются звуки, расположенные на I, IV и V ступенях гаммы конкретной тональности. Именно на них строятся так называемые главные аккорды лада.
Для наглядности лучше выбрать гаммы тональностей до мажор и ля минор, на примерах которых и покажем главные аккорды мажорного и минорного ладов.
Можно заметить, что главные трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях в до мажорной гамме, являются мажорными. Это справедливо для всех мажорных тональностей, не только для до мажора.
В любой минорной тональности все главные аккорды — минорные.
Для придания большей напряжённости звучания аккорда V ступени, выполняющей функцию доминанты, музыканты обычно используют мажорное трезвучие (или мажорный септаккорд).
Ещё несколько правил для начинающих из гармонии о последовательности аккордов в классических музыкальных произведениях несложной фактуры, романсах, многих народных, бардовских и туристических песнях:
- обычно такие сочинения начинаются и заканчиваются тоническим аккордом (трезвучием I ступени);
- после трезвучия I ступени может последовать как субдоминанта (трезвучие IV ступени), так и доминанта (аккорд V ступени);
- после субдоминанты может последовать либо доминанта, либо тонический аккорд;
- после доминанты идёт строгое разрешение в тонику.
Сведём полученные данные в таблицу:
Выходит, что в до мажорной тональности главными аккордами являются:
- C (до мажор) — тоническое трезвучие (I);
- F (фа мажор) — субдоминанта (IV);
- G (соль мажор) — доминанта (V).
В мажорных тональностях пишутся в большинстве своём радостные, плясовые, торжественные, шуточные музыкальные композиции, так как мажорные созвучия способствуют такому настроению.
Но это вовсе не правило. Достаточно вспомнить мажорную русскую народную песню «Степь да степь кругом», трагичность которой ощущается в словах и музыке, чтобы убедиться в этом.
Упражнение 1
Необходимо сыграть главные аккорды до мажорной тональности пальцами левой руки в пределах малой и первой октав в классической последовательности: C-F-G-C.
Клавиатура с указанием аппликатуры левой руки:
Упражнение 2
Сыграть ту же последовательность, что и в предыдущем упражнении, но только пальцами правой руки в пределах первой и второй октав (на октаву выше.
Ноты с указанием аппликатуры правой руки:
Упражнение 3
Сыграть последовательность аккордов упражнения 1 левой рукой, но использовать не основной вид аккордов, а их обращения.
В ля минорной тональности главными трезвучиями будут:
- Am (ля минор) — тоническое трезвучие (I);
- Dm (ре минор) — субдоминанта (IV);
- E (ми мажор) — доминанта (V).
Минорные тональности передают слушателям грустные мелодии. Красивое звучание минорных аккордов приходится по нраву также романтическим натурам, мечтателям и влюблённым.
Но и здесь встречаются мелодии, в которых нет места грусти. Вспомним знаменитую «Цыганочку», звучащую в ля миноре.
Упражнение 4
Нужно сыграть последовательность устойчивых аккордов в ля минорной тональности в тактовом размере 4/4, меняя аккорд с основного вида на обращение на каждую половинную длительность такта.
Вот последовательность: Am-E-E7-Am-A7-Dm-G-C-A.
Мажорные септаккорды E7, A7 берутся трезвучиями, но от этого их функциональность не ухудшается.
И в заключение — таблица основных аккордов на клавиатуре фортепиано для начинающих пианистов:
преподаватель игры на музыкальных инструментах
Источник