Ноты были придуманы монахом

Что означают ноты и кто их придумал

Идею нотной грамоты разработал флорентийский монах и музыкант Гвидо д’Ареццо, проживавший в первой половине XI века. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям. Гвидо Аретинскийзаимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

В переводе с латинского:

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог.

Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Другая версия приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони.

Читайте также:  Старинный танец ноты для трубы

Позднее появился ещё один новый звук, — Si, который был образован из первых букв словосочетания Sancte Iohannes (Святой Иоанн)

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте Фейсбук, Вконтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот такое:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Современная Ошибочная интерпретация названий нот!

Эта теория получила широкое распространение, так как подписчики верят, что случайный набор красивых слов имеет какое-то отношение к музыкальной грамоте. Однако эта информация в корне неверна.

Источник

Ноты были придуманы монахом

Знакомые каждому названия нотной гаммы — от «до» до «си» — были в XI веке введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо Д`Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.

Первая нота «ут» изменила свое название на более благозвучное «до» в XVII веке, последняя же, «си», хоть и не вполне согласуется с первым слогом имени святого, но так удобнее петь.

Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • О личном (627)
  • ФОТО (512)
  • мои фоторепортажи (28)
  • Люди и судьбы. (503)
  • ВИДЕО,кино (474)
  • Всё о ГРУЗИИ. (424)
  • ЙОГА (408)
  • Йога в повседневной жизни. (7)
  • Белый треугольник (3)
  • БУДДИЗМ (402)
  • Учение (13)
  • Символика (4)
  • Литература,философия,книги (386)
  • ЗДОРОВЬЕ,медицина. (323)
  • Массаж (26)
  • Народная медицина. (12)
  • Метафизические причины заболеваний (12)
  • УЧИТЕЛЯ. (264)
  • Дза Раньяк Патрул Ринпоче (9)
  • Парамханс Шри Свами Махешварананда (7)
  • Шри Шри Рави Шанкар (4)
  • МУЗЫКА (244)
  • Искусство, творчество. (202)
  • ВОКРУГ СВЕТА. (197)
  • КУЛИНАРИЯ. (179)
  • Животные. (155)
  • ЮМОР (145)
  • Очевидное-невероятное. (126)
  • Cайты. (108)
  • ДНЕВНИК,КОМПЬЮТЕР (107)
  • Астрология,гороскопы,гадания. (103)
  • РУКОТВОРЧЕСТВО. (89)
  • ПОДЕЛКИ. (10)
  • ВЫШИВКА (6)
  • ВЯЗАНИЕ. (2)
  • ХРИСТИАНСТВО. (88)
  • Растения (74)
  • Творчество друзей. (73)
  • Дамское 🙂 (71)
  • Кошкин Дом) (67)
  • ПРИТЧИ (59)
  • ИНДУИЗМ (50)
  • Все о вегетарианстве. (38)
  • Тесты. (38)
  • Флеш-игры (34)
  • Боевые искусства. (20)
  • Календарь (10)
  • ДОМОСТРОЙ. (1)

Цитатник

Озвучка текста онлайн Всем здравствуйте. Для начала послушайте аудиозапись ниже. )) .

Вышивка крестиком №5 2020 Издательство: ИД Бypдa Язык: русский «Вышивка крестико.

Процветание. Динамика тора: фильм и визуальная медитация ЭТОТ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ …. .

✨ Звезды в «Музыкальной гостиной» «*Греческий соловей* Демис Руссос» .

Да, странная история жизни. Я читала книгу о нем..Статья как-то по другому раскрывает картину его ж.

Ссылки

Музыка

Новости

Видео

Фотоальбом

Я — фотограф

Вечерние гости-йоги)

Стена

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Нотную грамоту придумал монах, Гвидо Аретинский, а ноту «до» взяли из латинского слова Dominus, т.е. Господь.

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 02:22 + в цитатник

Простая история о монахе, придумавшем музыку.

Некогда, на рубеже X-XI веков жил бенедиктинский монах по имени Гвидо Аретинский. В монастыре небольшого итальянского городка Ареццо, он обучал церковным песнопениям певчих своего хора. В те времена еще не было системы записи музыкальных знаний, из-за чего занятие его было очень трудоемким и кропотливым – ведь обучать каждого ученика приходилось по отдельности. К тому же, псалмов в католической мессе великое множество, поэтому неудивительно, что на доскональное изучение всех песнопений только одному певчему требовалось почти 10 лет
Чтобы облегчить и ускорить этот процесс, монах Гвидо и придумал записывать на четырех линиях нотного стана музыкальные звуки специальными знаками. А так как на латинский язык, язык католических месс, слово «знак» переводится как «нота», он и назвал музыкальные знаки – нотами.

Для того же, чтобы дать имя каждой из 7 нот, Гвидо Аретинский взял гимн Святому Иоанну и использовал первые слоги каждой строчки:
UT queant laxis (чтобы слуги твои)

REsonare fibris (голосами своими)

MIra gestorum (смогли воспеть)

FAmuli tuorum, (чудные деяния твои)

SOLve polluti (очисти грех)

LAbii reatum, (с наших опороченных уст)

Sancte Ioannes. (Святой Иоанн)

Выбор именно этого гимна не случаен, так как каждая последующая строчка поется на тон выше предыдущей.

Ut, re, mi, fa, sol, la, si – звучали музыкальные ноты вплоть до XVI века, когда первую, закрытую и неудобную для пения ноту «UT» заменили на привычную нам – «до». Взяли ее из латинского слова Dominus, т.е. Господь.
Вот так, благодаря монаху Гвидо, на свете появились музыкальные ноты на нотном стане, помогая всем желающим с легкостью и удовольствием изучать музыкальную грамоту.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года. Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Источник

Тайный смысл нотной записи

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). один из крупнейших теоретиков музыки в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки.

Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.

В последствии Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке.

Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

За названия нот он взял первую строфу гимна Иоанну Крестителю (Hymnus ad Sancte Ioannes Baptista), который был написан лангобардским монахом Павлом Диаконом Варнефридом (автором знаменитой «Истории лангобардов») в VIII веке н.э

Это – первые слоги гимна св. Иоанну.

Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis

RE sonare fibris

Sancte Ioannes.( SI )

Чтобы слуги твои

чудные деяния твои,

очисти грехи наши

с опороченных наших уст,

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в16 в. заменили на DO(скорее всего, от латинского слова Do minus – Господь).

Современная интерпретация названий нот выглядит так:

Do – Dominus – Господь;

Re – rerum – Материя;

Mi – miraculum – Чудо;

Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;

Sol – solis – Солнце;

La – lactea via – Млечный путь;

Si – siderae – Небеса.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию.

Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни.

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Источник

Гвидо Аретинский – музыкальный новатор из Средневековья

Это имя знакомо каждому музыканту. Католический священник, человек, придумавший ноты, первый дирижер в истории, автор знаменитого средневекового трактата о музыке.

Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо жил за долгие века до нас, поэтому о личности музыканта известно не многое. Однако попробуем разобраться, что за человек был этот монах-новатор? Какие мотивы сподвигли его на создание революционной музыкальной теории?

Современные теоретики музыкального искусства пишут, что Гвидо д’Ареццо «подобно Пифагору открыл музыку в новом качестве – как систематизированное в соответствии с современным ему состоянием науки знание, на многие века определившее развитие музыкальной науки и практики».

Начало пути

По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии. В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей. Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.

Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.

Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию. Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо – город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.

Как Гвидо из Ареццо придумал ноты

В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.

Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.

Что означает каждая нота

Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:

  • Do – Dominus – Господь;
  • Re – rerum – Материя;
  • Mi – miraculum – Чудо;
  • Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
  • Sol – solis – Солнце;
  • La – lactea via – Млечный путь;
  • Si – siderae – Небеса.

Источник

Оцените статью