Ноты чайковского декабрь святки

«Времена года» — П.И.Чайковский — ноты для фортепиано

«Времена года » — цикл из 12 произведений Петра Чайковского для фортепиано, созданные в период декабря 1875 — 1876 годов. Количество произведений равно количеству месяцев; к каждому добавлен эпиграф — стихотворение известного русского поэта.

«Времена года» были написаны благодаря Н.М. Бернарду — издателю журнала «Нувеллист».

В архиве ниже Вы найдете ноты всех 12 произведений из цикла «Времена года» для фортепиано:

1. Январь. У камелька
2. Февраль. Масленица
3. Март. Песнь жаворонка.
4. Апрель. Подснежник
5. Май. Белые ночи
6. Июнь. Баркарола
7. Июль. Песнь косаря
8. Август. Жатва
9. Сентябрь. Охота
10. Октябрь. Осенняя песнь
11. Ноябрь. На тройке
12. Декабрь. Святки

МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки

Популярные ноты:

Бах
Григ
William Gillock (Вильям Гиллок)
Christina Aguilera
Mariah Carey
Breaking Benjamin
OST, Нино Рота

Характер произведений цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского

Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчиненных естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные без притязаний на виртуозность блеск и эффектность, они отличаются привлекающей мелодичной выразительностью и тонкостью фортепианного листа. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорого и близко композитору.

№1„У камелька”

Пушкинское четверостишие отражает уютность и поэзию зимнего вечера у камина. Это именно передает и музыка: она спокойная, светлая и в это же время не лишена меланхолии, это наиболее ощущается в средней части – ми минор. Мотив остается незавершенным. Его трижды подряд меняет легкий пассаж – восходящее арпеджио на основе минорного трех звучания. Выделяются две темы: нестойкий, незаконченный мотив скрытого сумму и легкого ветерка. Только на девятом такте на первый план выходит мелодия, она квантовыми ходами и частыми тональными отклонениями достигает полного господства над вторым планом, полностью подчиняет его себе и достигает патетического выражения. И на высоте эмоции прогресс исчезает и вновь начинается сопоставление двух планов.
На этот раз наблюдается более мягкая линия развития. Но конфликт не позволяет: под конец пьесы то же сопоставление повторится. Неустойчивый звукоряд повисает не решенным вопросом. В средней же части мелодическая линия, проходит через тональное отклонение ля – бемоль-мажор – до – минор, продолжает свое развитие. Но оно столь же неустойчивое; большие интервалы вносят в дальнейший ход мелодии много нового, но основная черта всей средней части – сплошная тональная неустойчивость – запоминается до вступления репризы.
Сплошное неустойчивое построение средней части только в конце получает доминантную окраску, вызванную потребностями перехода в основную тональность ля мажор. К этому моменту субдоминантовая функция значительно овладевает. Мы убеждаемся в глубоком меланхолическом характере этой музыки, вступающим в конфликт с заметным «благополучием» основной части пьесы. По ходу опять возвращается тот самый неустойчивый мотив средней части, но это мгновенное напоминание быстро уступает место в заключительной тонике.

№ 2„Масленица” — Ре мажор

Ритм этого произведения, напоминает собой ритм второй русской фортепианной пьесы – «Рынок в Лиможе» Мусорского ,- обладает изобразительный силой: его живая толчея в сочетании с некоторыми гармоническими пряностями, акцентами, имитациями, синкопами, большим количеством динамических оттенков дает разноцветную картину веселой уличной толпы. Средняя часть с ее октавными ходами, резким отделением определенных построений и с изменением регистров, причудлива по тональному плану. Эти же октавные ходы вновь напоминают о себе в басах, где они перебивают стремительное движение к конечной тоники. И контраст между основной и средними частыми вложенный еще в первом повторе пьесы в ре мажоре.

№3 „Песня жаворонка” Соль минор

Источники пьесы лежат в «жаворонке» Глинки. Две эти пьесы схожи печально-трогательным выражением. Эта пьеса Чайковского обладает своеобразной выразительностью. Достаточно обратить внимание на типичную фактуру сопровождения. Типичная романсовая формула аккомпанемента, подобного гитарному звучанию, мелодия имеет характерные черты статичности. В соединении с нисходящим движением мелодии такое распределение тональных функций, сопоставление простому, образует тупик, и для продолжения мелодии композитор вынужден применить имитацию баса. При подобном однообразии основных элементов важное значение приобретают вторичные элементы – звукоподражательные фигуры в средней части с форшлагами и синкопами верхнего голоса, выписано mordento в основной мелодии, и динамические оттенки.
В целом „Песня жаворонка” представляет собой типическое творение, с приемами лирико – элегического письма Чайковского.

№4”Подсежник” — си бемоль мажор

Сюжетная основа — двойное чувство личного горя вперемешку с радостью весны. Смешанное чувство, вызвано пробуждением природы, выражено прекрасной начальной мелодией, сочетает в себе плавное диатонические движение вверх с очередным трехкратным ходом вниз.
Трехкратная интонация очень выразительна и переводит, благодаря своей законченности, внимание слушателей в другую сферу – трауру. И в дальнейшем противостояние обеих тональностей – си бемоль мажор и ре минор – сохраняет свое красноречивое значение. Так, основная часть и реприза звучат в си бемоль мажор, а средняя в ре миноре.
В сравнение деликатной, нежно-чувствительной первой мелодией, лишь постепенно завоевывает себе все больший диапазон, мелодичный рисунок средней части широк и смелый.
Итак, элемент горя и печали превратился в активную, живую силу, значительно облегченную форму вальса. Эту пьесу можно назвать вальсом.

№5„Белые ночи” соль мажор

Спокойные арпеджированные аккорды, сопровождающие мелодию, придают музыке основному разделу характер рапсодичности. Развернутая средняя часть вносит большое оживление. Его „квадратный” мотив — си минор — бесспорно танцевальный; об этом свидетельствует уже сама структура первого восьми такта АВ АВ, характерный народным танцам, а оживший сопровождение придает танцевальной мелодии оттенок „жгучести”. Трудно сказать какой замысел такого Allegretto в его сопоставлении с широкой не торопливой мелодией основной части.

№6”Баркарола” соль минор

Пьеса почти не имеет примет баркаролы. Этот жанр „песни на воде” имеет размер 6\8. Да и сам эпиграф не дает и намека на баркаролу. По музыке пьеса приближается к любимому жанру Чайковского элегической инструментальной песни. Красивая основная мелодия, отличается от большинства элегий Чайковского: она протекает в окружении движущихся голосов, ее гармоничная структура сводится большей частью к полной тонической каденции.
Все это свидетельствует о живости эмоции, об отсутствии меланхолии. Средняя часть – соль мажор – светлая. В ее терцовых ходах есть что-то от настоящих баркарол. Переход в трех дольный размер и патетические акценты придают музыке подобие итальянских напевов.
Музыка „Баркаролы” имеет все качества, благоприятными широкому ее распространению: легкое запоминание прекрасной мелодии, совершенство формы, сопоставление теплой эмоции с живостью мелодического движения, с элементарной простотой гармонии и фактуры.

№7”Песня косаря” ми бемоль мажор

Энергичная, жизнерадостная мелодия моторного характера, подчеркнута сопровождением, задает ритм физического труда и не оставляет места рефлексии. Присоединяются также и другие интонации, не отрицающие основного характера, но дополняющие его новой тематикой – танцевальной и богатырской.
Реприза смягчает определенность моторности благодаря трехдольным орнаментальным фигурам среднего голоса и трехдольным вариантам мелодии. В результате основной ритм теряется уступая место сплошным трехдольным фигурам. Народность пьесы коренится в свежей, исключительной ритмической структуре и в могучих образах марша, танца и труда.

№8„Жатва” си минор

„Жатва” написана в трех частях — репризой и контрастной средней частью. В крайних частях описана постоянная работа жнецов в поле. Тема «Жатвы» описана на звукоряде гармонического минора. Наибольшей выразительности придает средняя часть, которая контрастирует с соседними. Она написана в параллельном мажоре и является более спокойной (видимо в это время крестьяне отдыхают).
Это красивое скерцо в его основном разделе, с постоянными переборами двух-и трехдольного размеров в последовательности и одно временности, передает оживленный много гласный гомон толпы. Напряженные ходы в разных голосах сопровождения насыщают музыку. Пьеса великолепна по темпераменту и форме.

№9”Охота” соль мажор

Бодрая, наполненная сигнальными мотивами и подражания лошадиному топанию, пьеса близка маршу. Сама тема растянута за счет повторения, и представляет собой маршевую мелодию. Благодаря принятию противосторонього движения голосов, частой смены созвучий и частому, настойчивому повторению тех же трьохдольных фигур длинная тема приобретает беспокойное выражение, а дальнейшая музыка розрубного типа только усиливает его.
Реприза снова повторяет музыку основного раздела с некоторым ритмичными вариантами. Кода отсутствует. Все это свидетельствует о незначительности тематического материала и о неясной форме; маршевая тема теряется при модуляциях и тем самым теряет формообразную силу.

№10″ Осенняя песня » ре минор

«Осенняя песня» представляет яркий пример характерной для Чайковского мелодизации фортепианной фактуры. Музыкальная ткань пьесы непрерывно живет и дышит в сплетении самостоятельных поющих голосов.
На фоне аккордовой фактуры появляется мелодичный «поющий голос», основной мотив которого позднее опускается в средние голоса «виолончельный регистр», и дополняется подголосками в верхнем голосе. Все это характерно фортепинному стилю Чайковского.
Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармонический склад пьесы не сложный, однако он имеет свойство постоянного развития. С помощью простых аккордов композитор создает неповторимое звучание пьесы. Аккорды побочных ступеней через альтерированные звуки плавно переходят из одного в другой, как бы переливая из одной краски в другую. Несмотря на минорный, печальный колорит пьесы появление альтерированных, «мажорных» ступеней, придает произведению особую прозрачность, а использование доминантных аккордов к побочным ступеням делают развитие пьесы непрерывным и естественным.
В средней части тональный план становится более неустойчивым (здесь появляются отклонения в тональности Ш и VI ступеней), что приводить к появлению новой, мажорной тональности (ми мажор). Несмотря на мажорный лад новая тональность не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и затихает. Вновь появляется образ холодной, прозрачной осени.
Реприза звучит более напряженно, насыщенно в гармоническом плане. Али постепенное напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаивая на длинном тоническом органном пункте. Происходит не только гармоничный, но и динамичный состав. Но композитор не ставит в конце произведения точку, останавливая на V ступени в мелодии, делая свой рассказ не законченным. Чайковский создает образ неповторимой русской природы, так дорогой ему и любимой.

№11„На тройке” — ми мажор

„На тройке”- одно из лучших произведений Чайковского для фортепиано. В ней присутствует высокая степень поэтического осмысления повседневности природы и людей. Чайковский в пьесе красиво передал картину дороги. Пьеса стала популярна благодаря чрезвычайному исполнению ее Рахманиновым. Произведение состоит из трех частей.

№12”Святки” ля бемоль мажор

Музыка грандиозного вальса передает скорее танец чем сцену гадания. Структура пьесы не нарушает трех частной форме с кодой. В пьесе трио выдает большую изобретательность. Интересно звучит звук си в теноровому голосовые, с повторяющимся каждые 4 такта – эффект народного бурдона! В целом мелодия вальса, с его двойственным размером типична для целой категории вальсов 19-ст.

Источник

П. Чайковский «Времена года»

ДЕКАБРЬ

Святки

Раз в крещенский вечерок
/// Девушки гадали:
За ворота башмачок,
/// Сняв с ноги, бросали…

В.А. Жуковский
Из баллады «Светлана»

Баллада «Светлана» — одна из лучших в литературном наследии Жуковского. Эпиграфом для заключительной пьесы «Времен года» взяты ее первые строки. Но для обрисовки обрядовой стороны дела и более полного представления о традиции празднования Святок стоит привести целиком хотя бы первую строфу. Вот следующие после эпиграфа строки:

Снег пололи; под окном
/// Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
/// Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
/// Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
/// Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
/// Песенки подблюдны.

К этой пьесе вполне можно было бы выбрать эпиграфом восклицание из романа Пушкина «Евгений Онегин»:

И далее — описание гаданий. Примечательно, что Пушкин эпиграфом к этой главе взял строки из той же баллады Жуковского, что и Чайковский в этой пьесе:

О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!

«Святки считаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не остается равнодушным к общему веселию и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению… В особенности большой интерес представляют Святки для девушек: в их однообразную трудовую жизнь врывается целая волна новых впечатлений… Почти на протяжении всех Святок девушки живут напряженной, нервной жизнью» — так писал о Святках русский писатель, фольклорист и этнограф С.Максимов («Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники»).

К. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836.
Нижегородский государственный художественный музей.

«Святки» Чайковского замечательно создают атмосферу и настроение этого радостного времени года — ожидания чего-то приятного и волнующего. Композитор выбрал в качестве жанра вальс. Во вступительном очерке о «Временах года» (№ 1/2007) мы привели одно из мнений — критических — по поводу якобы неуместности западного по своему происхождению вальса для изображения русских Святок. Но дело в том, что композитор в музыке этого цикла, хотя и являющейся истинно русской музыкой по духу, не ставил себе целью копирование народного характера: весь цикл — это как бы взгляд просвещенного аристократа, так сказать, из окна своей усадьбы на русскую природу, мир, уклад жизни. При этом вальс в то время, когда создавался цикл пьес, настолько прижился именно в этой среде, что уже не воспринимался как нечто инородное. Русская музыка уже знала много замечательных вальсов — достаточно назвать «Вальс-фантазию» М. Глинки. В результате пьеса «Святки» сделалась своего рода музыкальным символом русской дворянской усадьбы, того духа, который в ней царил, доброго радостного настроения рождественских праздников.

Музыка этого вальса грациозна: короткие, состоящие всего из трех звуков, мотивы прерываются паузами, причем эти мотивы сами по себе как бы двухдольные, но проплывают над традиционным трехдольным вальсовым аккомпанементом. Получается очень изысканная, прихотливая игра ритмов, что замечательно передает атмосферу трепетного ожидания, душевной устремленности. Характер музыки настолько ясен, что не требует никаких специальных исполнительских ремарок. Чайковский лишь отмечает, что пьеса должна начаться тихо (piano), и, если точно этому следовать, создается именно то настроение, которого желает композитор.

Русская деревенская песня. Лубок

Секрет необычайной популярности музыки Чайковского — в ее ясности и простоте восприятия на слух. Иными словами, она проникает в сердце слушателя самым непосредственным образом: не требуется — по крайней мере, что касается «Времен года» — слушать каждую пьесу снова и снова, чтобы наконец постичь их красоту. Мелодии легко запоминаются с первого раза, и их легко можно напеть. При этом в них нет банальности — болезни многих «популярных» мелодий. Это отнюдь не значит, что произведения, которые требуют значительной работы и внимания слушателя для того, чтобы во всей полноте открылась их красота, менее ценны с художественной точки зрения. Для наглядности назову имя И. Брамса: неоспоримая красота его музыки редко открывается с первого раза не знакомому с ней слушателю.

Легкость запоминания в значительной степени зависит от ясности музыкальной формы произведения. Выражение «мелодия пьесы запомнилась с первого раза», может быть, не совсем точное: да, действительно, пьеса прозвучала один раз, и вы ее запомнили. Но ее главная мысль — основная мелодия (как в «Святках») прошла в пьесе не один раз: выбранная композитором музыкальная форма такова, что позволила красивой мелодии естественным образом, ненавязчиво прозвучать несколько или даже много раз. Именно так происходит в данной пьесе. И это настолько искусно сделано, что стоит присмотреться к тем приемам, с помощью которых это достигнуто.

А.С. ГРИБОЕДОВ. Горе от ума.
Концовка к III действию
Рисунок Т. Шишмаревой

Во-первых, это, конечно, рельефность и выразительность самой темы (главной мелодии). Но не менее важно и то, как она разработана. Поэтому, во-вторых, важную роль играет форма пьесы.

Пьеса написана в сложной трехчастной форме с кодой.

Схематически эту форму можно выразить следующим образом: A — B — A — Coda.

Крайние части идентичны; реприза даже не выписана нотами; словесная ремарка в конце средней части предписывает буквальное повторение первой части.

I часть: такты 1–87.
II часть: такты 88–148.
III часть: такты 1–87.
Кода: такты 149–176.

Первая часть (A) представляет собой простую трехчастную форму: с (такты 1–39) — d (такты 40–55) — c1 (такты 56–87).

Средняя часть обозначена самим композитором как Трио. Оно придает новое «освещение» вальсу: бемольная тональность (ля-бемоль мажор) в крайних частях сменяется в Трио диезной (ми мажор), это очень свежо звучит.

В пьесе есть кода. Эта кода, при том что она самым органичным образом выливается после репризы, до некоторой степени самостоятельна и, оказавшись последней страницей всего цикла, психологически воспринимается не только естественным окончанием «Святок», но и прощанием с уходящим годом в целом, своего рода «словами Поэта», на манер «Поэт говорит» — заключительной пьесы в «Детских сценах» любимого Чайковским Р. Шумана.

Источник

Оцените статью