Ноты что это такое губа как

Верхние, сердечные и базовые ноты

Что такое ноты в парфюмерии?

Если вы хоть раз читали описание того или иного парфюма, то непременно замечали тот факт, что запах разделяется на три основных составляющие: верхние, сердечные и базовые ноты. Разделение это вовсе не условное и имеет под собой реальную основу, о чем мы и поговорим в данной статье.

Все началось с известного французского парфюмера Писса, который жил в 19-м веке. Ему было неприятно парфюмерное однообразие, которое царило в мире, вследствие чего Писс решил изменить собственное ароматическое восприятие. Именно он впервые обнаружил тот факт, что аромат, после контакта с кожей, начинает проходить разные парфюмерные фазы. Писс сравнил эти фазы с большой симфонией, которая также разделяется на разнообразные этапы. А так как в парфюмерном мире того времени уже существовало разделение парфюмов на отдельные нотки, то Писс решил продолжить музыкальные ассоциации до конца. Поэтому наиболее уравновешенные ароматы было решено разделить на верхние, срединные и базовые составляющие, которые сменяют друг друга в продолжение той или иной фазы.

Верхние ноты

Знакомство с ароматом у каждого человека начинается с первых или верхних нот, которые вступают в игру сразу после нанесения парфюма на кожные покровы. Это нотки, которые будут играть совсем недолго. Уже через пять-семь минут они будут постепенно исчезать, а на их место будут становиться новые, сердечные запахи. Данная особенность верхних нот должна учитываться при выборе парфюмерной композиции. Дело в том, что парфюм выбирается, как правило, именно по верхним ноткам, которые звучат только в начале. Но ведь верхние ноты – не основные, и после их исчезновения парфюм начинает играть уже совсем по-другому. Поэтому при выборе аромата нужно дождаться, пока парфюм не вступит в новую ароматическую стадию. В парфюмерном мире в качестве верхних нот принято использовать имбирные, лавандовые, цитрусовые, анисовые и зеленые ароматы. Яркие и насыщенные свойства верхних нот работают, как правило, на самого обладателя парфюма, поскольку уже через несколько минут он перестает ощущать запах на своем теле.

Читайте также:  Гриф для гитары фендер стратокастер

Сердечные или средние ноты

Если вы хотите знать, как будет звучать на вас парфюм в продолжение дня, не спешите приобретать флакончик сразу после того, как он вам понравился. Как мы уже сказали, верхние ноты исчезают довольно быстро, обнажая сердечную составляющую парфюма, то есть его ядро. В зависимости от стойкости того или иного аромата, средние нотки будут звучать от трех до пяти часов. Именно по ним судят о качестве и типу запаха. Как правило, сердечные ноты характеризуются мягкостью и спокойствием, поскольку настырный запах будет неприятен, если он будет чувствоваться постоянно. Типичными представителями сердечных нот являются розовые, цветочные, жасминовые, фруктовые и пряные масла. Именно на эту составляющую делают упор многие известные парфюмерные бренды, которые заботятся о своей репутации. Сердечные нотки, в отличие от нот верхних, работают уже на окружающих, которые будут находиться от вас в непосредственной близости.

Базовые ноты или шлейф

После того, как сердечные нотки испаряются, в игру вступают базовые ноты или шлейф. Это одна из самых непредсказуемых составляющих любой парфюмерной композиции. Дело в том, что при контакте с разными типами кожи те или иные составляющие могут звучать совсем по-разному. А проверить шлейфовые ноты в парфюмерном магазине, по понятным причинам, не получится. Единственное, что вы можете сделать – брызнуть парфюм на запястье и прийти в парфюмерный магазин только на следующий день, когда познакомитесь с базовыми нотами, которые звучат примерно сутки с момента нанесения. Продолжительность звучания базовых оттенков зависит исключительно от стойкости вашей парфюмерии. К слову сказать, базовые ноты используются парфюмерами в качестве нот-фиксаторов, то есть их задачей является максимальная пролонгация действия верхних и сердечных составляющих. Именно поэтому шлейф иногда проникает в сердечные ноты, смешиваясь с ними и создавая непредсказуемый эффект. Здесь все будет зависеть от качества и дороговизны вашей парфюмерии. Базовые ноты – залог стойкости и силы ароматической композиции. Как правило, они состоят из амбровых, древесных и мускусных составляющих, которые придают парфюму темперамент и утонченность. Заметим также, что шлейф аромата работает на окружающих людей, но не на близком, а на дальнем расстоянии. Особо мощные духи могут источать свой шлейфовый запах на расстояние до двадцати метров, даже если в это время работает сердечная составляющая.

Читайте также:  Звуки нот их бумаги

Источник

Как играть на губной гармошке?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Ввиду большого количества разновидностей губных гармошек, имеющихся в продаже, для начинающих лучше будет приобрести самый простой вариант инструмента строя C (До мажор), у которого имеются всего 10 отверстий на мундштуке. Пусть это будет либо обычная диатоническая модель с одним рядом язычков, либо тремоло с отверстиями в два ряда.

Как держать?

Обычно губную гармошку, имеющую небольшие размеры, удерживают в левой руке между указательным и большим пальцами в горизонтальном положении игровыми отверстиями к музыканту. Указательный палец (можно вместе со средним) накладывается на верхнюю крышку вдоль длинной стороны корпуса инструмента, а большой — вдоль нижней его стороны. При этом левый край гармоники должен плотно упираться в венец (мышечный край) между этими пальцами.

Многие исполнители, у которых левая рука является «главной», удерживают инструмент точно таким же образом, но только задействуют для этого пальцы правой руки. Далее по тексту при описании каких-либо действий рук будет иметься в виду исполнитель-правша, а музыканту-левше нужно просто корректировать информацию самостоятельно под свои природные особенности.

Правая рука у опытных исполнителей музыки на губной гармошке тоже не остаётся без дела: она выполняет самые разные действия по изменению звука. С её помощью:

  • выполняется приём вибрато;
  • изменяется динамика звука;
  • воспроизводятся хроматические ноты (диезы и бемоли);
  • придаётся звучанию эффект «вау-вау», используемый при игре на электрогитаре и других электрических инструментах через специальный преобразователь звука (педаль);
  • имеется возможность воспроизвести бэнды (тоже гитарный приём изменения звука на более высокий).

Ладонь правой руки при этом накладывается либо сбоку (со своей стороны) гармошки, либо с тыльной стороны, где производится выход вдуваемого воздуха с целью воздействия на его интенсивность. В последнем случае пальцы правой руки размещаются поверх пальцев левой, а основание ладони оказывается снизу корпуса поверх большого пальца левой руки.

Однако новичку об этом думать пока что не пришло время. В первую очередь ему необходимо научиться правильно дуть в мундштук инструмента, воспроизводить чистый одиночный звук и попадать при этом на нужные ноты.

Сейчас предлагается перейти к следующему вопросу, касающегося постановки губ при игре на гармонике и правильного дыхания. Тем более что некоторые из названых возможностей правой руки на диатонической модели инструменте выполнить не удастся.

Постановка губ и дыхания

Поначалу следует узнать про основное отличие губной гармошки от всех других духовых музыкальных инструментов. Дело в том, что в ней звукоизвлечение производится не только на выдохе, но и на вдохе. Причём звуки на одном и том же отверстии при вдохе и выдохе не тождественны — они имеют разную высоту.

На схематическом изображении мундштука диатонической гармошки строя C-dur, что размещено ниже, в этом можно легко убедиться:

Таким образом, чтобы получить ноту «до» первой октавы, следует дуть в первое отверстие мундштука (то есть производить выдох). Оставаясь на месте (на первом отверстии) и начиная вдыхать ртом в себя воздух через него, можно услышать уже другой звук по высоте – «ре» первой октавы. Конструкцией гармошки предусмотрены различные звуковые язычки и каналы прохода воздуха через них при вдохе и выдохе.

Первой проблемой для начинающих музыкантов является точность попадания воздуха изо рта на выдохе или, наоборот, снаружи при вдохе в нужный звуковой канал (отверстие) мундштука.

Размеры губной гармошки довольно малы, поэтому расстояния между каналами настолько незначительны, что в момент охвата мундштука губами в зону воздушной струи могут попасть сразу несколько отверстий. Нацелиться на один звук совсем непросто.

На этот случай существуют 2 основных способа звукоизвлечения одиночной ноты.

  • Первый из них в среде музыкантов-харперов шутливо называется «поцелуйчиком» за схожесть принятия формы губ с намерением поцеловать кого-либо по-родственному (в щёку или лоб). По-другому его называют методом «свистка». Уголки губ при этом прижимаются к зубам, а середина губ округляется и выдвигается вперёд (всё это делается при помощи соответствующих групп мышц). В этом случае нужно постараться так расположить полученный из губ «воздушный канал», чтобы воздух точечно был нацелен на нужное звуковое отверстие мундштука. Но при этом следует соблюдать строгое правило: мундштук гармоники должен всегда находиться между губами, а не перед ними.

  • Во втором способе используется блокировка (закрытие) соседних отверстий языком и уголками губ. Губами захватываются 3 или 4 отверстия гармошки, из которых только одно оставляют открытым, а 2 или 3 «ненужные» блокируются языком. Этот метод значительно сложней предыдущего, но у него имеются свои преимущества, в связи с чем им также необходимо научиться пользоваться. К тому же только такая позиция губ применяется для одновременного извлечения нескольких звуков (двойных созвучий и аккордов). При игре аккордами помощь языка также будет нужна для придания ритмичности композиции.

Дыхание будет развиваться в процессе овладения техникой игры на гармошке. От правильности постановки рук, губ, точности и плотности воздушной струи зависит красота и интонация звука.

Имеются различные методические рекомендации по поводу выбора первых практических упражнений для начинающих, но большинство всё же склоняется к тому, что в первую очередь следует учиться извлекать одиночные ноты. И самым полезным для закрепления позиции, запоминания нот, развития слуха и дыхания будет проигрывание гаммы До мажор в восходящем и нисходящем движении.

Табулатура

Для записи упражнений и мелодий для губной гармошки в имеющихся учебных пособиях по обучению игре на этом уникальном музыкальном инструменте с нуля в основном используется табулатура. Она представляет собой чередование цифр, означающих номера звуковых отверстий гармоники, в которые нужно последовательно дуть для воспроизведения той или иной мелодии. В связи с тем, что каждое отверстие может воспроизвести два разных звука в зависимости от направления воздушного потока, рядом с цифрами (перед ними либо после них) пишут знак «-», если нота извлекается на вдохе, или «+», если требуется звук на выдохе. Вот, например, как выглядит табулатура записи гаммы До мажор в восходящем и нисходящем движениях:

В некоторых источниках ту же самую запись можно увидеть и в других вариантах:

  • 4 -4 5 -5 6 -6 -7 7 -7 -6 6 -5 5 -4 4, где выдох обозначается просто цифрой, знак «+» опускается;
  • 4 (4) 5 (5) 6 (6) (7) 7 (7) (6) 6 (5) 5 (4) 4, где вдох заключается в скобки, например (4), а выдох — цифрой без дополнительных обозначений.
  • ↑4 ↓4 ↑5 ↓5 ↑6 ↓6 ↓7 ↑7 ↓7 ↓6 ↑6 ↓5 ↑5 ↓4 ↑4 (в этом случае знак ↑ означает выдох, а ↓ – вдох).

Кроме этого, вдох может обозначаться и другими знаками: цифра в кружочке, кружочек над цифрой, чёрточка над цифрой и так далее. В целом разобраться не представляет сложности, так как цифра на выдохе обычно чиста от дополнений.

Нужно помнить, что разновидностей губных гармошек по строю и количеству звуковых отверстий не меньше, чем тональностей в теории музыки или этих самых отверстий, поэтому табулатуры гаммы До мажор или любой другой мелодии для разных моделей могут не совпадать (вернее сказать, совпадать не могут). Именно по этой причине лучше освоить нотную грамоту и составлять собственные записи, когда приходят на ум красивые простые мелодии блюза или собственные импровизации уже известных композиций. Хотя это только предстоит, а вот в нотах разобраться стоит уже в начале пути.

Такой подход к обучению наиболее рационален, нежели всю жизнь играть по цифрам. Табулатура не даёт ритмики (длительности) отдельных звуков или аккордов, поэтому при подборе незнакомых мелодий для посредственного музыкального слуха принесёт множество ошибок в этом плане.

Техника игры

Правильно играть на губной гармошке можно научиться, если взять несколько начальных уроков от профессионалов, которые помогут освоить позиции для воспроизведения как отдельных нот, так и игру аккордами. В некоторых местах проживания, особенно в крупных городах, имеются музыкальные школы, в которых наверняка найдутся преподаватели этого направления.

В помощь харперам-самоучкам могут прийти учебные материалы в виде самоучителей и школ по игре на губной гармошке зарубежных и отечественных авторов.

Из отечественных можно отметить следующие учебные пособия:

  1. Смолин К. О. «Губная гармоника. Самоучитель»;
  2. Белецкая М. «Самоучитель игры на губной гармошке»;
  3. Скалозубов В. «Школа игры на губной гармошке тремоло и октава»;

Из иностранных привлекает «Школа игры на губной гармошке» Фила Данкана, так как она переведена на русский язык.

Во всех названых учебных пособиях уроки начинаются с нуля и продолжаются до изучения виртуозных штрихов на инструменте, среди которых бэнды, тремоло, вибрато, глиссандо.

В интернете имеются неплохие видеоуроки по начальному обучению игре на губной диатонической гармонике, мастер-классы от специалистов высокого класса по дальнейшему совершенствованию исполнительства для тех, кто уже добился определённых успехов с этим инструментом. Очень интересная версия звукоизвлечения одиночных и аккордовых звуков имеется у известного исполнителя-виртуоза Бориса Плотникова (на снимке ниже).

Он предлагает простой способ воспроизведения звуков, основанный на необычной позиции расположения инструмента между губ — под углом в 30-35 градусов с опорой мундштука на нижней губе и охватом верхней губой практически 2/3 верхней крышки гармошки. Нижняя губа, таким образом, является основным блокиратором «ненужных» в данный момент отверстий инструмента при воспроизведении одиночной ноты.

Предлагаем оценить этот метод самостоятельно, посмотрев видео ниже.

Источник

Оцените статью