Ноты (фортепиано) для учащихся 1 класса музыкальной школы — более 27 полезных сборников
1. Милич. Б. Фортепиано 1 класс (2006)
Это учебное пособие, созданное для учеников 1 класса детских музыкальных школ действительно незаменимо. Пьесы, этюды и ансамбли из этого сборника обязательно есть в репертуаре всех начинающих пианистов.
«Фортепиано» для 1 класса содержит все те музыкальные произведения, который должен освоить юный пианист на первом году обучения.
2. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 1 класс
Составители Бакулов и Сорокин, издание 1991 года. Эта книга входит в Педагогический репертуар для ДМШ.
3. Азбука игры на фортепьяно С. А. Барсукова
Это пособие для детей в возрасте пяти семи лет, учащихся 1-ого и подготовительного класса Детской музыкальной школы. Основная задача книги подать в доступной форме новый материал для юных пианистов. Материал подается от простого к сложному.
4. Еще много методичек, пособий, хрестоматий и сборников для 1 класса ДМШ:
Источник
Правила по сольфеджио за 1 класс
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.
КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.
РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).
НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы
пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в
среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
Си – на 3 линейке.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.
ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.
МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).
ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.
ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.
ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.
Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).
Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).
ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.
АКЦЕНТ (ударение) — это выделенный в музыке звук.
СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).
СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).
ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.
РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
РАЗМЕР 2/4 — это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте 2 доли – первая сильная, а вторая — слабая; каждая доля длится четверть. Таким образом: в размере 2/4 в одном такте может быть 2 четверти, или 4 восьмых, или 1 половинная нота.
Схема дирижирования в размере 2/4: раз и — два и.
РАЗМЕР 3/4 — это простой трёхдольный размер: в одном такте 3 доли,
каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,
остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и
ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (хроматические знаки) — это специальные знаки повышения или понижения отдельных звуков. Знаки альтерации могут быть – ключевыми и неключевыми (случайными).
ДИЕЗ – повышает звук на полтона.
БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.
БЕКАР – отменяет диез и бемоль.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа
малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,
что музыка будет звучать в нижнем регистре.
МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.
ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.
Медленные темпы: Largo (ларго) – широко; Lento (ленто) – протяжно; Adagio (адажио) – медленно; Grave (гравэ) — тяжело.
Умеренные темпы: Andante (андантэ) — спокойно, не спеша; Moderato (модэрато) – умеренно; Sostenuto (состэнуто) – сдержанно; Allegretto (аллегрэтто) — оживленно.
Быстрые темпы: Allegro (аллегро) – скоро; Vivo (виво) – живо; Presto (прэсто) — быстро.
Для уточнения движения при отклонении от основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto — очень, assai — весьма, non troppo — не слишком, piu mosso — более подвижно.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:
Forte – ƒ – громко.
Fortissimo – ƒƒ – очень громко
Mezzo forte – mf – средне громко
Pianissimo – pp – очень тихо.
Mezzo piano – mp – средне тихо
Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.
Источник
Конспект открытого урока в 1 классе Тема «Где живут ноты?»
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
урок изучения нового материала с использованием игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01gde_zhivut_noty.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 1 «А» классе
Тема « Где живут ноты?»
- изучить и закрепить основы нотной грамоты;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты;
- с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество.
Оборудование: карточки с новыми музыкальными терминами, рабочие тетради, эмблемы для игры с изображением нот; карточки с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы; три стеклянных стакана, барабанная палочка; карточки- иллюстрации овощей; плакат «На каких инструментах играл Незнайка»; карточки «Марш», «Танец», «Песня»; карточки для ритмических игр; кроссворд «Мелодия»; синтезатор.
Музыкальный материал: музыкальное приветствие, песни Муз. А.Кудряшова ст. И.Яворской «Весёлые нотки», Р. Роджерса «До, Ре, Ми» из к/ф «Звуки музыки» и «В нотном доме жили ноты» сл. и муз. Саратцевой О.И.
музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты.
1. Музыкальное приветствие :
У.: Здравствуйте, ребята!
У.: На прошлом уроке мы с вами познакомились с названиями нот. Сколько нот всего на свете?
У.: Назовите их по порядку.
Ответ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
У.: А теперь в обратном порядке.
Ответ: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
У.: А теперь назовите мне слова в которых есть названия нот.
Ответ: доска, река, мир, милиция, фантик, лягушка, синица.
3. Проверка выполнения домашнего задания
У.: Кто дома сочинил нотные считалки?
Дети рассказывают нотные считалки, которые сочинили дома .
3.1 Исполнение песни Муз. А.Кудряшова ст. И.Яворской «Весёлые нотки
У.: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться писать ноты, чтобы настроиться на усердный труд, давайте исполним песню «Весёлые нотки»
1.Нет для ноток разных стран, 2.Прибежала нота ре,
Всем они понятны, Фа на место встал
И для ноток нотный стан, Словно птичка во дворе
как ковёр нарядный. Соль прощебетала:
Вот расселись до и ля, — Вот и гамма, вся как есть,
Си и ми как нужно, сосчитай-ка ноты:
И запели тру-ля-ля пять их будет или шесть
Весело и дружно. или семь по счёту.
Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
И в Перу и на Руси,
И в Италии, и в Гане,
И в Корее, и в Иране.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
У кого ты ни спроси,
На большой своей планете
Распевают дружно дети
4.Усвоение новых знаний
У.: Ребята, а что же такое ноты?
Ответ: Это музыка, звуки.
4.1 Работа с терминами
У.: Ноты – это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?
Ответ: Они живут в музыкальном домике.
У.: Вот как выглядит этот домик
показывает нотный стан на доске
Сколько линеек- этажей содержит каждый домик?
У.: Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.
Посчитайте линейки (считают).
У.: Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан (повторяют). Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?
Ответ: Потому что он носит на себе ноты.
У.: Повторите за мной. Нотоносец (повторяют). Каждый домик нелегко отрыть, если нет чего?
У.: Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ (повторяют). А теперь будем учиться его писать (пишет на доске). Обведите в тетрадях мою красную запись ключа по частям (обводят) . Теперь напишите сами рядом (пишут скрипичный ключ).
Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками (пишет на доске). Обведите каждую мою красную ноту (обводят). Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты). Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их названия ( подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд звуков — звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд (повторяют).
4.2 Исполнение попевок
У. А теперь давайте выучим попевки про этот домик и его жителей.
Учитель исполняет попевки, про этот домик и его жителей потом повторяет по одной строчке вместе с учащимися и закрепляют вместе.
Он помощник наш отличный,
Мы зовём его ключ «соль»,
Все нам скажет ключ скрипичный,
Нотной азбуки король.
Пять линеек нотной строчки
мы назвали нотный стан,
и на нём все ноты-точки
разместили по местам.
Семь всего лишь нот на свете,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси.
4.3 Работа в тетрадях
У: А теперь давайте запишем все новые слова в рабочие тетради. Нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд ( записывают).
5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала
У : Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. Вы ведь дружные ребята и почти никогда не ссоритесь? А вот ноты однажды поссорились, и вот что из этого получилось.
Учитель исполняет песню собственного сочинения
«В нотном доме жили ноты»
Между речкой и болотом,
В нотном доме жили ноты
Рано утром на работу
Расходились эти ноты.
Ключ скрипичный помогал, Кто в театр, а кто в кино,
Двери в доме отпирал. Где работали давно.
И по знаку дирижёра
Вслед за нею «ми» сидела,
Ноты дружно пели хором. Дальше «фа» тихонько пела,
И танцуют, и поют — Дальше «соль», за нею «ля»-
Это главный нотный труд. Вместе пели тра-ля-ля.
А потом после работы, А потом под самой крышей
Отложив свои заботы, Всех грустнее и всех выше-
Собирались посидеть, Почему-то нота «си»,
Вместе песенки попеть. У неё самой спроси.
На линеечке, под первой «Здесь сидеть мне неохота,-
«До» сидела непременно, Отвечает эта нота,-
а за нею нота «ре» И грущу я оттого,
на крылечке во дворе. Что хочу быть рядом с «до».
У: Вот беда. А ноты поссорились и потерялись. Что же делать? Придётся отправиться в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты вернутся. Ну что, согласны? Тогда в путь! ( муз.заставка В.Шаинский «Голубой вагон» )
5.1. Определение правильного нотного стана и скрипичного ключа
Ребята, на нашем пути стоят домики, это, случайно, не наши музыкальные домики? Внимание, задание. Определить правильный нотный стан.
За правильный ответ, вы получаете эмблему «нотный стан» ( прикрепляется булавкой)
А вот и ключи. Но какой из них наш?
За правильный ответ, вы получаете эмблему «скрипичный ключ»( прикрепляется булавкой)
5.2 Определение звуковысотного звучания
А сейчас задание посложнее. Нужно выстроить эти стаканы по высоте звучания. Для этого постучим по ним барабанной палочкой ( стучит палочкой, слушают и выстраивают по высоте звучания).
За правильно выполненное задание вы получаете первую ноту- эмблему «до» ( прикрепляется булавкой)
5.3 Работа по карточкам
Ну, а сейчас, вам надо найти в овощах следующуу ноту «ре» ( называют овощи огурец, репа. Редиска, редька). За правильный ответ, вы получаете вторую ноту- эмблему «ре» ( прикрепляется булавкой)
А загадки вы любите? Отгадаете загадки, получите ноту.
Семь ребят на лесенке,
Заиграли песенки. Что это?( ноты)
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай солдат, она поёт!( Труба)
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Что же это?( аккордеон).
За правильный ответ, вы получаете третью ноту- эмблем«ми»( прикрепляется булавкой)
5.5 Музыкальные инструменты Незнайки
На нашем пути повстречался один музыкант ( вывешивается плакат) .Это Незнайка, который задаёт нам вопрос. На каких музыкальных инструментах он учился играть? За правильный ответ, вы получаете четвёртую ноту- эмблему «фа»
5.6 Определение песни,танца и марша
Ребята, смотрите, здесь в музыкальном океане плавают «три кита». Назовите их.
Звучат мелодии, учащиеся называют- Марш, Танец, Песня, вешают карточки с названием китов.
За правильный ответ, вы получаете пятую ноту- эмблему «соль».
5.7 Нахождение названий нот в именах
Ну, а следующую ноту мы найдём в нашем классе. В чьих именах прячется нота «ля»?( Юля, Толя.) За правильный ответ, вы получаете шестую ноту- эмблему « ля».
5.8 Составление ритмического рисунка
А вот цветные ноты. Нужно поставить правильный ритмический рисунок. Поиграем? За правильный ответ, вы получаете седьмую ноту- эмблему «си».Вот какие молодцы!
6.Закрепление новых знаний
Теперь все ноты в сборе. Давайте споём этот звукоряд, показывая каждую ноту .Вы запомнили ноты?
6.1 Пластическое интонирование
Пение гаммы До мажор вверх и вниз,показывая ступени рукой.
6.2 Решение кроссворда.
А вот и последнее задание, для того чтобы все ноты жили дружно. Решите следующий кроссворд «Мелодия»
Кроссворд «Вспомни ноты»
Думается, каждый из нас знает названия семи нот.
Попробуйте вписать эти названия в горизонталь-
ные ряды, пользуясь «словом- подсказкой
Этими нотами записываются звуки музыки.
6.3Исполнение песни Р. Роджерса « Звуки музыки»
А теперь, давайте споём песню из кинофильма «Звуки музыки».
До- воробышка гнездо. До- и Дон и Дили Дон,
Ре- деревья во дворе, Ре- из крема и пюре,
Ми- котёнка покорми, Ми- возьми и отними,
Фа- в лесу кричит сова. Фа- и фантик и скафандр,
Соль-играет детвора, Соль- посадим мы фасоль,
Ля- запела вся земля. Ля- полянка и земля,
Си- поём мы для того, Си- спроси, переспроси,
Чтобы вновь вернуться к До. Вот и вновь вернулись к до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до До, си, ля, соль, фа, ми, ре.до.
У.: Дома, ребята, напишите в нотных тетрадях одну строчку скрипичного ключа и придумайте слова, в которых встречаются названия нот.
У.: А теперь, ребята, назовите мне слова, которые мы выучили сегодня на уроке ( называют нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд).
Все эмблемы, которые вы сегодня заслужили, оставьте у себя.
Наш урок закончен. До свидания, друзья!
Анализ открытого урока по музыке.
Учитель: Саратцева О.И.
Тема «Где живут ноты?»
( Рабочая программа по музыке для 1-х классов 33 часа в год, 1 час в неделю составлена на основе федеральной базовой программы по музыке для общеобразовательных учреждений 1-4 классы, авторы: В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации М., Дрофа 2006г ).
Количество учащихся- 27
На уроке присутствовали: Методист МОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти О.А. Кренц, заместитель директора по УВР МОУ СОШ №81 М.Е.Быкова, заместитель директора по УВР МОУ лицея №51 И.И. Дидковская, учителя музыки школ г. Тольятти.
Цель посещения : определить, какие приёмы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.
Цели данного урока: изучить и закрепить основы нотной грамоты, обучить учащихся правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество
Саратцева Ольга Ивановна свободно владеет учебным материалом, объем которого был четко определен и адаптирован к уровню подготовки и развития учащихся. Время урока было распределено рационально, темп работы достаточно высок. Наблюдались все основные и необходимые этапы урока, каждый из которых был логичен и последователен. Учителем Саратцевой О.И. осуществлен творческий подход к разработке структуры учебного занятия, эффективно использованы различные способы мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников, что позволило поддержать устойчивый интерес к теме урока, развивать творческую активность и фантазию.
Структурные звенья урока соответствуют типу урока, уровню учебной подготовки и развитию учащихся. Этапы урока продуманы, последовательны, логически взаимосвязаны.
Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются с помощью игровых технологий, таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.
Нотные считалки, при проверке домашнего задания, иллюстративная наглядность, использование различных средств: плаката, карточек, змблем, попевок про ноты, песен «Весёлые нотки» , «Звуки музыки» и «В нотном доме жили ноты», всё нашло место в тщательно отобранном учебном материале.
Уместным было включение решения кроссворда на последнем этапе урока,с которым справились 95% учащихся.
Выводы логически завершают тему урока, результативность которого очень высока. Цели, поставленные учителем,в ходе урока реализованы. Педагогический такт и культура общения оказывают благоприятное воздействие на учащихся.
Урок проведен на высоком методическом уровне.
Методист МОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти О.А. Кренц
Зам. директора по УВР МОУСОШ №81 М.Е. Быкова
Зам. директора по УВР лицея №51 И.И. Дидковская
Источник