Ноты для 2 поперечных флейт

Блокфлейта поперечная

Блокфлейта поперечная (fife), что за инструмент и как на нём играть?

Поперечная блокфлейта YRF-21 фирмы YAMAHA

Разберемся с названием. Англоязычные называют этот музыкальный инструмент fife (произносится файф) — дудка. Почему бы и нет? Дудка она и есть дудка. Кто с английцским языком не дружит, называют эту дудку «фифа». Тоже, почему бы не фифа? Название ласковое и запоминающееся. К тому же фифа она и есть фифа. Это всем понятно.

Конструкция поперечной блокфлейты

Тот, кто придумал фифу, соединил в ней две флейты. И был в чем-то прав. Фифа состоит из двух частей: головки и тела флейты. На теле фифы расположены нотные отверстия. Их восемь — семь сверху и одно снизу тела фифы. Аппликатура фифы совпадает с аппликатурой блокфлейты. Скорее всего этот выбор сделан потому, что блокфлейта, пожалуй, самая распространенная из флейт. Многие духовики начинают освоение музыки с неё. И аппликатура блокфлейты продумана и проверена веками! К тому она проста, достаточно логична и поэтому используется в разных духовых инструментах.

Головка фифы копирует головку классической поперечной флейты Бёма. Приемы игры на фифе и на классической флейте похожи до смешения.

В общем, союз поперечной флейты и блокфлейты породил поперечную блокфлейту. Хотя, любители блокфлейты возражают, потому что в фифе нет блока — детали свистка определяющей название продольной блокфлейты.

Как играть на поперечной блокфлейте.

Извлекать звук на поперечной флейте можно научиться если приставить пустую бутылку к губам и начать дуть. Немного двигая бутылку вы найдете положение когда вдруг получится звук. Вот! Теперь приставьте головку фифы к губам и подуйте над дульцем. Найдите такое положение, чтобы фифа зазвучала.

Если ничего не получается, то почитайте как извлекать звук на поперечной флейте и сделайте также. Это умение потребует тренировки. Здесь главное терпение и старание. Надо научиться управлять струе1 выдыхаемого воздуха — должна быть ровная постоянная струя. На сайте по ссылке выше подробно рассказано и показано как играть на поперечной флейте. Потратьте время и разберитесь.

Как брать ноты на поперечной блокфлейте

Тут придется заучить аппликатуру. Вот аппликатура поперечной флейты Yamaha YRF -21:

аппликатура поперечной блокфлейты

По картинке не заучите. По картинке будете только смотреть, когда начнете играть. Тогда и заучите. Если играли на продольной блокфлейте, то с нотами разберетесь легко. Надо будет только научиться извлекать звук на поперечке.

Как держать поперечную флейту

Держат точно как классическую поперечную флейту. Есть три точки опоры:

  • дульцем ко рту, корпус фифы вправо
  • левая рука ладонью к себе, большой палец левой руки лежит на нижнем отверстии и поддерживает фифу снизу, другие пальцы левой руки на своих нотных отверстиях
  • правая рука ладонью от себя, большой палец поддерживает фифу снизу, другие пальцы на нотных отверстиях.

Правой рукой можно изменять положение флейты у губ и найти такое положение, когда звук будет извлекаться легче всего.

На сайте классической поперечной флейты всё это разъясняется подробно (ссылка дана выше по тексту).

Учимся играть. Поперечная блокфлейта.

Если Вы только начинаете обучаться музыке, то так или иначе вам придется освоить нотную грамоту. Это просто: там всего семь нот и пять линеек. Есть какое-то количество нотных знаков, но и их вы освоите легко.

Берите в помощь обучающую компьютерную программу Свирелька:

Свирелька поможет сразу начать играть на поперечной блокфлейте.

Когда установите Свирельку на свой компьютер, выберите в программе режим Блокфлейта или Флейта. И там и там есть инструмент поперечная блокфлейта. Кликайте его и Свирелька покажет и ноты и аппликатуру и вы сможете выбрать удобный темп для игры,даже для самых начинающих.

Если есть вопросы по инструменту поперечная блокфлейта (фифа), пишите их в комментариях. Будем вместе искать на них ответы. Фифа инструмент интересный, но мало распространенных у нас, поэтому учебной литературы по нему не много. Если Вы знаете про фифу больше, делитесь с другими музыкантами.

блокфлейта поперечная

перейти к инструменту venova yamaha

Блокфлейта поперечная : 2 комментария

При игре на блок флейте, во время смени нот, нужно задерживать дыхание, это делается путём закрытия воздушного канала языком, а как это нужно делать при игре на файфе?

«Воздушный канал» на блокфлейте закрывается касанием языка отверстия на блоке (свистке).
На фифе достаточно закрыть языком щель между губами, в которую проходит струя выдыхаемого воздуха.
Довольно простой прием. Можно перед зеркалом придать положение губам как при извлечении звука на фифе. Будет видна щель между губами. Вот эту щель и надо закрыть языком. Открывать щель можно как бы произнося звук «Т». Такой прием (штрих) игры на духовых инструментах называется «с атакой языка» или деташе.
Каждая ноты при деташе четко отделена от следующей.
Штрих потруднее называется легато. В этом случае атака языком не проводится и ноты сменяют друг друга плавно и только за счет смены положения пальцев на нотных отверстиях. В нотной записи штрих легато обозначают дугой над теми нотами, которые надо сыграть слитно.
Есть еще штрих стаккато. Можете найти описание этого приема самостоятельно. Он по технике исполнения немного похож на деташе.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Оставьте комментарий внизу страницы

Источник

Ноты для 2 поперечных флейт

Автор: Ю. Должиков
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский

В сборник включены пьесы в переложении для двух флейт И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ф. Куперена, М. Глинки, П. Чайковского, а также оригинальные дуэты И. Кванца, А. Фюрстенау, Ф. Девьена и др. Данный музыкальный материал широко используется в процессе обучения молодых флейтистов. Для учащихся музыкальных школ.

СОДЕРЖАНИЕ:

И. С. Бах. Ария
Г. Ф. Гендель. Дерзость
Ф. Куперен. Танец
Ж- Муре. Бурре
Л. Боккерини. Менуэт
М. Глинка. Венецианская ночь
П. Чайковский. Камаринская
А. Фюрстенау. Концертный дуэт на тему из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».
И. Кванц. Дуэт
В. Артемов. 6 маленьких канонов
В. Мурзин. Инвенция
В. Мурзин. Комариный пляс
В. Мурзин. Полифонические прелюдии
Ф. Девьен. Соната

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Занятие 5

Аппликатура флейты, — это не что иное, как обозначение состояния клапанов (открыт/закрыт) на инструменте для каждой ноты. Иногда на аппликатуре обозначают каким пальцем закрывать тот или иной клапан. Поэтому некоторые такую схему называют «пальцовкой». Хорошо, что не распальцовкой 😉

На предыдущих занятиях самоучителя игры на флейте вы частично познакомились с аппликатурой поперечной флейты. На них была показана аппликатура флейты для следующих нот:

  • ре и до второй октавы;
  • си, ля, соль, фа, ми первой октавы.

Сейчас распространены поперечные флейты, на которых аппликатура французской системы. Вот как выглядит аппликатура флейты на картинке:

На картинке на нотном стане показаны ноты всего диапазона флейты от первой до четвертой октавы. Под нотным станом расположены графические схемы с указанием открытых и закрытых клапанов. Синим цветом закрашены альтернативные варианты аппликатуры — одну и ту же ноту можно извлечь разным набором открытых/закрытых клапанов флейты.

Если на нотном стане показаны две ноты, например, ми первой и ми второй октавы, это означает, что обе эти ноты извлекаются при одном и том же положении пальцев на инструменте. Разная высота ноты, в этом случае, достигается другими приемами, например, изменением силы и направленности струи выдуваемого воздуха.

На картинке присутствует аппликатура флейты четвертой октавы, но думать о ней начинающим флейтистам не приходится… Так, только посмотреть 🙂 Потребуется много-много часов прилежных занятий, чтобы флейтист мог сыграть эти ноты. Но все в Вашей власти, читатель!

А мы продолжим занятия самоучителя игры на флейте и разучим на этом занятии аппликатуру для нот ре и до первой октавы. Разучив их и учитывая, что аппликатура флейты для нот второй и третьей октав повторяется, ваши знания для начинающих флейтистов станут вполне достаточны для игры. В дальнейшем добавятся ещё диезы и бемоли и вам станут доступны большинство мелодий.

Нота ре первой октавы. Поперечная флейта.

На предыдущем занятии была разучена нота ре второй октавы.
Как вы догадались, это сделано, чтобы подготовить читателей к новым испытаниям 😉

Дело в том, что в ноте ре первой октавы есть два момента:

  • один простой, это положение пальцев. Оно почти такое же как и для ре второй октавы (только добавляется нажатие указательным пальцем левой руки). Если считать от ноты ми, тоже изменений в положении пальцев тоже будет не много. В общем, аппликатура для этой ноты никаких затруднений не вызовет.
  • второй момент это извлечение ноты ре первой октавы, а извлечь её будет не так-то просто. Нота с характером и подается не сразу. Впрочем, если вы легко извлекаете уже ноты фа и ми первой октавы, то ре пойдет легче.

Положение пальцев левой руки для ноты ре первой октавы:

  • большой палец нажимает клапан си (1);
  • указательный нажимает клапан до (2);
  • средний нажимает клапан ля (3);
  • безымянный нажимает клапан соль (4).

Положение пальцев правой руки для ноты ре первой октавы:

  • указательный нажимает клапан фа (7);
  • средний нажимает клапан ми (8);
  • безымянный нажимает клапан ре (9).

Возьмите флейту и извлеките ноту ми первой октавы, как было показано на предыдущем занятии. Теперь отпустите правый мизинец и одновременно нажмите правым безымянным пальцем клапан ре (9).

Движение не сложное, но требует некоторой координации: одновременное разнонаправленное движение — мизинец отпускает, безымянный нажимает. После некоторой тренировки это движение у всех получается хорошо.

Здесь начнет сказываться выполнение вами рекомендаций самоучителя: на втором занятии показаны упражнения на развитие координации и подвижности пальцев флейтиста. Если вы их регулярно выполняете, то играть на флейте будет легче и интереснее.

Теперь пробуем извлечь ноту ре первой октавы. Рекомендация следующая: попробуйте извлекать ре не саму по себе, а последовательно ноты фа, ми, ре.

Фа и ми первой октавы вы уже научились извлекать на предыдущем занятии, и в такой последовательности нота ре получится легче. Скорость потока воздуха следует несколько убавить. Дуть тише и точнее в дульце.

Звучит нота ре первой октавы на флейте:

Полезной будет и такая тренировка: нота ми / нота ре. Воздушный поток для этих нот очень схож, а два пальца правой руки меняют положение:

  • для ми — безымянный свободен, мизинец нажат;
  • для ре — безымянный нажат, мизинец свободен.

Так намного легче освоить ноту ре первой октавы на флейте.

Попробуйте сыграть простую мелодию в которой задействован ноты, которые вы уже освоили. Русская народная песня «Во поле береза стояла» (да простят меня преподаватели флейты в музыкальных школах!):

Темп мелодии на видео замедлен, чтобы было легче повторить для начинающего флейтиста. Если и такой темп покажется слишком быстрым, то установите на свой компьютер обучающую программу Свирелька и выберите комфортный для себя темп проигрывания. Ноты мелодии возьмите на сайте блокфлейты www.svirel.org

Аппликатура флейты — разучите вместе с программой Свирелька:

Нота до первой октавы на флейте

Разучим самую нижнюю ноту на ученической поперечной флейте. Это нота до первой октавы.

Положение пальцев (аппликатура флейты) для этой ноты почти такое же как для ноты ре. К ним добавляется правый мизинец, который нажимает одновременно ролик 10а и рычаг до (10б).

Перечислять положение пальцев не буду, все и так видно на картинке. Повторю, что после того как возьмете флейту для ноты ре первой октавы, опустите мизинец и нажмите одновременно и ролик 10а и рычаг 10б.

Попробуйте несколько раз без извлечения звука, только пальцами перебрать ноты ре и до первой октавы. Никаких трудностей не возникнет — достаточно будет поднять и опустить правый мизинец. Все нажимается достаточно удобно.

Теперь попробуйте извлечь ноту до. Это самый низкий звук на ученической поперечной флейте и извлекать его следует самым тихим по скорости потоком воздуха. Так же как при разучивании ноты ре помогал переход ми/ре, так и теперь, при разучивании ноты до, примените переход ре/до.

Получиться должно так (нота до первой октавы):

Нота до первой октавы не простая. Может сразу и не поддаться. Торопиться не следует — некоторым флейтистам требуется несколько дней, чтобы получилась красивая нота до. И даже, когда получится, все равно надо будет регулярно ее проигрывать на репетициях, чтобы навык игры на флейте этой низкой ноты закрепить и всегда держать на достойном уровне.

Для этого следует ежедневно проигрывать упражнения флейтиста и начать с гамм для флейты.

Музыкальная пауза.
«Шутка» Баха и «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

Гамма до мажор

Для этой гаммы Вы умеете играть уже все ноты. Вот как она звучит:


Вы тоже можете проиграть гамму как на видео, но будет очень полезно играть ее «длинными нотами». Начинать легче с верхней ноты и опускаться вниз, а затем подниматься обратно. Каждую ноту держать столько, сколько хватает вашего дыхания. Со временем дыхание будет развиваться и длительность нот увеличится, что очень хорошо! Такое упражнение можно назвать «раздувкой», а можно и никак не называть, но делать его надо буквально в начале каждого занятия на флейте. Еще раз для особо одаренных: выполнять упражнение с длинными нотами надо вначале каждого занятия на флейте. Это когда-нибудь, когда вы будете маэстро, сможете сами определять что вам надо, а пока делайте упражнение на длинные ноты.

Чтобы было интереснее играть гаммы, попробуйте сыграть ее терциями. Терциям это через ноту. Посмотрите как интересно получается:


В этот раз подготовительных упражнений из школы игры на флейте Н.Платонова не будет. Достаточно этих двух низких нот на поперечной флейте и гаммы (с раздувкой 😉 ), а вот на следующем занятии, когда пойдем с вами вверх по нотам, там будут и новые ноты и новые упражнения.

Перейти на занятие 6. Флейта онлайн. Ноты ми, фа, соль второй октавы

Аппликатура флейты

Занятие 5 : 3 комментария

Слово «надо» написано с ошибкой в «…что вам недо, а пока…»

Источник

Оцените статью