Ноты для 4 струнной бас гитары

Гитара


Ноты на Бас гитаре

Если Вы заучили как расположены ноты на шестиструнной гитаре, то без труда выучите ноты на Бас гитаре. Дело в том, что они полностью повторяют строй шестиструнки, только без первых двух струн, на одну октаву ниже, чем четыре басовые струны на шестиструнной гитаре.

В табличном виде ноты на БАС гитаре выглядят так, кроме этого вы можете скачать любую ноту на гитаре, просто кликнув на ней, если, конечно ваш броузер поддерживает аудио формат:

1
2
3
4
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

бас гитара вид сверху

Струны обозначены от первой до четвёртой, лады от нулевого до двенадцатого. Четвёртая струна самая толстая, на гитару бас гитарист смотрит сверху, как — будто сам на ней играет.

Есть лады необозначенные нотами, значит это полутона, ставьте # или b , которые будут увеличивать или уменьшать ноту на полтона, и получайте соответствующую данному ладу ноту.

Напоминаем, что 12 лад полностью соответствует 0 ладу, просто все ноты на нем становятся на одну октаву выше.

Источник

Ноты на грифе бас гитары

Уроки игры на бас гитаре с нуля представляют собой занятия на струнном инструменте, который может иметь 4, пять и шесть струн. Игра на бас-гитаре подразумевает не только наличие хорошего слуха, но и присутствие хорошего чувства ритма, что очень важно для этого инструмента. Это связано с тем, что он в совокупности с барабанной установкой задает свой уникальный ритм партии всех композиций. Строй и ноты на грифе бас гитары 4 струны в некоторой степени схожи со строем контрабаса или же привычной гитары (без 2-х самых тонких струн), которые на октаву ниже. Ноты для исполнения записываются в стандартном басовом ключе «фа».

При игре в определенной группе или же в оркестре инструмент играет роль низкочастотного «помощника», который оказывает влияние на звучание коллектива в целом. Вследствие уникальных особенностей слуха человека мы относительно слабо можем распознавать звуки, которые имеют низкую частоту, поэтому ее очень редко используют для аккордов в различных стилях, из-за чего данный инструмент не считается солирующим инструментом. При этом в джазе, а также франке и прочих стилях музыки этот инструмент может быть сольным инструментом. Имеется возможность определенного сочетания при игре, что позволяет сделать музыку различной тональности.

Таблица нот на грифе бас гитары

Ноты на бас гитаре 4 струны расположены таким образом:

  • Малая октава — это черный цвет;
  • Первая октава — это синий цвет;
  • Вторая октава — выполнена зеленым цветом;
  • 3-я октава – оранжевый цвет.

Таблица нот на грифе бас гитары позволяет выбрать оптимальное сочетание используемого количества струн. К примеру, ноты на бас гитаре 5 струн позволяют дополнительно исполнять флажолетами С#-минор. При этом используя дополнительные ноты на бас гитаре 6 струн можно будет исполнять еще и с E-минор.

Оказывается, все названия были придуманы музыкантом из Италии, которого звали Гвидо д’Ареццо, и вот какие названия он им дал:

  • Do – Бог (Святой);
  • Re – Материя;
  • Mi – Необыкновенное чудо;
  • Fa – Солнечная система;
  • Sol – Солнце;
  • La – Космический Млечный путь;
  • Si – Облака или Небеса.

Табулатуры для бас гитары

Табулатура (сокращенно «Tab») — это специализированная система записи. Табулатуры для бас гитары, которая имеет 4 струны, содержат в своем составе 4 линии — по 1 на каждой из используемых вариантов:

  • G — 1-я (является самой тонкой);
  • D — 2 вторая;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая (считается самой толстой).

Количество линий в табулатуре должно полностью совпадать с общим числом. К примеру, табулатура бас-гитары, имеющей пять струн, содержит 5 линий. Самая нижняя линия будет соответствовать 4 струне. Именно она считается самой толстой и способна создавать очень низкое звучание используемого инструмента. Расположение и толщину необходимо будет полностью учитывать, если вы желаете его эффективно использовать. При этом она находится выше других, когда он находится в стандартном положении. Самая высокая линия табулатуры полностью должна соответствовать самой тонкой. Это имеет важное значение и на этот факт требуется обращать повышенное внимание:

  • G — 1 первая — самая тонкая, которая способна создавать высокое звучание;
  • D — 2 — является самой низко расположенной на грифе;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая, которая самая толстая и создает очень низкий звук.

Цифры на басовой табулатуре

Цифры означают специальные лады, которые необходимо при использовании надежно зажимать пальцами. К примеру, рассмотрим такой вариант, когда цифра 3 — это 3 лад. В таком случае потребуется зажать струну слева от 3 лада. 0, который указан, будет означать то, что потребуется заставить звучать струну, при этом ничего не нужно зажимать. Сейчас вы можете найти в интернете значительное количество различных табулатур, в которых могут находиться иные специализированные знаки и символы.

Ну а при желании можно вообще не пользоваться табулатурами и играть просто по нотам.

Научиться понимать табулатуры несложно, хотя поначалу у вас могут возникнуть некоторые трудности.

Труднее научиться как можно быстрее переставлять пальцы на грифе и держать ритм.

Материалы по теме

Разновидности бас гитар

Качество электрогитарной басовой музыки зависит от всех звеньев в процессе ее создания. Давайте узнаем какие типы бас гитар используют современные музыканты для музицирования.

Настройка бас гитары

Вы недавно купили свою новенькую бас-гитару. Первая она у вас в жизни, или пятая, неважно. Хотите узнать:

Источник

Элементарная теория для бас-гитары

Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.

  • Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
  • Resonare fibris (Ре)
  • Mira gestorum (Ми)
  • Famuli tuorum (Фа)
  • Solve poluti (Соль)
  • La bii reatum (Ля)
  • Sancte Iohannes (Си)

Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.

Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.

Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:

1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).

2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).

3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)

Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.

В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.

Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.

акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар

Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Расположение нот на грифе

Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.

  • 1 струна – G – соль
  • 2 струна – D – ре
  • 3 струна – A – ля
  • 4 струна – E – ми

Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.

2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.

Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:

– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.

Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.

3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.

4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.

Такт и тактовый размер

Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.

Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.

Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.

Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.

Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.

Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот

Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.

Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.

Табулатура

Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.

Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)

Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:

Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:

Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.

Источник

Оцените статью