Ноты для 5 рядного баяна

Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой

для студентов учебных заведений и профессиональных музыкантов


А.Осокин
Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой

«Советский композитор», 1976г.
номер с3655к

ОТ РЕДАКТОРА
Баянное искусство активно развивается в трех направлениях: овладение все большими высотами исполнительского мастерства, обогащение репертуарного фонда, совершенствование конструкции инструмента. Эти линии развития находятся в тесной взаимосвязи, непрерывно влияя друг на друга.
Появление баянов с пятирядной правой клавиатурой облегчило многие виртуозные задачи и значительно повысило «технический потолок» исполнителя, что не могло не привести к дальнейшему повышению общего уровня исполнительского мастерства баянистов.
«Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой А. Осокина — первая работа, посвященная обобщению и систематизации практического опыта игры на пятирядном инструменте. Она, несомненно, окажется» полезной как для учащихся музыкальных учебных заведений, так и для профессиональных музыкантов.
Н. Чайкин

ОТ АВТОРА
В нашей стране музыка является одним из могучих средств культурного воспитания трудящихся. Партия и правительство уделяют большое внимание всестороннему развитию народного творчества. Особой любовью издавна пользуется русский народный инструмент баян.
В последние годы значительно возросла роль баяна как солирующего и аккомпанирующего инструмента. За сравнительно короткий срок своего существования баянная школа достигла высоких результатов, свидетельствам чему являются убедительные успехи советских баянистов на международных конкурсах.
Все большее расширение и усложнение художественно-исполнительских задач потребовало от баянистов поисков прогрессивных приемов исполнения и внедрения их в методику преподавания игры на баяне. Творческие поиски музыкантов-исполнителей привели к развитию новой, пятипальцевой школы игры.

Откликаясь на новые достижения и запросы баянистов, Московская фабрика имени Советской Армии наладила производство отечественных пятирядных баянов «Россия» и «Юпитер», пользующихся большим спросом. Эти инструменты предоставляют исполнителям, особенно владеющим системой пятипальцевой аппликатуры, новые виртуозные возможности.
Существующие пособия по овладению игрой на правой клавиатуре пятью пальцами — «Пятипальцевая аппликатура на баяне» А. Полетаева, «Баян и вопросы педагогики» В. Завьялова, «Методика преподавания игры на баяне» И. Алексеева, «Прогрессивная школа игры на баяне» Ю. Акимова и П. Гвоздева (в двух последних, хотя за основу и взята четырехпальцевая аппликатура, периодически применяется большой палец)—рассчитаны на использование баянов с трехрядной клавиатурой. В них не рассматриваются технические возможности пятипальцевой системы, открывающиеся при игре на пятирядном баяне. В данном же пособии, полностью опирающемся на принципы пятипальцевой аппликатуры, предлагаются аппликатурные разработки всех видов гамм и арпеджио, предназначенные для применения на пятирядной правой клавиатуре.

Наличие на правой клавиатуре пяти рядов дает возможность исполнить гамму любого вида одним из двух вариантов аппликатуры, вместо трех, которыми баянисты пользуются на трехрядном инструменте. Кроме того, пятирядная клавиатура во многих случаях в значительной степени способствует преодолению технических трудностей, так как всегда обеспечивает удобное положение руки и позволяет наиболее равномерно распределить нагрузку на пальцы.
Настоящая работа является результатом обобщения двадцатипятилетнего исполнительского и педагогического опыта автора, выводом из непосредственной живой практики.
А. Осокин

  • Предварительные пояснения
  • Постановка руки
  • Преимущества пятирядной клавиатуры
  • Об аппликатуре
  • Аппликатура в гаммах, арпеджио, аккордах.
    • Мажорные гаммы, арпеджио, аккорды.
    • Минорные гаммы, арпеджио, аккорды.
    • Хроматические гаммы

Скачать ноты

Источник

Аппликатурные особенности игры на пятирядном баяне

специалист в области арт-терапии

Аппликатурные особенности игры на пятирядном баяне

Лузанов А.А., студент 3-го курса СПбГиК

факультета искусств, кафедра народного

Всегда интересно наблюдать за течением времени, видеть, как всё меняется в лучшую сторону (либо наоборот). На наших глазах происходят исторические события, одно поколение сменяет другое, в научно-техническом процессе появляются новые тенденции. Иногда стоит обернуться в прошлое и задаться вопросом: как люди жили 40-50 лет назад, без тех преимуществ, которыми обладает нынешнее поколение? Сюда хочется отнести использование мобильной связи, интернета, гаджетов и т.д. По истечении многих десятков лет меняется и искусство, подход к обучению игры на народных инструментах, методика преподавания. В наше время появилось много замечательных исполнителей, дирижеров, педагогов.

Изменения, благодаря эволюции роста, не обошли стороной и баянное искусство. Баян – это хроматический, пневмо-язычковый инструмент, обладающий неповторимым, великолепным тембром. Этот инстумент -гениальное изобретение лучших мастеров конца XIX и начала XX столетия. Изначально баян был трёхрядным. Исполнители играли по принципу «гармошечной» игры, то есть большой палец за грифом, локоть немного отведен назад. Играли в основном на одном ремне и ноги были практически прижаты друг к другу. В наше время такая постановка игрового аппарата и посадка исполнителя кажутся просто фантастическими, но ведь история помнит такие имена как, П.Гвоздев, Ю. Казаков, И. Паницкий и т.д., которые исполняли именно так. Пересматривая архивные видеозаписи (либо аудио) данных исполнителей, порой удивляешься, как легко и непринужденно они играли пассажи, в процессе игры присутствовала четкость и ровность артикуляции. Повторить такое, по моему мнению, сможет не каждый играющий баянист.

В настоящее время мы пришли к общей тенденции исполнительства на баяне. Благодаря мастеру Ю.К. Волковичу, создавшему первую модель концертного четырехголосного, готово-выборного баяна марки «Юпитер» с клавиатурой, состоящей из 5-ти рядов (четвертый и пятый ряды есть не что иное, как повторение первого и второго ряда), который стал вершиной конструкторской мысли. Исполнители теперь имеют возможность использовать весь ресурс своих физических возможностей. Если есть пять пальцев, то почему мы должны играть только четырьмя?

Техническое мастерство баяниста зависит, прежде всего, от рационально подобранной аппликатуры. Аппликатура – это способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры, сюда можно отнести нумерацию пальцев. Правильно подобранная аппликатура – это 50 % успеха на сцене (конкурсе и т.д.).

Уходят в прошлое споры о целесообразности использования первого пальца. В основе баянной педагогики существует два краеугольных камня – это традиционные аппликатурные принципы (непосредственное использование только четырёхпальцевой аппликатуры, преимущественно на трёхрядном баяне) и позиционная аппликатура (пятипальцевая или последовательная). «Позиция – положение рук при игре на музыкальных инструментов, удобная для извлечения ряда звуков какого-либо регистра» (Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977). «В основе позиционной аппликатуры лежит принцип последовательного чередования пальцев внутри позиции. Последовательная нумерация пальцев здесь совпадает с высотными соотношениями звуков в мелодической линии — улучшается ясность её восприятия, расширяются виртуозные возможности исполнителя» (Семенов В. Об аппликатуре на пятирядном баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 48. М., 1980). Позиционная аппликатура является основным элементом исполнения на пятирядном баяне.

Какие же существуют аппликатурные особенности игры на пятирядном баяне? Прежде всего, это — соответствие с естественным положением руки исполнителя, что не противоречит её анатомическому строению. Благодаря использованию четвёртого и пятого дополнительных рядов баянист избегает лишних поворотов кисти. Происходит рациональное распределение энергии, благодаря чему нет зажатия, а следовательно, появляется свобода игрового аппарата. Рука изначально стоит в одной позиции, и при необходимости производит переход на другую, за счет подкладывания и перекладывания пальцев (как у пианистов).

Исходя из этого, делаем вывод, что технические возможности баяниста резко возрастают, становится проще играть виртуозные пассажи. Правильная постановка игрового аппарата играет немаловажную роль, нужно, чтобы локоть исполнителя не был отведен назад (ибо он утяжеляет руку, и все пассажи звучат тяжело, грузно).

Есть еще одна замечательная особенность: транспонирование. При использовании традиционной аппликатуры на 3-х рядом баяне в каждой новой тональности (с другого ряда) нужно применять новую аппликатуру. Переход из тональности в тональность вызывает определенные технические затруднения. Не всегда это удобно, и без специальной подготовки практически невозможно сделать «с ходу». Пятирядный баян дает возможность исполнителю сделать все проще. Чтобы сыграть на полтона ниже, либо выше, нужно перенести позицию на четвёртый либо пятый ряд, в зависимости от тональности и целей исполнителя. Удобство несомненно. Для пятирядного баяна нужно освоить два вида тональности — мажорную и минорную, и свободно, без проблем, переходить из тональности в тональность во время игры.

В заключение хочу отметить, что для всех любителей баяна, а также учащихся и педагогов, важно изучать свой инструмент постоянно, исследовать его технические и акустические возможности, развиваться в ногу со временем и никогда не останавливаться на достигнутом. Конструкция пятирядного баяна дает нам такую возможность. Аппликатурные особенности позиционной игры несут в себе огромные возможности при использовании пятирядной клавиатуры. На начальном этапе и в процессе последующего обучения важно использовать позиционную аппликатуру, прежде всего это зависит от правильного интонирования, техники и постановки игрового аппарата. Много плюсов и минусов в данной концепции. «Использовать или нет данное благо, решать каждому из нас индивидуально, ведь все вопросы, связанные с позиционной аппликатурой и её применением являются средством для реализации художественного содержания произведения, что является главной целью музыканта-исполнителя» (А. Дмитриев «Позиционная аппликатура на баяне», изд. «Союз художников», 1998.- 22 с).

Список используемой литературы:

Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977

А. Дмитриев «Позиционная аппликатура на баяне», изд. «Союз художников», 1998.- 22 с.

Семенов В. Об аппликатуре на пятирядном баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 48. М., 1980.

О. Шаров «Об особенностях аппликатурного мышления на пяти и шестирядном баяне // Аккордеонно-баянное исполнительство: Вопросы методики, теории и истории / Сост. О. М. Шаров. – СПб.: Композитор, 2006. С. 5-16.

Источник

ReadiGO

E-commerce Themes

Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина

Учится играть на баяне по слуху

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.


В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль. Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук. Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха.

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна


Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной. При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине. Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов. Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4. Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз.
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса. Мажорные б. Минорные м. Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали, что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Советы начинающим

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Удачи в освоении музыкального инструмента

Источник

Оцените статью