Ноты для акапельного пения

Нотный архив Бориса Тараканова

сборник «Хоровые произведения а-капелла»

Содержание

И. Стравинский. Четыре русские народные песни (Подблюдные)

1. У Спаса в Чигисах
2. Овсень
3. Щука
4. Пузище

Венчик ты мой. Русская народная песня. Обработка О. Коловского

С. Слонимский. Песня Виринеи с хором. Из оперы «Виринея»

Б. Тищенко. Свадебная.

A. Радвилович. Три песни. Тексты старинных французских народных песен. Перевод И. Эренбурга.

1. По дороге по Лорренской
2. Гора
3. Лети, мое сердце, лети!.

B. Римша. Два хора. Из цикла «Мир от красоты» Стихи А. Фета.

1. Какая ночь!
2. Мир от красоты.

И. Воробьев. Из древнеармянской поэзии. Концерт для женского хора a. cappella, части 1 и 3.

Пресвятая Мария. Текст Саакдухт Сюнеци (VIII в.). Перевод А. Сендыка
Рано утром предстану пред тобой. Текст Месропа Маштоца (IV-V в.). Перевод

Д. В. Смирнов. Благовещение. Концерт для женского хора. Стихи П. Яворова. Перевод Л. Озерова.

Приди
Греза
Благовещение
Люблю тебя

Источник

Тема: НЕИЗВЕСТНЫЙ СТИЛЬ — современное пение a cappella

Опции темы
Поиск по теме

НЕИЗВЕСТНЫЙ СТИЛЬ — современное пение a cappella

Заметка о современном стиле
популярной музыки, неизвестном в России

// пост был написан для другого форума, потому
sorry for the style and the lack of academic
precision — treat it as my individual opinion only //

Современная (российская) поп-музыка стоит на заимствованиях
из англо-американской культуры, которым нет числа.
Блюз, рок, все нитожные «фанки» и прочее — все до одного
стили обработки мелодий,

Однако в англоязычном мире есть давняя традиция
неизвестная в России, которая тянется еще из 19 века.
Когда я говорю «неизвестна», то можно уточнить — может
быть в России найдется пяток групп её использующих, но
это на фоне всего остального.

Я говорю о традиции петь только голосом, без муз инструментов,
современные песни. Это выводит за рамки «народные», «церковные»,
всевозможные «хоры» — ибо современное пение акапелла делается
обычно в группах из 4-5 участников.

В 1930е некий американский юрист Кэш озаботился сохранением
традиции (19 века), и образовал Общество Парикмахерской Музыки —
таким было традиционное название, barbershop singing.
У классика американского рисунка Рокуэлла есть картинка с
парикмахером, его помощником и клиентом распевающими во всю глотку.

Общество и движение существуют до наших дней, и стандартом стали
«парикмахерские квартеты». Идея проста — под (почти каждую)
ноту мелодии подписывать септаккорды.
Как это звучит можно
услышать на современных международных турнирах «парикмахерских
квартетов». Придурковатость поведения и юмор также неотъемлемые
части стиля, там часто поют «невсерьез»:
https://youtu.be/m3510hGtlDg?t=44

Стиль проявился в «мейнстриме» американской эстрадной музыки,
аккомпанимент в виде (септ)аккордов под каждой нотой мелодии
можно слышать и в 1930е, и в 1950е:
(The Andrews Sisters — Boogie Woogie Bugle Boy — 1941)
https://www.youtube.com/watch?v=8of3uhG1tCI
// мой парень был музыкантом супер-класс, но ему выпала
лотеея
(во Вторую Мировую призыв делали по «лотерее» —
subharnomic), он пошел в армию — и сейчас на трубе играет
буги-вуги во второй роте
//

Парикмахерщики и сегодня распространены во всех англоязычных
странах, проводят свои мировые чемпионаты — и у них есть своя
система вокальной подготовки (они например распевают
и заучивают «тэги», стандартные «ходы» или «последовательности»
или «разрешения» аккордовых линий).

ОДНАКО на этом процесс не остановился. Подобное пение стали
использовать в американских школах и колледжах. Со временем
оно изменилось, от идеи подписывать аккорд к каждой ноте
отказались и стали делать более разнообразные аранжировки —
и уже ближе к нашему времени добавили «битбоксеров», певцов
ртом, изображающих ударные инструменты.

Между колледжами в США проводят региональные и национальные
соревнования — и ЕЩЕ ОДИН ПОВОРОТ случился уже в первом
десятилетии 2000х.

Где-то с 2006-2007 большие компании звукозаписи решили обратить
внимание на традицию пения а каппелла, пропиарить её, и запустить
коммерчески подобные группы (уже существующие в стране менее
заметно)

Для этого организовали ряд национальных конкурсов, ну, похожих
на «Голос» или «Икс Фактор», только менее искаженных, и три
года подряд их транслировали по одному из ведущих каналов США
(«Sing Off»).

Для популяризации стиля сняли фильм (Pitch Perfect), как в
Америке принято снимать ‘молодежную тему’, глуповато, но
«мотивирующе».
Вот ролик актрисы (anna kendrick) игравшей заглавную роль,
как бы «затакт» к фильму — она в ролике бросает работу и нехотя
едет учиться в колледже (где станет звездой местной женской
группы а каппелла пения)
https://www.youtube.com/watch?v=cmSbXsFE3l8
// «вы будете скучать, когда я уеду» //
(ролик с большим количеством аудио-фотошопа, сама она так
чисто петь не может)

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ КОНКУРСЫ «SING OFF» вытащили на свет несколько
сильных групп современного а каппелла.

(1)
Самая раскрученная из них сегодня — несомненног Пентатоникс
(Pentatonix).
Они поют профессионально, скорее всего их
выбрали еще и по политическим причинам (мексиканка, негр,
два белых педераста и еврей, просто икона «мультикультурализма»).
Их музыка сильно аудио-фотошоплена — и однако аранжировки для
них делают профессионалы и они создали буквально свой культ —
огромную популярность, которую можно видеть на Ю-Тьюбе —
и спели много хорошей музыки.

Их специализация — попса, однако коммерческие хозяева каждый
год требуют писать по диску к Рождеству, где в новой интерпретации
поют традиционные колядки и т.д.

ПРИМЕРЫ:
«маленький барабанщик» — американская 1930х по европейской
легенде о маленьком мальчике, который пришел к колыбели
Христа и — у него не было других подношений -сыграл ему на барабане,
на что младенец улыбнулся
https://www.youtube.com/watch?v=qJ_MGWio-vc

ДРУГИЕ качественные ГРУППЫ:

(2)
Street Corner Symphony (примерно «Уличные Музыканты»):
Твое Вуду:
https://www.youtube.com/watch?v=YH6KQZ8Uabg
К сожалению, они кажется прекратили выступать

Останься со мной (попса, лирика с первого диска
нового в тот год мальчика в бизнесе поп-музыки)
https://www.youtube.com/watch?v=b32-8GaRgXM

(3)
Home Free — поют как бы «кантри» или около того,
но а каппелла.
В этом примере однако они озвучили песенку из мультика
Дизни, «Зутопия» (в оригинале пела Шакира):
«пробуй всё» (try everything)
https://www.youtube.com/watch?v=J8vxiVIH7VY

здесь они по-своему поют «классику» Джонни Кэша,
«Кольцо огня» (вместе с басом из Пентатоникса
до кучи):
https://www.youtube.com/watch?v=0l3dsHCScxU

(5)
ПОНЯТНО, есть и более «академические» группы похожего
направления, вот довольно известный пример:
The Swingle Singers, Libertango
https://www.youtube.com/watch?v=-uiG5jJavTU
youtube channel
https://www.youtube.com/user/swinglesingers/videos

МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ музыкальная, эстетическая
«чистота» такого пения
— всё делает человек, своими
лёгкими, глоткой и разумом. Петь так можно любую музыку,
особенно учитывая что если включен нижний диапазон,
то типичное покрытие для обычного голоса порядка
4х октав. Стиль вызывает бешеный интерес у слушателей.

НО — ЭТОТ СТИЛЬ не развивается в России, традиция — при
100% вторичности современной эстрады — почти абсолютно
неизвестна.
Один из «мэтров» советской эстрады на телеконкурсе
назвал такое пение «жонглированием» (типа, это ни
хрена не пение, да, это «артисты оригинального..» —
(подчеркнуто интонацией особого уничижения) — «..жанра»),
единственный же комментарий который смогло родить
другое ветеран советской сцены (кажется юрий антонов)
прослушав подобное исполнение — «да, молодцы, не
съехали с тональности. Когда нет сопровождения,
трудно не съехать с тональности».

Что пожалуй ставит жирную точку в этом увлекательном
рассказе.

Российский не-академический молодняк выбирает «эстраду»
в том виде, как её практикует оккупировавшая ТВ-каналы
мафия, либо поёт «настоящий рок», потяжелее и покрикливее,
если можно.

И не видит никто это море разливанное и поле непаханное.

Вот бы куда деть всех невыбранных в Большой и Мет, с годами
и годами вокальной подготовки — можно открыть новую «сцену»
(as in «jazz scene», «pop scene» etc) для такого исполнения —
но. нет, никто не видит, вокал существует в очерченных в 19 веке
традициях — и тишинаа.

Этот пост сначала недолго пробыл в другой группе,
и я копирую сюда 2 осмысленных комментария оттуда:

28.02.2017, 13:13 #2
Modus Exciter
Re: Современное пение a cappella — неизвестный стиль

Ну, если они живьём так чётко держат строй, то это очень круто. Обращает на себя внимание, что «более академичные» Swingle Singers звучат грязнее. Что это, отсутствие более современной и совершенной школы или отсутствие интонационной коррекции? Такое же слаженное звучание хора в песне Hafanana Симона.

———————————
28.02.2017, 14:01 #3
subharmonic
Re: Современное пение a cappella — неизвестный стиль

Цитата Сообщение от Modus Exciter Посмотреть сообщение
Ну, если они живьём так чётко держат строй, то это очень круто.
(a) пример barbershop quartets доказывает, что очень долго и точно так петь можно.
Их чемпионаты показывают «как есть», они кучкой как правило стоят вокруг одного
микрофона — записи не правлены в «аудио-фотошопе»

(б) что касается народа вроде Пентатоникса, Хоум Фрее и т.д. — на Ю-Тьюбе есть не
только официальные выпуски их исполнений — которые аудио-фотошоплены, а
потому могут быть и с правленными по высоте нотами — но и их выступления
на сцене и неформальные куски распевок. По крайней мере те, что наверху
и наиболее известны петь могут

(в) проблема «автоподстройки» (нот по высоте) поп-певцами заслуживает
отдельного поста. Манипуляция звуком во время его пост-обработки —
слон в лавке. Это тебе не классика и не джаз, в коммерческом отбивании
бабок со «звёзд» используют всё что можно.

МЕНЯ УДИВИЛ (когда я с ним столкнулся) САМ ПОДХОД к деланию музыки
в такой вокальной традиции. Всё голосом — и получаем полное звучание,
которому не нужны музыкальные инструменты, и которое оттого интереснее
эстетически.

Последний раз редактировалось subharmonic; 02.03.2017 в 12:45 .

Источник

Русские народные песни — ноты для голоса

Репертуар для высоких, средних и низких голосов, представлены вокальные произведения русских и зарубежных композиторов различных жанров: романсы, арии из опер и оперетт, песни народов мира, дуэты и вокальные ансамбли.
Произведения, вошедшие в серию, расширят и украсят концертный репертуар вокалистов-профессионалов, а также могут быть использованы в учебном процессе учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных училищ и консерваторий.


Русские народные песни из репертуара А. Эйзена
Для голоса и фортепиано
“Советский композитор”, 1986г.
номер с7621к

Еще ссылки по теме:

Огромна популярность русской народной песни в нашей стране и во всем мире. Вполне закономерно, что русская народная песня занимает значительное место в репертуаре солиста Большого театра, народного артиста СССР Артура Эйзена. Где бы он ни концертировал» он почти всегда исполняет эти песни, либо в основной программе, либо на бис. Это отчасти предопределило появление концертных обработок для голоса с фортепиано, содержащихся в данном сборнике. Ведь подавляющее большинство обработок русских народных песен, печатающихся в наших изданиях, сделано упрощенно и не годится для исполнения на высокой эстраде.

Народная песня — едва ли не самый трудный вокальный жанр у певцов, особенно академического толка. Спеть народную песню красивым выработанным голосом — это уже хорошо. Но этого совсем недостаточно. Глубина, мудрость, юмор, игривость, душевность народной русской песни —вся её многообразная и многообразная красота раскрывается только тогда, когда певец всем нутром своим чувствует душу песни, растворяется в ней. Этого не подменишь никакими ухищрениями показного вокального блеска, никакой эстрадной внешней бравадой, ни подражанием каким-то уже «апробированным» штампам. Исполнение народной песни непременно связывается с самобытностью, полнейшей искренностью и правдивостью чувства. Далеко не всем певцам удается народная песня, во всяком случае в таком её многообразии, как она представлена в репертуаре Артура Эйзена. В данном сборнике собрано далеко не всё, что он поёт. Но и то, что здесь есть, говорит само за себя широким охватом различных образов, содержащихся в каждой песне. Тут и «Славное море —священный Байкал» — песня, воплотившая извечное пламенное стремление русского человека к свободе, нашедшее столь прекрасное единение с могучей природной стихией, тут и задумчиво-философская проникновенная песня «Вечерний звон», уходящая корнями поэзии своей в далекие века, и которая так созвучна нашему сердцу своей неизбывной глубиной, любовью к родному дому, к отчизне; или шуточная песня «В деревне было в Ольховке», где разыгрывается жанровая потешная сценка в лицах; тут же бессмертная песня «Эй, ухнем!», в которой сквозь несколько угрюмый, «подневольный» мотив чуется и великая сила артельного мужицкого труда; или песня «Из-за острова на стрежень» с её картинной живописной сменой ракурсов действия, с её пейзажным и душевным фоном, создающим как бы живую перспективу; наконец, весёлая раздольная лирическая песня «Вселенная», ставшая теперь своим названием как-то особенно современной космическим нашим делам.

Берясь за исполнение народной песни, исполнитель, конечно, должен уметь «ставить» её, как режиссер ставит свой спектакль, то есть обдумывая и общую идею и мизансценные подробности. Певец должен раскрыть образный строй всеми выразительными средствами, доступными ему. Песню надо и рассказать, и пережить, и «сыграть», даже изобразить. Естественно, главное здесь —выразительная интонация голоса— квинтэссенция эмоций певца. Но и кроме голоса важны в той же мере и жест, мимика, поза, то, что называется актерским мастерством. Этими свойствами сполна владеет Артур Эйзен. Благодаря этому его исполнение становится особенно доступным самой широкой слушательской аудитории различных стран. Тот, кому пришлось хоть раз присутствовать где-либо за рубежом на концертных выступлениях Эйзена, знает, какой колоссальный взрыв слушательских эмоций вызывает исполнение им таких песен, как «Славное море — священный Байкал», «Из-за острова на стреженьж или «Вдоль по Питерской».
Одним из замечательных свойств Артура Эйзена является его чутье национальной природы народных песен, уменье быстро и верно схватывать особенности оригинального их языка и манеру исполнения. Автору этих строк неоднократно приходилось работать с Артуром Эйзеном над песнями различных национальностей, в частности, японскими, специфика которых, казалось бы, так далека от русской манеры пения. Однако, у слушателей японцев повсюду исполнение этих песен неизменно встречало самую восторженную реакцию. Японская народная «Песня рыбака», кстати, долгое время и в нашей стране не сходила с концертного репертуара певца, как своеобразный «шлягер».
Так же было дело с негритянской песней «Никто не изведал столько мук», американской «Песней ковбоя», белорусской «Бульбой», латышской «В кабачке» и другими.

Каждая из народных русских песен — это необозримое поле исполнительских возможностей для певца и его партнера-аккомпаниатора. Как концертный номер песня должна быть компактна, иметь вполне определенную достаточно законченную сюжетную линию; всё, что сопровождает голос, вся звучащая фактура аккомпанемента должна служить раскрытию общего замысла и отдельных образных деталей произведения. Музыка сопровождения должна от начала до конца выдерживать высокий эмоциональный тонус. Образное мышление солиста-певца, его артистические намерения неразрывно связуются с образным мышлением и исполнением партнера-пианиста. Из этих предпосылок исходил автор в своих обработках.
Прежде всего —отбор текста и мелодических вариантов. В тех песнях, которые в фольклорных списках имеют слишком много куплетов и различных версий отдельных слов, фраз, оставлены наиболее распространенные в народе варианты, с тем минимумом куплетов, что необходимы для понимания сюжетного смысла и для сохранения концертной компактности формы. То же в мелодических вариантах— они сведены к наиболее распространенным образцам. Данный сборник не может, конечно, служить справочником «ортодоксальных», канонических, запечатленных навечно эталонов текста и мелодии. Отдельные исполнители неизбежно пожелают привнести что-то свое. Это правомерно, лишь бы был соблюден исполнительский вкус, стиль, чувство меры, нарушение которых часто приводит к откровенной отсебятине.
Все проставленные в йотах обозначения темпа, динамические нюансы, в известной степени, условны. Каждый исполнитель — это не исключается — может проявить свое собственное толкование отдельных деталей. Тем не менее то, что указано здесь, может служить общим ориентиром исполнения, опирающимся на какие-то устоявшиеся традиции.

Две песни сборника — «Эй, ухнем!» и «Вдоль по Питерской» — переделаны для голоса с фортепиано по известным обработкам композитора Бориса Александрова, сделанным для состава Краснознаменного ансамбля Советской Армии имени А. В. Александрова. Песня «Ах ты, степь широкая!»— также переработка хорового изложения её, сделанного композитором Петром Триодиным.
К. Виноградов Издательство «Советский композитор», 1986 г.

  • Славное море —священный Байкал. Слова Д. П. Давыдова
  • Вечерний звон. Слова И. Козлова
  • Всю-то я вселенную проехал. Слова народные
  • По диким степям Забайкалья. Слова народные
  • Ах ты, степь широкая. Слова народные
  • Из-за острова на стрежень. Слова Д. Садовникова
  • Вдоль по Питерской. Слова народные
  • Эй, ухнем! Слова народные
  • В деревне было в Ольховке (шуточная). Слова народные
  • Дубинушка. Слова А. Ольхина

Скачать ноты

Источник

Читайте также:  Все херувимские чеснокова ноты
Оцените статью