Ноты для аккордеона правая клавиатура
Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20
Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H
Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно — какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно — 6 выше 4 .
Буквы
- б — мажорный аккорд
- м — минорный аккорд
- с — септаккорд
Например
6м — Ля минор, 1б — До мажор, 3с — Ми септ и так далее
На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.
Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.
Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд 6м играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд 6м играется на звук мелодии 6 (ля) .
Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .
Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна — четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.
Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов
Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.
Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .
Аппликатура мелодии
- Клавиши 1 ряда — указательный палец
- Клавиши 2 ряда — средний палец
- Клавиши 3 ряда — безымянный палец
- Клавиши 4 звука в септаккордах — мизинец
Источник
Правая клавиатура
СВОЙСТВА ЗВУКА
Каждый звук имеет следующие свойства; высоту, длительность (продолжительность), силу и тембр (окраску).
Для записи музыкальных звуков пользуются знаками, которые называются нотами. Более подробно данный материал рассмотрен на уроках теории. Поэтому я здесь совсем коротко расскажу он некоторых свойствах звука, а Вы все-таки загляните в теоретический курс и прочитайте.
ВЫСОТА ЗВУКА
Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца нумеруются снизу вверх по порядку, т. е. нижняя линейка — первая, следующая за ней — вторая и т. д.
Для обозначения высоты звука пользуются нотами, размещенными иа нотоносце.
В музыке существует семь основных названий звуков разных по высоте: до,ре,ми, фа, соль, ля, си.
Для определения высоты звука на правой клавиатуре и соответствующей ноты на нотоносце в начале нотоносца ставится особый знак, который называется скрипичным ключом или ключом соль. Он указывает на то, что нота соль первой октавы записывается на второй линейке нотоносца. Другие звуки имеют названия в зависимости от их расположения на нотоносце:
Расстояние между двумя звуками называется интервалом. Интервал, между двумя звуками, имеющими одинаковое название, называется октавой.
Если одновременно нажать две клавиши с одинаковыми названиями (например до и до, ре и: ре и т.д.), то, несмотря на разницу по высоте, звуки окажутся настолько сходными, что как бы сольются в одно звучание. Такие сходные звуки с одинаковыми названиями называются октавными.
Но эти октавные звуки (например, до и до, соль и соль и т.д.) нельзя смешивать с октавами, на которые делится звукоряд аккордеона. Октава, как участок звукоряда, начинается всегда со звука до и заканчивается на звуке си, (см. приведенную ниже схему):
Правая клавиатура аккордеона состоит из четырех октав: малой (неполной), первой, второй и третьей (неполной).
АППЛИКАТУРА
При игре на аккордеоне в правой клавиатуре используются все пять пальцев. Следует помнить некоторые основные правила распределения пальцев: по возможности не перескакивать одним и тем же пальцем с одной клавиши на другую, а менять пальцы в зависимости от расположения руки и клавишей; разные клавиши следует нажимать разными пальцами.
Порядок чередования пальцев называется аппликатурой (пальцовкой).
В нотах пальцы обозначаются цифрами:
1 — большой палец (первый палец)
2 — указательный (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.
Чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя.
Целая нота — звук длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета). Целая нота изображается большой светлой головкой. В продолжении всей длительности целой ноты палец с клавиши не снимается и движение меха не прерывается.
Вот и давайте научимся играть целыми нотами. Разберем первое упражнение. Нажмем большим пальцем ноту До первой октавы (если не можете сразу найти ноту — поищите на рисунке). Плавненько и ровно тянем мех, одновременно считаем вслух: «Раз, два, три, чтыре» (я специально пропустил букву «е»). Все, хватит, клавишу отпустили. Повторим еще раз то же самое, но только уже, сжимая мех. А вот во второй части упражнения уже по две ноты на разжим и две ноты на сжим. Каждую ноту просчитываем на счет: «1, 2, 3, 4». Понятно все? Переходим к водным проце. ой, простите, к следующим упражнениям.
Источник
П.Лондонов — Школа игры на аккордеоне
Нотные сборники, литература для аккордеона
От АВТОРА
Настоящая Школа предназначена для систематических занятий музыкой. Основной принцип её построения — постепенный переход от простого к более сложному. Школа может быть пособием для учеников и методическим руководством для педагогов.
Состоит Школа из двух разделов.
В первом разделе даются краткие теоретические сведения и нотный материал к ним в виде упражнений и небольших пьес. Второй раздел — практический нотный материал, расположенный в порядке возрастания трудности.
В зависимости от индивидуальных особенностей ученика преподаватель может творчески дополнять теоретические сведения и выбирать нужный репертуар.
При обучении важно всегда иметь в виду основную цель педагогической работы: творческое, сознательное отношение учащегося ко всем разучиваемым произведениям. В то же время ученик должен беспрекословно выполнять все технические указания педагога.
Изучать подряд весь материал Школы не обязательно. В зависимости от интересов и возможностей ученика преподаватель составляет учебную программу на основе упражнений, этюдов и пьес, входящих в Школу.
Начальные разделы в Школе построены главным образом на пьесах песенного характера. Это необходимо для быстрого восприятия всех методических указаний.
Для осуществления задачи овладеть инструментом возможно полно предлагаются пьесы и этюды более сложные в техническом отношении. В большинстве случаев — это произведения, написанные специально для аккордеона обработки и переложения
П. Лондонов
Петр Петрович Лондонов родился 20 апреля 1928 года в поселке Лондон Пензенской области. Рассказывают, что это нерусское слово в давние времена привез в село помещик. По названию села некоторые крестьянские семьи стали прозываться Лондоновыми. В такой семье рос и Петр Лондонов.
Народ Пензенского края славится любовью к музыке, пению. Жители села Лондон не составляли исключения. И стар и млад собирались в праздничные дни у околицы, в клубе, пели, плясали. С детских лет будущий композитор узнал и полюбил русские народные песни, наигрыши.
К пяти годам отец научил Петра играть на баяне. И вскоре совсем еще маленький мальчик не уступал в игре взрослым. В семь лет его приглашают на вечеринки, свадьбы «потешить музыкой». И Петя играет, играет все лучше и лучше.
В 1946 году П. Лондонов поступает в Пензенское музыкальное училище. А через два года отправляется в Москву, где успешно сдает экзамены и зачисляется на композиторское отделение Музыкального училища при Московской государственной консерватории. Лучшие годы учебы П.Лондонова связаны с именем профессора Е.И. Месснера. Он занимался у Евгения Иосифовича в училище, а затем под его руководством продолжал совершенствовать свое композиторское мастерство в Московской государственной консерватории. Большую роль в воспитании молодого музыканта сыграли известные советские педагоги И.Способин, А.Мутли, Д.Рогаль-Левицкий, Е.Голубев, В.Цуккерман.
Еще студентом П.Лондонов ездит в фольклорные экспедиции. Он бывает в Красноярском крае, в Иркутской и Пензенской областях, записывает частушки, песни, сказы. Результатом этой работы стал выпуск сборников: «Народные песни Красноярского края» и «Народные песни Пензенской области».
По окончании консерватории П.П.Лондонов некоторое время работает старшим научным сотрудником Кабинета народной музыки при Московской государственной консерватории (тогда, в частности, он записывает много частушек для «Антологии русской народной песни»), а затем переходит к редакторской работе.
В творческом наследии Петра Петровича немало оригинальных, оставляющих глубокое впечатление, произведений. Эти сочинения, народные по содержанию, эмоционально насыщенные, написаны современным музыкальным языком. Достаточно назвать поэму П.П.Лондонова «С берегов Енисея» для оркестра русских народных инструментов, Концерт и Сонату для готово-выборного баяна (впервые для этого инструмента был написан концерт).
Кроме того, П.П.Лондонов — автор пьес, фантазий, обработок, этюдов.
Значительное место в его творчестве отведено педагогической, методической литературе. Им написаны Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике, Школа игры на аккордеоне, а также в соавторстве с другими специалистами Самоучитель игры на баяне.
Умер П.П.Лондонов 11 ноября 1981 года в Москве.
Раздел I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
В воспитании и обучении молодого музыканта решающая роль принадлежит преподавателю. Поэтому нельзя переоценить значение тщательной подготовки педагога к каждой встрече с учеником, к каждому уроку.
Как преподнести тот или иной материал — зависит от опыта, знаний и природной одаренности преподавателя. Главная задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и постепенно, от урока к уроку, прививать ему любовь к музыке, любовь к ежедневной игре на аккордеоне.
На первом же занятии необходимо обратить внимание на правильное положение корпуса учащегося и положение аккордеона, объяснить принцип образования звука (при помощи меха, струи воздуха и стальных язычков) и учить правильно и плавно разжимать и сжимать мех, получая при равномерном движении ровный по силе звук Ученик должен уметь слушать звук и регулировать его громкость скоростью движения меха.
Следующее занятие посвящается элементарной теории музыки — ознакомлению с самыми простейшими понятиями о звуке и нотном письме. Центральной задачей является правильная постановка руки (кисти и пальцев) на клавиатуре в объеме звукоряда до — соль первой октавы. Нужно терпеливо и настойчиво следить за плавностью движений и отсутствием напряженности мышц кисти и пальцев. Целесообразно для этого использовать целые и половинные ноты и паузы, чтобы ученик имел больше времени сосредоточить внимание на равномерном движении меха, свободном движении пальцев. Уже на этом занятии следует достигнуть полной взаимосвязи отдельных понятий: «нота —палец — мех — счет»
Дальнейшие занятия посвящаются закреплению теоретических сведений на основе разучивания упражнений и небольших пьес.
При игре на аккордеоне, сидя или стоя, корпус исполнителя должен быть выпрямлен. Не следует наклоняться вперед, вбок или откидываться назад. Аккордеон закрепляется при помощи ремней так, чтобы нижняя часть правой клавиатуры упиралась в колени, а задняя сторона плотно прилегала к грудной клетке. Мех и басовая (левая) сторона двигаются свободно.
Правая рука должна быть освобождена от напряжения. Предплечье не соприкасается с корпусом, а локоть не отводится вперед или назад. Кисть совсем расслабленная, свободная. Палец, нажимающий клавишу, округлен и касается клавиши «подушечкой». Недопустимо, чтобы пальцы лежали на клавишах или касались их ногтями.
Левая рука помещается между ремнем и решеткой задней части левой стороны аккордеона. Ремень соприкасается с верхней частью кисти. Во время игры рука свободно перемещается вверх и вниз. Пальцы дугообразно согнуты в суставах и нажимают кнопки левой клавиатуры, ударяя по ним, как молоточки. Движение меха осуществляется левой рукой.
В верхней части боковой сетки находится кнопка, при помощи которой выпускается воздух из меха.
При извлечении звука нажимать на клавиши и кнопки нужно спокойно, без каких-либо усилий, так как громкость звука зависит от силы (скорости, интенсивности) движения меха, а не от силы нажатия пальца на клавишу или кнопку.
Разжим меха, который в нотах обозначается знаком J, должен быть плавным, равномерным, без резких толчков. При разжиме верхняя часть меха более раздвинута, образуя при этом линию в виде дуги.
Сжим меха, который в нотах обозначается знаком L, должен быть равномерным и медленным. Смена движения меха, от разжима к сжиму и наоборот, должна происходить незаметно в конце фразы или во время паузы. Недопустимо производить смену движения меха на звуке, который должен непрерывно тянуться (звучать).
Сделайте несколько упражнений, нажав одну из клавиш 2-м или 3-м пальцем с одновременным движением меха. Надо особо следить за ровностью движения меха, плавностью извлекаемого звука.
С самого начала занятий не следует смотреть на клавиатуру и регистры, чтобы не отвлекаться от основной задачи: восприятия нотного текста.
При игре на правой клавиатуре используются все пять пальцев.
На левой (басовой) клавиатуре играют четырьмя пальцами Здесь большой палец употребляется только для нажима кнопки воздушного клапана.
Следует помнить некоторые основные правила распределения пальцев: по возможности не перескакивать одним и тем же пальцем с одной клавиши на другую, а менять пальцы в зависимости от расположения руки и клавишей; разные клавиши следует нажимать разными пальцами
Порядок чередования пальцев называется аппликатурой. В нотах пальцы обозначаются цифрами:
1 —большой палец (первый палец),
2 — указательный (второй палец),
3 — средний (третий палец),
4 — безымянный (четвертый палец),
5 — мизинец (пятый палец).
Обратите внимание на правильную постановку пальцев. Чуть согнутые в крайних фалангах пальцы при нажиме на белые клавиши перпендикулярны клавиатуре; они не должны находиться близко к черным клавишам. Удар должен быть мягким. Надо избегать сильных нажимов, от которых пальцы напрягаются и становятся менее подвижными
Особенно важно это для 4-го и 5-го пальцев, которые сами по себе менее подвижны и часто одновременно делают одно и то же движение.
Следите за положением кисти. Она должна быть свободной, расслабленной, а не скованной и напряженной. Локоть не должен выдвигаться вперед. Нужно настойчиво добиваться, чтобы ученик овладел этими навыками
Правильность игровых движений проверяется звуковым результатом: ученик должен вслушиваться в свою игру и извлекать звуки осмысленно и выразительно.
Приступая к разучиванию музыкального произведения, следует ясно представить себе его темп, силу звучания, а также общий характер музыки, раскрывающей его содержание.
Темпом называется та или иная скорость исполнения музыкального произведения. Различаются три основные скорости исполнения: медленно, умеренно, быстро.
Основная скорость исполнения (темп) указывается обычно в самом начале произведения.
Существует шесть основных обозначений темпов:
Adagio — (адажио) — медленно;
Andante — (анданте) — не спеша, спокойно;
Moderate — (модерато) — умеренно;
Allegretto — (аллегретто) — подвижно;
Allegro — (аллегро) — скоро;
Presto — (престо) — быстро.
Средний из названных темпов — модерато — соответствует скорости спокойного шага. Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
accelerando (аччелерандо), сокращенно accel. — ускоряя;
ritenuto (ритенуто), ritardando (ритардандо), сокращенно rit. — замедляя;
a tempo (а темпо) — в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествующего ускорения или замедления).
Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Наиболее употребительны следующие обозначения силы звука:
р (пиано) — тихо, слабо;
рр (пианиссимо) — очень тихо;
f (форте) — громко, сильно;
ff(фортиссимо) — очень громко;
mp (меццо-пиано) — не слишком тихо;
mf (меццо-форте) — не слишком громко;
sf (сфорцандо) — сильно акцентируя, выделяя;
diminuendo или (диминуендо) — постепенно ослабляя звучание.
Как указывалось выше, увеличение или уменьшение силы звука на аккордеоне зависит не от силы нажима пальцев на клавиши, а от движения меха. При громком звучании движение меха (сжим и разжим) нужно делать с большей силой и резко, при тихом звучании — с меньшей силой и плавно.
Кроме того, надо учитывать обозначения, указывающие на характер исполнения музыки, например, «певуче», «шутливо», «с блеском», «решительно» и т. д. В конце раздела приводятся наиболее употребительные музыкальные термины.
Источник